Юрисдикционные иммунитеты государств, международных организаций и международных юридических лиц: международно-правовое и национально-правовое регулирование.
Арбитражные суды РФ вправе рассматривать экономические споры с участием сторон, обладающих международно-правовым статусом, определяемым как судебный иммунитет. Судебным иммунитетом обладают иностранные государства в силу суверенного происхождения и международные организации. Иммунитет государства носит обычно-правовой характер, а международные организации наделяются иммунитетом правовыми актами, закрепляющими их статус. Судебный иммунитет означает изъятие одного государства из-под судебной юрисдикции другого государства. Он охватывает все стадии судебного процесса и включает в себя: 1) судебный иммунитет в узком смысле слова – саму неподсудность одного государства суду другого; 2) иммунитет от принятия мер по обеспечению иска; 3) иммунитет от принудительного исполнения судебного решения. В доктрине и практике существуют две теории иммунитета иностранного государства – абсолютного иммунитета и функционального иммунитета. Согласно теории абсолютного иммунитета нельзя предъявить иск к иностранному государству, применить к его собственности обеспечительные меры, а также обратить судебное взыскание на его имущество без согласия этого иностранного государства. Сегодня абсолютный иммунитет распространен в Японии, Китае, Бразилии, Норвегии, Португалии, странах СНГ. Теория функционального иммунитета исходит из того, что иммунитет за иностранным государством признается лишь в тех случаях, когда оно осуществляет суверенные функции, служащие проявлением государственной или публичной власти (действия jure imperium). Когда же государство осуществляет функции внешнеэкономического, внешнеторгового характера, занимается какой-либо коммерческой деятельностью (jure gestionis), действует в качестве частного лица, оно иммунитетом не пользуется и участвует в судопроизводстве на общих основаниях. Функциональный иммунитет закреплен в национальном законодательстве США, Великобритании, Сингапура, Пакистана, ЮАР, Канады, Австралии, Аргентины, в судебной практике Италии, Германии, Австрии, Швейцарии, Бельгии, Греции.
Разновидность функционального иммунитета – ограниченный иммунитет. В отличие от функционального он ограничивает иммунитет не на основе общего критерия – деления деятельности государства на суверенно-властную и частную, а путем введения перечня конкретных случаев, когда государство не пользуется судебным иммунитетом. Источники создания ограниченного иммунитета – международные договоры. Таким международным договором является разработанная Советом Европы Европейская конвенция об иммунитете государств от 16 мая 1972 г. (Россия в ней не участвует). Она закрепляет общий принцип иммунитета государства от иностранной юрисдикции (ст. 15), а затем формулирует (ст. 1–14) детализированные исключения из этого принципа. В России (ранее – в СССР) до последнего времени придерживались доктрины абсолютного иммунитета (ст. 435 ГПК РСФСР 1964 г.; ст. 61 Основ гражданского судопроизводства СССР и союзных республик 1961 г.; ст. 213 АПК РФ 1995 г.). В АПК РФ 2002 г. наметилась тенденция перехода от абсолютного судебного иммунитета к функциональному. Законодатель, используя в ч. 1 ст. 251 АПК РФ формулировку “иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти”, разделив тем самым его деятельность на публично-правовую и частноправовую, ввел функциональный судебный иммунитет иностранного государства. Лица, наделенные судебным иммунитетом, могут от него отказаться. Такой отказ должен быть осуществлен в порядке, предусмотренном законом иностранного государства или правилами международной организации (ч. 3 ст. 251 АПК РФ).
Сегодня благодаря усилиям ООН международно-правовое регулирование юрисдикционного иммунитета государства получило своё развитие в принятой 16 декабря 2004 года на 59 сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией А/RES/59/38 Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. В ст. 5 Конвенции закреплен общий принцип юрисдикционного иммунитета государства в следующей форме: «государство пользуется иммунитетом в отношении себя и своей собственности, от юрисдикции судов другого государства с учетом положений настоящей Конвенции». Среди ограничений юрисдикционного иммунитета государств, закрепленных в Конвенции, следует перечислить следующие: отказ государства от части иммунитета (ст. 7), подача государством иска/встречного иска (ст. 9), участие в коммерческой сделке (ст. 10), трудовые договоры, за рядом исключений (ст. 11), ущерб личности и ущерб собственности, за рядом исключений (ст. 12), и другие (ст. 13-17). Механизм обеспечения иммунитета государств, т.е. правовое содержание этого принципа, таков: государство воздерживается от осуществления юрисдикции при разбирательстве в своих судах дел, возбужденных против другого государства (то есть если другое государство указано в качестве стороны, либо разбирательство фактически преследует цель затронуть собственность, права, интересы или деятельность такого другого государства) и с этой целью обеспечивает, чтобы его суды по своей собственной инициативе выносили решение о соблюдении иммунитета другого государства. Ст. 7 Конвенции предусматривает возможности отказа государства от права юрисдикционного иммунитета, отмечая, что государство не вправе ссылаться на свой юрисдикционный иммунитет, если оно явно выразило согласие на осуществление судом другого государства юрисдикции в отношении такого вопроса или дела в силу международного соглашения, письменного контракта, заявления в суде или письменного обращения в рамках конкретного разбирательства. В то же время Конвенция ограничивает возможное расширительное толкование понятия согласие государства, указывая, что согласие государства на применение законодательства другого государства (такое согласие может быть выражено, например, в договоре путём определения применимого к договору права) не означает согласие на юрисдикцию судов другого государства.
