Иллюстрации( картинки зацените)
http://www.raruss.ru/images/stories/big/stepanov/stepanov012.jpg http://www.raruss.ru/images/stories/big/stepanov/stepanov011.jpg http://www.raruss.ru/images/stories/big/stepanov/stepanov008.jpg http://www.raruss.ru/images/stories/big/stepanov/stepanov005.jpg
++++++++++++++ Степанов, Николай Александрович — известный карикатурист, сын писателя Александра Петровича Степанова, родился 21 апреля 1807 г. в Калуге, умер 23 ноября 1877 г. в Москве. Еще в детстве Степанов обнаруживал любовь к рисованию и наклонность к карикатуре. Систематического художественного образования он не получил, но имел возможность усвоить себе более или менее верный рисунок благодаря тому обстоятельству, что в доме его отца постоянно жил какой-либо живописец. В 1821 г. Степанов поступил в университетский Благородный пансион, где слушал лекции Мерзлякова, Павлова. Давыдова, Перевощикова и других профессоров. В пансионе господствовало увлечение литературой, которое отразилось и на Степанове, не без успеха выступавшем со стихотворными опытами. В 1830-х гг. его стихотворения, и среди них значительное число юмористического характера, стали появляться в различных периодических изданиях. При внешней красоте и звучности эти стихотворные опыты Степанова представляют собою мало оригинального и страдают недостатком истинного поэтического чувства. В 1826 г. Степанов окончил пансионский курс, а в 1827 г. был назначен на службу в главное управление Восточной Сибири, с откомандированием в Красноярск, где его отец служил в то время губернатором. Во время службы в Сибири он впервые стал пробовать свои силы в карикатуре, богатую пищу для которой давали обильные проявления произвола и беззакония в местной жизни. Карикатуры эти были настолько удачны и остроумны, что обращали на себя общее внимание. Ввиду такого успеха Степанов задумал было даже издание сатирико-карикатурного журнала «Минусинский Раскрыватель», но осуществить его в сибирской глуши оказалось ему не под силу. Через пять лет он возвратился из Сибири в свое родовое имение, село Троицкое, а оттуда вскоре отправился в Петербург, где поступил на службу в департамент государственного казначейства. В 1836 г. он на некоторое время занял должность чиновника особых поручений при своем отце, служившем тогда губернатором в Саратове, а затем снова возвратился к прежней службе в Петербурге. Между тем опыты Степанова в карикатуре делались все обширнее и свидетельствовали о его несомненном художественно-юмористическом таланте. Частые встречи с Глинкой, Брюлловым, Кукольником и Я.Ф. Яненкой (с первым из них Степанов находился в дружеских отношениях) дали ему пищу для серии блестящих и остроумных импровизаций. Еще в 1830-х гг. он задумал составить и издать альбом карикатур на Булгарина и Глинку; относительно первого, по разным причинам, намерение пришлось оставить, а на второго он нарисовал более пятидесяти остроумных в большинстве карикатур, небезынтересных для характеристики знаменитого композитора. Интересуясь и занимаясь карикатурами и поэзией гораздо более, чем службой, Степанов лишь весьма медленно подвигался на служебном поприще, а в 1843 г. совсем вышел в отставку с чином статского советника. Публично на поприще карикатуриста Степанов впервые выступил в «Ералаше» Неваховича и почти одновременно с этим в изданном Панаевым и Некрасовым «Иллюстрированном альманахе» «Современника» (1848 г.). В 1849 г. вместе со своим зятем, известным композитором А.