Введение. Цель, задачи и место дисциплины в учебном процессе.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Масуев М. А Проектирование предприятий Автомобильного транспорта УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Рекомендовано УМО вузов Российской Федерации по образованию в Области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов Для межвузовского использования
Махачкала – 2002 УДК 656. 13.07.001.2 ББК 39.38. Масуев М.А.
Проектирование предприятий автомобильного транспорта. Учебное пособие для вузов. Махачкала: МФ МАДИ (ГТУ), 2002.–238 с.
В книге освещены вопросы развития производственно - технической базы, изложены принципы разработки технико-экономического обоснования строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения и основы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта, приведены технологические нормативы и порядок расчета производственной программы, а также методы оптимизации процесса технического обслуживания и ремонта подвижного состава в условиях рыночной экономики. Рассмотрены вопросы принятия архитектурно-планировочных решений при проектировании предприятий с использованием традиционных строительных материалов и конструкций и современных модульных металлоконструкций. Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений и колледжей, обучающихся по специальности "Автомобили и автомобильное хозяйство". Может быть полезно для инженерно - технических работников, занимающихся проектированием, реконструкцией, техническим перевооружением и эксплуатацией предприятий автомобильного транспорта.
Типография МФ МАДИ (ГТУ), 2002.
Введение. Цель, задачи и место дисциплины в учебном процессе. Цель преподавания дисциплины. Курс "Проектирование предприятий автомобильного транспорта" завершает цикл специальных дисциплин, предусмотренных для подготовки инженера-механика по специальности 150200 "Автомобили и автомобильное хозяйство". Целью преподавания дисциплины является получение студентами углубленных' знаний по вопросам реконструкции, технического перевооружения и проектирования производственной базы предприятий автомобильного транспорта. Задачи изучения дисциплины В соответствии с квалификационной характеристикой одной из основных задач деятельности инженера-механика специальности 150200 является выполнение технологических расчетов и разработка проектных решений по строительству, реконструкции и техническому перевооружению предприятий автомобильного транспорта с учетом достижений науки и техники и современных требований, предъявляемых к производственно-технической базе предприятий. Исходя из этого, задачами дисциплины являются: изучение эффективных форм развития производственной базы; освоение методики расчета производственной программы; оптимизация систем обслуживания и ремонта автомобилей; разработка вопросов технического перевооружения предприятий. Перечень дисциплин, необходимых для освоения курса. Студенты, изучающие курс "Проектирование предприятий автомобильного транспорта" должны иметь знания по следующим дисциплинам: "Математика", "Информатика", "Автомобили", "Основы производства и ремонта автомобилей", "Основы теории надежности и диагностики автомобилей", "Техническая эксплуатация автомобилей", "Технологические процессы ТО, ремонта и диагностики автомобилей", "Информационное обеспечение автотранспортных систем".
Объем курса. Курс "Проектирование предприятий автомобильного транспорта" рассчитан на два семестра с общим объемом 140 часов. По курсу предусмотрены зачет, экзамен и курсовой проект. Курс лекций и практических занятий в сочетании с курсовым проектом позволяют получить стройную систему знаний и навыков, необходимых для решения задач развития и совершенствования производственно-технической базы предприятий автомобильного транспорта.
Глава 1. Состояние и пути развития производственно - технической базы предприятий автомобильного транспорта.
