Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности интерпретации результатов КРС




При обычном задании «нарисуй свою семью» ребенок часто рисует стати­ческую картину, в которой все члены семьи расположены в ряд и повернуты лицом к наблюдателю. Хотя в этом случае полезная информация может быть получена, некинетические инструкции обычно приводят к относительно ста­тичным, ригидным рисункам. Подход, использующий кинетические (деятель­ные) инструкции, когда ребенка просят представить изображение, где фигуры двигались бы или делали что-нибудь, является более информативным.

Несмотря на то, что при интерпретации результатов «Кинетического ри­сунка семьи» учитываются все вышеперечисленные уровни анализа, интерпре­тации кинетических рисунков фокусируются на действии или движении, а не на инертных фигурах.

Согласно Р. Бернсу и С. Кауфману, авторам данной модификации, действия и объекты, изображенные на рисунке, заключают в себе энергию, созвучную определенным отношениям. «Энергии» или «поля напряжения» могут отра­жать злобу, зависть, соревнование, стремление к близким контактам и т. д. (На­пример, игра в мяч говорит о конкуренции, зависти; горящий огонь — о враж­дебном отношении, злобе.) Вот некоторые характеристики КРС и их значение (Берне Р. С, Кауфман С. X., 2000):

Стиль

1. Отделение. Дети пытаются изолировать себя (и свои чувства) от осталь­ных членов семьи через отделение.

2. Подчеркивание. Проведенная внизу страницы линия характерна для де­тей из неустойчивых семей.

Действия

1. Мать:

□ готовка: это действие матери наиболее часто встречается на КРС и отра­жает фигуру матери, которая удовлетворяет потребности детей;

□ уборка: это действие обнаруживается у компульсивных матерей, кото­рые больше озабочены «домом», чем людьми в доме; уборка приравни­вается к приемлемому или хорошему поведению;

□ глажка: обычно обнаруживается у чрезмерно вовлеченных матерей, слиш­ком усиленно пыта"ющихся дать ребенку «тепло».

2. Отец:

□ домашние дела: чтение газеты, оплата счетов, игры с детьми являются частыми действиями нормальных отцов;

□ по пути на работу или во время работы: обычно обнаруживается у отцов, которых воспринимают как отстраненных от семьи или пребывающих за ее пределами, не интегрированных в нее;

□ резание: такие действия, как подстригание газона, рубка деревьев, реза­ние и т. д., обнаруживаются у «жестких» или «кастрирующих» отцов (иногда матерей).

3. Соперничество. Обычно изображается как применение силы или конф­ликт между членами семьи, то есть как бросание мяча, ножа, самолета и т. п. Выступает у сильно конкурирующих или «ревнивых» детей.

Это малая часть обычных «действий», которые часто повторяются в КРС.

Для оценки внутрисемейных отношений, воспринимаемых ребенком, мож­но использовать следующую таблицу (Фурманов И. А., Аладьин А. А., Фурма­нова Н. В., 1999).

Таблица 6

Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Симптомокомплекс Симптом Балл
Благоприятная семейная ситуация Общая деятельность всех членов семьи 0,2
Преобладание людей на рисунке 0,1
Изображение всех членов семьи 0,2
Отсутствие изолированных членов семьи 0,2
Отсутствие штриховки 0,1
Хорошее качество линий 0,1
Отсутствие показателей враждебности 0,2
Адекватное распределение людей на листе 0,1
Другие возможные признаки 0,1
Тревожность Штриховка 0,1,2,3
Линия основания — пол 0,1

 

 

 

  Оконча н ие табл. 6
Симптомокомплекс Симптом Балл
  Линия над рисунком 0,1
Линия с сильным нажимом 0,1
Стирание 0,1,2
Преувеличения внимания к детям 0,1
Преобладание вещей 0,1
Двойные или прерывистые линии 0,1
Подчеркивание отдельных деталей 0,1
Другие возможные признаки 0,1
Конфликтность Барьеры между фигурами 0,1
Стирание отдельных фигур 0,1,2
Отсутствие отдельных частей тела у некоторых фигур 0,2
Выделение отдельных фигур 0,2
Изоляция отдельных фигур 0,2
Неадекватная величина отдельных фигур 0,2
Несоответствие вербального описания и рисунка 0,1
Преобладание вещей 0,1
Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи 0,2
Член семьи, стоящий спиной 0,1
Другие возможные признаки 0,1
Чувство неполноцен­ности в семейной ситуации Автор рисунка непропорционально маленький 0,2
Расположение фигур на нижней части листа 0,2
Линия слабая, прерывистая 0,1
Изоляция автора рисунка от других членов семьи 0,2
Маленькая фигура 0,1
Неподвижная, по сравнению с другими, фигура автора 0,1
Отсутствие автора 0,2
Автор стоит спиной 0,1
Враждебность в се­мейной ситуации Одна фигура на одной стороне листа 0,2
Агрессивная позиция фигуры 0,1
Зачеркнутая фигура 0,2
Деформированная фигура 0,2
Обратный профиль 0,1
Руки раскинуты в стороны 0,1
Пальцы длинные, подчеркнутые 0,1
Другие возможные варианты 0,1

