Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 12. Гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс и др.).

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ -направление в западной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а “открытую возможность” самоактуализации, присущую только человеку. Основана на экзистенциальной философии. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60–х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название „ третьей силы “. (По мнению Маслоу, психоанализ обедняет представление о человеке, сосредоточившись на больных людях и болезненных проявлениях личности. Бихевиоризм фактически сводит жизнедеятельность к манипуляциям и тем самым низводит человека до уровня стимульно-реактивного механизма.)

Основные положения гуманистической психологии:

v человек должен изучаться в его целостности;

v каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

v переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью;

v человеческая жизнь - единый процесс становления и бытия человека;

v человек открыт к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

v человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

v человек - это активное, творческое существо.

В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Главное в личности - устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций, к укреплению веры в себя и возможность достижения “идеального Я”.

Центральная роль отводится при этом мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я.

Абрахам Маслоу (1908 – 1970) - американский психолог. Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений - любви, творчества, духовных ценностей и др. Согласно Маслоу, эти особенности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий. Маслоу создал иерархическую модель мотивации («Мотивация и личность»,1954), в которой выделил пять основных „уровней“ потребностей. Маслоу утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Категории мотивов:

- Дефицитарные – нацелены на снижение напряжения, могут быть удовлетворены;

- Мотивы роста (метапотребности) – нацелены на повышение напряжения посредством поиска новых переживаний, принципиально не удовлетворяемы до конца (истина, красота, справедливость). Они биологически заложены в человеке, их неудовлетворение приводит к метапатололгии: апатия, цинизм, отчуждение.

Маслоу описал человека как "желающее существо", который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и контролирует внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, требует удовлетворения следующая. Люди почти всегда чего-то желают.

Иерархия потребностей:

1) физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);

2) потребность в безопасности (стабильность, порядок);

3) потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе (семья, дружба);

4) потребность в уважении и признании (самоуважение);

5) потребность в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов (реализация потенций, способностей и талантов человека).

Каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеч. потребностью. Правда, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. В силу этого высшего уровня могут достичь не больше одного процента всех людей. Чем выше человек может подняться в иерархии потребностей, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

Маслоу дал описание личностных особенностей самоактуализирующися людей:

- Более эффективное восприятие реальности – беспристрастно, объективно, воспринимают мир и людей такими, какие они есть; толерантность к противоречивости и неопределенности (не боятся неоднозначных решений);

- Принятие себя, других, природы – нет сверхкритичности, принятие происходит и на уровне физиологической природы (хороший аппетит, сон);

- Непосредственность, простота, естественность – может быть сознательно замаскирована социальными нормами (чтобы не раздражать окружающих); терпимость, но социальные нормы легко отклоняются, если это необходимо;

- Центрированность на проблеме – приверженность задаче, призванию;

- Независимость (потребность в уединении) – неприкосновенность внутренней жизни, не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, богатство и полнота дружбы;

- Автономия (независимость от культуры и окружения) – полагаются на свой потенциал и источники роста и развития;

- Свежесть восприятия – оценивают по достоинству даже самые обыденные события жизни;

- Вершинные переживания – экстатические состояния, которые переживаются в кульминационные моменты любви, творчества, слияния с природой;

- Общественный интерес – стараются помочь другим стать лучше, чувство сопричастности, единения с другими;

- Глубокие межличностные отношения – в дружбе, любви (но с равными);

- Демократичный характер – нет предубеждений, с удовольствием учатся, демократичность в общении;

- Разграничение средств и целей –наслаждаются средствами (физическими упражнениями), а не только целью (хорошее самочувствие);

- Философское мировосприятие, в т.ч. чувство юмора (доброжелательное, не высмеивающее);

- Креативность – естественная и спонтанная, которая присуща детям, а не креативность талантливого художника;

- Сопротивление окультуриванию – находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя определенную независимость от нее;

- Продуктивность.