Для любого промышленно развитого государства основой экономики является развитая транспортная система. Никакое производство не может обойтись без пространственного перемещения сырья, комплектующих, средств труда, готовой продукции и рабочей силы. Транспорт обеспечивает это перемещение создавая объективные условия для непрерывного функционирования производства, комплексного, взаимосвязанного развития всех его секторов. Доставляя готовую продукцию труда потребителям, транспорт завершает процесс материального производства, а перевозки пассажиров наряду с производственными решают и социальные проблемы. Если привести аналогию с живым организмом, то транспорт можно представить кровеносной системой, обеспечивающей жизнедеятельность всего организма, доставляя ко всем его органам кислород и питание. Среди подсистем транспортной системы, таких как железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный и трубопроводный - автомобильный транспорт является ведущей составной частью и связующим звеном между всеми другими видами транспорта. Автомобильный транспорт России осуществляет около 80% грузовых и 90% пассажирских перевозок. Наиболее крупным
подразделением автотранспортной подсистемы является техническая эксплуатация автомобилей, обеспечивающая поддержание подвижного состава в технически исправном состоянии. Современный автомобиль представляет собой сложную техническую систему, состоящую из более чем 15-ти тысяч деталей. Такую систему невозможно эксплуатировать без регулярного проведения технических воздействий и ремонтов. В процессе эксплуатации автомобиль регулярно подвергается техническим воздействиям. В соответствии с "Положением о техническом обслуживании и ремонте автомобилей", действующим в России, автомобилям проводятся: ежедневное обслуживание (ЕО); техническое обслуживание №1 (ТО-1); техническое обслуживание №2 (ТО-2); сезонное обслуживание (СО); текущий ремонт (ТР); капитальный ремонт (КР). Трудоемкость и объем материальных заграт на техническое обслуживание и ремонт за весь период эксплуатации автомобиля многократно превышает трудовые и материальные затраты на его изготовление.
Выполнение такого объема специализированных работ на автомобиле, его агрегатах и узлах без соответствующего оборудования, цехов, участков, постов, оснастки и инструмента, то есть без производственно-технической базы (ПТБ) практически невозможно. Производственно-техническая база является основой технической эксплуатации автомобилей и инженер-механик специальности 150200 "Автомобили и автомобильное хозяйство" обязан в деталях знать основные требования, предъявляемые к проектированию, реконструкции, техническому перевооружению и эксплуатации предприятий автомобильного транспорта. Специалистам, работающим на предприятиях автомобильного транспорта приходится регулярно заниматься вопросами реконструкции и технического перевооружения цехов, участков, зон, проектированием новых производственных площадей, реорганизацией производства. Потребность в реконструкции и тех пере вооружен и и возникает довольно часто при изменении параметров
заложенных в процессе проектирования предприятия. Это могут быть изменения в списочном составе парка, изменения интенсивности эксплуатации автомобилей, изменения, появившиеся в конструкции автомобиля, выпуск нового более совершенного гаражного и диагностического оборудования и многое другое. Освоив курс "Проектирование предприятий автомобильного транспорта" специалисты могут не только самостоятельно осуществлять технологическое проектирование новых предприятий, но и успешно решать инженерные задачи, связанные с расширением, реконструкцией и технологическим перевооружением предприятий.
Техническая готовность к выполнению перевозок, надежность и работоспособность подвижного состава зависит не только от конструктивных качеств и уровня их производства, но и от уровня организации технической эксплуатации автомобилей, состояния и оснащенности ПТЬ предприятия, в состав которой входит целый комплекс цехов, зон, участков различного назначения. Причем каждый вид обслуживания и ремонта имеет свою специфику и соответственно оборудование, оснастку и производственные помещения необходимо проектировать с учетом этой специфики. Так, например, уборочно-моечные работы, входящие в состав ЕО специфичны тем, что, во-первых, они выполняются ежедневно почти для всего подвижного состава при возврате с линии; во-вторых, работа связана с большим расходом воды и обводнением близлежащей почвы; в третьих, необходимостью создания очистных сооружений. Исходя из этого, при проектировании мойку целесообразно разместить отдельно от основного производственного корпуса, чтобы избежать обводнения фундаментов здания, в удобном месте для проезда к ней автомобилей, возвращающихся на предприятие. Вблизи мойки должен быть участок для строительства очистных сооружений, желательно также иметь участок для стоянки автомобилей, ожидающих в очереди на мойку.
Типы и функции предприятий автомобильного транспорта.
Автомобильный транспорт представляет собой крупную многоплановую отрасль экономики. В зависимости от производственных функций предприятия автомобильного транспорта подразделяются на автотранспортные, авторемонтные, автообслуживающие и терминалы. Автотранспортные предприятия являются наиболее важным и распространенным типом предприятий автомобильного транспорта. Основной задачей АТП является эффективное осуществление автомобильных перевозок. Обеспечение перевозок технически исправным подвижным составом осуществляется производственным комплексом этих предприятий путем регулярного выполнения мероприятий по диагностированию, техническому обслуживанию, ремонту, хранению и грамотной эксплуатации автомобилей. По своему назначению АТП делятся на грузовые, пассажирские автобусные, пассажирские таксомоторные, пассажирские по обслуживанию предприятий, учреждений и организаций, смешанные и специальные. По принадлежности различают АТП общего пользования, ведомственные, кооперативные, акционерные и частные. По организации производственной деятельности АТП подразделяются на комплексные и кооперированные.
