Образовательные технологии.
Рабочая программа дисциплины
Налоговое право
Направление подготовки 40.03.01Юриспруденция
Направленность (профиль) гражданско-правовая, уголовно-правовая
Присваиваемая квалификация Бакалавр
Форма обучения очная
Для группы КЮП - 201
Костанай, 2016 г.
Рабочая программа дисциплины составлена: Дьячук Н.М., ст.преподавателем кафедры права
_________________
в соответствии с требованиями ФГОС ВПО направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 мая 2010г. №464.
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры права
Протокол № 2 от «13» сентября 2016 г.
Заведующий кафедрой __________________ Волошин П.В.
Рабочая программа дисциплины рассмотрена Учебно-методическим советом Костанайского филиала ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»
Протокол №1 от «22» сентября 2016 г.
Председатель УМС __________________ Н.А. Нализко
Структура рабочей программы соответствует приказу ректора ФГБОУ ВО «ЧелГУ» от 1 сентября 2016 г. № 476-1 «Об утверждении шаблонов документов»
Общие сведения
1.1 Характеристика дисциплины: Дисциплина «Налоговое право» представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе налоговой деятельности государства и местного самоуправления.
1.1.1 Назначение дисциплины:
- обогатить студентов глубокими знаниями об основных принципах, категориях и положениях науки налогового правао достигнутом уровне ее развития;
- обучить студентов правильному ориентированию в действующем законодательстве;
- привитьстудентам навыки и умения правильно толковать и применять нормы налогового права;
- ознакомить студентов с финансовой деятельностью государства и органов местного самоуправления, спецификой метода правового регулирования налогового права.
1.1.2 Цели дисциплины: Целью преподавания дисциплины налогового права является закрепление теоретических положений и проблем налогового права, ознакомление студентов с такими понятиями как налог, прямые и косвенные налоги, обязательные платежи, а так же методов правового регулирования и взимания налогов и сборов на территории Российской Федерации.
1.1.3 Задачи дисциплины:
- изучение структуры органов государственной власти в РФ и формирование научного мировоззрения,
- воспитание способностей к критическому осмыслению и сравнительному анализу различных ситуаций,
- формирование представлений о правовых и неправовых формах реализации налогового права,
- изучение правового статуса субъектов налогового права,
- определение принципов построения налоговой системы,
- формирование представлений о налоговых отношениях, возникающих у субъектов и участников налогообложения;
- определение эффективности осуществления налогового контроля,
- изучение предмета, методов, источников налогового права; правового регулирования налогообложения,
- изучение студентами учебной и специальной литературы по теме курса, нормативно-правовых актов в сфере налоговой деятельности налоговых органов РФ, правовых позиций высших судебных инстанций по вопросам правового регулирования налоговой деятельности РФ.
- уяснить понятие и роль налогов и налоговой системы в Российской Федерации;
- выявить взаимодействие налогового права с другими отраслями права;
- классифицировать субъектов налогового права;
- закрепить правовые основы государственного и муниципального финансового контроля;
- изучение действующего финансового и налогового законодательства;
- овладение навыками работы со специальной литературой и специальными нормативными актами;
- умение давать заключение по вопросам применения финансового законодательства.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Налоговое право» представляет собой дисциплину базовой (обязательной) части профессионального цикла дисциплин (Б.3).
1.2.1 Пререквизиты. Дисциплина базируется на курсах цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, входящих в модули философия, экономика безопасность жизнедеятельности (Б.1), цикла информационно-правовых дисциплин, входящих в модуль информационные технологии в юридической деятельности (Б.2).Дисциплина «Налоговое право» базируется на положениях следующих дисциплин: «Конституционное право», «Административное право», «Гражданское право», «Бюджетное право», «Финансовое право», «Банковское право», «Валютное право», «Таможенное право».
1.2.2.Постреквизиты: Знания налогового права необходимы для формирования фундаментальных знаний в области юриспруденции, а также в привитии студентам умений и навыков, необходимых в их профессиональной деятельности.