Маслоу вводит понятие " комплекс Ионы " - отказ от попыток реализации в полноте своих способностей. Как библейский персонаж (Иона), кот. считал себя недостойным быть пророком и попытался избежать ответственности пророчества, так и большинство людей в действительности боятся использования своих способностей в максимальной степени. При этом у человека возникает страх успеха, и он снижает уровень притязаний. Они предпочитают безопасность средних, не требующих многого достижений, в отличие от целей, требующих полноты собств. развития.

Карл Роджерс (1902-1987), феноменологическая теория – амер. психолог, один из основателей гуманистической психологии. Автор книги „Центрированная на клиенте терапия“(1954). В качестве ядра личности рассматривал Я–концепцию, представленную динамикой соотношения Я–реального и Я–идеального. Её развитие (формируется в младенчестве и раннем детстве) определяют:

1. Потребность в позитивном внимании – ребенок хочет, чтобы его любили, понимали и одобряли;

2. Условия ценности (обусловленное позитивное внимание) – уточняют обстоятельства, при которых ребенок будет переживать позитивное внимание (ребенок старается соответствовать стандартам = ущерб становлению Я-концепции);

3.Безусловное позитивное внимание – не за что-то, а просто потому, что он есть.

Человек ведет себя в соответствии со своей Я-концепцией, если возникает несоответствие между Я-концепцией и организмическим переживанием, целостность Я защищается с помощью Искажения восприятия - несоответствующее переживание допускается в сознание в форме, которая делает его совместимым с каким-то аспектом Я («я способный, просто мне не повезло») или Отрицания восприятия – уход от осознания (завалил все экзамены, но приходит и просит зачислить на курс). Слишком большое несоответствие приводит к личностным расстройствам и психопатологии.

По представлениям Роджерса, в личности сосуществуют две инстанции, которые должны работать согласованно: „реальное Я“, представляющее собой систему представлений и оценок самого себя, зависящее от индивидуального опыта и актуальных оценок окружающих и „идеальное Я“, представляющее собой то, каким человек хочет быть.

Разработал индирективную психотерапию, центрированную на клиенте, в основе которой лежит правило не давать советов клиенту и избегать оценок его поведения, но актуализировать его творческие потенции, требующиеся для самостоятельного решения его проблем. Роджерс назвал эту форму “ терапией, центрированной на клиенте ”, что означало трактовку индивида, обращающегося за помощью к психотерапевту, не как пациента, а как “клиента”, который сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Люди способны строить свою судьбу, они, по своей сути, целеустремленные, заслуживающие доверия и самосовершенствующиеся. Психотерапевт же выполняет только функцию консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, в которой клиенту легче организовать свой внутренний (“феноменальный”) мир и достигнуть целостности собств. личности, понять смысл ее существования (“экзистенции”).

Поведение человека можно понять только в терминах его субъективных переживаний.

Все мотивы человека включены в один – тенденцию самоактуализации (врожденное стремление человека актуализировать, сохранять и интенсифицировать себя). Эта тенденция вдохновляет и регулирует поведение, результат – полноценно функционирующий человек.

Характеристики полноценно функционирующего человека:

- Открытость переживанию – противоположна беззащитности, человек не боится воспринимать, он не искажает и не отрицает воспринятое и пережитое. Люди стремятся к тем переживаниям, которые оцениваются как Я-интенсифицирующие, и избегают Я-отрицающие;

- Экзистенциальный образ жизни – жить полно и насыщенно в каждый момент существования, личность формируется из переживаний, а не переживания подстраиваются под личность;

- Организмическое доверие – поступать в соответствии с внутренним ощущением «Я поступаю правильно», а не по нормам, советам;

- Эмпирическая свобода – жить так, как хочешь, без ограничений и запретов, свобода выбора;

- Креативность – в идеях, проектах, действиях; креативный человек член общества, но не его пленник;

Единственная реальность, с точки зрения человека – субъективная = личный мир переживаний человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...