Вспомогательные материалы по теме
Стр 1 из 3Следующая ⇒ КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ
Учебно-методическая разработка для студентов лечебного и медико-диагностического факультетов
Автор: ассистент М.Ю.Жандаров
Гомель, 2010 г. КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ. БРЮШНОЙ ТИФ. ДИЗЕНТЕРИЯ. САЛЬМОНЕЛЛЕЗ. ХОЛЕРА. КОЛИ-ИНФЕКЦИЯ. СТАФИЛОКОККОВАЯ КИШЕЧНАЯ ИНФЕКЦИЯ. (общее время занятия – 3 академических часа)
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Кишечные инфекции возникают часто и имеют существенное значение в качестве причины смерти, как у детей, так и у взрослых. Они разнообразны по этиологии, однако в этом разделе будут рассмотрены лишь бактериальной природы заболевания, составляющие значительный удельный вес в структуре заболеваемости и смертности среди всех кишечных инфекций. Практически единственным путем инфицирования является энтеральный, при котором возбудители поступают с водой или пищей. Естественно, что в связи с этим существенное значение приобретает защитный барьер - желудок, содержимое которого, прежде всего соляная кислота, уничтожает при достаточной ее концентрации значительную часть микроорганизмов, попавших в этот орган. Возникающий воспалительный процесс в кишечнике чаще носит очаговый характер. Локализация патологического процесса и особенности возникающих структурных изменений в большей степени связаны с характером возбудителя болезней. Возбудителями этих инфекций могут быть различные бактерии, наиболее важное значение среди них занимают бактерии из семейства Enterobacteriaceae (сальмонеллы, шигеллы, эшерихии, иерсинии, а также клебсиелы). Овладение материалами данной темы является необходимой предпосылкой для познания закономерностей морфологических реакций и их клинических проявлений при развитии ряда патологических процессов. Это также необходимо в будущей профессиональной деятельности врача для клинической оценки заключений врача-патологоанатома, для клинической диагностики и лечения заболеваний, а также анализа источников диагностических ошибок в клинической практике.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Изучить морфологию, патогенез и важнейшие осложнения брюшного тифа, сальмонеллезов, дизентерии, холеры. Отметить сходные черты заболеваний, объединяемых в группу кишечных инфекций: общие источники заражения и входные ворота, эпидемиологическое значение бациллоносительства, цикличность течения, в связи с иммунологической перестройкой организма. Указать характер морфологических изменений в кишечнике в разные периоды брюшного тифа с последовательным изменением реактивности организма. Провести параллели между стадиями брюшного тифа и методами клинической диагностики (гемокультура, копрокультура, серологические реакции). При разборе внекишечных изменений подчеркнуть системный характер гиперплазии ретикулярной ткани. Сопоставить первые клинические симптомы болезни при дизентерии с изменениями кишечника (спазм-парез). Провести дифференциальный диагноз язвенного поражения кишечника при брюшном тифе и дизентерии (локализации язв, форма, глубина). Указать особенности клиники и морфологии дизентерии детского возраста (тяжелая интоксикация при преимущественно катаральных изменениях в кишечнике, фолликулярно-язвенная форма колита). Обратить внимание на поражение нервного аппарата толстой кишки при дизентерии и на значение этого фактора для процессов регенерации. Отметить роль вибриона Эль-Тор как этиологического фактора современной холеры. Сообщить последние данные о морфологии холеры, полученные с помощью аспирационной биопсии (отсутствие десквамации эпителия в альгидном периоде болезни).
Показать, что различие в пато- и морфогенезе отдельных видов кишечных инфекций обусловлено особенностями внедрения возбудителя (сальмонелл в межворсинчатое пространство тонкой кишки с проникновением в подслизистый слой, шигелл в цитоплазму эпителия толстой кишки и холерного вибриона в эпителиальные клетки тонкого кишечника), а осложнения каждого заболевания связаны с локализацией и характером воспалительных изменений.
ЗАДАЧИ
1. Уметь дать определение брюшного тифа, объяснить его этиологию и патогенез. 2. Уметь охарактеризовать морфологию стадий брюшного тифа. 3. Уметь оценить значение осложнений и исходов при брюшном тифе. 4. Уметь дать определение дизентерии, объяснить ее этиологию и патогенез. 5. Уметь охарактеризовать морфологию стадий дизентерии. 6. Уметь оценить значение осложнений и исходов при дизентерии. 7. Уметь дать определение холеры, объяснить ее этиологию, пато- и морфогенез. 8. Уметь охарактеризовать макро- и микроскопические изменения в органах при различных стадиях холеры. 9. Уметь оценить значение осложнений и исходов при холере. 10. Уметь охарактеризовать морфологические изменения при стафилококковой кишечной инфекции, кишечной коли-инфекции. 11. Уметь оценить прогностическое значение стафилококковой кишечной инфекции и кишечной коли-инфекции в структуре смертности.
ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Брюшной тиф. Возбудитель заболевания, входные ворота инфекции, патогенез заболевания. 2. Стадии брюшного тифа, макро- и микроскопические изменения в кишечнике на различных стадиях заболевания. 3. Внекишечные изменения при брюшном тифе. 4. Кишечные и внекишечные осложнения брюшного тифа. Причины смерти. 5. Сальмонеллезы. Возбудители. Формы сальмонеллеза. 6. Морфологические особенности различных форм сальмонеллеза. 7. Осложнения сальмонеллеза. 8. Возбудитель, входные ворота и особенности патогенеза дизентерии. 9. Изменения в кишечнике при дизентерии. 10. Исходы и осложнения дизентерии. 11. Холера. Этиология. Особенности патогенеза. 12. Стадии холеры, их морфологические особенности. 13. Специфические и неспецифические осложнения холеры, причины смерти.
14. Особенности течения холеры в современных условиях. 15. Стафилококковая кишечная инфекция. Патоморфология. Осложнения и причины смерти. 16. Кишечная коли-инфекция. Патологическая анатомия. Осложнения. Причины смерти. 17. Иерсиниозы. Этиология. Патогенез. Морфологические изменения. Исходы.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
МАКРОПРЕПАРАТЫ: 1. Кишечник при брюшном тифе. МИКРОПРЕПАРАТЫ: 1. Лимфоузел при брюшном тифе (№ 105). 2. Дифтеритический колит (№ 114). 3. Холерный энтерит (№ 169).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|