Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выделяют базовый и повышенный уровни ГОССта СПО.

Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования, особенности функционирования среднего профессионального учебного заведения.

План ответа:

1. Основные документы

2. Задачи нормативно-правового обеспечения.

3. ГОССт уровня среднего профессионального образования.

4. Особенности функционирования среднегопрофессионального учебного заведения

1) 1. Конституция – право на образование.

2. Закон об образовании.

3. Национальная доктрина образования в РФ до 2025г.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

5. федеральная программа развития образования – служит организационной основой гос. политики РФ в области образования.

6. государственные образовательные тандарты – определяется в обязательном порядке минимальное содержание основных образовательных программ, максимум учебной нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников.

7. Типовое положение об образовательном учрежденииСПО.

 

2) Задачи нормативно – правового обеспечения.

1. Разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образования различных уровней.

2. Обеспечение и защита конституционного права на образование.

3. Создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования.

4. Определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

 

3) Одной из современных тенденций развития содержания образования является стандартизация.

Она вызвана 2 обстоятельствами:

1.необходимо создать в стране единого пед образ пространства для обеспечения единого ур общего образования

2.вхождение России в систему мировой культуры

 

Основное назначение стандарта состоит в такой организации и регулировании отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребность общества.

 

Стандарт образования – это система основных параметров, принимаемых в качестве гос. нормы образованности, отражающий общественный идеал, и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. (В.С. Леднев)

ГОССт развивает и конкретизирует такие характеристики, как:

-Содержание -Уровни -Формы предъявления -Указание методов и форм измерения и интерпретации результатов обучения.

Компоненты ГОССт:

1.Федеральный – те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического права России и интеграцию личности в систему мировой культуры.

2.Национально-региональный – содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и т.д.

3.Компонент конкретного образовательного учреждения – то, что образовательное учреждение может само определять, что важно для подготовки.

ГОССт включает квалификационную характеристику выпускника.

 

Принципы ГОС СПО:

1.открытость

2.приоритетные качества подготовки специалистов

3.усиление проф направленности содержания образования

4.проверка измерений и оценка качесва подготовки выпускника, создание системы контр, основных показ качесва образования

5. соответсвие содержания СПО современным тенденциям развития образования

6. гуманитаризация

7.практико-ориентированное СПО – вводятся л/р, практикумы…

8.гибкость и вариативность образования

9.непрерывность образования

 

ГОССт СПО представляет собой комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание образования и создающих основу для обеспечения необходимого качества подготовки специалистов.

Разработаны и утверждены новые государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников ССУЗа. Существует ГОССт 2х поколений.

В новом поколении (стандарт введен в 2003-2004гг)

-введены новые программы дополнительной подготовки и специализации.

-Определена инвариантная составляющая общая для всех специализаций профиля

-Вариативная состовляющая, определяющая специфику деятельности педагога по конкретной специальности.

-Усилеие практической направленности обучения и введение дисциплины психолого-педагогический практикум.

-Предусмотрены дисциплины - экономика ОУ, менеджмент, правовое обеспечение профессиональной деятельности, т.е. формирование экономической и правовой культуры.

-Высокая открытость ГОССта СПО.

-Вводится объем времени на реализацию дисциплин национально-регионального компонента.

 

Выделяют базовый и повышенный уровни ГОССта СПО.

Базовый уровень – приобретается учащимися в СПО по основной профессиональной обучающей программе (все 3и цикла дисциплин + специальные дисциплины + профессиональная практика), нормативный срок обучения не более 4х лет.

Повышенный уровень – получают обучающиеся в рамках основной общеобразовательной подготовке и программ дополнительной подготовки. Объем не более 1го года (производственная практика, углубленная теоретическая и практическая подготовка по отдельным дисциплинам).

Обучение по обоим уровням заканчивается итоговой аттестацией (выпускная, квалификационная дипломная работа с присвоением соответствующей квалификации специалистам).

5 ступеней квалификации:

1 и 2 – на базе основного общего образования (9 лет школы) – ускоренная профессиональная подготовка – 1я ступень., 2 ступень – начальное профессиональное образование.

3 – 5 – на базе полного среднего общего образования.

3 – начальное проф. обр-е

4 – среднее или повышенное проф. обр-е

5 – высшее проф. обр-е и возможность послевузовского образования.

Программы ССУЗов дают возможность получения 3х ступеней квалификации (2,3 и 4).

