Профессионализм и творчество как факторы достижения акме
Современным предметом акмеологии являются закономерности, условия, факторы и стимулы самореализации творческого потенциала человека на протяжении жизненного пути, развития творческой готовности к предстоящей деятельности, достижения вершин жизни и профессионализма деятельности. В целях изучения и анализа успешного творческого и профессионального мастерства и разработки оптимальных технологий развития профессионализма акмеология проводит комплексные исследования процессов и способов осуществления различными специалистами профессиональной деятельности, синтезируя для этого достижения других наук о человеке, прежде всего философии, социологии, психологии, физиологии, генетики и педагогики. Свою сущность акмеология приобретает, ориентируясь на выявление, описание, анализ феноменологии акме-форм в жизнедеятельности человека, в его становлении как профессионала, психологически творческом и социально успешном осуществлении профессиональной деятельности. Проблемы акмеологии в связи с этим как целостной науки и практики связаны прежде всего с новым пониманием субъекта жизнедеятельности, которое видит его складывающимся из природных, психических, личностных условий функционирования, с одной стороны, социальных условий, с другой, и способов их организации - с третьей. Она содействует субъекту в нахождении более оптимального способа организации с учетом той реальности, отправляясь от которой любой человек может двигаться к идеалу. Необходимой предпосылкой здесь является способность человека к самореализации в рамках жизненной стратегии по таким направлениям как самосознание, рефлексия, самоопределение, самоотношение, самооценка, уровень притязаний, смыслообразование, саморегуляция, самоорганизация времени жизни. Помимо рассмотрения развития всей совокупности характеристик человека, в которых находит выражение его зрелость, акмеология анализирует зрелость и акме в более узком смысле, имея в виду только овладение человеком профессией, достижения им профессионализма – высочайшего уровня мастерства. Когда имеется в виду высокий профессионализм человека, то с ним связываются не только яркое развитие способностей, но и глубокие, широкие знания в конкретной области деятельности, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для ее успешного выполнения. Конечно, настоящий профессионализм всегда сопряжен с сильной и устойчивой мотивационно-эмоциональной заряженностью на осуществление именно данной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата. Изучая становление человека как субъекта деятельности, акмеология акцентирует внимание на продуктивности его профессиональной деятельности (в виде творческих достижений, социального признания, личного успеха и т.п.) на различных возрастных этапах жизни. Также важна и проработка следующего круга проблем: • профессионализм и его основные характеристики; • профессионализм и здоровье человека; • условия и факторы достижения высокой профессиональной компетентности; • пути предотвращения профессиональной деформации Одним из ключевых вопросов для акмеологии является и проблема развития творческого потенциала человека в различных видах профессиональной деятельности. Понятие творческого потенциала также является ведущим понятием акмеологии в узком смысле. Е.С. Кузьмин связывал идеальную модель личности с творческим отношением «к делу, труду, жизни». «Личность и её социальная структура на выходе (идеальная модель) должна быть всесторонне развитой, гармоничной и согласованной, - писал он, - способной решать наилучшим образом профессиональные и жизненные задачи. Всесторонность включает известную энциклопедичностъ, полнокровную развертку в труде, в общении и познании; в способности к физическому и умственному напряжению и труду, к разностороннему проявлению своей сущности. Всесторонность личности наиболее полно и адекватно выражается в сложившемся мировоззрении. Основные ориентации и жизненные программы человека являются показателями его развития, выражают качество всесторонности. Весьма существенной стороной личности является гармоничность и согласованность, иначе - стабильность и уравновешенность. Эта сторона личности выражает ее гомеостатичность, устойчивость. Как все системы организма, психологическая система человека должна быть устойчивой. Диссонанс, рассогласование, хроническая непреодолимая борьба мотивов - это и есть дисгармония личности». Высший для каждого человека уровень в его развитии, который приходится на какой-то временной отрезок его зрелости, есть его акме, его вершина. Насколько высокой оказывается эта «вершина», насколько она содержательно многогранна и богата, настолько личностно и социально значимы, новаторски оригинальны результаты всех его деяний. Это, конечно, зависит от особенностей жизненного пути, который прошел человек до своего «акме», от социальной, экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуаций, в которые он попадал, поднявшись и находясь на ступени зрелости. Но не менее важно и то, какой сформировался у него кругозор, общий и специальный интеллект, нравственное ядро, насколько развились способности творца. Б.Г.Ананьев показал необходимость изучения человека как целостности: «индивидуальность человека можно понять лишь при условии полного набора характеристик человека», «индивидуальность может быть понята лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида». Б.Г.Ананьев на практике приступил к изучению человека как целостного феномена. Он выделил в нем важные взаимосвязанные признаки – индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. Последователи и ученики акмеологической школы Б.Г.Ананьева в последние годы разработали и успешно применяют акмеологический подход в исследовании проблем различного характера - профессиональной деятельности, личностного развития, творческой самореализации, оптимизации в различных сферах социальной практики и других. В центре их акмеологических исследований оказывается целостный социальный субъект индивидуального или группового характера, который включен во все многообразие реальных связей и отношений, а также рассматривается значение профессионального и творческого начала субъекта для достижения своего акме.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА "АКМЕ" ЧЕЛОВЕКА
Понятие вершины развития, достижения "акме". Понятие "акме" используется при характеристике имеющегося у человека уровня состояния здоровья, наиболее значимого поступка, имеющего положительное общественное значение, употребляется при восхождении на пик развития на разных возрастных ступенях онтогенеза. При углубленном анализе достигаемых "акме" определяют его содержательные характеристики и устанавливают величину результирующего "акме".
