Управление системой доставки сельскохозяйственной продукции
Основные функции транспортного отдела: 1)аудит транспортных операций и претензионноисковая работа (основные претензии грузоотправителя к перевозчику можно разделить на три категории: претензии к сохранности груза, претензии по срокам до ставки, претензии по оплате); 2)составление графиков выпуска на линию подвижного состава (помимо составления графиков, нужно также обеспечивать работоспособность погрузочно-разгрузочного оборудования, парка транспортных средств, в случае привлечения сторонних перевозчиков — предварительное согласование условий перевозок); 3)переговоры о величине тарифных ставок (в рамках заданных условий сроки, объемы перевозок и т. д. Транспортный отдел должен путем оптимизации маршрута доставки, выбора транспортных средств, перевозчика и т. п. минимизировать издержки, не забывая, что транспортные издержки — лишь составляющая общих логистических издержек); 4)исследование и анализ рынка (с точки зрения надежности поставщиков, транспортных тарифов, предлагаемых дополнительных услуг, возможности установления более тесных партнерских связей). Возможности, на которые следует обратить внимание, представлены ниже: • интеграция перевозчика — это практика включения новых транспортных услуг и технологий в логические операции предприятия (например, маркировка продукции); • интеграция транспортных служб (поиск совместных с перевозчиком возможностей для снижения стоимости перевозки); 5) отслеживание и экспедирование доставки — мониторинг перевозок, отслеживание местонахождения и состояния грузов, экспедирование осуществляется в случае необходимости индивидуального подхода к отправке.
Одной из важнейших задач, возникающих в деятельности транспортного отдела, является выбор видов и типов транспортных средств, осуществляющих перевозку. На выбор транспортных средств влияют: • характер груза (вес, объем, консистенция); • количество и частота отправляемых партий; • климатические, сезонные характеристики; • расстояние, на которое перевозится груз; • близость расположения точки доставки груза к железнодорожной сети, автомагистрали, реке или морю, аэропорту; • сохранность груза; • риск невыполнения поставок для груза.
Факторы, влияющие на выбор вида транспортных средств
Факторы | |||||||||||||
порта | время | частота | надеж- | способ- | способ- | стои- | |||||||
доставки | отправле- | ность соб- | ность до- | ность до- | мость | ||||||||
ния грузов | людения | ставки пе- | ставить | перевозки | |||||||||
графика | ревозить | товар | |||||||||||
разнооб- | в любую | ||||||||||||
разные | точку | ||||||||||||
грузы | |||||||||||||
Железно- | 6 | 3 | 4 | 1 | 5 | 2 | |||||||
дорожный | |||||||||||||
Автомобиль | 2 | 3 | 6 | 4 | 1 | 5 | |||||||
ный | |||||||||||||
Водный | 5 | 4 | 3 | 2 | 6 | 1 | |||||||
Трубопровод- | 5 | 4 | 3 | 6 | 2 | 1 | |||||||
ный | |||||||||||||
Воздушный | 1 | 3 | 2 | 4 | 5 | 6 |
Поставщики транспортных услуг. Далеко не всегда компания может себе позволить содержать собственный парк транспортных средств. Кроме того, некоторые перевозки осуществляются с использованием очень дорогих транспортов (морские суда, грузовые самолеты и т. д.), поэтому предприятия часто прибегают к привлечению сторонних перевозчиков.
Поставщики транспортных услуг:
• перевозчики на одном виде транспорта (мелкие компании, частные перевозчики, специализированные монополисты);
• смешанные перевозчики, использующие несколько видов транспорта (например: автомобильные и авиаперевозки, морские и автомобильные и т. д.);
|
|
• специализированные перевозчики (перевоз особых грузов, например доставка мелких грузов, перевоз опасных грузов);
• посредники (экспедиторы, ассоциации грузоотправителей, брокеры, координирующие организацию транспортировки).
Ценовые стратегии в логистике
Экономические факторы транспортировки:
• расстояние (чем больше расстояние, тем дешевле т/км);
Рис. 4. Зависимость цены перевозки от расстояния
• объем груза (чем больше вес, тем дешевле перевозка 1 кг веса);
Рис. 5. Зависимость удельной цены перевозки от веса груза
• плотность груза (чем больше плотность груза, тем дешевле перевозка);
Рис. 6. Зависимость удельной цены перевозки от плотности груза
• укладистость груза (с повышением укладистости груза снижается объем бесполезно перевозимого воздуха);
Рис. 7. Зависимость удельной цены перевозки от укладистости груза
• грузопереработка (возможность погрузки-разгрузки в процессе транспортировки, особенности грузоперерабатывающего оборудования в местах перевалки грузов оказывают влияние на стоимость перевозки);
• ответственность за сохранность груза (чем больше внимания уделяется сохранности груза, тем дороже перевозка):
опасность повреждения груза;
опасность утраты груза;
опасность порчи скоропортящихся продуктов; опасность воровства;
опасность самопроизвольного возгорания;
опасность снижения удельной стоимости груза в расчете на килограмм веса;
• рыночные факторы (загруженность и сбалансированность рейсов общественных перевозчиков, объем предложения на рынке транспортных услуг).
Структура издержек по видам транспорта
Вид транспорта | Постоянные издержки | Переменные издержки |
Железнодорожный | Высокие (содержание инфраструктуры косвенно ложится на перевозчика) | Низкие (за счет больших масштабов перевозок и экономичности расхода топлива на единицу груза) |
Автомобильный | Низкие (ремонт дорог за счет бюджетных средств, амортизация и ремонт автомобиля) | Средние (расход топлива относительно большой, масштаб перевозок маленький) |
Водный (морской, речной) | Средние (амортизация судов и их обслуживание) | Низкие (за счет масштабов перевозок) |
Трубопроводный | Большие (плата за строительство, землю) | Низкие — самый низкий уровень (электричество насосных станций, обслуживание трубопровода) |
Воздушный | Средние (инфраструктура аэропортов, амортизация самолетов) | Высокие (большой расход топлива, маленький масштаб перевозок, дорогостоящее техобслуживание) |
|
|
|
|