Методика обучения упражнениям в разных возрастных группах
Младший дошкольный возраст[12]. Организация детей для проведения общеразвивающих упражнений имеет существенное воспитательное значение. Дети учатся быстро реагировать на указания, команды воспитателя, ориентироваться в пространстве. Для выполнения упражнений малышам легче встать в круг. Разбор и раздача пособий должны проводиться очень быстро. Воспитатель заранее готовит пособия, иногда педагог сам раздает предметы. Малышей учат пользоваться пособиями: показывают, где лежат, как их брать, держать. В работе с малышами особенно ярко выражено комплексное применение наглядных, словесных и практических методов и приемов обучения. Детям нужен постоянный образец для подражания. Словесные методы направлены на то, чтобы усилить действие показа, добиться яркости, убедительности образа. Все упражнения усваиваются только в процессе многократного повторения, каждое упражнение повторяется целиком в неизменном виде. Вначале воспитатель называет упражнение, затем проверяет готовность детей, предлагает занять нужное исходное положение, при этом прибегает к образным сравнениям. Затем упражнение показывается, одновременно поясняется воспитателем и тут же выполняется детьми. Воспитателю нужно стремиться к максимальной выразительности. Отличительной особенностью является то, что оно носит целостный характер. При этом не дается пояснений, как держать руки, ноги спину. Малыш не понимает общих указаний, поэтому следует чаще обращаться к каждому ребенку. Правильно выполнить упражнение помогают зрительные ориентиры. По ходу выполнения упражнений воспитатель часто дает указания. Они активизируют детей, важны для развития пространственных ориентировок, подготавливают к осознанному самостоятельному выполнению движений. Указания в процессе упражнений служат также развитию у детей чувства ритма и темпа, помогают одновременно начинать и заканчивать упражнения. При проведении каждого упражнения воспитатель пользуется оценкой. Большей частью она индивидуальна и носит положительный характер, независимо от того, как ребенок выполнил упражнения.
Средний дошкольный возраст[13]. В этом возрасте вводится построение в колонну по два, по три, по четыре. В средней группе дети помогают воспитателю подготовить пособия, убрать их на место. Постепенно появляется установка на более осознанное и самостоятельное выполнение движений. Перед разучиванием какого-либо упражнения воспитатель называет его, затем показывает, как правильно выполнять движения. При обучении новому упражнению показ движения должен быть выполнен технически грамотно в полную силу, выразительно, без остановки, ритмично, с четким исходным положением. Это помогает создать целостный зрительный образ, формирует правильные двигательные представления. Показ упражнения без объяснения воспитатель дает 1-2 раза, затем с замедлением отдельных частей и соответствующим объяснением. Детали техники воспитатель показывает, нов объяснении оценки движений не отмечает. Когда детям упражнения знакомы, то осуществляется их углубленное разучивание. При этом сочетание методов и приемов следующее: упражнение называется, затем следует показ с одновременным пояснением, распоряжение к принятию исходного положения и его проверка у детей, команда к началу упражнения, распоряжения по ходу выполнения и указания к качеству выполнения. В зависимости от того, как упражнение усвоено детьми, возможны различные варианты методики проведения: поясняются основные части или те, которые не усвоены. Самостоятельное выполнение упражнений сопровождается вначале словесными указаниями воспитателя.
Старший дошкольный возраст[14]. Усложнение построений заключается в разнообразии, требовании к точности, быстроте выполнения каждого построения. Дети этого возраста большинство пособий подготавливают сами и активно помогают воспитателю в процессе занятий. Основное внимание в обучении старших дошкольников направлено на воспитание осознанного восприятия и выполнения упражнений. Пор мере освоения движений целесообразно варьировать сочетание наглядных и словесных методов обучения. Показ упражнений, повторение их детьми проводятся в четком темпе и ритме. Оценка выполнения должна бывать краткой, конкретной, с указанием некоторых ошибок.
