Психология семейных кризисов
Стр 1 из 41Следующая ⇒ ОГЛАВЛЕНИЕ Введение.................................................................................................................7 Глава 1 ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ.............................................................9 1.1. Основные понятия семейной психологии.....................................................9 1.2. Общие принципы, виды и направления оказания психологической помощи семье.................................................................................................20 1.3. Основные положения психологии семейных кризисов.............................23 1.3.1. Понятие о кризисе..............................................................................23 1.3.2. Семейный кризис................................................................................25 Глава 2 НОРМАТИВНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ КРИЗИСЫ...........................................................31 2.1. Понятие нормативного семейного кризиса................................................31 2.2. Кризис 1. Принятие на себя супружеских обязательств.............................35 2.2.1. Феноменология кризиса.....................................................................35 2.2.2. Диагностика........................................................................................41 2.2.3. Психологическая помощь..................................................................42 2.3. Кризис 2. Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи......................................................................48 2.3.1. Феноменология кризиса.....................................................................48 2.3.2. Диагностика........................................................................................54 2.3.3. Психологическая помощь..................................................................56 2.4. Кризис 3. Включение детей во внешние социальные структуры...............58 2.4.1. Феноменология кризиса.....................................................................58 2.4.2. Диагностика........................................................................................63 2.4.3. Психологическая помощь..................................................................64 2.5. Кризис 4. Принятие факта вступления ребенка в подростковый период.... 69
2.5.1. Феноменология кризиса.....................................................................69 2.5.2. Диагностика........................................................................................73 2.5.3. Психологическая помощь..................................................................74 2.6. Кризис 5. Семья, в которой выросший ребенок покидает дом..................77 2.6.1. Феноменология кризиса.....................................................................77 2.6.2. Диагностика........................................................................................80 2.6.3. Психологическая помощь..................................................................81 2.7. Кризис 6. Супруги вновь остаются вдвоем (кризис семьи, в основном выполнившей свою родительскую функцию)..............................................82 2.7.1. Феноменология кризиса.....................................................................82 2.7.2. Диагностика........................................................................................84 2.7.3. Психологическая помощь..................................................................85 2.8. Повторный брак............................................................................................86 2.8.1. Феноменология кризиса.....................................................................86 2.8.2. Диагностика........................................................................................89 2.8.3. Психологическая помощь..................................................................90 Глава 3 НЕНОРМАТИВНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ КРИЗИСЫ......................................................92 3.1. Понятие ненормативного семейного кризиса............................................92 3.2. Измена...........................................................................................................93 3.2.1. Феноменология кризиса.....................................................................93 3.2.2. Психологическая помощь..................................................................98 3.3. Развод.......................................................................................................... 100 3.3.1 Феноменология кризиса....................................................................100 3.3.2. Психологическая помощь................................................................ 106 3.4. Тяжелая болезнь..........................................................................................107 3.4.1. Феноменология кризиса................................................................... 107 3.4.2. Психологическая помощь................................................................ ИЗ
3.5. Инцест......................................................................................................... U7 3.5.1. Феноменология кризиса................................................................... 117 3.5.2. Диагностика...................................................................................... 126 3.5.3. Психологическая помощь................................................................ 129 3.6. Смерть члена семьи.................................................................................... 131 3.6.1. Феноменология кризиса................................................................... 131 3.6.2. Психологическая помощь................................................................ 140 Глава 4 ДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИТУАЦИИ КРИЗИСА................................................................................... 143 4.1. Диагностика структуры семьи.................................................................... 144 4.1.1. Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3).............................................................................................. 144 4.1.2. Тест «Семейная социограмма».........................................................150 4.1.3. Опросник «Семейные роли»............................................................ 152 4.1.4. Проективные рисуночные методики «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи»........................................................ 154 4.1.5. Системный семейный тест Геринга (FAST)..................................... 164 4.2. Изучение семейной истории...................................................................... 173 4.2.1. Генограмма........................................................................................ 173 4.2.2. Геносоциограмма.............................................................................. 178 4.3. Диагностика супружеских взаимоотношений.......................................... 178 4.3.1. Опросник удовлетворенности браком............................................. 179 4.3.2. Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП)....... 184 4.3.3. Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность)..................................................................................... 194 4.3.4. Опросник «Шкала любви и симпатии»........................................... 197 4.3.5. Метод диагностики межличностных отношений........................... 198 4.3.6. Методика «Мое письмо о супруге»..................................................206 4.4. Исследование семьи, ожидающей ребенка...............................................209 4.4.1. Методика «Тест отношений беременной» (ТОБ (б))............210 4.4.2. Методика «Цветовой тест отношений»...........................................218 4.5. Диагностика детско-родительских отношений........................................219 4.5.1. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)...............221