1.3 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Коды компетенции (по ФГОС)
| Результаты освоения ОП
Содержание компетенций согласно ФГОС
| Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
|
ОК-1
| осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания
| Знать: понятие и значение дисциплины для современной юриспруденции
Уметь: формулировать теоретические выводы, анализировать и систематизировать изученный материал
Владеть: понятийным аппаратом дисциплины
|
ОК-2
| руководствуется принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентации иноязычного социума
| Знать: принципы культурного релятивизма и этические нормы
Уметь: формулировать собственное мнение
Владеть: понятийным аппаратом
|
ОК-3
| Обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов
| Знать: приемы социокультурной и межкультурной коммуникации
Уметь: применять навыки социокультурной и межкультурной коммуникации
Владеть: навыками социокультурной и межкультурной коммуникации
|
ОК-4
| готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнёрских отношений
| Знать: моральные и правовые нормы
Уметь: работать в коллективе
Владеть: понятийным аппаратом
|
ОК-5
| осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию
| Знать: гуманистические ценности для сохранения и развития современной цивилизации
Уметь: объяснять гуманистические ценности для сохранения и развития современной цивилизации
Владеть: понятийным аппаратом
|
ОК-7
| владеет культурой мышления, способен к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи
| Знать: методику логического анализа и синтеза информации
Уметь: обобщать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения
Владеть: культурой мышления, культурой устной и письменной речи
|
ОК-8
| умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования
| Знать: методику и средства познания, обучения и самоконтроля
Уметь: применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля
Владеть: методами и средствами познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития
|
ОК-9
| способностью занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях
| Знать: основные ценности человека и гражданина
Уметь: занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях
Владеть: понятийным аппаратом
|
ОК-14
| владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом
| Знать: основы ведения здорового образа жизни
Уметь: пропагандировать здоровый образ жизни
Владеть: навыками ведения здорового образа жизни
|
ПК-2
| способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
| Знать: основы правосознания, правового мышления и правовой культуры
Уметь: осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
Владеть: понятийным аппаратом профессиональной деятельности
|
ПК-3
| способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами
| Знать: содержание нормативно-правовых актов
Уметь: обеспечивать соблюдение законодательства субъектами
Владеть: методикой проведения контроля соблюдения законодательства субъектами
|
ПК-4
| способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом
| Знать: основные положения закона
Уметь: принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом
Владеть: навыками принятия решения и совершения юридических действий в точном соответствии с законом
|
ПК-5
| способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
| Знать: нормативные правовые акты, нормы материального и процессуального права Уметь: применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
Владеть: методикой применения нормативных правовых актов, норм материального и процессуального права
|
ПК-6
| способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства
| Знать: методику квалификации фактов и обстоятельств
Уметь: юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства
Владеть: навыками квалификации фактов и обстоятельств
|
ПК-7
| владеет навыками подготовки и составлению процессуальных документов
| Знать: методику подготовки и составлению процессуальных документов
Уметь: составлять процессуальные документы
Владеть: навыками подготовки и составлению процессуальных документов
|
ПК-8
| готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
| Знать: основные положения должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
Уметь: выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
Владеть: навыками обеспечения законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
|
ПК-9
| способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина
| Знать: основные права и свободы человека и гражданина
Уметь: защищать права и свободы человека и гражданина
Владеть: навыками защиты прав и свобод человека и гражданина
|
ПК-11
| способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
| Знать: основы методики предупреждения правонарушений, выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению
Уметь: осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
Владеть: навыками предупреждения правонарушений, выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению
|
ПК-12
| способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению
| Знать: основные положения анти коррупционного законодательства
Уметь: давать оценку коррупционного поведения
Владеть: навыками пресечения коррупционного поведения
|
ПК-13
| способен правильно, полно, логически и фактически обоснованно и мотивированно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальных документах и актах
| Знать: основные положения нормативно-правовых актов
Уметь: мотивированно отражать результаты профессиональной деятельности
Владеть: навыками оформления процессуальных документов
|
ПК-14
| готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции
| Знать: основы проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов
Уметь: проводить юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов
Владеть: навыками проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов
|
ПК-15
| способен толковать различные правовые акты
| Знать: методику толкования различных правовых актов
Уметь: толковать различные правовые акты
Владеть: навыками толкования различных правовых актов
|
ПК-16
| способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности
| Знать: методику подготовки квалифицированных юридических заключений и консультаций в конкретных видах юридической деятельности
Уметь: давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности
Владеть: навыками подготовки квалифицированных юридических заключений и консультаций в конкретных видах юридической деятельности
|
ПК-17
| способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне
| Знать: основы методики преподавания дисциплин
Уметь: преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне
Владеть: приемами и методами преподавания
|
ПК-18
| способен управлять самостоятельной работой обучающихся
| Знать: методику управления самостоятельной работой обучающихся
Уметь: управлять самостоятельной работой обучающихся
Владеть: навыками управления самостоятельной работой обучающихся
|
ПК-19
| способен эффективно осуществлять правовое воспитание
| Знать: методику проведения воспитательной работы
Уметь: эффективно осуществлять правовое воспитание
Владеть: навыками ораторского искусства
|
Образовательные технологии.
