Выделяют базовый и повышенный уровни ГОССта СПО.
Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования, особенности функционирования среднего профессионального учебного заведения. План ответа: 1. Основные документы 2. Задачи нормативно-правового обеспечения. 3. ГОССт уровня среднего профессионального образования. 4. Особенности функционирования среднегопрофессионального учебного заведения 1) 1. Конституция – право на образование. 2. Закон об образовании. 3. Национальная доктрина образования в РФ до 2025г. 4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. 5. федеральная программа развития образования – служит организационной основой гос. политики РФ в области образования. 6. государственные образовательные тандарты – определяется в обязательном порядке минимальное содержание основных образовательных программ, максимум учебной нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников. 7. Типовое положение об образовательном учрежденииСПО.
2) Задачи нормативно – правового обеспечения. 1. Разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образования различных уровней. 2. Обеспечение и защита конституционного права на образование. 3. Создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования. 4. Определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.
3) Одной из современных тенденций развития содержания образования является стандартизация. Она вызвана 2 обстоятельствами: 1.необходимо создать в стране единого пед образ пространства для обеспечения единого ур общего образования
2.вхождение России в систему мировой культуры
Основное назначение стандарта состоит в такой организации и регулировании отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребность общества.
Стандарт образования – это система основных параметров, принимаемых в качестве гос. нормы образованности, отражающий общественный идеал, и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. (В.С. Леднев) ГОССт развивает и конкретизирует такие характеристики, как: -Содержание -Уровни -Формы предъявления -Указание методов и форм измерения и интерпретации результатов обучения. Компоненты ГОССт: 1.Федеральный – те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического права России и интеграцию личности в систему мировой культуры. 2.Национально-региональный – содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и т.д. 3.Компонент конкретного образовательного учреждения – то, что образовательное учреждение может само определять, что важно для подготовки. ГОССт включает квалификационную характеристику выпускника.
Принципы ГОС СПО: 1.открытость 2.приоритетные качества подготовки специалистов 3.усиление проф направленности содержания образования 4.проверка измерений и оценка качесва подготовки выпускника, создание системы контр, основных показ качесва образования 5. соответсвие содержания СПО современным тенденциям развития образования 6. гуманитаризация 7.практико-ориентированное СПО – вводятся л/р, практикумы… 8.гибкость и вариативность образования 9.непрерывность образования
ГОССт СПО представляет собой комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание образования и создающих основу для обеспечения необходимого качества подготовки специалистов.
Разработаны и утверждены новые государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников ССУЗа. Существует ГОССт 2х поколений. В новом поколении (стандарт введен в 2003-2004гг) -введены новые программы дополнительной подготовки и специализации. -Определена инвариантная составляющая общая для всех специализаций профиля -Вариативная состовляющая, определяющая специфику деятельности педагога по конкретной специальности. -Усилеие практической направленности обучения и введение дисциплины психолого-педагогический практикум. -Предусмотрены дисциплины - экономика ОУ, менеджмент, правовое обеспечение профессиональной деятельности, т.е. формирование экономической и правовой культуры. -Высокая открытость ГОССта СПО. -Вводится объем времени на реализацию дисциплин национально-регионального компонента.
Выделяют базовый и повышенный уровни ГОССта СПО. Базовый уровень – приобретается учащимися в СПО по основной профессиональной обучающей программе (все 3и цикла дисциплин + специальные дисциплины + профессиональная практика), нормативный срок обучения не более 4х лет. Повышенный уровень – получают обучающиеся в рамках основной общеобразовательной подготовке и программ дополнительной подготовки. Объем не более 1го года (производственная практика, углубленная теоретическая и практическая подготовка по отдельным дисциплинам). Обучение по обоим уровням заканчивается итоговой аттестацией (выпускная, квалификационная дипломная работа с присвоением соответствующей квалификации специалистам). 5 ступеней квалификации: 1 и 2 – на базе основного общего образования (9 лет школы) – ускоренная профессиональная подготовка – 1я ступень., 2 ступень – начальное профессиональное образование. 3 – 5 – на базе полного среднего общего образования. 3 – начальное проф. обр-е 4 – среднее или повышенное проф. обр-е 5 – высшее проф. обр-е и возможность послевузовского образования. Программы ССУЗов дают возможность получения 3х ступеней квалификации (2,3 и 4).
4) Среднее профессиональное (специальное) учебное заведение — основной тип образовательного учреждения по реализации общих образовательных программ среднего профессионального образования. В своей деятельности все виды ОУ СПО руководствуются федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, решениями федерального органа управления образованием, органов государственной власти, органов местного самоуправления и типовым положением.
Основными задачами СПУЗа являются: а) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального образования; б) удовлетворение потребностей общества в специалистах со средним профессиональным образованием; в) формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности; г) сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества. Кроме этого, благодаря своей многофункциональности СПУЗ может решать задачи организации и проведения методических, научно-методических, опытно-конструкторских, а также творческих работ и исследований при наличии соответствующего материально-технического и кадрового обеспечения; заниматься переподготовкой и повышением квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров; распространять педагогические знания среди населения для повышения его общеобразовательного и культурного уровня, в том числе путем оказания платных образовательных услуг. СПУЗ создается, реорганизуется и ликвидируется в соответствии с законодательством РФ федеральным органом гос. власти, если это федеральное ОУ; или органом гос. власти субъекта РФ, если это региональный техникум или колледж; или органом местного самоуправления, если это муниципальное учреждение. СПУЗ может иметь в своей структуре филиалы, представительства, отделения, подготовительные курсы, учебные кабинеты и лаборатории, учебные и учебно-производственные мастерские и хозяйства, учебные полигоны, структурные подразделения дополнительного проф. обр-ия, общежития и т.д.
Филиал государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования — это обособленное подразделение такого учреждения, расположенное вне места его нахождения. Филиал не является юридическим лицом. В филиале может создаваться в соответствии с уставом выбранный представительный орган — совет филиала. СПУЗ самостоятельно в формировании структуры своего филиала, но его созданием, реорганизацией, переименованием и ликвидацией занимается орган государственной власти или орган местного самоуправления, в ведении которого находится СПУЗ. Создание филиала для ведения образовательной деятельности осуществляется при наличии учебно-материальной базы, кадрового состава, информационного и социально-бытового обеспечения, соответствующих требованиям, предъявляемым к ОУ этого типа. Филиал может иметь в своей структуре отделения, подготовительные курсы, другие подразделения, зафиксированные в уставе колледжа. С согласия директора колледжа филиал может иметь печать, штамп, бланк со своим наименованием. Филиал осуществляет образовательную деятельность по одной или нескольким образовательным программам, по различным формам обучения, имея на это соответствующую лицензию. Представительство ССУЗа создается, реорганизуется, переименовывается самостоятельно по согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ и органом местного самоуправления по месту нахождения представительства. В СПУЗе могут реализовываться основные профессиональные образовательные программы НПО и дополнительные образовательные программы СПО и НПО Согласно ГОССту СПО, принятому в 2001 г, большинство средних профессиональных учреждений осуществляют повышенный уровень образования и им присваивается статус колледжа. Присвоение статуса колледжа осуществляется государственно-общественной комиссией по аккредитации СПУЗов на основе объективного анализа и оценок. Основанием для присвоения статуса колледжа является: —наличие высококвалифицированного состава преподавателей, в том числе докторов и кандидатов наук; —обеспечение повышенного уровня подготовки специалистов по самостоятельно разработанной и научно обоснованной учебно-программной документации; — наличие учебно-материальной базы, обеспечивающей условия для повышенного уровня подготовки специалистов.