Грузовые АТП осуществляют грузовые перевозки и комплектуют свой списочный состав в зависимости от сложившихся грузопотоков. Для грузовых перевозок используются бортовые автомобили, самосвалы, фургоны, тягачи, полуприцепы, прицепы и другие специализированные автомобили различной грузоподъемности. В крупных промышленных центрах, где имеется большой объем однотипных грузов, грузовые АТП могут специализироваться по видам грузов (железобетонные изделия, сыпучие грузы, контейнеры, изделия промышленных предприятий и так далее). Специализация АТП по виду груза позволяет существенно уменьшить разномарочность парка, и соответственно снизить трудовые и материальные затраты на обслуживание и ремонт.
Пассажирские АТП выполняют перевозки пассажиров в городском, пригородном, межрайонном, междугородном и международном сообщениях и могут быть автобусные, легковые таксомоторные и легковые по обслуживанию предприятий, учреждений и организаций. В крупных городах, как правило, создаются специализированные городские автобусные предприятия и таксомоторные парки. Смешанные АТП выполняют как грузовые, так и пассажирские перевозки. Они создаются в небольших городах и населенных пунктах, где нет достаточного объема грузов и пассажиропотоков для обеспечения работы специализированных грузового и пассажирского предприятий. Специальные АТП создаются при необходимости выполнения большого объема специальных видов перевозок. К ним можно отнести АТП скорой помощи, АТП осуществляющие перевозки крупногабаритных и особо тяжелых грузов и т.д. Комплексными называются автотранспортные предприятия осуществляющие перевозки, а также хранение, обслуживание и ремонт своего подвижного состава. Комплексные АТП должны иметь производственную базу для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава (зоны ТО и ТР, цеха, участки, складские помещения и т.д.), стоянку для хранения автомобилей и инфраструктуру, необходимую для нормального функционирования предприятия. Некоторые предприятия кооперируются в своей деятельности. Головное предприятие в этой кооперации наряду с выполнением перевозок, хранением, обслуживанием и ремонтом своего подвижного состава выполняют также работы по обслуживанию и ремонту подвижного состава предприятий кооперации, размещенных на другой территории и не имеющих своей полнокомплектной производственной базы. Эксплуатационные филиалы кооперации создаются в местах скопления грузов и пассажиров и обеспечивают выполнение перевозок, хранение, ежедневное обслуживание, а в некоторых филиалах производится также мелкий ремонт и ТО-1. Наиболее распространенными являются комплексные пассажирские и грузовые АТП. Схема организации технологического процесса комплексного АТП приведена на рис. 1.1. Рис. 1.1. Схема технологического процесса ТО и ТР автомобилей в комплексном АТП.