При проведении лекционных занятий используются следующие образовательные технологии:
Лекция-информация: ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию.
Проблемная лекция: на этой лекции новое знание вводиться через проблемность вопроса, задачи или ситуации, при этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.
При проведении семинарских занятий используются следующие образовательные технологии:
Доклады студентов с последующим обсуждением: студенты заранее готовят небольшие доклады, в рамках предложенного преподавателем плана семинарского занятия. После каждого выступления студенты дополняют или уточняют предложенную информацию и формулируют основные выводы. Совокупность представленных текстов и их обсуждение позволит всесторонне осветить проблему. В конце занятия преподаватель подводит итоги выступлений студентов.
Работа в малых группах: студенты подразделяются на группы из 5-6 человек, каждая группа выполняет задание (проект, презентацию и т.п.) по теме семинарского занятия. По истечение отведенного преподавателем на подготовку времени, каждая группа демонстрирует результат своей работы. Преподаватель задает уточняющие вопросы, дополняет, при необходимости исправляет допущенные ошибки и подводит итоги.
Сократовская беседа: создание перед студентами преподавателем проблемной ситуации, указание на возможные методы ее решения и возможный результат.
Создание правовой ситуации: преподаватель предлагает студентам условие правовой ситуации, а студенты разрешают ее с использованием нормативно-правовых документов.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Объём дисциплины
|
Всего часов
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
|
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего)
|
|
в том числе, аудиторная работа (всего):
| |
Лекции
|
|
Семинары, практические занятия
|
|
Внеаудиторная работа (всего):
|
|
Самостоятельная работа обучающихся (всего)
|
|
в том числе
| |
Подготовка к практическим занятиям
|
|
Подготовка к рубежной аттестации
|
|
Выполнение заданий для СРС
|
|
экзамен
|
|
Вид промежуточной аттестации
| комплексная письменная работа
|
Вид рубежной аттестации
| бланочное тестирование
|
Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием часов и видов учебных занятий
№
| Наименование темы
| ЛЗ
| ПЗ
| СРС
|
| Налоговое право в системе российского права
|
|
|
|
| Понятие налога и сбора
|
|
|
|
| Общие принципы построения налоговой системы
|
|
|
|
| Субъекты налоговых правоотношений
|
|
|
|
| Характеристика налоговых правонарушений
|
|
|
|
| Исполнение налоговой обязанности
|
|
|
|
| Налоговый контроль
|
| -
|
|
| Налоговая ответственность
|
| -
|
|
| Система налогов и сборов в Российской Федерации
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
Программа дисциплины
Темы лекционных занятий
№ п/п
| Тема ЛЗ
| Содержание ЛЗ
| Кол-во
часов
| Кол-во
баллов
| методы
|
| 5 семестр
|
|
|
|
|
| Тема 1. Налоговое право в системе российского права
| 1. Роль налогов в современном государстве
2. Понятие, предмет, метод и теория налогового права
3. Налоговое право в системе наук
4. Источники налогового права
|
| 1,2
| вводная лекция
|
| Тема 2. Понятие налога и сбора
| 1.Понятие и особенности налога и бора
2. Признаки налога и сбора
3. Классификация налога и сбора
|
| 1,2
| лекция – информация
|
| Тема 3. Общие принципы построения налоговой системы
| 1. Понятие принципов налогообложения
2. Классификация принципов по законодательству РФ
3. Содержание принципов налогообложения
|
| 1,2
| проблемная лекция
|
| Тема 4. Субъекты налоговых правоотношений
| 1. Понятие субъектов налоговых правоотношений
2. Налоговая правосубъектность
3. Права и обязанности субъектов налоговых правоотношений
|
| 1,2
| лекция – информация
|
| Тема5.Характеристика налоговых правонарушений
| 1.Понятие нарушения законодательства о налогах и сборах.
2.Понятие юридические признаки и особенности налоговых правонарушений
3.Классификация составов налоговых правонарушений
|
| 1,2
| лекция – информация
|
Итого
|
|
|
|
Темы практических занятий
№ п/п
| Тема ПЗ
| Содержание ПЗ
| Кол-во
часов
| Кол-во баллов
| Образовательные технологии, методы
|
| Тема 1. Налоговое право в системе российского права
| Занятие 1
1Предмет и метод налогового права. Налоговое право как самостоятельная отрасль права
2Понятие и виды источников (форм) налогового права.