Вершина развития может быть у малых и больших общностей людей. При этом происходящий в общности процесс развития не всегда оказывается оптимальным и непременно выводит ее науровень "акме". Стечение определенных объективных и субъективных обстоятельств может означать не прогресс, не движение по восходящей, а регресс, заканчивающийся ее распадом или исчезновением.
Следовательно, в формировании и развитии отдельного человека и общности людей имеют место периоды движения по восходящей и отступления назад.
За "акме" в жизни отдельного человека и общности людей при поверхностной оценке может быть принята иллюзия "акме" или псев-доакме.
"Акме" в профессиональном развитии человека. Профессиональное "акме" — психическое состояние, означающее высший для данного человека уровень в его профессиональном развитии, который приходится на определенный отрезок времени. Оно достигается максимальной мобилизованностью и реализацией профессиональных способностей, возможностей и резервов человека на конкретном этапе жизни [7]. Это кульминация наивысшей продуктивности творчества и наибольшей значимости созданных человеком ценностей, зависит от времени и объема деятельности с момента старта, а старта — от уровня методов профессиональной подготовки [3; 4]. "Акме" в профессиональном развитии может не совпадать по времени с "акме", достигаемыми человеком как индивидом, как личностью. "Пики" в развитии человека как индивида, как личности, как субъекта профессиональной деятельности возможны в разное время.
Каждый человек в течение жизни может достигать профессиональных "акме" разной степени общественной и личностной значимости. Общественно значимые профессиональные "акме" представляют собой выдающиеся достижения (открытия), включают отдельные творческие находки, передовой опыт. Личностные, субъективно значимые профессиональные "акме" — это высокий уровень профессиональных достижений конкретного человека, превышающий ранее достигаемые им результаты.
Индивидуальные субъективно значимые профессиональные "акме" означают мобилизацию усилий и победу над собой, превышение человеком своих предыдущих профессиональных результатов, достижение нового для себя уровня профессионализма. Профессиональные "акме" могут различаться по числу их вершин, пиков, подъемов [17].
Профессиональное "акме" зависит от показателей профессионализма и компетентности, сложившихся в данной профессии и в данное время.
Профессионализм — интегральная психологическая характеристика, отражающая уровень и характер овладения человеком профессией, означающая, что он работает на уровне высоких образцов, сложившихся в профессии к настоящему времени. Понятие "профессионализма" охватывает деятельность, общение и личность профессионала.
Профессиональная деятельность — активность человека, направленная на преобразование предмета труда в целях получения результата, отвечающего общественным и личным, материальным и духовным потребностям [3, 13].
Профессиональное общение — активность человека, направленная на установление взаимодействия и сотрудничества с другими людьми в процессе преобразования предмета труда [13].
Личность профессионала — совокупность психических качеств, свойств, состояний человека труда, создающих возможности выполнения им профессиональной деятельности и вместе с тем изменяющихся и совершенствующихся в процессе труда.
Психологическая сущность профессионализма может быть наиболее полно раскрыта на основе анализа соотношения уровней деятельности, общения и зрелости личности. Личность определяет ценностные ориентации, смысл деятельности, профессиональный менталитет человека труда. Профессиональная деятельность характеризуется результатом труда, значимостью ее продукта для социума, использованием современных технологий. Общение обусловливает психологический климат, атмосферу деятельности, во многом определяет ее эффективность. Поэтому показатели зрелости деятельности, общения и личности человека труда могут быть рассмотрены как критерии наличия видов и форм профессиональных "акме".