Каждые пять лет ОУ СПО проходит аккредитацию, подтверждающую его тип и вид. Среди показателей гос. аккредитации по типу «образовательное учреждение СПО» выделяют: 1)содержание подготовки, т.е. соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям ГОС СПО; 2)качество подготовки: организация образовательного процесса; соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям ГОС СПО; система управления и контроля в образовательном учреждении; востребованность выпускников; 3) информационно-методическое обеспечение образовательного процесса: состояние библиотечного фонда, состояние учебно-информационного фонда; 4) материально-техническое обеспечение образовательного процесса: наличие лабораторной базы, специализированных кабинетов, производственного оборудования и ТСО в соответствии с требованиями ГОС СПО, позволяющими реализовывать профессиональные образовательные программы; 5)социальную поддержку студентов: наличие условий для проживания студентов в общежитиях, медицинского обслуживания, питания, для занятий спортом, внеучебной работой. Среди показателей, определяющих вид образовательного учреждения среднего профессионального образования (техникум/училище, колледж), выделяют: 1) реализуемые образовательные программы, причем для колледжей это наличие образовательных программ, обеспечивающих повышенный уровень квалификации; 2)информатизацию образовательного учреждения. Для колледжа количество ЭВМ на 100 студентов при очной форме обучения составляет 5 шт.; 3)качественный состав педагогических кадров. Для колледжей процент преподавателей с высшим образованием составляет 95, а процент преподавателей с квалификационными категориями — 54; процент преподавателей с учеными степенями и званиями — 18; 4)учебную и учебно-методическую работу. Для колледжей объем в печатных листах учебных и учебно-методических разработок, имеющих рецензию региональных или отраслевых УМК, НМК, приходящихся на единицу приведенного штата, составляет 0,25 %. Свою деятельность СПУЗ осуществляет согласно основным нормативным документам РФ: Закону РФ «Об образовании», локальным актам, касающимся организационной, управленческой, образовательной деятельности колледжа или училища, Типовому положению о среднем профессиональном (специальном) учебном заведении, Уставу среднего профессионального образовательного учреждения. Устав — главный локальный акт, на основе которого формируются приказы, распоряжения, решения, правила, положения, инструкции, договора колледжа. Описанная в Уставе финансово-хозяйственная деятельность является основой для разрешения различных гражданских и налоговых споров колледжа как юридического лица. Сам Устав и все изменения или дополнения к нему принимаются общим собранием (конференцией) работников и обучающихся, а утверждаются органом гос. власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится ССУЗ. Управление средним профессиональным учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и его уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Выборный представительный орган — совет среднего профессионального учебного заведения. В состав совета входят директор колледжа, представители всех категорий работников, обучающихся, а также заинтересованных предприятий, учреждений и организаций. Председателем совета является директор. Другие члены собрания избираются общим советом (конференцией). Срок полномочия совета не может превышать 5 лет. В среднем профессиональном учебном заведении могут создаваться и иные органы самоуправления: педагогические и методические советы, попечительские советы и т.д. Так, педагогический совет — постоянно действующий совещательный орган при директоре образовательного учреждения, имеющий не менее 4 человек. Он обсуждает мероприятия по улучшению учебно-воспитательного процесса. Попечительский совет является формой самоуправления. В его состав могут входить участники образовательного процесса, а также иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности этого учреждения. Члены попечительского совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе. Работа совета направлена на привлечение внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития образовательного учреждения; содействие улучшению условий труда всех категорий работников колледжа; совершенствование материально-технической базы среднего профессионального учреждения, благоустройство его помещений и территории; организацию и проведение массовых культурных и спортивных мероприятий, конкурсов профессионального мастерства и т.