Авторемонтные предприятия. К ним относятся авторемонтные и агре-гаторемонтные заводы, централизованные специализированные предприятия по ремонту отдельных узлов и элементов, аккумуляторных батарей, шин и т.д. Наиболее крупные из них авторемонтные заводы выполняют капитальный полнокомплектный ремонт автомобилей. Здесь автомобили полностью разбираются, пригодные к восстановлению и ремонту детали и узлы реставрируются, непригодные заменяются на новые. Затем автомобили вновь собираются. По существующим нормативам ресурс автомобиля после капитального ремонта должен быть не ниже 80% ресурса нового автомобиля. Однако ни один из существующих в России ремонтных заводов не обеспечивает такую надежность своей продукции. Учитывая большую трудоемкость и дороговизну выполнения работ (большинство разборочно-сборочных работ выполняются вручную) и невысокое качество продукции, многие, АТП после отмены плановой системы поставки автомобилей на капремонт перестали производить капитальный ремонт автомобилей на авторемонтных заводах. Автообслуживающие предприятия осуществляют сервисное и техническое обслуживание автомобилей различных форм собственности, но сами не участвуют в процессе перевозок. К таким предприятиям можно отнести базы централизованного технического обслуживания автомобилей (БЦТОА), станции технического обслуживания автомобилей' (СТОА), гаражи-стоянки, кемпинги, мотели, автозаправочные станции (АЗС) и другие. Базы централизованного технического обслуживания автомобилей предназначены для централизованного выполнения сложных видов технического обслуживания и крупного текущего ремонта автомобилям небольших предприятий, не имеющих своей производственной базы для выполнения этих работ. На этих базах может быть также организован ремонт отдельных наиболее сложных агрегатов и узлов, как двигатель, коробка передач, задний мост и т.д. Станции технического обслуживания осуществляют обслуживание и ремонт автомобилей. По месту расположения они могут быть городскими и при-
дорожными, а по специализации - обслуживать легковые автомобили, грузовые автомобили и автобусы или те и другие. Городские СТОА обслуживают автомобили принадлежащие горожанам или городским предприятиям и имеют как постоянную, так и случайную клиентуру, тогда как придорожные СТО имеют только случайную клиентуру. За последние годы выросла сеть небольших частных СТО выполняющие отдельные виды работ, например, мойка, диагностика автомобилей и отдельных узлов и агрегатов, ремонт и регулировка узлов и агрегатов и т.д. Размеры СТО определяются количеством постов для обслуживания автомобилей. Проектными организациями разработано большое количество типовых проектов СТО мощностью от 5 до 100 постов. Гаражи-стоянки это предприятия, главная задача которых - хранение автомобилей. Обычно такие гаражи бывают при автотранспортных предприятиях, домовые, микрорайонные, районные, в виде открытых площадок или специальных зданий. Гаражи - стоянки могут создаваться также и в местах большого скопления автомобилей для их временного хранения, например у стадионов или торговых центров. В густонаселенных районах и культурных центрах крупных городов предпочтение отдают многоэтажным подземным или наземным гаражам. При гаражах-стоянках могут создаваться посты и участки для мойки, диагностирования, обслуживания и ремонта автомобилей. Мотели и кемпинги предназначены для создания автотуристам условий для отдыха, хранения и обслуживания автомобилей. Мотели сооружаются на автомобильных дорогах, а также вблизи крупных городов и представляют собой комплексы, состоящие из гостиницы, теплых гаражей, площадок для стоянки автомобилей, СТОА, АЗС. Кемпинги обычно создаются в живописных местах. Здесь автотуристу выделяется участок для стоянки автомобиля и место для проживания. При кемпингах может быть создан также пункт для обслуживания автомобилей. Автозаправочные станции - предприятия по обеспечению автомобилей эксплуатационными материалами, главным образом, бензином и дизтопливом. 11а АЗС могут производиться дозаправка или замена моторного масла, долив
воды, подкачка шин, а также реализовываться консистентные и моторные масла, тормозная жидкость, запасные части и др. На многих из строящихся в последнее время частных и акционерных АЗС предусматриваются магазины, пункты питания, мойки, мастерские по выполнению мелкого ремонта, обслуживанию и диагностированию автомобилей. АЗС создаются у автомобильной дороги или на территории крупного АТП. Терминалы - транспортные комплексы для накопления, распределения и отправки грузов и пассажиров. К пассажирским автотранспортным терминалам относятся автовокзалы и автостанции, а к грузовым - грузовые станции, контейнерные площадки и полнокомплектные автотранспортные терминалы. Автовокзалы создаются, как правило, в крупных городах для обслуживания междугородних пассажирских перевозок. Здесь накапливаются и отправляются по разным направлениям потоки пассажиров. Кроме транспортных услуг автовокзалы могут оказывать и сервисные услуги: питание, торговля, проживание и т.д. Автостанции создаются в небольших городах и населенных пунктах, расположенных по пути междугородних автобусных маршрутов. Грузовые станции создаются в грузообразующих узлах промышленных или сельскохозяйственных центров. Здесь грузы накапливаются, перерабатываются и отправляются в различные города и регионы по заказу грузоотправителя. Контейнерные площадки обеспечивают накопление, хранение и отправку до получателя грузов, поступивших, в контейнерах и строятся вблизи железной дороги, морских или речных портов и аэропортов. Полнокомплектный автотранспортный грузовой терминал представляет собой комплекс, куда входят складское помещение для хранения и переработки грузов, контейнерная площадка, стоянка для хранения автомобилей, посты для обслуживания и ремонта автомобилей, гостиница, пункт питания, торговые павильоны и т.д. Строятся терминалы в крупных транспортных узлах для обслуживания автомобильного, железнодорожного, морского и воздушного транспорта. В
