Порядок реорганизации сельскохозяйственных предприятий в производственные кооперативы
Первоначально решениями по аграрной реформе предписывалось всем без исключения колхозам и совхозам в максимально короткие сроки провести реорганизацию. Но многие хозяйства, достаточно эффективно работавшие в рамках устоявшейся организационно-правовой формы, не хотели ее менять. Поэтому постановлением Правительства "О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации" было установлено, что "в случае принятия собраниями трудовых коллективов решений о сохранении прежней формы хозяйствования осуществляется перерегистрация колхозов и совхозов с закреплением за ними земли в соответствии с действующим законодательством". И этим положением воспользовались коллективы многих хозяйств. Однако на практике возникает очень много вопросов, связанных с применением упомянутой нормы. При сохранении существующей формы необходимо ее приведение в соответствие с действующим законодательством. В частности, многие стороны правового положения колхозов изменились в связи с принятием Закона о сельскохозяйственной кооперации. Вопрос об изменении правового статуса встал перед многими сельскохозяйственными организациями и в связи с принятием нового ГК, изменившего перечень возможных форм коммерческих организаций и некоторые правовые вопросы их деятельности по сравнению с существовавшими ранее. Решение об изменении или сохранении формы хозяйствования коллектив совхоза принимает с согласия собственника. Совхозы являлись государственными предприятиями до 1991 г., когда в соответствии с внесенными в ст. 12 Конституции РСФСР изменениями они были признаны собственниками своего имущества. Поэтому совхозы не подлежали приватизации, а реорганизовывались так же, как и колхозы, но некоторые из них сохранили свою организационно-правовую форму. Однако поскольку ГК не предусматривает такой разновидности коммерческих организаций, то непреобразованные совхозы становятся унитарными предприятиями, переходят в государственную или муниципальную собственность.
Реорганизация в сельском хозяйстве проводится не автоматически и не в массовом порядке, а исключительно индивидуально, т.е. если на базе сельскохозяйственной организации образуется кооператив, то каждый работник (участник), желающий в него вступить, подает заявление с просьбой о приеме. Раздел имущества сельскохозяйственных предприятий на паи, а земли на доли работающих предусмотрен постановлениями по аграрной реформе. Так, постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев" утверждены Рекомендации о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, а Указом от 7 марта 1996 г. "О реализации конституционных прав граждан на землю" Президент Российской Федерации подтвердил и конкретизировал права собственников земельных долей. В качестве паевого взноса может выступать начисленный имущественный пай: если в сельскохозяйственный кооператив преобразуется сельскохозяйственная организация вся целиком или отдельное ее подразделение, тогда вновь образуемый кооператив получает часть основных и оборотных средств, соответствующую количеству паев членов реорганизуемой сельскохозяйственной организации, вступающих в этот кооператив. Рекомендуемый порядок такой передачи содержится в постановлении Правительства Российской Федерации "О реформировании сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области" от 27 июля 1994 г. Однако при реорганизации сельскохозяйственных предприятий каждый собственник или группа собственников имущественных паев имеют право и на получение в счет пая имущества в натуральном выражении или, если это невозможно, на денежную компенсацию стоимости имущественного пая. В дальнейшем они могут внести это имущество или денежные средства в паевой фонд сельскохозяйственного кооператива, который они создадут или в который собираются вступить.
При образовании в результате реорганизации нескольких сельскохозяйственных организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств разделу не подлежат объекты производственной инфраструктуры (мастерские, гаражи, сушилки, зернотока, склады и другие), услугами которых пользовались все члены (участники) реорганизуемой сельскохозяйственной организации. Перечень указанных объектов определяется решением общего собрания членов (участников) реорганизуемой сельскохозяйственной организации. Стоимость данных объектов исключается из стоимости имущества, распределяемого по имущественным паевым взносам членов (участников) реорганизуемой сельскохозяйственной организации, и указанные объекты объявляются неделимыми, за исключением следующих случаев, когда они могут быть поделены в стоимостном выражении: 1) если в силу удаленности сельскохозяйственной организации или крестьянского (фермерского) хозяйства от объектов производственной инфраструктуры им экономически нецелесообразно пользоваться указанными объектами; 2) если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство имеют аналогичные объекты производственной инфраструктуры и у них нет необходимости в использовании общих объектов производственной инфраструктуры. В случае, если ни одна из сельскохозяйственных организаций и (или) ни одно из крестьянских (фермерских) хозяйств, образовавшихся в результате реорганизации сельскохозяйственной организации, не имеют 51 процента от всей суммы имущественных паевых взносов, приходящихся на неделимые объекты производственной инфраструктуры, либо в случае, если производственный кооператив, имеющий право включить неделимые объекты производственной инфраструктуры в свой неделимый фонд, отказывается сделать это, для использования указанных объектов образуются один или несколько потребительских кооперативов.