Выводы
Общеразвивающие упражнения направлены на развитие координационных способностей, гибкости и подвижности в суставах, укрепление отдельных мышц или их групп, недостаточное развитие которых мешает овладению совершенной техникой бега. В подготовительной части тренировочного занятия ОРУ применяются для разогревания мышц и подготовки организма к предстоящей работе. А в основной части при повторном или интервальном методах тренировки, когда нагрузка выполняется сериями,— служат средством активного отдыха. В заключительной части — способствуют лучшему восстановлению после проделанной работы и локально применяются для укрепления и развития отдельных мышц. Выполнение разнообразных ОРУ улучшает координационные способности, образует определенные навыки и помогает быстрее усвоить сложные формы спортивной техники. При этом необходимо так подбирать упражнения и методы их выполнения, чтобы без значительного увеличения мышечной массы выработать умение и навыки владения своими мышцами Характерные особенности ОРУ: 1. Просты и доступны всем категориям занимающихся. 2. Оказывают относительно изолированное воздействие на отдельные части тела и группы мышц. 3. Позволяют легко регулировать нагрузку.
Практическая часть
Младший дошкольный возраст. 1. «Покажи руки». И.П. ноги слегка расставлены, руки за спину. Руки вперед – выпрямить – ладони вверх – сказать «Вот». Повторять 5 раз.
2. «Самолет». И.П. ноги слегка расставлены, руки вниз. Руки в стороны (крылья самолета) – вернуться в И.П. (улетел самолет). Повтор 5 раз. 3. С флажком «Выше флаг». И.П. ноги слегка расставлены, флажок вниз. Флажок через сторону вверх – помахать – переложить в другую руку – опустить. Повторять 5 раз. 4. С платком «До свиданья». И.П. ноги слегка расставлены, платок опущен. Платок вверх – помахать – посмотреть на платок – опустить. Повторять 5 раз. 5. Со стулом «Похлопаем по стулу». И.П. стоять за спинкой стула близко, ноги слегка расставить, руки за спину. 2-3 раза похлопать – сказать «Хлоп-хлоп» - вернуться в И.П. (голову не опускать). Повторять 5 раз. 6. «Неваляшка». И.П. сидя ноги врозь, руки назад. Слегка наклониться вперед – выпрямиться – через 3-4 движения паузы. Повторять 5 раз. 7. «Ветерок». И.П. ноги врозь, руки за спину. Покачивание (наклон) влево – вправо – вперед - назад. Через 2-3 движения остановка. Повтор 4 раза. 8. С флажком «Помаши внизу». И.П. ноги на ширине плеч, руки с флажком в стороны. Наклон вперед – помахать из стороны в сторону – вернуться в И.П. дыхание произвольное. Повтор 3 раза. 9. С платком «Спрячемся». И.П. ноги врозь, платок опущен. Наклон вперед – платок перед лицом (спрятались) – опустить платок – выпрямиться. Повтор 5 раз. 10. Со стулом «Проверим тапочки». И.П. сидя близко к спинке стула, ноги врозь, руки за спиной. Наклон вперед – гладим правый тапочек – гладим левый тапочек – выпрямиться. Повтор 4 раза. 11. «Шагают наши ножки». И.П. ноги слегка расставлены, руки согнуты на пояс. Высоко попеременно поднимать ноги – размах руками – 5-10 сек. Повтор 3 раза. 12. «Зайчик». И.П. ноги слегка расставлены, руки согнуты перед грудью. 3-4 раза сгибать и выпрямлять ноги – подпрыгивать 8-10 раз. Повтор 3 раза, чередуя с ходьбой на месте. 13. С флагом «Согни ноги». И.П. сидя, ноги вперед, флажок на полу между ног. Согнуть ноги – выпрямить, не задев флажка. Повтор 5 раз. 14. С платком «Не урони». И.П. сидя, платок на коленях, руки упор сбоку. Согнуть – выпрямить ноги. Голову не опускать. Дыхание произвольное. Повтор 4 аза.