перспективе планируется создание транспортного терминала в г. Махачкала, который позволит объединить и расширить возможности железнодорожного, морского, воздушного и автомобильного транспорта республики. Показатели оценки состояния и развития ПТБ. Производственно - техническая база наряду с другими материальными ценностями составляет основные производственные фонды предприятия -средства труда, многократно участвующие в производственном процессе и передающие свою стоимость на продукт частями по мере износа. В состав производственных фондов входят: здания, сооружения, передаточные устройства, силовые машины, оборудование, подвижной состав, а также инструмент и инвентарь длительного пользования. Структура основных производственных фондов на автомобильном транспорте к концу 80-х годов составила: здания - 25% сооружения - 4% машины, оборудование, инструмент - 10% транспортные средства - 61 % Большая часть основных производственных фондов автомобильного транспорта составляют транспортные средства. Это вполне естественно т.к. они осуществляют транспортный процесс, а здания и сооружения создаются для обслуживания подвижного состава и обеспечения непрерывного транспортного процесса. Однако доля зданий, сооружений и оборудования должна быть достаточной чтобы обеспечить поддержание работоспособности подвижного состава. Оптимальной считается, когда доля зданий, сооружений, оборудования и инструмента составляет в структуре основных производственных фондов не менее 50%. В случае, когда эта доля менее 50% можно утверждать, что оснащенность и уровень механизации производственных процессов ТО и ТР в АТП не соответствует современным требованиям. Основные фонды в процессе производства имеют физический износ,
снижаются технические и экономические параметры. Физический износ сопровождается уменьшением стоимости основных фондов. Для возмещения износа основных фондов, их капитального ремонта и модернизации создается амортизационный фонд. Под амортизацией понимается возмещение износа основных фондов путем переноса их стоимости на вновь создаваемый в процессе производства продукт или выполняемую транспортную работу. Амортизационные отчисления накапливаются на предприятии, и используются на модернизацию и обновление производственных фондов. Кроме физического износа основные фонды подвержены и моральному износу, когда в процессе технического прогресса промышленность создает оборудование и технологии более эффективные, чем имеющиеся на предприятии. В случае, когда эффективность работы и производительность труда на новом оборудовании существенно выше, чем у имеющегося оборудования, то несмотря на то, что оно еще пригодно для эксплуатации и не прошло амортизационного износа может быть заменено на более совершенное и высокоэффективное оборудование. Величина амортизационных отчислений должна быть достаточной для возмещения физического и морального износа и воспроизводства основных фондов. Для оценки эффективности использования основных фондов на автомобильном транспорте используются такие показатели, как фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, рентабельность основных фондов, а также различные коэффициенты. Фондоотдача (ФО) определяет сумму доходов , приходящихся на один рубль основных производственных фондов (Фосн.): ФО= Фондоемкость (ФЕ) - величина основных фондов, приходящихся на 1 рубль дохода: ФЕ= Фондовооруженность (ФВ) - величина основных фондов, приходящихся на каждого из среднесписочного состава работников предприятия (Nс): ФВ= Рентабельность основных фондов (Rоф) - отношение балансовой прибыли (Пбал) к величине основных производственных фондов: ФО= Для оценки эффективности использования основных фондов часто используются также коэффициент эффективности использования основных фондов, характеризующий отношение фактически выполненной за единицу времени работы к плановой или возможной выработке и коэффициент сменности работы оборудования, показывающий сколько смен используется установленное оборудование. Эффективность использования подвижного состава оценивается такими коэффициентами как коэффициент использования грузоподъемности или вместимости, коэффициент использования пробега, коэффициент технической готовности, коэффициент выпуска парка и другими специфическими для автомобильного транспорта показателями. В целом эффективность работы автомобильного транспорта зависит как от организации перевозок, так и от организации работы производственно-технической базы, обеспечивающей поддержание подвижного состава в технически исправном состоянии. Экономический кризис в России и его влияние на состояние ПТБ. В начале 90-х годов XX века произошли события огромного исторического значения. В результате экономических и политических ошибок, допущенных руководством страны развалилась крупнейшая мировая держава - Союз Советских Социалистических республик, распавшись на 15 самостоятельных государств.