3 Развитие налогового права в современных условиях.
Занятие 2
1. Систематизация налогового законодательства: понятие и виды (инкорпорация, консолидация, кодификация)
2. Действие законодательных и нормативных правовых актов во времени, пространстве, по кругу лиц
3 Использование для целей налогообложения норм из источников неналоговых отраслей права
|
|
|
репродуктивный метод,
работа в малых группах
|
| Тема 2. Понятие налога и сбора
| Занятие 1
1.Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
2 .Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах
3HYPERLINK "http://zakon.dtn.ru/nalogovoe_pravo_konspekt_lektsiy.html" Особенности толкования норм законодательства о налогах и сборах
Занятие 2
1HYPERLINK "http://zakon.dtn.ru/nalogovoe_pravo_konspekt_lektsiy.html" Институт налоговой тайны в законодательстве РФ о налогах и сборах
2.Понятие налога и сбора: их социально-экономическая сущность и основные признаки 3 Налогоплательщики и элементы налогообложения
|
|
| репродуктивный метод,
работа в малых группах
|
| Тема 3. Общие принципы построения налоговой системы
| Занятие 1
1. Налоговая система Российской Федерации
2. Основные этапы налоговой реформы и современная внутренняя налоговая политика России
3.Формирование и эволюция принципов налогообложения.
4.Понятие и классификация принципов налогообложения
Занятие 2
1.принцип регулирования налоговых отношений законом
2.принцип равенства и всеобщности налогообложения
3принцип экономической обоснованности
4принцип защиты добросовестного участника налогового отношения
|
|
| репродуктивный метод,
работа в малых группах
|
| Тема 4. Субъекты налоговых правоотношений
| Занятие 1
1.Понятие субъектов налоговых правоотношений.
2. Налоговая юрисдикция и налоговое резиденство
Занятие 2
1.Понятие и виды налогоплательщиков и плательщиков сборов, их права и обязанности.
2Физические лица как субъекты налогового права
3Организация как субъект налогового права
4.Государственные органы и органы местного самоуправления как субъекты налогового права
5.Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования как субъекты налогового права
|
|
| репродуктивный метод,
работа в малых группах
|
| Тема5.Характеристика налоговых правонарушений
| Занятие 1
1.Понятие нарушения законодательства о налогах и сборах.
2.Понятие юридические признаки и особенности налоговых правонарушений
Занятие 2
1.Классификация составов налоговых правонарушений
2 Налоговые преступления предусмотренные уголовным кодексом
3Налоговые правонарушения предусмотренные главой 16 НК РФ
4Налоговые правонарушения предусмотренные главой 18 НК РФ
|
|
| репродуктивный метод,
работа в малых группах
|
| Тема 6.
Исполнение налоговой обязанности
| Занятие 1
1 Понятие, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности
2 Исполнение налоговой обязанности
3. Способы уплаты налогов
4. Порядок исполнения обязанности по уплате налога или сбора
Занятие 2
1HYPERLINK "http://zakon.dtn.ru/nalogovoe_pravo_konspekt_lektsiy.html". Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
2. Зачет и возврат излишне уплаченных налогов, сборов или пени
3. Ответственность за неисполнение налоговой обязанности.
|
|
| репродуктивный метод,
работа в малых группах
|
| Тема 9. Система налогов и сборов в Российской Федерации
| Занятие 1
1. Понятие системы налогов и сборов. Классификация налогов и сборов.
2Федеральные налоги и сборы
- Налог на добавленную стоимость (НДС)
- Акцизы
- Налог на доходы физических лиц
- Единый социальный налог
- Налог на прибыль организаций
- Налог на добычу полезных ископаемых
- Водный налог
- государственная пошлина
- таможенная пошлина иные сборы
Региональные налоги и сборы
- Транспортный налог
- Налог на игорный бизнес
- Налог на имущество организаций
3. Местные налоги и сборы
- налог на имущество физических лиц
- земельный налог
|
|
| репродуктивный метод,
работа в малых группах
|
| Итого
|
|
|
|
|
Темы лабораторных работ
Лабораторные занятия по дисциплине «Налоговое право» учебным планом не предусмотрены.
№ п/п
| Тема ЛР
| Содержание ЛР
| Кол-во часов
| Кол-во баллов
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: