Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Основы православной культуры» учащиеся должны
знать и понимать:
· традиционные религии в России, их значение для жизни человека, общества, народа, России;
· значение нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;
· традиционные морально-нравственные идеалы, ценности, моральные нормы
· историю возникновения и распространения православной культуры,
· роль православной культуры в истории России
· основы духовной традиции православия,
· определения основных понятий православной культуры,
· взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей,
· описание основных содержательных составляющих священных книг,
· описание священных сооружений,
· описание религиозных праздников и святынь православной культуры,
уметь:
· толерантно относиться к представителям разных мировоззрений и культурных традиций;
· видеть в Отечестве, семье, религии — основы традиционной культуры многонационального народа России;
· описывать различные явления православной духовной традиции и культуры;
· излагать своё мнение о значении православной культуры в жизни людей, общества;
· анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры;
· быть доброжелательным и отзывчивым, понимать и сопереживать чувствам других людей, адекватно оценивать поведение свое и окружающих;
· сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· бережно относиться к материальным и духовным ценностям;
· принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
· планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
· осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
· владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
· владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· слушать собеседника, вести диалог;
· признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную;
· излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· готовить сообщение по выбранным тема.
Календарно-тематическое планирование по «Основам православной культуры» 4 класс
№ урока
| Дата проведения План / Факт
| Наименование разделов, тем
| Кол час
| Тип урока
| Элементы основного содержания
| Примечание
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Вид контроля
| Домашнее задание
|
|
|
|
| Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Россия - наша Родина.
|
| Вводный урок
| Знакомство с курсом «Основы православной культуры». Духовный мир человека, культурные традиции, для чего они существуют.
|
| Знание терминов, формирование общих представлений о предмете курса, уметь высказывать свое мнение,
| Беседа
| С. 4-5, вопросы и задания с. 5.
|
|
|
|
| Основы православной культуры
Культура и религия.
|
|
Урок изучения нового материала
|
Понятие культура. Как человек создает культуру. О чем говорит религия. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.
|
|
Работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, уметь находить и объяснять общее и отличное
|
Словарик
|
С. 6-7 вопросы и задания с. 7. новые слова
|
|
|
|
| Человек и Бог в православии
|
| Комбинированный
| Что говорит о Боге и мире православная культура.
Что говорит о человеке православная культура. Как вера в Бога влияет на поступки людей. Свобода и разум в религиозной этике.
|
| Знать основные положения уроков.
Уметь:
-анализировать информацию, объяснять смысл основных понятий;
-определять роль ценностных ориентиров в жизни человека
| Словарик по теме, эссе «Что значит быть православным человеком»
| С. 8-11
вопросы и задания с.11
|
|
|
|
| Православная молитва
|
| Комбинированный
| Во что верят православные христиане. Молитва, виды молитв. Молитва «Отче наш». Кто такие святые, что такое благодать.
| Мультфильм «Отче наш»
| Знать основные положения темы.
Уметь:
-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
-высказывать собственную точку зрения;
-осуществлять поиск информации
| Молитва наизусть
| С. 12-15, вопросы и задания с.15
|
|
|
|
| Библия и Евангелие
|
| Комбинированный
| Кто такие христиане. Священное Писание. Что такое Библия: Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие.
|
| Знать основные положения темы, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач, осуществлять поиск дополнительной информации
| Тестирование по изученному материалу
| С. 16-19, вопросы и задания с 19. новые слова
|
|
|
|
| Проповедь Христа
|
| Комбинированный
| Христианское учение о спасении. Чему учил Христос. Что такое Нагорная проповедь.
|
| Знать основные положения урока. Характеризовать духовную жизнь человека. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
| Эссе «О чем я хочу спросить Иисуса Христа»
| С. 20-23, вопросы и задания с.23.
|
|
|
|
| Христос и Его крест
|
| Комбинированный
| Спаситель. Как Бог стал человеком Жертвенная любовь. Победа над смертью. Символика креста.
|
| Знать основные положения темы. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
| Рисунок
| С. 24-27, вопросы и задания с.27. Рассказ по иллюстрации.
|
|
|
|
| Пасха
|
| Комбинированный
| Православный календарь, его символическое значение Праздники. Воскресение. Православные традиции празднования Пасхи: Великий пост, пасхальная служба, пасхальный гимн, пасхальное яйцо.
|
| Знать основные положения темы. Уметь характеризовать религиозные праздничные обычаи, объяснять причины их появления
| Творческое задание «Обычай празднования Пасхи в моей семье»
| С. 28-31, вопросы и задания с.31.
|
|
|
|
| Православное учение о человеке
|
| Комбинированный
| Во что верят православные христиане. Тело и душа, внутренний мир человека, болезни души. Что такое образ Божий в человеке.
| Мультфильм «Твой крест»
| Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
| Словарик
| С. 32-35, вопросы и задания с.35. прочитать «Это интересно»
|
|
|
|
| Совесть и раскаяние
|
| Комбинированный
| Добро и зло в православной традиции. Работа совести, покаяние
|
| Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
| Эссе «Покаяние – лекарство для души»
| С. 36-39, вопросы и задания с.39. прочитать «Это интересно»
|
|
|
|
| Заповеди
|
| Комбинированный
| Христианская этика. Заповеди блаженства. Добродетели и страсти. Отношение к труду.
|
|
Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы
| Творческая работа «Заповеди»
| С. 40-41, вопросы и задания с.41. работа с иллюстрациями.
|
|
|
|
| Милосердие и сострадание
|
| Комбинированный
| Христианская этика. Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание. Любовь к ближнему. Милостыня
| Мультфильм «Сказание о Петре и Февронии»
| Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы
| Эссе/рисунок «Милосердие – это…»
| С. 42-45, вопросы и задания с.45.
|
|
|
|
| Золотое правило этики
|
| Комбинированный
| Христианская этика. Золотое правило нравственности. Неосуждение.
|
| Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с учебником
| Эссе «Как уберечься от осуждения других людей»
| С. 46-47, вопросы и задания с.47.
|
|
14-15
|
|
| Храм
|
| 1. Экскурсия
2. Комбинированный
| Православный храм и другие святыни. Устройство православного храма. Правила поведения в православном храме и во время службы.
| Экскурсия в православный храм
| Знать основные положения темы, уметь объяснять устройство и символику православного храма, знать правила поведения
| Творческая работа «Православный храм»
| С. 48-51, вопросы и задания с.51. Выучить новые слова
|
|
|
|
| Икона
|
| Комбинированный
| Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство).
|
| Знать основные положения темы, уметь объяснять устройство и символику иконы, типы иконописных изображений
| Творческая работа «Чудотворные иконы»
| С. 52-55, вопросы и задания, с. 55, подготовка творческих работ
|
|
|
|
| Подведение итогов
|
| Урок-конференция
| Творческие работы учащихся.
|
| Уметь готовить и представлять на публику творческую работу – презентацию, сочинение – эссе, рисунок и др.
| Творческая работа ученика
|
|
|
|
|
| Как христианство пришло на Русь
|
| Урок изучения нового материала
| Церковь, Крещение Руси, значение крещения Руси. Православие в современной России.
|
| Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом
| Тестирование по пройденному материалу
| С. 58-61, вопросы и задания с.61.
|
|
|
|
|
| Подвиг
|
| Комбинированный
| Подвиг, человеческая жертвенность, Жертва Богу. Подвижничество. Почитание святых.
| Рассказы о святых (видео)
| Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы
| Сообщение о русском православном подвижнике или святом
| С. 62-63, вопросы и задания с.63
|
|
|
| Заповеди блаженств
|
| Комбинированный
| Вера. Заповеди блаженств.
|
| Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы
| Устный по вопросам после параграфа
| С. 64-67, вопросы и задания с.67. Выучить новые слова
|
|
|
|
| Зачем творить добро?
|
| Комбинированный
| Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Самоотверженность.
|
| Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, приводить примеры, отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом
| Рисунок
| С. 68-69, вопросы и задания с.69.
|
|
|
|
| Чудо в жизни христианина
|
| Комбинированный
| Символический язык православной культуры. Христианские добродетели.
| Игра
| Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы
| Творческая работа «Христианские чудеса»
| С. 70-71, вопросы и задания с.71.
|
|
|
|
| Православие о Божием суде
|
| Комбинированный
| Как видеть в людях Христа. Вера в бессмертие.
|
| Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы
| Эссе «Почему нужно творить добро?»
| С. 72-75, вопросы и задания с. 75.
|
|
|
|
| Таинство причастия
|
| Комбинированный
| Православные таинства. Таинство крещения и причастия: символический смысл. Литургия.
|
| Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, приводить примеры, отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом
| Словарик
| С. 76-79, вопросы и задания с. 79. Выучить новые слова.
|
|
|
|
| Монастырь
|
| Комбинированный
| Монашество. Послушание, постриг. Монастырский уклад. Сергий Радонежский.
|
| Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, приводить примеры, отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом
| Устный по вопросам после параграфа
| С. 80-83, вопросы и задания с.83.
|
|
|
|
| Отношение христианина к природе
|
| Комбинированный
| Ответственность за мир и природу. Христианское милосердие, «братья наши меньшие».
|
| Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы
| Эссе «Мои домашние питомцы»
| С. 84-85, вопросы и задания с.85.
|
|
|
|
| Христианская семья
|
| Комбинированный
| Христианская семья и ее ценности. Обряд венчания, воспитание детей, праздники, семейные традиции.
|
| Знать основные положения темы. Уметь Рассказывать о традициях своей семьи, объяснять их происхождение, делать выводы, отвечать на вопросы
| Творческая работа «Традиции моей семьи»
| С. 86-87, вопросы и задания с.87.
|
|
|
|
| Защита Отечества
|
| Комбинированный
| Бывает ли война справедливой. Оборонительная война. Святые защитники России: Александр Невский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков, Пересвет, Илья Муромец
| Мультфильм «Пересвет и Ослябя», фильм, иконы «Александр Невский»
| Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, приводить примеры, отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом
| Творческая работа «Святые защитники России»
| С. 88-91, вопросы и задания с.91.
|
|
|
|
| Христианин в труде
|
| Комбинированный
| Заповедь труда. Пост. Что такое «работа на совесть». Напрасный труд.
| Житие Сергия Радонежского
| Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, приводить примеры, отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом
| Устный по вопросам после параграфа
| С. 92-93, вопросы и задания с.93.
|
|
|
|
| Духовные традиции многонационального народа России
Любовь и уважение к Отечеству
|
|
Комбинированный
|
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
|
| Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, приводить примеры, отвечать на вопросы, работать с учебником
|
Словарик
|
С. 94-95 вопросы и задания с.95. Подготовить творческие работы
|
|
|
|
| Подведение итогов. Защита творческих проектов «Христианские заповеди».
|
| Комбинированный
|
|
| Знать основные положения изученного материала. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
| Тестирование
| Творческая работа по выбранной теме. Написание эссе «Православная культура».
|
|
|
|
| Урок повторения «Основы православной культуры».
|
| Урок-конференция
| Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.
| Возможна доработка и использование творческих работ, сделанных учащимися в течении года
| Уметь выбирать, готовить и представлять на публику творческую работу – презентацию, сочинение – эссе, рисунок и др.
| Творческая работа учащихся
| Творческая работа по выбранной теме.Подготовить рисунок «Мой храм».
|
|
|
|
| Мировые религии
|
| Комбинированный
| «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.
|
| Уметь выбирать, готовить и представлять на публику творческую работу – презентацию, сочинение – эссе, рисунок и др.
| Творческая работа учащихся
| Творческие работы о мировых религиях
|
|
|
| Мой мир, Мое Отечество
|
| Урок-конференция
| «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).
|
| Уметь выбирать, готовить и представлять на публику творческую работу – презентацию, сочинение – эссе, рисунок и др.
| Творческая работа учащихся
|
|
|
|
|
| Всего
| 34 часа
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Лист внесения изменений и дополнений
По плану
| Фактически
| Тема урока
| Нормативный акт, закрепляющий изменения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература для педагога:
1. Александр Невский. Святой князь – ратоборец. А.В.Шишов. – М.: Вече, 2006. – 352 с.: ил. – (Серия «Устроители земли Русской»).
2. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. - Москва, изд. Православного Свято-Тихоновского Института, 1997.
3. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). «Сила Моя в немощи совершается», М., 1994.
4. Библейская история Ветхого и Нового Завета. В трех томах. Лопухин А.П. При участии ООО «ХАРВЕСТ». Минск, 2005.
5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Гюстава Доре и цветными вкладками.- М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.
6. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. - Москва, 1996.
7. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.
8. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.
9. Бородина А.В. Основы православной культуры. Москва: Издательский дом «Покров», 2003.
10. Владимир святой. Алексей Карпов. – М.: изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997.
11. Владимир святой. Создатель русской цивилизации. С.В. Алексеев. – М.: Вече, 2006.
12. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
13. Герои русской истории: Альбом. М.: изд-во «Белый город», 2007.