73.Правовая помощь и исполнение судебных поручений: международно-правовое и национально-правовое регулирование. Оказание правовой помощи - это обязанность государства, которая возникает на основе соответствующего международного договора. В отсутствие международного договора оказание правовой помощи - это право государства, которому адресовано судебное поручение. Современная практика показывает, что национальные власти оказывают правовую помощь не только на основе международных договоров, но и на основе принципов взаимности и международной вежливости. Постановление ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 8 (п. 20) определяет, что "направление судебного поручения в порядке правовой помощи возможно и на условиях международной вежливости в отсутствие международного договора о правовой помощи". Основное количество двусторонних международных договоров касается оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делом. В двусторонних соглашениях о правовой помощи определяются ее предмет и объем, "маршрут" судебного поручения. Предусмотрены использование дипломатических каналов, непосредственные сношения органов юстиции и судов (упрощенный порядок исполнения судебных поручений). Правовая помощь оказывается безвозмездно. Среди многосторонних договоров следует упомянуть Гаагские конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам (1965), о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам (1970), об облегчении доступа к международному правосудию (1980). Общая черта данных соглашений - компромисс между общим и континентальным правом; попытка примирить институт комиссионеров с требованиями континентального права. Предусмотрен упрощенный порядок оказания правовой помощи. В
Функции суда как органа власти каждого государства обычно ограничиваются пределами территории данного государства. Поэтому для осуществления процессуальных действий за рубежом суду одного государства необходимо обратиться за содействием к судебным органам другого государства (вручить повестку о вызове в суд, допросить свидетелей, проживающих за границей, собрать доказательства и совершить иное действие процессуального характера). Под судебным поручением в международной практике понимается обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве процессуальных действий на территории этого другого государства. Развитие международного сотрудничества привело к тому, что наряду с исполнением судебных поручений стало применяться более широкое понятие оказания правовой помощи, под которым в области международного частного права стало пониматься не только исполнение судебных поручений, но и содействие в получении информации об иностранном праве. В Российской Федерации процедура исполнения поручений иностранных судов и оказания других видов правовой помощи, равно как и порядок обращения судов России с поручениями к компетентным органам зарубежных государств, регулируются, наряду с положениями указанных выше международных договоров, нормами ГПК РФ и АПК РФ. Арбитражно-процессуальное законодательство определяет, что арбитражный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном международным договором РФ или федеральным законом, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств по выполнению отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр на месте и др.). Поручение иностранного суда или компетентного органа иностранного государства не подлежит исполнению, если: - исполнение поручения нарушает основополагающие принципы российского права или иным образом противоречит публичному порядку Российской Федерации; - исполнение поручения не относится к компетенции арбитражного суда в Российской Федерации; - не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении процессуальных действий. Исполнение арбитражным судом поручений о выполнении отдельных процессуальных действий производится в порядке, установленном АПК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Арбитражные суды могут в порядке, установленном международным договором РФ или федеральным законом, обращаться к иностранным судам или компетентным органам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий (ст. 256 АПК РФ).
В соответствии с Минской конвенцией 1993 г. и Кишиневской конвенцией 2002 г. компетентные учреждения юстиции государств-участников сносятся друг с другом через свои центральные органы, если только этими конвенциями не установлен иной порядок сношений. Протокол к Минской конвенции, который был подписан в Москве 28 марта 1997 г., предусмотрел, что компетентные учреждения юстиции государств-участников могут сноситься друг с другом не только через центральные, но и через территориальные и другие органы, если только этой Конвенцией не установлен иной способ сношений. Стороны определяют перечень своих центральных, территориальных и других органов, уполномоченных на осуществление непосредственных сношений, о чем уведомляют депозитария. В Минской конвенции 1993 г., так же как и в Кишиневской конвенции 2002 г., подробным образом регулируются вопросы, касающиеся содержания и формы поручений об оказании правовой помощи, порядка их исполнения, вызова свидетелей, потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, их представителей, экспертов. Однако, несмотря на заключение целого ряда международных соглашений как по вопросам информации об иностранном праве, так и по оказанию других видов международной правовой помощи, практика оказания такой помощи остается неэффективной, на что неоднократно обращалось внимание в отечественной правовой литературе (Т.Н. Нешатаева). В российских условиях это связано с чрезмерной централизацией, длительностью рассмотрения поручений, недостаточным использованием современных технических средств в области информатики и рядом других причин.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|