4.5.2. Опросник «Родителей оценивают дети» (РОД)...............................238 4.5.3. Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI).. 243 4.5.4. Опросник «Взаимодействие родитель—ребенок»............................253 4.5.5. Методика диагностики родительского отношения.........................265 4.5.6. Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»...............269 4.6. Диагностика эмоционального состояния членов семьи..........................282 4.6.1. Опросник «Анализ семейной тревоги» ACT)..................................282 4.6.2. Шкала определения уровня депрессии............................................284 4.6.3. Методика определения уровня депрессии.......................................285 Глава 5 ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ................................................................................. 291 5.1. Понятие о процессуально-технических параметрах семейной терапии.... 291 5.2. Общие техники консультирования и психотерапии.................................293 5.2.1. Техники и виды слушания................................................................294 5.2.2. Техники воздействия........................................................................300 5.3. Техники семейной терапии........................................................................304 5.3.1. Социометрические техники.............................................................305 «Семейная скульптура».....................................................................307 «Семейная хореография»..................................................................309 «Семейное пространство».................................................................310 «Соломенная башня»........................................................................312 5.3.2.Структурные техники........................................................................313 «Семейный ритуал»...........................................................................314 5.3.3. Поведенческие техники....................................................................316 «Родительский семинар»..................................................................316 «Конструктивный спор»...................................................................318 «Супружеская конференция» и «Семейный совет».........................321 5.3.4. Техники, основанные на использовании воображения..................324 «Семейные фотографии»..................................................................325 «Метафора»........................................................................................326 «Завершение предложений».............................................................327 «Сравнение ценностей»....................................................................328
5.3.5. Парадоксальные техники.........................................................330 5.3.6. Техники организации беседы в семейной терапии.........................331 Техника прослеживания последовательностей взаимодействия.... 331 Циркулярное интервью........................................................ 332 Глоссарий...................................................................................... 334 Список литературы................................................... 338 Приложение 1. Карта для сбора анамнеза и обследования ребенка...............344 Приложение 2. Анкета для родителей........................................... 350 Приложение 3. Карта приема семьи................................................. 352 Приложение 4. Психологические рекомендации людям, пережившим утрату близкого человека........................................... 357 Приложение 5. Критерии манипулятора....................................... 359 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время у специалистов отмечается высокий интерес к проблеме оказания психологической помощи семье, находящейся в кризисном состоянии. Во многом это обусловлено тем, что в последние десятилетия в институте семьи в нашей стране произошло усиление деструктивных тенденций. Неуклонно увеличивается число разводов и неполных семей, возрастают масштабы таких явлений, как социальное сиротство, пьянство и наркомания среди подростков, ранние беременности, жестокое обращение. В связи с этим все более актуальной становится потребность семьи в профессиональной психологической помощи. Свидетельством данных негативных тенденций является увеличение количества обращений к школьным психологам, в психологические консультации, психологические службы и центры, как отдельных членов семьи, так и семей в целом. Работе с семьей присуща своя специфика, что обусловлено особенностями объекта психотерапевтического воздействия и, прежде всего, тем, что семья является относительно закрытой системой. Кроме того, необходимо учитывать, что семьи обладают своими социокультурными особенностями. В частности, в нашей стране семьям свойственна патриархальность, совместное проживание нескольких поколений, эмоциональная и материальная взаимозависимость членов семьи. Многие семьи являются функционально неполными, что частично связано с особенностями их культурно-исторического развития. Кроме того, их отличает невысокий уровень психологической культуры, проявляющийся в низкой мотивации на получение психологической помощи. Как показывает наш опыт работы, к психологу чаще всего обращается один из членов семьи, и даже когда очевидна необходимость присутствия остальных домочадцев, мотивировать их на совместный приход достаточно трудно. Все это создает дополнительные сложности в работе психолога с семьей. В частности, учет данных фактов делает невозможным прямое перенесение зарубежных моделей психологической помощи семье на восточнославянскую почву.
Психологическая помощь семье выступает как относительно новая сфера деятельности практического психолога. На сегодняшний день ощущается недостаток работ отечественных специалистов, в которых были бы систематизированы знания и опыт, накопленные в области работы с семьей в ситуации кризиса. Написание данной книги было вызвано необходимостью восполнить информационный вакуум в области психологии семейных кризисов и способов их преодоления, а также систематизировать ряд вопросов, возникающих в практике семейного консультирования и терапии. В качестве единицы анализа в данном пособии выступает нуклеарная семья, состоящая из трех человек (муж, жена, ребенок), и особенности проживания ею нормативных (связанных с переходом семьи от одного этапа жизненного цикла семьи к другому) и ненормативных семейных кризисов. Методологическими основаниями для написания работы явились: □ структурная теория семьи С. Минухина, в рамках которой рассматриваются такие параметры семейного взаимодействия, как сплоченность, коалиции, иерархия, границы, описывающие функционирование семьи как системы; □ теория семьи как системы М. Боуэна, рассматривающая эмоциональные процессы в семье и гибкость семейной системы, включая ее способность переходить с одного этапа жизненного цикла на другой; □ теория отношений В. Н. Мясищева, в основе которой лежит представление о личности как системе отношений с миром, людьми и самим собой, позволившая проанализировать жизнедеятельность членов семьи во взаимосвязи их общения и взаимоотношений; □ культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, выделяющая в развитии личности критические периоды, — она была использована нами при анализе жизненного цикла семьи. Данное методическое пособие — результат работы авторского коллектива. Основой для его написания послужил наш практический опыт консультативной и терапевтической работы с семьями и их отдельными членами. Представленные здесь материалы использовались при проведении обучающих программ, тренингов и семинаров для специалистов и членов семей, обратившихся за психологической помощью. В начале пособия содержатся теоретические и методологические положения семейной психологии и психотерапии как основы для понимания процессов, происходящих в семье. Далее представлен обзор семейных кризисов, описание каждого из которых содержит феноменологию, диагностику и рекомендации по оказанию психологической помощи. В отдельных главах приведены техники и приемы работы с семьей, а также специально подобранный диагностический инструментарий, которые, на наш взгляд, могут оказаться полезными в работе психолога-консультанта. Данное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Психология», семейных психологов и психотерапевтов, психологов-консультантов, психологов, работающих в учреждениях образования, социальных работников и педагогов, а также может быть интересно тем, кто нуждается в более глубоком понимании истоков собственных семейных проблем и способов их разрешения. Психология СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ Глава 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|