В России к власти пришла приверженная к капитализму группа бывших партийных лидеров. Отказавшись от своих прежних убеждений, они объявили о резком изменении политического курса страны и переориентации с коммунизма на капитализм. Дело оставалось лишь за "малым" - поломать социалистическую систему хозяйствования и сотворить капитализм. Капиталистический путь развития предполагает наличие рыночной экономики и многообразие форм собственности, которые планировалось создать за счет приватизации государственных и муниципальных предприятий. Приватизация при ее грамотном проведении могла бы обеспечить формирование широкого слоя частных собственников, привлечь в производство инвестиции и обеспечить подъем экономики страны в целом. По замыслу организаторов приватизацию планировалось осуществить путем передачи или продажи предприятий эффективным собственникам, т.е. собственникам, которые могли бы вложить средства и наладить эффективную работу и развитие перешедших в их собственность предприятий. Но, приватизаторы не учли, что в стране не было богатых частных собственников, способных вкладывать средства в предприятия, обеспечивая их развитие, а для иностранных инвесторов не была подготовлена необходимая законодательная база. Таким образом, предлагаемая народу система приватизации была заранее обречена на провал. Наступивший вслед за политическим переворотом период был характерен безоглядным охаиванием всего того, что было создано при социалистическом строе. Моральные устои, сложившиеся за много десятилетий были разрушены, а новой идеологии и моральных ценностей, чтобы предложить взамен у реформаторов не было. Принятые ранее законы в стране практически не действовали, а новые еще не были приняты. В борьбу за передел государственного имущества вступили криминальные авторитеты и оказавшиеся у власти коррумпированные государственные чиновники. Следствием всего этого стали наступившие в стране беззаконие, коррупция, разгул преступности.
Вместо ожидаемого экономического подъема произошел резкий спад производства. В результате развала страны промышленные предприятия оказались оторванными от предприятий, с которыми работали в едином комплексе, поставляли продукцию, получали комплектующие и материалы. Допущенные руководством политические и экономические ошибки привели к возникновению глубочайшего экономического кризиса и галопирующей инфляции. Многие заводы и фабрики перестали работать, а те, что продолжали работать многократно снизили объемы выпускаемой продукции. Экономический кризис незамедлительно отразился на работе автомобильного транспорта. Грузовые предприятия из-за отсутствия заказов практически остались без работы, а пассажирские предприятия существенно снизили объемы перевозок. Лишившись доходов автотранспортные предприятия, чтобы рассчитаться с непомерно раздутыми налогами стали реализовывать свой подвижной состав, технологическое оборудование и другие ценности. Отдельные предприятия, которые не смогли найти выход в тяжелых условиях экономического кризиса распродали свое имущество и перестали существовать, но многие предприятия, хотя и потеряли часть подвижного состава смогли найти свою нишу в изменившихся условиях и сохранить предприятия. Для примера приведем сведения о произошедших изменениях на автомобильном транспорте общего пользования Дагестана. В середине 80-х годов в состав объединения "Дагестанавтотранс" входило 24 предприятия со списочным составом автомобилей около 4500 единиц, а к концу 90-х годов осталось 19 предприятий с подвижным составом менее 1400 автомобилей (таблица 1.1.). За этот же период резко увеличилось количество частных автомобилей. Появилось большое количество частных грузовых автомобилей и автобусов, которые раньше не разрешалось иметь в частном пользовании. Коренным образом изменилась структура владельцев подвижного состава и на автомобильном транспорте Дагестана (таблица 1.2.).