4) Среднее профессиональное (специальное) учебное заведение — основной тип образовательного учреждения по реализации об­щих образовательных программ среднего профессионального обра­зования.

В своей деятельности все виды ОУ СПО руководствуются феде­ральными законами, указами и распоряжениями Президента Рос­сийской Федерации, решениями федерального органа управления образованием, органов государственной власти, органов местного самоуправления и типовым положением.

 

 

Основными задачами СПУЗа являются:

а) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения сред­него профессионального образования;

б) удовлетворение потребностей общества в специалистах со средним профессиональным образованием;

в) формирование у обучающихся гражданской позиции и тру­долюбия, развитие ответственности, самостоятельности и твор­ческой активности;

г) сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества.

Кроме этого, благодаря своей многофункциональности СПУЗ может решать задачи органи­зации и проведения методических, научно-методических, опыт­но-конструкторских, а также творческих работ и исследований при наличии соответствующего материально-технического и кад­рового обеспечения; заниматься переподготовкой и повышением квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров; рас­пространять педагогические знания среди населения для повы­шения его общеобразовательного и культурного уровня, в том числе путем оказания платных образовательных услуг.

СПУЗ создается, реорганизуется и ликвидируется в соответствии с законодательством РФ федеральным органом гос. власти, если это федеральное ОУ; или органом гос. власти субъекта РФ, если это региональный техникум или кол­ледж; или органом местного самоуправления, если это муниципальное учреждение.

СПУЗ может иметь в своей структуре филиалы, представительства, отделения, подготовительные курсы, учебные кабинеты и лабора­тории, учебные и учебно-производственные мастерские и хозяй­ства, учебные полигоны, структурные подразделения дополнитель­ного проф. обр-ия, общежития и т.д.

Филиал государственного образовательного учреждения сред­него профессионального образования — это обособленное под­разделение такого учреждения, расположенное вне места его на­хождения. Филиал не является юридическим лицом. В филиале может создаваться в соответствии с уставом выбранный предста­вительный орган — совет филиала. СПУЗ самостоятельно в формировании структуры своего филиала, но его созданием, реорганизацией, переименованием и ликвидацией занимается орган государственной власти или орган местного самоуправления, в ведении которого находится СПУЗ. Создание филиала для веде­ния образовательной деятельности осуществляется при наличии учебно-материальной базы, кадрового состава, информационного и социально-бытового обеспечения, соответствующих требовани­ям, предъявляемым к ОУ этого типа. Филиал может иметь в своей структуре отделения, подготови­тельные курсы, другие подразделения, зафиксированные в уставе колледжа. С согласия директора колледжа филиал может иметь печать, штамп, бланк со своим наименованием. Филиал осуществ­ляет образовательную деятельность по одной или нескольким обра­зовательным программам, по различным формам обучения, имея на это соответствующую лицензию.

Представительство ССУЗа создается, реорганизуется, переименовывается самостоятельно по согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ и органом местного самоуправления по месту нахождения представительства.

В СПУЗе могут реализовываться основные профессиональные образовательные програм­мы НПО и дополнитель­ные образовательные программы СПО и НПО

Согласно ГОССту СПО, принятому в 2001 г, боль­шинство средних профессиональных учреждений осуществляют повышенный уровень образования и им присваивается статус колледжа. Присвоение статуса колледжа осуществляется государствен­но-общественной комиссией по аккредитации СПУЗов на основе объек­тивного анализа и оценок.

Основанием для присвоения статуса колледжа является:

—наличие высококвалифицированного состава преподавате­лей, в том числе докторов и кандидатов наук;

—обеспечение повышенного уровня подготовки специалистов по самостоятельно разработанной и научно обоснованной учеб­но-программной документации;

— наличие учебно-материальной базы, обеспечивающей усло­вия для повышенного уровня подготовки специалистов.

Каждые пять лет ОУ СПО проходит аккредитацию, подтверж­дающую его тип и вид.