14. Давыдова Е.Ю., Комлева Е.И… Кузьмин И.А. Азбука Истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие для начальной школы. Книги 1, 2. – М.: Издательский дом «Истоки»; Екатеринбург: Центр «Ученая книга», 2005.
15. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. -М.: изд. «Белый город», 2004.
16. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.
17. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». – М., 1993.
18. Духовное краеведение Тамбовщины: программа курса регионального компонента базисного учебного плана. Авторы-составители: иерей Геннадий (Андреев), иерей Виктор (Лисюнин), Л.Ю.Евтихиева, И.В.Клемешова. - Тамбов: ТОИПКРО, 2007
19. История Тамбовского края: Практикум. Тамбов: Издательство Тамбовского Государственного Технического Университета, 2004.
20. Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Издательство «Школьная пресса», подписка за 2001 – 2008 гг.
21. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – Москва: «Славянский Дом», 2001год.
22. «Жизнь Иисуса Христа». Аудиоматериалы и методические рекомендации по их использованию. Три аудиокассеты. + Брошюра издательства «Триада», Москва, 2000.
23. История Тамбовского края: избранные страницы: Учебное пособие \ ред. И.В.Двухжиловой, А.А.Слезина. Тамбов: Издательство ТГТУ, 2004.
24. История Тамбовского края: век двадцатый: Учебное пособие \ ред. А.А.Слезина. Тамбов. Издательство ТГТУ, 2006.
Литература для учащихся:
1. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. - Москва, 1996.
2. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.
3. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. - Минск, 2005.
4. Библейская азбука. Отв. за выпуск Авадяева Е. - М., 2003.
5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Г.Доре и цветными вкладышами. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.-
6.. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
7. В.А. Никифоров - Волгин. Сборник рассказов.
8. Владимир святой. Алексей Карпов. – М., изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997.
9. Волшебные картинки. Пять Библейских сюжетов. Российское Библейское общество. 2006.
10. Грамматика нравственности: Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, лицеев и гимназий по курсу основ морали. Методическое пособие для учителей. 5-9 классы/ Под ред. Э. П. Козлова. Предисловие С. В. Михалкова — М., 2007.
11. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. - М., изд. «Белый город», 2004.
12. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.
13. Детям о православной вере. Сост. Зинченко З. – С.-Петербург, изд. «Шпиль», 2003.
14. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». -Москва, 1993.
15. Дерево доброе (учебное пособие для начальных классов). - Москва, 1997 г.
16. Евангелие для самых маленьких. По Горбовой С.Н. - Минск, 2005.
17. Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского: в 13-ти томах. Москва: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998.
18. Золотые купола. Древнерусские каменные и деревянные православных храмы. (Альбом для раскрашивания). -М., 1997 г.
19. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.
20. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей. Сост. Нина Орлова. Изд. «Белый город», М., 2004.
21. История Церкви для детей. Рассказы из истории Христианской Церкви 1 – 11 веков. Бахметева А.Н. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2006.
22. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
23. Куломзина С. С. Две тысячи лет: История Православной Христианской Церкви. Рассказы для детей старшего возраста. — М., 2000.
24. «Перед праздником», рассказы для детей о православном предании и народном календаре России. - М., 1996 г.
25. Поселянин Е. Сказание о святых вождях земли русской.- М.,1997 г
26. Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры». Для начальных классов общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Составители Дорофеева Т. В., Сысоева М. М., Романова Л. И. — Воронеж, 2007.
Интернет-ресурсы
1. Библейская хронология (http://www.cynet.com/Jesus/time.htm)Библия (http://ccel.wheaton.edu/wwsb/)
2. Круглый стол по религиозному образованию (http://www.rondtb.msk.ru)
3. Методическое обеспечение экспериментальных уроков по предмету «Основы православной культуры» для 4-5 кл. (рисунки, аудио-видео-иллюстрации) (http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson)
4. Мир религий (http://www.religio.ru/)
5. Нормативные материалы: Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Примерная программа и структура. Аннотация; Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа) (http://www.orkсe.ru/official-dokuments)
6. Общество. Религия. Культура (http://www.ork.va/)
7. Православие в России (http://ww.or.ru/)
8. Православное христианство. Каталог православных ресурсов в Интернете (http://www.hristianstyo.ru)
9. Русская православная церковь (http://www.russian-orthodox.church.org.ru)
10. Сайт диакона Андрея Кураева (www.kuraev.ru); (www.diak-kuraev.livejournal.com)
11. Стандарты второго поколения: Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985)
Воспользуйтесь поиском по сайту: