Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессионализм и творчество как факторы достижения акме

Современным предметом акмеологии являются закономерности, условия, факторы и стимулы самореализации творческого потенциала человека на протяжении жизненного пути, развития творческой готовности к предстоящей деятельности, достижения вершин жизни и профессионализма деятельности. В целях изучения и анализа успешного творческого и профессионального мастерства и разработки оптимальных технологий развития профессионализма акмеология проводит комплексные исследования процессов и способов осуществления различными специалистами профессиональной деятельности, синтезируя для этого достижения других наук о человеке, прежде всего философии, социологии, психологии, физиологии, генетики и педагогики. Свою сущность акмеология приобретает, ориентируясь на выявление, описание, анализ феноменологии акме-форм в жизнедеятельности человека, в его становлении как профессионала, психологически творческом и социально успешном осуществлении профессиональной деятельности. Проблемы акмеологии в связи с этим как целостной науки и практики связаны прежде всего с новым пониманием субъекта жизнедеятельности, которое видит его складывающимся из природных, психических, личностных условий функционирования, с одной стороны, социальных условий, с другой, и способов их организации - с третьей. Она содействует субъекту в нахождении более оптимального способа организации с учетом той реальности, отправляясь от которой любой человек может двигаться к идеалу. Необходимой предпосылкой здесь является способность человека к самореализации в рамках жизненной стратегии по таким направлениям как самосознание, рефлексия, самоопределение, самоотношение, самооценка, уровень притязаний, смыслообразование, саморегуляция, самоорганизация времени жизни.
Помимо рассмотрения развития всей совокупности характеристик человека, в которых находит выражение его зрелость, акмеология анализирует зрелость и акме в более узком смысле, имея в виду только овладение человеком профессией, достижения им профессионализма – высочайшего уровня мастерства. Когда имеется в виду высокий профессионализм человека, то с ним связываются не только яркое развитие способностей, но и глубокие, широкие знания в конкретной области деятельности, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для ее успешного выполнения. Конечно, настоящий профессионализм всегда сопряжен с сильной и устойчивой мотивационно-эмоциональной заряженностью на осуществление именно данной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата.
Изучая становление человека как субъекта деятельности, акмеология акцентирует внимание на продуктивности его профессиональной деятельности (в виде творческих достижений, социального признания, личного успеха и т.п.) на различных возрастных этапах жизни. Также важна и проработка следующего круга проблем:
• профессионализм и его основные характеристики;
• профессионализм и здоровье человека;
• условия и факторы достижения высокой профессиональной компетентности;
• пути предотвращения профессиональной деформации
Одним из ключевых вопросов для акмеологии является и проблема развития творческого потенциала человека в различных видах профессиональной деятельности. Понятие творческого потенциала также является ведущим понятием акмеологии в узком смысле. Е.С. Кузьмин связывал идеальную модель личности с творческим отношением «к делу, труду, жизни». «Личность и её социальная структура на выходе (идеальная модель) должна быть всесторонне развитой, гармоничной и согласованной, - писал он, - способной решать наилучшим образом профессиональные и жизненные задачи. Всесторонность включает известную энциклопедичностъ, полнокровную развертку в труде, в общении и познании; в способности к физическому и умственному напряжению и труду, к разностороннему проявлению своей сущности. Всесторонность личности наиболее полно и адекватно выражается в сложившемся мировоззрении. Основные ориентации и жизненные программы человека являются показателями его развития, выражают качество всесторонности. Весьма существенной стороной личности является гармоничность и согласованность, иначе - стабильность и уравновешенность. Эта сторона личности выражает ее гомеостатичность, устойчивость. Как все системы организма, психологическая система человека должна быть устойчивой. Диссонанс, рассогласование, хроническая непреодолимая борьба мотивов - это и есть дисгармония личности».