д.; оказание материальной поддержки остронуждающимся студентам. Попечительский совет рассматривает все вопросы, входящие в его компетенцию, согласно уставу колледжа. Разграничение полномочий между советом и директором определяется Уставом среднего профессионального учебного заведения. Непосредственное управление средним профессиональным учебным заведением осуществляет директор, прошедший соответствующую аттестацию. Порядок занятия должности директора определяется уставом учебного заведения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Директор действует от имени среднего профессионального учебного заведения, представляет его во всех организациях, заключает договоры, трудовые контракты, выдает доверенности, открывает счета в банке; в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников и обучающихся. Директор создает необходимые условия для повышения квалификации работников. В соответствии с законодательством Российской Федерации директор назначает и освобождает от должности работников, определяет их должностные обязанности. К работникам среднего специального учебного заведения относятся руководящие и педагогические работники, учебно-вспомогательный и иной персонал. К категории руководящих работников относятся заместители директора по учебной работе, по воспитательной работе, по научно-методической деятельности, учебно-производственной работе, заведующие отделениями, заведующие практикой, заведующий методическим кабинетом и др.1. Категорию педагогических работников составляет преподавательский состав. Учебно-вспомогательный и иной персонал — это заместитель директора по административно-хозяйственной части, лаборанты кабинетов, медицинские работники, работники столовой, технический персонал и т.д. Принципы работы базового колледжа: 1.системности – взаимосвязь и взаимодействие всех субъектов образовательного пространства. 2.интеграции и дифференциации – способ объедин усилий различных институтов по решению модернизации образования, обеспечивающих вариативность подходов к содержанию образования и организации образовательного процесса 3.открытости – формирование доступности инф пространства и проведение единой образовательной политики 4.колегиальности – коллективное обсуждение всех направления сотрудн, выработка и принятие общих решений. 5. непрерывности образования – преемственность с др образ учреждениями
Перечислим основные направления деятельности базового педагогического колледжа и кратко рассмотрим их содержание. Информационно-аналитическая деятельность: — изучение соответствия государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования педагогического профиля федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования; — изучение соответствия государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования педагогического профиля содержанию Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлениям и специальностям педагогического профиля; — анализ, обобщение и формирование банка образовательной практики педагогических колледжей по актуальным направлениям модернизации образования и ознакомление образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности; — участие в определении региональных потребностей в педагогических кадрах; — создание банка данных элитного кадрового потенциала системы среднего профессионального образования педагогического профиля; —- создание информационного портала в системе среднего профессионального образования педагогического профиля; — информирование педагогических колледжей и училищ о новых направлениях в развитии образования, новых примерных программах по учебным дисциплинам учебно-методической и нормативно-правовой документации.
Научно-методическая деятельность: — участие в определении направлений развития педагогического образования, в том числе в соответствии с европейскими процессами; — организация и разработка (корректировка) проектов государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования педагогического профиля; — организация и разработка содержания регионального (национально-регионального) компонента, элективных курсов для предпрофильной подготовки обучающихся в общеобразовательных учреждениях; — участие в разработке проектов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям и специальностям педагогического профиля; — разработка, экспертиза и апробация учебно-программной и учебно-методической документации по специальностям среднего профессионального образования педагогического профиля в условиях модернизации образования; — организация и разработка примерных программ учебных дисциплин по специальностям среднего профессионального образования педагогического профиля; — организация и разработка системы менеджмента качества среднего профессионального образования; — организация и разработка модели формирования профессиональной компетенции специалиста со средним профессиональным образованием педагогического профиля; — организация и разработка программ повышения квалификации педагогических кадров со средним профессиональным образованием педагогического профиля в соответствии с современными требованиями модернизации образования; — организация и разработка модели сетевого взаимодействия в системе непрерывного образования; — участие в разработке региональных программ развития образования; — содействие в выполнении целевых федеральных, региональных и муниципальных программ развития образования, воспитания, молодежной политики и др.; — научно-методическая поддержка и сопровождение инновационных процессов в региональной образовательной системе.
