Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мотивация выбора профессии вожатого

Под мотивацией понимается некоторая совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Сюда относят систему факторов, определяющих поведение и включающую мотивы, потребности, цели, намерения и т. д. Мотивация стимулирует и поддерживает поведенческую активность вожатого на определенном уровне, именно она влияет на то, почему не проводится какое-либо внутриотрядное мероприятие, почему одни виды деятельности подменяются другими, менее важными, почему приоритеты расставляются так или иначе.

Чаще всего, в своей деятельности вожатый не осознает систему мотивации и ведущий мотив (внутреннее побуждение, которое заставляет человека поступать определенным образом). Он находит тысячу и одно «рациональное» объяснение своего выбора, поступка и пр., удобное для его восприятия. Так, вожатому проще обозначить (и в то же время воспринять ситуацию именно таким образом), что он не проводит с детьми тематический «огонек» потому, что необходимо много времени на вечерний душ детей, а не потому, что у него возникают трудности в его проведении (например, не успел разработать «огонек», не получается удержать внимание детей, не справляется с организацией режимных моментов, дисциплины и др.).

В этом аспекте (отказ от проведения тех или иных мероприятий) задействована мотивация избегания неудач. Вообще, у человека есть два разнонаправленных мотива: это мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.

Вожатые, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются. Вожатые с данным типом мотива проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей и задач. При этом они предпочитают брать задачи средней или слегка повышенной трудности и приписывают свои достижения внутриличностным качествам (способностям, старанию и др.).

Но, опять-таки, следует сказать и о силе выраженности данного мотива в личности. При средней его выраженности осуществляется правильная оценка своих способностей и происходит мобилизация при неудаче, из-за которой человек не расстраивается. Важной психологической особенностью, влияющей на достижение успеха в трудовой деятельности вожатого и на его самооценку, являются требования, предъявляемые к себе. Тот, кто предъявляет к себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.

Вожатые, мотивированные на избегание неудачи, в деятельности нацелены не на то, чтобы добиться успеха, а на избегание возможных неудач. Вожатый, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность достижения успеха тем или иным средством (пусть даже и зарекомендованным), боится критики, из-за которой тщательно и продолжительно скрывает имеющиеся трудности в работе с напарником или детьми. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудач, у него обычно связаны отрицательные эмоции, в результате которых он не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею. В итоге его работа с детским коллективом сводится к организации режимных моментов, дисциплины. Вожатый, мотивированный на избегание неудачи, не склонен к импровизации, апробированию чего-то нового и интересного. При первом поражении в какой-либо деятельности, начинает ее избегать, расставляя «удобные» для себя приоритеты в деятельности, находя оправдания невозможности ее выполнения. При этом характерной чертой для вожатого, мотивированного на избегание неудачи является то, что в работе он выбирает либо наиболее легкие, либо наиболее трудные задачи и часто не справляясь с последними отступает назад, в очередной раз оправдывая себя. Вообще при выполнении или невыполнении поставленной задачи такие вожатые склонны приписывать результат внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению, детям, коллегам и т.п.). Вместе с тем, люди, имеющие сильно выраженный мотив избегания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку.

 

Среди мотивов трудовой деятельности выделяют следующие:

ü интерес – это осознанный, значимый и эмоционально привлекательный мотив, который вовлекает вожатого в деятельность «с головой», открывает для всего нового интересно, включает в инновации;

ü материальные ценности – мотив труда ради получения материальной выгоды. Бывает эффективным для вожатого тогда, когда имеется варьированная оплата труда и то, эффективность во многом уступает предыдущему, поскольку действует преимущественно на уровне активности и исполнительности;

ü социально значимые мотивы, на основе которых профессия вожатого выбирается исходя из ее значимости, престижности. Вожатый с таким мотивом чаще удовлетворяется своей ролью, но не в достаточной мере направлен на процесс и результат труда, часто выполняя свои функциональные обязанности поверхностно, формально;

ü мотив власти – стремление человека иметь власть над другими людьми – детьми, коллегами. Специалист с таким мотивом имеет деструктивные формы поведения, не слышит и не чувствует детей, удовлетворяясь своей ролью и положением, не терпит непослушания и непринятия его значимости;

ü альтруистический мотив – мотив, побуждающий вожатого к полной самоотдаче детям и коллегам, осуществляемой ради блага другого человека. Такой специалист не надеется на вознаграждение, для него главное быть нужным и полезным, причем часто в ущерб себе и своим интересам;

ü мотивы самоутверждения в труде определяют достаточно разнообразные стратегии поведения, направленные на утверждение своей авторитетной позиции «я важен», «я силен», «я значим», «я крутой». Такие мотивы чаще всего имеет вожатый, стремящийся к компенсации какого-либо комплекса неполноценности, часто внутренне неуверенный в себе, но нашедший какую-то сильную сторону (например, умение придумывать интересные творческие номера и «ставить» их с детьми). Как правило, такой вожатый раним к критике, не слышит коллег, не чувствует детей и имеет ряд трудностей в общении, которые еще больше провоцируют защитное поведение «я силен»;

ü мотивы профессионального мастерства, самореализации – определяют включенность вожатого в процесс и результат деятельности, побуждают его совершенствоваться, получать опыт, новые знания. Он осознанно подходит к работе с детьми и коллегами, к должностным обязанностям, получает удовольствие, фиксируя свои достижения и динамику профессионального развития;

ü взаимоотношения в процессе деятельности – важный мотив, особенно для профессии вожатого и предполагает эмоциональную сторону труда («мало платят, зато коллектив отличный»), позволяющую вожатому чувствовать себя комфортно, ощущать поддержку и понимание (см., например, [18], [20]).

Возможно, из представленных мотивов ты увидишь множество, проявляющихся в твоей деятельности (и не важно, профессиональной ли), но понимать причины, побуждающие тебя к работе вожатым знать просто необходимо. Потому что, найдя свой «слабый» мотив ты имеешь возможность нащупать и «слабое» место, которое в последствии устранишь путем саморазвития. Ведь если мы знаем, куда идти, то добираемся до места назначения быстро, без дополнительных временных, эмоциональных, материальных и других затрат.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...