Высший для каждого человека уровень в его развитии, который приходится на какой-то временной отрезок его зрелости, есть его акме, его вершина. Насколько высокой оказывается эта «вершина», насколько она содержательно многогранна и богата, настолько личностно и социально значимы, новаторски оригинальны результаты всех его деяний. Это, конечно, зависит от особенностей жизненного пути, который прошел человек до своего «акме», от социальной, экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуаций, в которые он попадал, поднявшись и находясь на ступени зрелости. Но не менее важно и то, какой сформировался у него кругозор, общий и специальный интеллект, нравственное ядро, насколько развились способности творца. Б.Г.Ананьев показал необходимость изучения человека как целостности: «индивидуальность человека можно понять лишь при условии полного набора характеристик человека», «индивидуальность может быть понята лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида». Б.Г.Ананьев на практике приступил к изучению человека как целостного феномена. Он выделил в нем важные взаимосвязанные признаки – индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. Последователи и ученики акмеологической школы Б.Г.Ананьева в последние годы разработали и успешно применяют акмеологический подход в исследовании проблем различного характера - профессиональной деятельности, личностного развития, творческой самореализации, оптимизации в различных сферах социальной практики и других. В центре их акмеологических исследований оказывается целостный социальный субъект индивидуального или группового характера, который включен во все многообразие реальных связей и отношений, а также рассматривается значение профессионального и творческого начала субъекта для достижения своего акме.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА "АКМЕ" ЧЕЛОВЕКА
Понятие вершины развития, достижения "акме". Понятие "акме" используется при характеристике имеющегося у человека уровня состояния здоровья, наиболее значимого поступка, имеющего поло­жительное общественное значение, употребляется при восхождении на пик развития на разных возрастных ступенях онтогенеза. При углубленном анализе достигаемых "акме" определяют его содержа­тельные характеристики и устанавливают величину результирую­щего "акме". Вершина развития может быть у малых и больших общностей людей. При этом происходящий в общности процесс развития не всегда оказывается оптимальным и непременно выводит ее науровень "акме". Стечение определенных объективных и субъек­тивных обстоятельств может означать не прогресс, не движение по восходящей, а регресс, заканчивающийся ее распадом или исчез­новением. Следовательно, в формировании и развитии отдельного человека и общности людей имеют место периоды движения по восходящей и отступления назад. За "акме" в жизни отдельного человека и общности людей при по­верхностной оценке может быть принята иллюзия "акме" или псев-доакме. "Акме" в профессиональном развитии человека. Профессио­нальное "акме" — психическое состояние, означающее высший для данного человека уровень в его профессиональном развитии, который приходится на определенный отрезок времени. Оно достигается максимальной мобилизованностью и реализацией профессиональ­ных способностей, возможностей и резервов человека на конкрет­ном этапе жизни [7]. Это кульминация наивысшей продуктивности творчества и наибольшей значимости созданных человеком цен­ностей, зависит от времени и объема деятельности с момента старта, а старта — от уровня методов профессиональной подготовки [3; 4]. "Акме" в профессиональном развитии может не совпадать по вре­мени с "акме", достигаемыми человеком как индивидом, как лич­ностью. "Пики" в развитии человека как индивида, как личности, как субъекта профессиональной деятельности возможны в разное время. Каждый человек в течение жизни может достигать профессиональ­ных "акме" разной степени общественной и личностной значимости. Общественно значимые профессиональные "акме" представляют со­бой выдающиеся достижения (открытия), включают отдельные твор­ческие находки, передовой опыт. Личностные, субъективно значимые профессиональные "акме" — это высокий уровень профессиональных достижений конкретного человека, превышающий ранее достигаемые им результаты. Индивидуальные субъективно значимые профессиональные "акме" означают мобилизацию усилий и победу над собой, превышение чело­веком своих предыдущих профессиональных результатов, достижение нового для себя уровня профессионализма. Профессиональные "акме" могут различаться по числу их вершин, пиков, подъемов [17]. Профессиональное "акме" зависит от показателей профессиона­лизма и компетентности, сложившихся в данной профессии и в дан­ное время. Профессионализм — интегральная психологическая характеристика, отражающая уровень и характер овладения человеком профессией, оз­начающая, что он работает на уровне высоких образцов, сложившихся в профессии к настоящему времени. Понятие "профессионализма" охва­тывает деятельность, общение и личность профессионала. Профессиональная деятельность — активность человека, направ­ленная на преобразование предмета труда в целях получения резуль­тата, отвечающего общественным и личным, материальным и духов­ным потребностям [3, 13]. Профессиональное общение — активность человека, направленная на установление взаимодействия и сотрудничества с другими людьми в процессе преобразования предмета труда [13]. Личность профессионала — совокупность психических качеств, свойств, состояний человека труда, создающих возможности выпол­нения им профессиональной деятельности и вместе с тем изменяю­щихся и совершенствующихся в процессе труда. Психологическая сущность профессионализма может быть наибо­лее полно раскрыта на основе анализа соотношения уровней деятель­ности, общения и зрелости личности. Личность определяет ценност­ные ориентации, смысл