Произошли серьезные изменения и в структуре ПТБ предприятий автомобильного транспорта. Одновременно с ослаблением государственного сектора начали появляться частные и акционерные предприятия автомобильного транспорта. Согласно статистических данных только в г.Махачкала за последние годы появилось более двухсот частных предприятий работающих в автотранспортной отрасли. Это автомагазины, гаражи-стоянки, автомастерские по обслуживанию и ремонту отдельных узлов и агрегатов, автомойки, АЗС, СТОА. Вследствие несовершенства законодательства, предприятия различных форм собственности оказались в разных экономических условиях работы. Частные автоперевозчики, как правило, не имеют производственной базы и
соответственно не несут дополнительных затрат на ее содержание. Размер налогов, приходящихся на единицу подвижного состава в АТП значительно выше, чем у частников. Частные перевозчики не несут затрат на обязательные на транспорте общего пользования работы, такие как предрейсовый технический осмотр автомобиля, предрейсовый медицинский осмотр водителя и т.д. По указанным причинам частные перевозчики и предприятия оказались в более выгодных экономических условиях по сравнению с транспортом общего пользования. В перспективе ожидается, что экономические условия работы для частных лиц и государственных и муниципальных предприятий будут постепенно выравниваться и тогда в более предпочтительном положении могут оказаться АТП имеющие свою производственную базу, специалистов по обслуживанию и ремонту автомобилей, специалистов по организации перевозок и т.д. У них будут более широкие возможности для экономического маневрирования в изменяющихся рыночных условиях. Это может привести к тому, что, как и во всем мире, частные автоперевозки будут объединяться в акционерные предприятия, кооперативы, ассоциации, т.е. будут создавать свои АТП. Сегодня в условиях длительного спада производства и резкого снижения объемов перевозок многие АТП испытывают серьезные экономические трудности. Основной вид деятельности - процесс перевозки грузов и пассажиров не обеспечивает не только расширенное, но и даже простое воспроизводство. В результате существенно сокращается парк автомобилей, численность работающих, ухудшаются экономические показатели деятельности АТП. Для того, чтобы выжить в тяжелых условиях экономического кризиса, АТП приходится искать пути получения доходов за счет производства и реализации продукции, работ, услуг. Получение дополнительных доходов возможно в первую очередь за счет совершенствования организации перевозок грузов и пассажиров обеспечения конкурентоспособности перевозок, расширения клиентуры заказчиков, предоставления гарантий сохранности и доставки груза и т.д. У комплексных АТП есть также реальная возможность получения дополнительных доходов от орга-
низации инструментального контроля технического состояния, ТО и ТР, мойки и платной стоянки автомобилей сторонних организаций и частных лиц. Кроме того, АТП имеет возможность создать на своих производственных площадях другие производства, не связанные с основной деятельностью. Начиная с 2000 года в экономике России наблюдается незначительный, но стабильный прирост промышленного производства. Есть все основания считать экономический кризис преодоленным. Начинается возрождение экономики, а соответственно и автомобильного транспорта.
Глава 2. Организация работ по ТО и ТР автомобилей. Техническое состояние автомобилей в процессе эксплуатации.
В процессе эксплуатации техническое состояние подвижного состава, вследствие влияния естественного износа, старения, деформации и коррозии деталей, узлов и агрегатов непрерывно изменяется. Каждая из этих причин в отдельности или в сочетании с другими может вызвать поломку или повреждение - отказ автомобиля, нарушающий его работоспособность и приводящий к прекращению транспортной работы. Причины проявления отказов грузового автомобиля, выявленные путем экспериментальных исследований, выглядят следующим образом: Износ - 40 % Пластическая деформация -26% Усталостные разрушения -18% Температурные разрушения - 12 % Прочие - 4 % Одной из основных постоянно действующих причин изменения технического состояния механизмов является износ деталей, интенсивность которого в процессе эксплуатации возрастает. С увеличением износа деталей увеличивается вероятность потери ими работоспособности, т.е. с увеличением пробега автомобиля с начала эксплуатации возрастает вероятность его отказа.
На возникновение отказа автомобиля влияет огромное количество переменных факторов. К ним можно отнести: качество материала, из которого изготавливается деталь; точность и чистота обработки деталей; качество сборки автомобилей и аг
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|