15. Со стулом «Не задень». И.П. сидя на полу, ноги под стулом, руки упор сбоку. Согнуть ноги – колени ближе к животу – вернуться в И.П. повтор 5 раз. Старший дошкольный возраст. 1. И.П. Основная стойка (ОС), руки к плечам, локти опущены. 1- поднять локти вверх, 2- вдох, 3- опустить вниз, 4- выдох. Повтор 3 раза. 2. И.П. ОС, руки к плечам. 1-3 – круговые вращения в плечевом суставе - руки вниз. Повтор 5-6 раз. 3. И.П. Лежа на спине руки к плечам, локти в стороны. 1-2 – свести локти перед грудью, 3-4 – развести локти до касания ими пола, голову не опускать, носки ног тянуть. Повтор 6 раз. 4. Со скамейкой. И.П. сидя верхом на скамейке руки вниз. 1- через стороны поднять руки вверх, 2- хлопок, 3- опустить перед собой, 4- И.П. повтор 5-6 раз в различном темпе. 5. Со скакалкой. И.П. ОС, вдвое сложенная скакалка в опущенных руках. 1- руки с натянутой скакалкой к груди, 2- руки вверх, 3- к груди, 4- И.П. Повтор 6-8 раз. 6. И.П. ноги шире плеч, руки вверх. 1- наклон вперед, коснуться правой рукой внутренней стороны левой пятки, 2- И.П., 3- наклон вперед, коснуться левой рукой внутренней стороны правой пятки, 4- И.П. повтор 4 раза. 7. И.П. ОС. 1- отставляя ногу в сторону, наклон вперед с поворотом и хлопком между ног, 2- И.П., 3-4 то же к другой ноге. При наклоне вперед с поворотом ноги не сгибать, пятки от пола не отрывать. Повтор 4-5 раз. 8. И.П. ноги на ширине плеч, руки вниз. 1-3 – руки за голову, одновременно пружинистые наклоны вправо/влево, 4- И.П.. дыхание произвольное, повтор 4 раза. 9. С мячом. И.П. сидя, ноги врозь, мяч вверху. 1-3 – пружинистые наклоны вперед, 3 раза ударить у ступней ног, 4- И.П. Повтор 3-4 раза 10. С лентой. И.П. ноги на ширине плеч, руки вниз. 1-4 – круговые вращения корпусом, прямые руки с лентами вправо - вверх - влево - вниз. Движения с лентой волнообразные. Повтор 4-5 раз. 11. И.П. ОС, руки на пояс. 1- поднять прямую ногу вперед, 2- махом отвести назад, 3- снова вперед, 4- И.П. то же другой ногой 4-5 раз. 12. И.П. ОС. 1- поднять согнутую ногу, носок оттянут, 2- постоять с закрытыми глазами, сохраняя равновесие, опустить ногу. То же с другой ногой 3-4 раза. 13. И.П. лежа на спине. 1- согнутые в коленях ноги подтянуть к животу, 2- не выпрямляя, положить их вправо на пол, коснуться бедром пола, 3- то же влево, 4- И.П. Повтор 3-4 раза. 14. С гимнастической скамейкой. И.П. сидя на скамейке, не держась за нее руками, ноги прямые. 1- не двигая ног, сгибать в коленях, сесть на пол, 2- И.П. Повтор 5-6 раз. 15. С мячом. И.П. ОС. 1- быстро присесть, разводя колени, одновременно бросить мяч об пол, 2- быстро встать, поймать отскочивший мяч. Повтор 8 раз.
Список литературы
1. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду.- М., 1991
2. Гимнастика и методика преподавания / Под ред. В.М.Смолевского.- М., 1987 3. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. - М.: Владос, 1999 4. Залетаев И.П., Полиевский С.А. Общеразвивающие упражнения.- М., 2002 5. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1978 6. Кузнецов В.А. Гимнастика в системе физического воспитания. –М.: СГИФК, 1974 7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.- М., 1991.- С.49 8. Программа воспитания и обучения в детском саду.- М., 1998 9. Смирнова Л.А. Общеразвивающие упражнения для младших школьников.- М.: Владос, 2003 10. Шебека В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.Г. Физическое воспитание дошкольников.- М.: Академия, 1996 [1] Кузнецов В.А. Гимнастика в системе физического воспитания. – М.: СГИФК, 1974.- С.259 [2] Шебека В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.Г. Физическое воспитание дошкольников.- М.: Академия, 1996.- С.78 [3] Гимнастика и методика преподавания / Под ред. В.М.Смолевского, М., 1987.- С. 29 [4] Программа воспитания и обучения в детском саду.- М., 1998.- С.359 [5] Смирнова Л.А. Общеразвивающие упражнения для младших школьников.- М.: Владос, 2003.- С.121 [6] Залетаев И.П., Полиевский С.А. Общеразвивающие упражнения.- М., 2002.- С.56 [7] Смирнова Л.А. Общеразвивающие упражнения для младших школьников.- М.: Владос, 2003.- С.123 [8]Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду.- М., 1991 [9] Кенеман А. В ., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1978 [10] Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. - М.: Владос, 1999 [11] Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.- М., 1991.- С.49 [12] Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду.- М., 1991.- С.31 [13] Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду.- М., 1991.- С.68 [14] [14] Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду.- М., 1991.- С.98
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|