Общая цель БЖД - достижение безопасности человека в среде обитания.
ВВЕДЕНИЕ. Безопасность жизнедеятельности БЖД представляет специальную дисциплину, содержащую знания о сохранении здоровья и безопасности человека в среде обитания. Она призвана: - выявить и идентифицировать опасные и вредные факторы: - разрабатывать методы и средства защиты человека, снижающие воздействие опасных и вредных факторов: - вырабатывать меры по предотвращению чрезвычайных ситуаций (ЧС) мирного времени, а также по ликвидации последствий ЧС, как мирного, так и военного времени. Курс БЖД включает дисциплины: - охрана труда в текстильной промышленности: - охрана окружающей среды: - гражданская оборона. Курс введен в соответствии с Приказом N 473 Госкомитета по народному образованию от 9.07.90 г. в связи с ростом бытового и производственного травматизма, ростом количества аварий в промышленности и на транспорте. Становление БЖД как дисциплины подготовлено самой логикой промышленного развития, реакцией общественности на негативные стороны этого развития, с тем, чтобы обеспечить здоровье и безопасность человека. Интенсификация производственной и умственной деятельности, усложнение инженерных систем и технологий, повышение энерговооруженности предприятий повышает требования к профессиональному мастерству и надежности работы операторов. Отказы инженерных систем, технологий, сбои в работе операторов приводит к авариям и катастрофам, в основе которых лежат соответственно техногенные или антропогенные факторы. "Антропоген" - название предложенное в 1922 г. для четвертичного периода на том основании, что в начале этого периода появился человек (об основных стадиях развития человека) предложил советский геолог Павлов. К аналогичным последствиям приводят стихийные бедствия, вызванные так называемыми природными факторами.
Вторгаясь в природу, человечество сформировало чрезвычайно сложную систему, закономерности развития которой не в достаточной степени изучены. Разрушительный потенциал крупных технологических катастроф ныне сопоставим с угрозой военно-политических катаклизмов. Только в сфере энергетики добывается, хранится и перерабатывается около 10 млрд. т. условного топлива, - массы, сравнимой с арсеналом ядерного оружия. Опасные химические вещества используются в количествах, измеряемых от сотен миллиардов до триллионов летальных доз, что на один два порядка величины выше накопленных радиоактивных веществ в тех же единицах измерения. Крупнейшие аварии текущего столетия, вызвавшие значительные жертвы, сопровождавшиеся эвакуацией людей и приведшие к значительному загрязнению окружающей среды произошли в течение двух последних десятилетий. Одновременно увеличился разрушительный эффект: на минувшее десятилетие приходится половина из почти 10 тыс. погибших в промышленных авариях и катастрофах ХХ века. Если брать текущее столетие, что за его последние 15 лет произошло столько ЧС напланете, сколько на предшествующие 85 лет. Анализ аварий показывает, что 90 % из них произошли по следующим основным причинам: -нарушение правил эксплуатации - 64 %, -низкое качество производственного оборудования и строительных сооружений - 15%, -ошибки в проектировании и при изысканиях - 7, 5 %, -прочие причины - 3, 5 %. Одними из основных причин, также, являлись некомпетентность, отсутствие профессионального опыта, расхлябанность, ограниченность информации.
БЖД как наука. Основные понятия. Терминология. БЖД - качественно новая дисциплина, интегрирующая в себе не только достижения охраны труда, ГО, инженерной экологии, но и такие науки, как: психология труда, физиология, гигиена, биология, эргономика, социология и др.
Весь цикл общеинженерных и общеобразовательных дисциплин, а также технологические дисциплины необходимы при анализе отдельных проблем БЖД. Поэтому эта дисциплина изучается на старших курсах и входит в цикл специальных дисциплин. Действительно, рассматривая общие проблемы БЖД необходимо знание системного анализа. Для изучения электротравматизма нам необходимо знание электротехники; освещения - физики; вредных веществ - химии; устойчивости объекта - сопромата, механики; шума и вибрации - акустики, физики; производственной безопасности и санитарии -знание технологических процессов и технического оборудования. Инструментом теории БЖД в ЧС является теория общественного (социального) риска, теория катастроф. В настоящее время для БЖД, как науки, характерно механическое объединение ее базовых составных частей, интуитивный подход к некоторым проблемам, недостаточное применение математических методов исследования, отсутствие четких концепций, сформировавшейся терминологии. Предметом (субъектом) изучения в курсе БЖД является человек, который всегда есть субъект отношений, субъект деятельности. 0пыт свидетельствует, что любая деятельность опасна! В то же время признается, что уровнем опасности (риска) можно управлять. Это утверждение привело к концепции приемлемого риска, которая основана на понимании недостижимости абсолютной безопасности. Общая цель БЖД - достижение безопасности человека в среде обитания. Эта цель включает: 1. Достижение безаварийной ситуации и готовность к стихийным бедствиям и другим проявлениям природной Среды. 2. Предупреждение травматизма. 3. Сохранение здоровья и работоспособности. 4. Получение высокого качества результатов полезного труда. Для достижения 4 основных целей БЖД выдвигаются научные и практические подходы в решении. К научным подходам относятся получение новых, принципиально нестандартных знаний в виде выявленных законов, либо теоретического описания технического процесса, использование системного анализа, помогающих решать практические задачи.