деятельности, профессиональный менталитет человека труда. Профессиональная деятельность характеризуется ре­зультатом труда, значимостью ее продукта для социума, использова­нием современных технологий. Общение обусловливает психологи­ческий климат, атмосферу деятельности, во многом определяет ее эф­фективность. Поэтому показатели зрелости деятельности, общения и личности человека труда могут быть рассмотрены как критерии нали­чия видов и форм профессиональных "акме". Показатели эффективности профессиональной деятельности [3; 13]: количественные: • эффективность (целесообразность, соответствие результата пос­тавленным целям); • результативность (наличие результатов в виде изменений в пред­мете труда, соответствующих государственному стандарту в про­фессии, стабильность высоких результатов);   • экономичность (минимизация затрат ресурсов, времени и сил участников); • производительность (количество продукции в единицу вре­мени); • оптимальность (достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и сил); • получение результатов и владение приемами деятельности на уровне эталонов профессии (профессиональное мастерство); • постановка новых задач, нахождение нестандартных технологий, получение принципиально нового продукта, выход за пределы сложившегося профессионального опыта (профессиональное творчество); процессуальные: • разнообразие задач профессиональной деятельности; • использование социально приемлемых и гибких технологий; • сформированное^ субъекта профессиональной деятельности (способность человека ставить цели, осознавать, регулировать де­ятельность); • отсутствие деформаций в профессиональной деятельности (про­пусков целей, звеньев и операций); • опора на прошлый опыт, накопленный в профессии и лично чело­веком; • владение конкретными видами деятельности (специализация); • владение несколькими смежными видами деятельности (универ­сализация); • владение знаниями, умениями, навыками в профессии на уровне требований к уровням квалификации, к разрядам и категориям, выработанным в профессии (квалификация). Показатели развитости профессионального общения: • возрастание результативности профессиональной деятельности при ее совместном, коллективном выполнении; • наличие высокопродуктивной профессиональной деятельности в профессиональном сообществе, владение приемами работы "в ко­манде"; • проектирование новой профессиональной среды, создание новых форм делового и творческого общения; • обеспечение взаимопознания, взаимопонимания, взаимокоррек­ции в совместной трудовой деятельности;   • создание условий для мобилизации резервов психического раз­вития участников совместной деятельности; • рациональное распределение функций и ролей в совместной тру­довой деятельности; • использование широкого спектра коммуникативных техник, иск­лючающих манипулирование другими лицами; • бесконфликтное сотрудничество с коллегами; • изучение в ходе деятельности другого человека, сопереживание ему; • анализ накопленных в профессиональном опыте других людей способов эффективного получения результата; • учет результатов профессиональной деятельности и формирова­ние новых потребностей к результату труда (маркетинг); • обеспечение положительного психологического климата в про­фессиональной деятельности, создание ощущения благополу­чия, взаимоудовлетворенности участников совместной деятель­ности; • конкурентоспособность как умение выделить лучшие эталоны трудовой деятельности и стремление превзойти их, представле­ние результатов своей деятельности (или результатов деятель­ности организации) на рынке труда; • соблюдение профессиональной этики, норм и языка общения, принятых в данной профессиональной среде. Показатели зрелости личности профессионала: • понимание системы нравственных ценностей, менталитета дан­ной профессии; • способность к накоплению и анализу собственного профессио­нального опыта; • проектирование себя как профессионала, умение построить опти­мальный сценарий профессионального развития и следовать ему;   • максимальное использование своих возможностей и их компен­сация; • выработка индивидуального стиля профессиональной деятель­ности как сочетания профессиональных задач и способов дея­тельности, отвечающего возможностям человека; • адекватность и экономичность поведенческих профессиональ­ных действий, блокирование трудовой деятельности в случаях превышения человеком своих возможностей, при угрозе само­сохранения; • способность максимально мобилизовать свои возможности, сконцентрировать усилия; • умение сочетать высокую мобилизованность и концентрацию усилий в труде с учетом имеющихся возможностей, предупреж­дать перегрузки; • способность поддерживать удовлетворенность трудом, позитив­ное отношение к себе как к профессионалу; • использование каждой новой возможности для профессионального совершенствования, высокая чувствительность к новым возмож­ностям, ответственность личности за неиспользованный шанс; • способность к выработке индивидуального профессионального оптимума; • осведомленность о мире профессий и необходимых качествах личности; • осознание многовершинности своего профессионального разви­тия, возможности достижения успеха на разных уровнях и в раз­личных формах деятельности, общения; • близость к профессиональному типу личности и сочетанию про­фессионально важных качеств, наиболее адекватному для данной трудовой деятельности; • отсутствие личностных деформаций; • владение приемами построения индивидуальной программы движения к вершинам профессионализма, составления акмео-граммы. Профессиональная компетентность — это способность человека решать определенный круг профессиональных задач. Профессиона­лизм складывается из многих видов профессиональной компетент­ности. Внутри компетентности иногда выделяют компетенции как способности к чему-либо, зависимые от знаний, умений и от степени убежденности, потребности пользоваться этой способностью. Выде­лим