Среди показателей гос. аккредитации по типу «образова­тельное учреждение СПО» выделяют:

1)содержание подготовки, т.е. соответствие учебных планов и про­грамм учебных дисциплин требованиям ГОС СПО;

2)качество подготовки: организация образовательного процесса; со­ответствие уровня подготовки обучающихся требованиям ГОС СПО; си­стема управления и контроля в образовательном учреждении; востребо­ванность выпускников;

3) информационно-методическое обеспечение образовательного про­цесса: состояние библиотечного фонда, состояние учебно-информацион­ного фонда;

4) материально-техническое обеспечение образовательного процесса: наличие лабораторной базы, специализированных кабинетов, производ­ственного оборудования и ТСО в соответствии с требованиями ГОС СПО, позволяющими реализовывать профессиональные образовательные про­граммы;

5)социальную поддержку студентов: наличие условий для прожива­ния студентов в общежитиях, медицинского обслуживания, питания, для занятий спортом, внеучебной работой.

Среди показателей, определяющих вид образовательного учреждения среднего профессионального образования (техникум/училище, колледж), выделяют:

1) реализуемые образовательные программы, причем для колледжей это наличие образовательных программ, обеспечивающих повышенный уровень квалификации;

2)информатизацию образовательного учреждения. Для колледжа коли­чество ЭВМ на 100 студентов при очной форме обучения составляет 5 шт.;

3)качественный состав педагогических кадров. Для колледжей про­цент преподавателей с высшим образованием составляет 95, а процент преподавателей с квалификационными категориями — 54; процент пре­подавателей с учеными степенями и званиями — 18;

4)учебную и учебно-методическую работу. Для колледжей объем в печатных листах учебных и учебно-методических разработок, имеющих рецензию региональных или отраслевых УМК, НМК, приходящихся на единицу приведенного штата, составляет 0,25 %.

Свою деятельность СПУЗ осуществляет согласно основным нормативным документам РФ: Закону РФ «Об образовании», локальным актам, касающимся организационной, управленческой, образовательной деятельности колледжа или училища, Типовому положению о среднем профессиональном (специальном) учебном заведении, Уставу среднего профессионального образовательного учреждения. Устав — главный локальный акт, на основе которого формируются приказы, распоряжения, решения, правила, поло­жения, инструкции, договора колледжа. Описанная в Уставе фи­нансово-хозяйственная деятельность является основой для разре­шения различных гражданских и налоговых споров колледжа как юридического лица. Сам Устав и все изменения или дополнения к нему принимаются общим собранием (конференцией) работни­ков и обучающихся, а утверждаются органом гос. вла­сти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится ССУЗ.

Управление средним профессиональным учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и его уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Выборный представительный орган — совет среднего профессионального учебного заведения. В состав сове­та входят директор колледжа, представители всех категорий ра­ботников, обучающихся, а также заинтересованных предприя­тий, учреждений и организаций. Председателем совета является директор. Другие члены собрания избираются общим советом (конференцией). Срок полномочия совета не может превышать 5 лет.

В среднем профессиональном учебном заведении могут созда­ваться и иные органы самоуправления: педагогические и методи­ческие советы, попечительские советы и т.д.

Так, педагогический совет — постоянно действующий совеща­тельный орган при директоре образовательного учреждения, име­ющий не менее 4 человек. Он обсуждает мероприятия по улучше­нию учебно-воспитательного процесса.

Попечительский совет является формой самоуправления. В его состав могут входить участники образовательного процесса, а также иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности этого учреждения. Члены попечительского совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе. Работа совета на­правлена на привлечение внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития образовательного учреждения; содействие улучшению условий труда всех категорий работников колледжа; совершенствование материально-технической базы среднего про­фессионального учреждения, благоустройство его помещений и территории; организацию и проведение массовых культурных и спортивных мероприятий, конкурсов профессионального мастер­ства и т.д.; оказание материальной поддержки остронуждающимся студентам. Попечительский совет рассматривает все вопросы, входящие в его компетенцию, согласно уставу колледжа.

Разграничение полномочий между советом и директором опре­деляется Уставом среднего профессионального учебного заведения.

Непосредственное управление средним профессиональным учебным заведением осуществляет директор, прошедший соот­ветствующую аттестацию. Порядок занятия должности директора определяется уставом учебного заведения в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации. Директор действует от имени среднего профессионального учебного заведения, представ­ляет его во всех организациях, заключает договоры, трудовые кон­тракты, выдает доверенности, открывает счета в банке; в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязатель­ные для всех работников и обучающихся.

Директор создает необходимые условия для повышения квали­фикации работников.

В соответствии с законодательством Российской Федерации директор назначает и освобождает от должности работников, оп­ределяет их должностные обязанности. К работникам среднего специального учебного заведения относятся руководящие и педа­гогические работники, учебно-вспомогательный и иной персонал.