С. Даргомыжским, Степанов затеял «Музыкальный альбом» с карикатурами (издание Бернарда). Все эти первые публичные опыты в карикатуре, несмотря на их живость и остроумие, свидетельствуют еще о малоопытности автора в этой области, особенно о недостатке технического навыка и о непривычке к переводу рисунков на дерево. Гораздо удачнее были его статуэтки-карикатуры (шаржи) и бюстики. Необходимость по выходе в отставку обеспечить себя в материальном отношении навела Степанова на мысль, осуществление которой скоро доставило ему и средства, и известность: он стал делать карикатурные бюсты известных деятелей литературы и искусства, в которых юмористический элемент соединялся с замечательным портретным сходством. Когда в магазине Беггрова появились первые статуэтки работы тепанова., их стали раскупать нарасхват, и скоро они распространились не только в Петербурге и Москве, но и во многих провинциальных городах России. Спрос на такие статуэтки настолько возрос, что Степанов для изготовления их должен был устроить особую мастерскую и нанять формовщиков. Статуэтки он делал из воска, формовщики отливали их из гипса, а затем они раскрашивались. Среди этих бюстов-шаржей были изображения Глинки, Брюллова, Кукольника, князя Вяземского, Каратыгина, князя Одоевского, Греча, Булгарина, графа Соллогуба, Краевского, Панаева, Щепкина, Айвазовского, Григоровича, Бенедиктова, Белинского, Гончарова, Дружинина, Некрасова и других современных деятелей русской литературы и искусства; общее число этих статуэток доходило до 80. В 1850-х годах Степановым было вылеплено до 40 небольших бюстов, в четверть натуральной величины (некарикатурных), — Суворова, Державина, Ломоносова, Карамзина, Крылова, Озерова, Жуковского, Пушкина, Брюллова, Глинки и других русских деятелей, но эти бюсты расходились значительно хуже. Иногда Степанов принимал заказы и на бюсты в натуральную величину. В 1855 г. начал выходить в издании Беггрова, альбом политических карикатур Степанова; в 1855 г. вышло три тетради по 10 листов, в 1856 г. один выпуск (к изданию был приготовлен еще один выпуск, но он не вышел в свет по политическим обстоятельствам того времени). Главным объектом политической сатиры Степанова является Наполеон III, и карикатуры на него наиболее удачны; за Наполеоном III следует лорд Пальмерстон, затем адмирал Нэпир, некоторые французские генералы и т.д. Даровитые сотрудники «Искры» давали Степанову богатый и живой материал для карикатур, которым он всегда замечательно умело пользовался. «Искра», отличавшаяся богатством, разнообразием и живостью содержания, приобретала все большее и большее расположение читателей и достигла сравнительно широкого распространения (число ее подписчиков доходило приблизительно до семи тысяч). Значительная часть помещенных в «Искре» карикатур 1859-1864 гг. принадлежит Николаю Александровичу: еженедельно он давал четыре группы больших карикатур или двенадцать групп малых, а иногда даже больше. «Искра» была журналом прогрессивным и либеральным; будучи органом сферы по преимуществу литературной, а не общественной, она тем не менее уделяла видное место и вопросам общественной жизни, насколько это дозволяли современные цензурные условия; она задавалась целью разрабатывать общие вопросы «путем отрицания ложного во всех его проявлениях в жизни и искусстве», имела в виду «сатиру в ее более обширном смысле». Немало места занимали в ней карикатуры на злобы дня, на события жизни литературной и артистической, на деятелей самых разнообразных поприщ.. Степанов был одним из талантливейших русских карикатуристов. Имея уже на своем поприще предшественников (Невахович, Федотов), он тем не менее сыграл видную роль в истории русской карикатуры, популяризовав ее, подняв ее общественное значение. Его карикатура чужда скабрезности и пошлости, она преследует серьезные общественные задачи, бичует пороки современной общественной жизни. В период до средины 1850-х гг. карикатура Степанова касалась исключительно явлений литературной жизни, и этот узкий ее характер и значительной степени зависел от цензурных условий того времени. Когда же эти условия со вступлением на престол Императора Александра II изменились, пред Степановым открылось более широкое поприще, и в его работах вопросы общественной жизни стали играть весьма видную роль. Это очень заметно уже в содержании карикатурного альбома «Знакомые».
http://az.lib.ru/k/kurochkin_wasilij_stepanowich/text_0030.shtml Много про Курочкина и его стихи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|