Показатели эффективности профессиональной деятельности [3; 13]:
количественные:
• эффективность (целесообразность, соответствие результата поставленным целям);
• результативность (наличие результатов в виде изменений в предмете труда, соответствующих государственному стандарту в профессии, стабильность высоких результатов);
• экономичность (минимизация затрат ресурсов, времени и сил участников);
• производительность (количество продукции в единицу времени);
• оптимальность (достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и сил);
• получение результатов и владение приемами деятельности на уровне эталонов профессии (профессиональное мастерство);
• постановка новых задач, нахождение нестандартных технологий, получение принципиально нового продукта, выход за пределы сложившегося профессионального опыта (профессиональное творчество);
процессуальные:
• разнообразие задач профессиональной деятельности;
• использование социально приемлемых и гибких технологий;
• сформированное^ субъекта профессиональной деятельности (способность человека ставить цели, осознавать, регулировать деятельность);
• отсутствие деформаций в профессиональной деятельности (пропусков целей, звеньев и операций);
• опора на прошлый опыт, накопленный в профессии и лично человеком;
• владение конкретными видами деятельности (специализация);
• владение несколькими смежными видами деятельности (универсализация);
• владение знаниями, умениями, навыками в профессии на уровне требований к уровням квалификации, к разрядам и категориям, выработанным в профессии (квалификация).
Показатели развитости профессионального общения:
• возрастание результативности профессиональной деятельности при ее совместном, коллективном выполнении;
• наличие высокопродуктивной профессиональной деятельности в профессиональном сообществе, владение приемами работы "в команде";
• проектирование новой профессиональной среды, создание новых форм делового и творческого общения;
• обеспечение взаимопознания, взаимопонимания, взаимокоррекции в совместной трудовой деятельности;
• создание условий для мобилизации резервов психического развития участников совместной деятельности;
• рациональное распределение функций и ролей в совместной трудовой деятельности;
• использование широкого спектра коммуникативных техник, исключающих манипулирование другими лицами;
• бесконфликтное сотрудничество с коллегами;
• изучение в ходе деятельности другого человека, сопереживание ему;
• анализ накопленных в профессиональном опыте других людей способов эффективного получения результата;
• учет результатов профессиональной деятельности и формирование новых потребностей к результату труда (маркетинг);
• обеспечение положительного психологического климата в профессиональной деятельности, создание ощущения благополучия, взаимоудовлетворенности участников совместной деятельности;
• конкурентоспособность как умение выделить лучшие эталоны трудовой деятельности и стремление превзойти их, представление результатов своей деятельности (или результатов деятельности организации) на рынке труда;
• соблюдение профессиональной этики, норм и языка общения, принятых в данной профессиональной среде.
Показатели зрелости личности профессионала:
• понимание системы нравственных ценностей, менталитета данной профессии;
• способность к накоплению и анализу собственного профессионального опыта;
• проектирование себя как профессионала, умение построить оптимальный сценарий профессионального развития и следовать ему;
• максимальное использование своих возможностей и их компенсация;
• выработка индивидуального стиля профессиональной деятельности как сочетания профессиональных задач и способов деятельности, отвечающего возможностям человека;
• адекватность и экономичность поведенческих профессиональных действий, блокирование трудовой деятельности в случаях превышения человеком своих возможностей, при угрозе самосохранения;
• способность максимально мобилизовать свои возможности, сконцентрировать усилия;
• умение сочетать высокую мобилизованность и концентрацию усилий в труде с учетом имеющихся возможностей, предупреждать перегрузки;
• способность поддерживать удовлетворенность трудом, позитивное отношение к себе как к профессионалу;
• использование каждой новой возможности для профессионального совершенствования, высокая чувствительность к новым возможностям, ответственность личности за неиспользованный шанс;
• способность к выработке индивидуального профессионального оптимума;
• осведомленность о мире профессий и необходимых качествах личности;
• осознание многовершинности своего профессионального развития, возможности достижения успеха на разных уровнях и в различных формах деятельности, общения;
• близость к профессиональному типу личности и сочетанию профессионально важных качеств, наиболее адекватному для данной трудовой деятельности;
• отсутствие личностных деформаций;
• владение приемами построения индивидуальной программы движения к вершинам профессионализма, составления акмео-граммы.
Профессиональная компетентность — это способность человека решать определенный круг профессиональных задач. Профессионализм складывается из многих видов профессиональной компетентности. Внутри компетентности иногда выделяют компетенции как способности к чему-либо, зависимые от знаний, умений и от степени убежденности, потребности пользоваться этой способностью. Выделим группы профессиональной компетентности и виды профессиональной компетентности внутри каждой из групп.
Компетентность в профессиональной деятельности и ее виды [3; 13]:
• специальная (знание своего дела);
• технологическая;
• субъектная;
• профессиологическая (осведомленность в мире профессий);
• правовая;
• экономическая и т. д.