К категории руководящих работников относятся заместители директора по учебной работе, по воспитательной работе, по науч­но-методической деятельности, учебно-производственной работе, заведующие отделениями, заведующие практикой, заведующий методическим кабинетом и др.1. Категорию педагогических работников составляет преподавательский состав. Учебно-вспомогатель­ный и иной персонал — это заместитель директора по администра­тивно-хозяйственной части, лаборанты кабинетов, медицинские работники, работники столовой, технический персонал и т.д.

Принципы работы базового колледжа:

1.системности – взаимосвязь и взаимодействие всех субъектов образовательного пространства.

2.интеграции и дифференциации – способ объедин усилий различных институтов по решению модернизации образования, обеспечивающих вариативность подходов к содержанию образования и организации образовательного процесса

3.открытости – формирование доступности инф пространства и проведение единой образовательной политики

4.колегиальности – коллективное обсуждение всех направления сотрудн, выработка и принятие общих решений.

5. непрерывности образования – преемственность с др образ учреждениями

 

Перечислим основные направления деятельности базового педагогического колледжа и кратко рассмот­рим их содержание.

Информационно-аналитическая деятельность:

— изучение соответствия государственных требований к миниму­му содержания и уровню подготовки выпускников по специаль­ностям среднего профессионального образования педагогического профиля федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования;

— изучение соответствия государственных требований к мини­муму содержания и уровню подготовки выпускников по специ­альностям среднего профессионального образования педагогиче­ского профиля содержанию Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направле­ниям и специальностям педагогического профиля;

— анализ, обобщение и формирование банка образовательной практики педагогических колледжей по актуальным направлени­ям модернизации образования и ознакомление образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности;

— участие в определении региональных потребностей в педа­гогических кадрах;

— создание банка данных элитного кадрового потенциала систе­мы среднего профессионального образования педагогического про­филя;

—- создание информационного портала в системе среднего про­фессионального образования педагогического профиля;

— информирование педагогических колледжей и училищ о но­вых направлениях в развитии образования, новых примерных про­граммах по учебным дисциплинам учебно-методической и нор­мативно-правовой документации.

 

Научно-методическая деятельность:

— участие в определении направлений развития педагогиче­ского образования, в том числе в соответствии с европейскими процессами;

— организация и разработка (корректировка) проектов госу­дарственных требований к минимуму содержания и уровню под­готовки выпускников по специальностям среднего профессиональ­ного образования педагогического профиля;

— организация и разработка содержания регионального (на­ционально-регионального) компонента, элективных курсов для предпрофильной подготовки обучающихся в общеобразователь­ных учреждениях;

— участие в разработке проектов государственных образова­тельных стандартов высшего профессионального образования по направлениям и специальностям педагогического профиля;

— разработка, экспертиза и апробация учебно-программной и учебно-методической документации по специальностям среднего профессионального образования педагогического профиля в усло­виях модернизации образования;

— организация и разработка примерных программ учебных дис­циплин по специальностям среднего профессионального образо­вания педагогического профиля;

— организация и разработка системы менеджмента качества среднего профессионального образования;

— организация и разработка модели формирования профессио­нальной компетенции специалиста со средним профессиональ­ным образованием педагогического профиля;

— организация и разработка программ повышения квалифика­ции педагогических кадров со средним профессиональным обра­зованием педагогического профиля в соответствии с современны­ми требованиями модернизации образования;

— организация и разработка модели сетевого взаимодействия в системе непрерывного образования;

— участие в разработке региональных программ развития об­разования;

— содействие в выполнении целевых федеральных, региональ­ных и муниципальных программ развития образования, воспита­ния, молодежной политики и др.;

— научно-методическая поддержка и сопровождение иннова­ционных процессов в региональной образовательной системе.

 

Организационно-методическая деятельность:

оказание помощи общеобразовательным учреждениям в освое­нии и введении в действие федерального компонента Государст­венного стандарта общего образования;

— обобщение и распространение инновационного педагоги­ческого опыта педагогических колледжей и училищ;

— организация мониторинга качества среднего профессиональ­ного образования;

— оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса;

— осуществление редакционно-издательской деятельности;

— оказание помощи в развитии творческого потенциала педа­гогических работников образовательных учреждений;

— повышение квалификации педагогических работников со средним профессиональным образованием;

— организация и проведение региональных и всероссийских семинаров-совещаний, конференций по актуальным вопросам педагогического образования;

— организация и проведение на местах повышения квалифи­кации педагогических кадров со средним профессиональным об­разованием, проведение выездных совещаний, семинаров, кон­ференций, конкурсов и др.;

— организация и оказание консультативной помощи образова­тельным учреждениям дошкольного, общего, дополнительного и среднего профессионального образования.