Потребительский кооператив является наиболее подходящей формой организации, создаваемой для использования неделимых объектов производственной инфраструктуры реорганизованного хозяйства. Но было бы, видимо, неверно рассматривать его как единственно возможную форму. Потребительский кооператив создается в соответствии со свободным решением его учредителей - сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств, и они вполне могут в данной ситуации принять решение о создании хозяйственного общества или товарищества, а не кооператива. То же самое можно сказать и в отношении права каждого сельскохозяйственного товаропроизводителя, осуществляющего свою деятельность на территории реорганизуемой организации, пользоваться объектами производственной инфраструктуры. Для реализации такого права должна существовать обязанность потребительского кооператива принять в свои члены любого сельскохозяйственного товаропроизводителя, действующего на данной территории. Однако, право принятия решения о приеме в члены кооператива или об отказе в приеме принадлежит в любом случае общему собранию потребительского кооператива. Целесообразно в уставах таких кооперативов, создаваемых для использования неделимых объектов производственной инфраструктуры, фиксировать преимущественное право на прием в члены кооператива указанных товаропроизводителей. Заключение
Реорганизация юридического лица согласно ст. 57 ГК РФ означает слияние, присоединение, разделение, выделение или преобразование. В данной же статье под реорганизацией понимается прежде всего изменение организационно-правовой формы сельскохозяйственной организации (преобразование) с одновременным разделом на несколько новых организаций (или без такого раздела). Реформа аграрной отрасли регулируется лишь несколькими указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ, принятыми в основном в 1992 - 1993 гг.; ни одного крупного закона на эту тему не принято, некоторые важнейшие вопросы вообще не решены в нормативном порядке. Поэтому Закон о сельскохозяйственной кооперации взял на себя решение части общих, наиболее острых проблем.
Одним из способов реформирования колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий является проведение реорганизации сельскохозяйственных предприятий на основе добровольного волеизъявления собственников земельных и имущественных паев. В сельском хозяйстве в результате осуществления аграрной реформы половину всех сельскохозяйственных предприятий составили акционерные общества открытого и закрытого типа с преобладанием последних, а также общества с ограниченной ответственностью. Будучи созданными на базе реорганизованных колхозов, совхозов и приватизированных государственных сельскохозяйственных предприятий и в качестве таковых они выступают как сельскохозяйственные акционерные общества по производству, реализации и переработке сельскохозяйственной продукции, выполнению работ и оказанию услуг, уставной капитал которых формируется путем реализации акций и участники которых не отвечают по обязательствам общества, а лишь несут на себе риск его убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Список литературы 1. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (с изменениями от 14 мая 2001 г., 21 марта 2002 г.) // СПС Гарант. 2. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1999 г. № 694 "О Федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы// СПС Гарант. 3. Постановление Правительства РФ от 6 июля 1994 г. № 791 «О программе аграрной реформы в Российской Федерации на 1994-1995 годы». // СПС Гарант. 4. Постановление Правительства РФ от 6 марта 1992 г. № 138 "О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации. // СПС Гарант. 5. Постановление Президиума ВС РСФСР и СМ РСФСР от 15 марта 1991 г. № 891-1 "О дополнительных мерах по ускорению проведения земельной реформы в РСФСР"// СПС Гарант. 6. Указ Президента СССР от 5 января 1991 г. № УП-1285 "О первоочередных задачах по реализации земельной реформы" // СПС Гарант. 7. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Том 1. Общие положения. Курс лекций. – М.: Издательство БЕК, 1994. – 312 с. 8. Комментарий к Федеральному закону "О сельскохозяйственной кооперации" / Под ред. Е.Л. Мининой // СПС Гарант.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|