К практическим подходам относится разработка конкретных практических мероприятий, обеспечивающих безопасное обитание человека и предотвращение ЧC. Объектом изучения БЖД как науки, является Среда или условия обитания человека. Среду обитания можно классифицировать на производственную и непроизводственную.
Основным элементов производственной среды является труд, который в свою очередь состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, составляющих структуру труда: С - субъект труда (человек); М - машин, средств и предметов труда; ПТ - процессов труда, состоящих из действий как субъектов труда, так и машин; ПрТ - продуктов труда, как целевых, так и побочных в виде образующихся ОВПФ; ПО - производственных отношений (организационных, экономических, социально-психологических, правовых по труду). Природная среда в виде географо-ландшафтных (ГЛ); географических (Г); климатических (К); стихийных бедствий (СБ); природных процессов (ПП) в виде газовыделений вулканов. Общую культуру составляют такие элементы, как нравственная культура (НК); общеобразовательная культура (ОК); правовая культура (ПК); культура общения (КО). Все вышеназванные элементы, составляющие среду обитания человека, в действии становятся факторами, влияющими на БЖД. Поэтому, изучая среду обитания, БЖД обязана рассматривать влияние этих факторов на человека, как в отдельности, так и в совокупности. При изучении проблем, связанных с БЖД, применяют paзличные методы исследования - метод моделирования, эксперимента, анализа; - физические и химические методы (для исследования условий труда на производстве и оценки эффективности оздоровительных мероприятий); - метод математической статистики, теории вероятности; - физиологические методы (для выяснения изменений в организме под влиянием условий труда);
- психологический и эргономический методы (для выяснения связи и взаимодействия в системе "человек - машина - производственная среда).
Основные понятия. Терминология. БЖД - наука о сохранении здоровья и безопасности человека в среде обитания, призванная выявить и идентифицировать опасные и вредные факторы, разрабатывать методы и средства защиты человека ликвидацией или снижением опасных и вредных факторов до приемлемых значений, вырабатывать меры по ликвидации последствий ЧС мирного и военного времени. Из этого определения видно, что необходимо уточнить, что понимается под терминами "опасные и вредные факторы", "ЧС". Опасность - явление (природное или техногенное) характеризующееся процессами, способными поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушительно действовать на окружающую среду. Риск - частота реализации опасности определенного класса или вероятность человеческих и материальных потерь. Опасный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работающего приводит к травме. Вредный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работающего приводит к заболеванию. Чрезвычайная ситуация - внешне неожиданная, внезапно возникшая обстановка, характеризующаяся резким нарушением установившегося процесса или явления и оказывающая значительное отрицательное воздействие на жизнедеятельность людей, функционирование экономики, социальную сферу и природную среду. В результате ЧС нормальная жизнедеятельность человека нарушается, т.к. ЧС сопровождается такими явлениями как разрушение, затопление, массовые пожары, химические и радиоактивные загрязнения, бактериологическое заражение. 3. Задачи и содержание курса, его роль в системе других учебных дисциплине Цель курса: вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками для решения трех основных задач: - создание безопасных и здоровых условий жизнедеятельности на предприятиях; - умение правильно выбирать средства и методы защиты от опасности; - умение прогнозировать и принимать грамотные решения в условиях ЧС, разрабатывать мероприятия по ликвидации возможных последствий при этих ситуациях. Таким образом, выпускник академии должен уметь: - обеспечить безопасность жизнедеятельности вверенного коллектива; - рационально использовать материальные и энергетические ресурсы, сохранять окружающую природную среду; - организовать и руководить работами по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|