группы профессиональной компетентности и виды профессио­нальной компетентности внутри каждой из групп. Компетентность в профессиональной деятельности и ее виды [3; 13]: • специальная (знание своего дела); • технологическая; • субъектная; • профессиологическая (осведомленность в мире профессий);   • правовая; • экономическая и т. д. Компетентность в профессиональном общении и ее виды: • коммуникативная, общенческая (способность к сотрудничеству); • социально-перцептивная (способность к восприятию другого человека); • дифференциально-психологическая; • диагностическая (способность к изучению другого человека); • этическая; • эмпатийная (сопереживательная); • межкультурная, социокультурная (терпимость к другим культурам); • конфликтная и др. Компетентность в развитии личности профессионала и ее виды: • психологическая (умение изучать другого человека); • индивидуальная, аутопсихологическая (умение изучать себя); • культурная (способность к усвоению культурных норм, принятых в данном обществе как эталонов для развития своей личности); • рефлексивная и др. Профессиональные "акме" возникают вначале в границах про­фессионализма и компетентности, сложившихся в профессии в дан­ное историческое время. Позднее могут достигаться более высокие уровни профессионального "акме", означающие профессиональное творчество, выход за пределы опыта профессии, обогащение ее но­выми задачами, способами и результатами. В ходе профессионализации человек может достигать разнообраз­ных профессиональных "акме". Важным средством оценивания и сти­мулирования профессиональных "акме" являются профессиограмма и акмеограмма. При этом профессиональные достижения, проявляю­щиеся в профессиональном мастерстве и творчестве, удобно анализи­ровать и оценивать с помощью профессиограммы, а достижения, означающие творчество человека по отношению к самому себе — с помощью акмеограммы. Профессиограмма — документ, в котором зафиксированы требо­вания к профессиональной деятельности и к личности специалиста, необходимые для достижения им общественно заданного результата, социально приемлемого качества продукта труда. В профессиограмме раскрываются задачи, средства, приемы и технологии, результат труда, а также желательные качества личности работника. Акмеограмма — документ, в котором отражены требования к дея­тельности и к личности успешного специалиста. В ней отмечаются виды профессиональной деятельности и качества личности, приво­дящие не просто к получению человеком социально требуемого ре­зультата, а обеспечивающие поступательное развитие и совершен­ствование специалиста, его продвижение к высоким уровням про­фессионализма. Акмеограмма может включать: цели (конечные и промежуточные); выбор модели развития; определение акмеологи-ческих технологий; возможные индивидуальные показатели профес­сионализма, планируемые как результаты развития. Условия и факторы достижения профессионального "акме". Применение акмеологического подхода всегда связано с определением психологических и акмеологических условий и факторов, способствующих развитию профессионализма личности и деятельности специалиста [10]. Акмеологические условия — значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого профессионализма личности и дея­тельности. Акмеологи выделяют внутренние и внешние условия. Внутренние условия достижения профессионального "акме": моти­вация достижения; активность человека, соответствующая наиболь­шей продуктивности его трудового поведения; профессиональное целеполагание и построение профессионального пути по восходя­щей траектории; стремление к достижению максимального уровня развития; высокий уровень притязаний, мотивация самореализации; способность мобилизовать имеющиеся в данный момент профессио­нальные возможности, сконцентрироваться на цели; способность к восстановлению после больших психологических и энергетических затрат; стремление к сохранению и приумножению достижений. Внешними условиями появления "акме" в профессиональном развитии является благоприятная и акмеологически насыщенная профессиональная среда, побуждающая человека к раскрытию под­линных профессиональных возможностей, а также наличие "акме" — событий, могущих стать толчком к кульминациям, "пикам" в про­фессиональном развитии. Акмеологические факторы — это основные причины, имеющие характер движущих сил, обусловливающие достижение высокого профессионализма личности и деятельности, главные детерминанты профессионализма. Установлены три вида акмеологических факторов [11]: • объективные, связанные с реальной системой и последователь­ностью действий, направленных на достижение искомого результата; • субъективные, связанные с субъективными предпосылками меры успешности профессиональной деятельности (к ним относятся мо­тивы, направленность, способности, успешность, компетентность и др.); мера их проявления объясняет субъективные причины, со­действующие росту профессионализма или препятствующие этому; • объективно-субъективные, связанные с организацией профессио­нальной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления. Данная классификация обладает достаточной степенью общности, но в то же время возможно применение и других оснований. В част­ности, согласно системному подходу акмеологические факторы могут быть общими, особенными и единичными. Общими акмеологическими факторами являются высокий уровень мотивации, потребность в достижении, высокие профессионально-личностные стандарты, стремление к самореализации, уровень про­фессионального восприятия, мышления и антиципации. К особенным можно отнести факторы, способствующие достиже­нию высоких показателей — точности, надежности, организованности, стабильности (стресоустойчивость, развитая психомоторика, разви­тые функции внимания и др.). Единичные акмеологические факторы отражают индивидуаль­ные проявления в деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...