Работа среднего профессионального (специального) учебного заведения осуществляется по нескольким направлениям, обозна­ченным в уставе учреждения: это экономическая, международ­ная, образовательная, научно-исследовательская, инновационная деятельность и т.д. Остановимся на содержании каждого вида.

 

Направления работы ССУЗА:

1.Колледжу дано право заниматься экономической деятельностью. Колледж является собственником здания, сооружений, находя­щихся на его территории, оборудования, с помощью которого осуществляется педагогический процесс, а также иного необхо­димого имущества потребительского, социального, культурного назначения. Он может также выступать в качестве арендатора или арендодателя имущества. Земельные участки закрепляются за кол­леджем в бессрочное бесплатное пользование.

В соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом колледж может осуществлять платную образовательную деятельность. Этот вид деятельности не может быть осуществлен взамен и(или) в рамках образовательной деятельности, финансируе­мой за счет бюджетных средств. Размер платных образовательных услуг устанавливается директором в соответствии с утвержденной сметой расходов. Сверх финансируемых за счет бюджетных средств студентов колледж может осуществлять подготовку специалистов на основе договоров с физическими и (или) юридическими лица­ми с оплатой ими стоимости обучения. Он может также оказывать дополнительные платные образовательные услуги сверх соответ­ствующих образовательных программ и Государственного образова­тельного стандарта по договорам с физическими и юридическими лицами, в том числе студентами, обучающимися за счет бюджет­ных средств (на добровольной основе). Колледж вправе вести пред­принимательскую деятельность, предусмотренную его уставом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

2.Колледж имеет возможность заниматься международной и внешнеэкономической деятельностью в области образовательной, научной и т.д. деятельности в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.

 

3.Центральное место среди прочих занимает его образовательная деятельность.

Образовательная деятельность строится с учетом современных требований к модернизации системы среднего профессионально­го образования.

4.научно-исследовательская

5.инновационная деятельность

 

Предметно-цикловая комиссия – объединение преподавателей определенных дисциплин или близких м/д собой предметов.

В рамках образовательной работы колледжа и как самостоя­тельное ее направление в рамках системы непрерывного образо­вания выделяют научно-методическую деятельность колледжа. Она представляет собой совокупность мероприятий, проводимых ад­министрацией колледжа, преподавателями в целях овладения ме­тодами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на учебных занятиях и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации для проведения и обеспечения образователь­ного процесса, внедрения передового педагогического опыта, повы­шения теоретического уровня и профессиональной квалифика­ции преподавателей и руководства образовательного учреждения.

Основными задачами научно-методической деятельности среднего профессионального учеб­ного заведения являются:

— совершенствование учебных планов и программ;

— отработка и обновление содержания учебных предметов;

— совершенствование методики, повышение эффективности всех видов учебных занятий;

— подготовка пособий и других учебно-методических матери­алов, отвечающих современному состоянию науки, требованиям педагогики и психологии;

— совершенствование существующих и внедрение новых форм, методов и средств обучения и воспитания, внедрение в учебный процесс передового опыта, новых информационных технологий;

— совершенствование учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Содержанием научно-методической деятельно­сти колледжа становятся:

— научные исследования по различным вопросам учебной и воспитательной работы;

— координация разработки учебных планов и программ, их согласование по смежным и взаимообеспечивающим дисципли­нам;

— обсуждение проблем информатизации образования, повы­шение качества профессиональной подготовки преподавателей на основе широкого использования средств вычислительной и ин­формационной техники;

- анализ и коррекция подготовки студентов по результатам текущей успеваемости, зачетов и экзаменов, контрольных посе­щений занятий;

— организация лекций для администрации и педагогов по про­блемам обучения и воспитания студентов, технологии проведе­ния отдельных видов учебных занятий в соответствии с новыми достижениями в педагогической науке;

— выявление, обобщение и распространение положительного опыта учебной, воспитательной и методической работы отдель­ных преподавателей;

— изучение и внедрение в учебный процесс положительного опыта методической деятельности других колледжей.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...