Организационно-методическая деятельность: — оказание помощи общеобразовательным учреждениям в освоении и введении в действие федерального компонента Государственного стандарта общего образования; — обобщение и распространение инновационного педагогического опыта педагогических колледжей и училищ; — организация мониторинга качества среднего профессионального образования; — оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса; — осуществление редакционно-издательской деятельности; — оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных учреждений; — повышение квалификации педагогических работников со средним профессиональным образованием; — организация и проведение региональных и всероссийских семинаров-совещаний, конференций по актуальным вопросам педагогического образования; — организация и проведение на местах повышения квалификации педагогических кадров со средним профессиональным образованием, проведение выездных совещаний, семинаров, конференций, конкурсов и др.; — организация и оказание консультативной помощи образовательным учреждениям дошкольного, общего, дополнительного и среднего профессионального образования. Работа среднего профессионального (специального) учебного заведения осуществляется по нескольким направлениям, обозначенным в уставе учреждения: это экономическая, международная, образовательная, научно-исследовательская, инновационная деятельность и т.д. Остановимся на содержании каждого вида.
Направления работы ССУЗА: 1.Колледжу дано право заниматься экономической деятельностью. Колледж является собственником здания, сооружений, находящихся на его территории, оборудования, с помощью которого осуществляется педагогический процесс, а также иного необходимого имущества потребительского, социального, культурного назначения. Он может также выступать в качестве арендатора или арендодателя имущества. Земельные участки закрепляются за колледжем в бессрочное бесплатное пользование. В соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом колледж может осуществлять платную образовательную деятельность. Этот вид деятельности не может быть осуществлен взамен и(или) в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет бюджетных средств. Размер платных образовательных услуг устанавливается директором в соответствии с утвержденной сметой расходов. Сверх финансируемых за счет бюджетных средств студентов колледж может осуществлять подготовку специалистов на основе договоров с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения. Он может также оказывать дополнительные платные образовательные услуги сверх соответствующих образовательных программ и Государственного образовательного стандарта по договорам с физическими и юридическими лицами, в том числе студентами, обучающимися за счет бюджетных средств (на добровольной основе). Колледж вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.Колледж имеет возможность заниматься международной и внешнеэкономической деятельностью в области образовательной, научной и т.д. деятельности в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.
3.Центральное место среди прочих занимает его образовательная деятельность. Образовательная деятельность строится с учетом современных требований к модернизации системы среднего профессионального образования. 4.научно-исследовательская 5.инновационная деятельность
Предметно-цикловая комиссия – объединение преподавателей определенных дисциплин или близких м/д собой предметов. В рамках образовательной работы колледжа и как самостоятельное ее направление в рамках системы непрерывного образования выделяют научно-методическую деятельность колледжа. Она представляет собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией колледжа, преподавателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на учебных занятиях и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации для проведения и обеспечения образовательного процесса, внедрения передового педагогического опыта, повышения теоретического уровня и профессиональной квалификации преподавателей и руководства образовательного учреждения. Основными задачами научно-методической деятельности среднего профессионального учебного заведения являются: — совершенствование учебных планов и программ; — отработка и обновление содержания учебных предметов; — совершенствование методики, повышение эффективности всех видов учебных занятий; — подготовка пособий и других учебно-методических материалов, отвечающих современному состоянию науки, требованиям педагогики и психологии; — совершенствование существующих и внедрение новых форм, методов и средств обучения и воспитания, внедрение в учебный процесс передового опыта, новых информационных технологий; — совершенствование учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности. Содержанием научно-методической деятельности колледжа становятся: — научные исследования по различным вопросам учебной и воспитательной работы; — координация разработки учебных планов и программ, их согласование по смежным и взаимообеспечивающим дисциплинам; — обсуждение проблем информатизации образования, повышение качества профессиональной подготовки преподавателей на основе широкого использования средств вычислительной и информационной техники; - анализ и коррекция подготовки студентов по результатам текущей успеваемости, зачетов и экзаменов, контрольных посещений занятий; — организация лекций для администрации и педагогов по проблемам обучения и воспитания студентов, технологии проведения отдельных видов учебных занятий в соответствии с новыми достижениями в педагогической науке; — выявление, обобщение и распространение положительного опыта учебной, воспитательной и методической работы отдельных преподавателей; — изучение и внедрение в учебный процесс положительного опыта методической деятельности других колледжей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|