Компетентность в профессиональном общении и ее виды:
• коммуникативная, общенческая (способность к сотрудничеству);
• социально-перцептивная (способность к восприятию другого
человека);
• дифференциально-психологическая;
• диагностическая (способность к изучению другого человека);
• этическая;
• эмпатийная (сопереживательная);
• межкультурная, социокультурная (терпимость к другим культурам);
• конфликтная и др.
Компетентность в развитии личности профессионала и ее виды:
• психологическая (умение изучать другого человека);
• индивидуальная, аутопсихологическая (умение изучать себя);
• культурная (способность к усвоению культурных норм, принятых в данном обществе как эталонов для развития своей личности);
• рефлексивная и др.
Профессиональные "акме" возникают вначале в границах профессионализма и компетентности, сложившихся в профессии в данное историческое время. Позднее могут достигаться более высокие уровни профессионального "акме", означающие профессиональное творчество, выход за пределы опыта профессии, обогащение ее новыми задачами, способами и результатами.
В ходе профессионализации человек может достигать разнообразных профессиональных "акме". Важным средством оценивания и стимулирования профессиональных "акме" являются профессиограмма и акмеограмма. При этом профессиональные достижения, проявляющиеся в профессиональном мастерстве и творчестве, удобно анализировать и оценивать с помощью профессиограммы, а достижения, означающие творчество человека по отношению к самому себе — с помощью акмеограммы.
Профессиограмма — документ, в котором зафиксированы требования к профессиональной деятельности и к личности специалиста, необходимые для достижения им общественно заданного результата, социально приемлемого качества продукта труда. В профессиограмме раскрываются задачи, средства, приемы и технологии, результат труда, а также желательные качества личности работника.
Акмеограмма — документ, в котором отражены требования к деятельности и к личности успешного специалиста. В ней отмечаются виды профессиональной деятельности и качества личности, приводящие не просто к получению человеком социально требуемого результата, а обеспечивающие поступательное развитие и совершенствование специалиста, его продвижение к высоким уровням профессионализма. Акмеограмма может включать: цели (конечные и промежуточные); выбор модели развития; определение акмеологи-ческих технологий; возможные индивидуальные показатели профессионализма, планируемые как результаты развития.
Условия и факторы достижения профессионального "акме". Применение акмеологического подхода всегда связано с определением психологических и акмеологических условий и факторов, способствующих развитию профессионализма личности и деятельности специалиста [10].
Акмеологические условия — значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого профессионализма личности и деятельности. Акмеологи выделяют внутренние и внешние условия. Внутренние условия достижения профессионального "акме": мотивация достижения; активность человека, соответствующая наибольшей продуктивности его трудового поведения; профессиональное целеполагание и построение профессионального пути по восходящей траектории; стремление к достижению максимального уровня развития; высокий уровень притязаний, мотивация самореализации; способность мобилизовать имеющиеся в данный момент профессиональные возможности, сконцентрироваться на цели; способность к восстановлению после больших психологических и энергетических затрат; стремление к сохранению и приумножению достижений.
Внешними условиями появления "акме" в профессиональном развитии является благоприятная и акмеологически насыщенная профессиональная среда, побуждающая человека к раскрытию подлинных профессиональных возможностей, а также наличие "акме" — событий, могущих стать толчком к кульминациям, "пикам" в профессиональном развитии.
Акмеологические факторы — это основные причины, имеющие характер движущих сил, обусловливающие достижение высокого профессионализма личности и деятельности, главные детерминанты профессионализма.
Установлены три вида акмеологических факторов [11]:
• объективные, связанные с реальной системой и последовательностью действий, направленных на достижение искомого результата;
• субъективные, связанные с субъективными предпосылками меры успешности профессиональной деятельности (к ним относятся мотивы, направленность, способности, успешность, компетентность и др.); мера их проявления объясняет субъективные причины, содействующие росту профессионализма или препятствующие этому;
• объективно-субъективные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления.
Данная классификация обладает достаточной степенью общности, но в то же время возможно применение и других оснований. В частности, согласно системному подходу акмеологические факторы могут быть общими, особенными и единичными.
Общими акмеологическими факторами являются высокий уровень мотивации, потребность в достижении, высокие профессионально-личностные стандарты, стремление к самореализации, уровень профессионального восприятия, мышления и антиципации.
К особенным можно отнести факторы, способствующие достижению высоких показателей — точности, надежности, организованности, стабильности (стресоустойчивость, развитая психомоторика, развитые функции внимания и др.).
Единичные акмеологические факторы отражают индивидуальные проявления в деятельности.