Системный семейный тест Геринга (FAST)

Данный тест разработан в рамках системной семейной терапии и основан на структурной теории семьи. Он представляет собой метод репрезентации респондентами (членами семьи) структуры их семейных отношений, ключе-

выми параметрами которой выступают сплоченность, иерархия, гибкость этих параметров, а также границы семьи (подробнее см. раздел «Основные понятия семейной психологии»).

Системный семейный тест Геринга используется для диагностики и по­строения терапевтических гипотез при работе с семьями и их отдельными чле­нами, а также в исследовательских целях. С его помощью могут быть получе­ны количественные и качественные данные об индивидуальном и групповом восприятии (оценке) членами семьи структур, регулирующих их семейные от­ношения в различных ситуациях.

Данная методика впервые на белорусской выборке была использована в диссертационном исследовании О. В. Агейко, посвященном изучению особен­ностей восприятия семейной структуры детьми из неполных семей (Агей­ко О. В., 2004).

Описание методики

Материал методики состоит из доски, разделенной на 81 квадрат (9x9), фи­гур, обозначающих лица мужского и женского пола, а также цилиндрических блоков высотой 1,5; 3 и 4,5 см. На фигурках условно нанесены точками глаза.

Расстояние между фигурками на доске отражает степень сплоченности се­мьи и отдельных ее подсистем. Высота фигурок, регулируемая с помощью ци­линдрических блоков, показывает семейную иерархию. Направление взгляда фигур является дополнительным качественным параметром, отражающим нюансы взаимоотношений членов семьи (Черников А. В., 2001).

Для дополнительного исследования взаимоотношений в семье в тесте име­ются цветные фигурки трех цветов, с помощью которых испытуемый может подчеркнуть разницу в поведении и характере разных членов семьи.

Существует несколько вариантов семейного системного теста (ССТ):

□ индивидуальный; О групповой;

□ комбинированный (вначале проводится индивидуально с каждым чле­ном семьи, а затем — со всеми членами семьи вместе).

Выполнение теста доступно всем членам семьи старше 6 лет. Проведение теста с одним испытуемым занимает в среднем 20-30 минут. Основные этапы проведения ССТ:

1. Сбор анамнестических данных.

2. Инструкция по выполнению теста.

3. Наблюдение за поведением испытуемого(ых) при выполнении теста.

4. Запись семейных репрезентаций.

5. Интервью после каждой репрезентации.

Данные, полученные в ходе выполнения теста, записываются эксперимен­татором в специальные бланки, куда вносятся и необходимые комментарии. Тест включает в себя три репрезентации:

□ репрезентация типичной семейной ситуации;

□ репрезентация идеальной семейной ситуации;

П репрезентация конфликтной семейной ситуации.

Во время тестирования респондент находится один на один с эксперимен­татором.

Индивидуальный тест

Типичная репрезентация

Инструкция: «Представьте типичные отношения в Вашей семье. Вначале расставьте фигуры на доске таким образом, чтобы показать, насколько близки члены Вашей семьи между собой. Затем с помощью цилиндрических блоков отрегулируйте высоту фигур и покажите, какова власть или влияние, которы­ми обычно обладает каждый член семьи».

Изображенная респондентом конфигурация записывается эксперимента­тором в тестовый бланк под названием «Типичная репрезентация».

Бланк «Типичная репрезентация»

Ф.И.О.

Фигура Отец Мать Реб. 1 Реб. 2 Реб.З Родств. Др. фиг.
Возраст              
Пол              
Расположение              
Высота              
Цвет              
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...