Как анализировать работу учащихся
Техника «Правило круга»: развивайте навыки работы в команде Кирилл Алексеев Важное в статье 1. Классный руководитель использует в воспитательной деятельности с классом техники, которые развивают коммуникативные универсальные учебные действия учащихся. 2. Предлагаем технику, которая научит школьников принимать общие решения, планировать совместную деятельность, продуктивно разрешать конфликтные ситуации.
Техника «Правило круга» поможет развить коммуникативные универсальные учебные действия учащихся. С ее помощью вы научите своих учеников планировать, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Вы создадите ситуации, в которых каждый ученик сможет выступить в роли лидера, то есть презентовать себя. Примените технику «Правило круга», чтобы: · спланировать воспитательную работу с классом – техника поможет выявить, в каких мероприятиях заинтересованы учащиеся как участники и организаторы; · обсудить общие дела и задачи – это актуально в случаях, когда ученики участвуют в проектно-исследовательской деятельности, готовятся к экзаменам, например классу требуется общая стратегия подготовки; к общешкольным мероприятиям; · решить конфликтные ситуации – вы научите школьников понимать и принимать позицию другого, определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивному общению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Как проводить технику Используйте «Правило круга» в комплексе с другими техниками на классном часе или проводите как самостоятельное мероприятие.
Количество участников в группе – от 15 человек. Продолжительность – от 30 минут, в зависимости от количества участников. Важно Задача техники – максимально активизировать каждого ученика и вовлечь его в процесс анализа ситуации и принятия решений
Алгоритм работы: 1) распределите учеников по малым группам – не менее 3 групп по 4–6 человек; 2) назначьте лидеров команд и объясните: · правила круга – высказаться должен каждый, нельзя перебивать и критиковать друг друга, необходимо точно уложиться во временной регламент; · задачи лидеров – направляют группу к решению, следят за соблюдением правил и временного регламента, озвучивают решение команды во время общего обсуждения; 3) раздайте лидерам ситуации, для которых команды должны предложить максимальное количество вариантов решения, или напишите их на доске, дайте на обсуждение 5 минут; 4) организуйте общее обсуждение – дайте каждому лидеру 1 минуту, чтобы озвучить решения команды. После первого обсуждения (круга) предложите командам решить еще несколько ситуаций. После завершения работы с техникой попросите каждого ученика анонимно написать, каким он увидел самого себя или любого другого участника из команды, что было для него важным.
Как анализировать работу учащихся Пока учащиеся работают, понаблюдайте за тем, как они общаются в группе. После каждого круга обобщите все выступления, озвучьте результаты своих наблюдений, проанализируйте и оцените деятельность учеников. Если назначаете новый круг, меняйте местами участников разных команд и лидеров в каждой команде – «теперь лидером в этой команде будет…», «каждый второй участник команд переходит по кругу в соседнюю команду». Таким образом вы определите, насколько учащиеся усвоили ваши замечания на предыдущем круге и смогли ли выстроить общение в группе по-новому. Так вы учите их анализировать свое поведение, понимать причины проблем в общении, а в итоге – осознать, что помешало команде выполнить задание. Анализируйте действия учеников по пяти параметрам. Используйте для этого карту наблюдения. Карта наблюдения
Во время наблюдения за работой учащихся обратите внимание, кто из них выглядит: · смущенным – сжатая поза, не смотрит в глаза остальным, говорит коротко и тихо, пытается не участвовать; · раздраженным и агрессивным – слишком громко говорит, перебивает остальных, подгоняет, ругается, спорит, включается в обсуждение, когда команда уже приняла решение; · тревожным – долго не решается высказать свое мнение, говорит тихо, как бы с извинениями; быстро отступает, сразу соглашается с оценкой другого. Все подобные признаки скрытого негативного эмоционального состояния обсудите с учащимися, но не называйте конкретных имен, чтобы не увеличить агрессию или смущение этих участников. Например, скажите, что заметили такие чувства и предлагаете их обсудить. В итоге выведите на разговор о чувствах, которые участники испытывают в социуме и которые обычно скрывают (чувство неловкости, обида, гнев), – это поможет уменьшить силу их проявления.
Приложение Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.klass-ruk.ru).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|