Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как анализировать работу учащихся

Техника «Правило круга»: развивайте навыки работы в команде

Кирилл Алексеев
тьютор, специалист по командообразованию, Москва

Важное в статье

1. Классный руководитель использует в воспитательной деятельности с классом техники, которые развивают коммуникативные универсальные учебные действия учащихся.

2. Предлагаем технику, которая научит школьников принимать общие решения, планировать совместную деятельность, продуктивно разрешать конфликтные ситуации.

 


Техника «Правило круга» поможет развить коммуникативные универсальные учебные действия учащихся. С ее помощью вы научите своих учеников планировать, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Вы создадите ситуации, в которых каждый ученик сможет выступить в роли лидера, то есть презентовать себя.

Примените технику «Правило круга», чтобы:

· спланировать воспитательную работу с классом – техника поможет выявить, в каких мероприятиях заинтересованы учащиеся как участники и организаторы;

· обсудить общие дела и задачи – это актуально в случаях, когда ученики участвуют в проектно-исследовательской деятельности, готовятся к экзаменам, например классу требуется общая стратегия подготовки; к общешкольным мероприятиям;

· решить конфликтные ситуации – вы научите школьников понимать и принимать позицию другого, определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивному общению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Как проводить технику

Используйте «Правило круга» в комплексе с другими техниками на классном часе или проводите как самостоятельное мероприятие.

Количество участников в группе – от 15 человек.

Продолжительность – от 30 минут, в зависимости от количества участников.

Важно

Задача техники – максимально активизировать каждого ученика и вовлечь его в процесс анализа ситуации и принятия решений

 

Алгоритм работы:

1) распределите учеников по малым группам – не менее 3 групп по 4–6 человек;

2) назначьте лидеров команд и объясните:

· правила круга – высказаться должен каждый, нельзя перебивать и критиковать друг друга, необходимо точно уложиться во временной регламент;

· задачи лидеров – направляют группу к решению, следят за соблюдением правил и временного регламента, озвучивают решение команды во время общего обсуждения;

3) раздайте лидерам ситуации, для которых команды должны предложить максимальное количество вариантов решения, или напишите их на доске, дайте на обсуждение 5 минут;

4) организуйте общее обсуждение – дайте каждому лидеру 1 минуту, чтобы озвучить решения команды.

После первого обсуждения (круга) предложите командам решить еще несколько ситуаций.

После завершения работы с техникой попросите каждого ученика анонимно написать, каким он увидел самого себя или любого другого участника из команды, что было для него важным.

ДЛЯ СПРАВКИ Примеры ситуаций 1. Необходимо повысить статус школы. Какие мероприятия могут организовать учащиеся? Как организовать данные мероприятия? Какую пользу они принесут? Как распределить ответственность? 2. Через два месяца начинаются экзамены. Что необходимо классу, чтобы каждый учащийся успешно их сдал? Что для этого нужно сделать? Какую стратегию выработать? 3. Класс снимает рекламный ролик о школе для городского конкурса. О каких преимуществах школы рассказать в ролике? Какой рекламный лозунг (слоган) точно передаст идеи авторов?

 

Как анализировать работу учащихся

Пока учащиеся работают, понаблюдайте за тем, как они общаются в группе. После каждого круга обобщите все выступления, озвучьте результаты своих наблюдений, проанализируйте и оцените деятельность учеников. Если назначаете новый круг, меняйте местами участников разных команд и лидеров в каждой команде – «теперь лидером в этой команде будет…», «каждый второй участник команд переходит по кругу в соседнюю команду». Таким образом вы определите, насколько учащиеся усвоили ваши замечания на предыдущем круге и смогли ли выстроить общение в группе по-новому. Так вы учите их анализировать свое поведение, понимать причины проблем в общении, а в итоге – осознать, что помешало команде выполнить задание.

Анализируйте действия учеников по пяти параметрам. Используйте для этого карту наблюдения.

Карта наблюдения

Критерий оценки Что обсудить с учениками Примечание
Параметр 1. Как участники взаимодействуют с лидером
Участники: 1.1. Выполняли указания лидера. 1.2. Противоречили или игнорировали лидера Получилось ли у каждого быть активным? Не взвалила ли группа задание на одного человека (лидера)? Трудно ли было удержаться от критики? Выявите неформального лидера. Он имеет высокий авторитет в реальной жизни. Привлекайте его к работе с классом
Параметр 2. Как участники взаимодействуют друг с другом
2.1. Активность (пассивность) участника: высказывается или отмалчивается; взаимодействует со всеми или с частью команды. 2.2. Доброжелательность (недоброжелательность) участника: выражает интерес, доброжелательность; выражает несогласие; дополняет ответы других; обесценивает чужое мнение («нет», «это не подойдет). 2.3. Целесообразность действий: выработал эффективное решение; проявил активность, но отвлекал команду Согласны ли вы с высказанными наблюдениями? С чем не согласны? Чувствовали вы, что команда двигалась вперед, чтобы решить поставленную задачу? На что были направлены усилия партнеров по команде? Аргументируйте ответы Во время обсуждения выделите участников, чье поведение было направлено на достижение другой цели – привлечь внимание, отдохнуть, проявить свое отношение к кому-то из игроков. Мотивируйте участников: подтверждать свое мнение фактами; приводить доказательства точки зрения, когда описывают чувства, оценивают действия одноклассников
Параметр 3. Как участники выполняют групповую задачу
Участники команды: 3.1. Решили задачу. 3.2. Не решили задачу: отвлекались, спорили друг с другом; избегали ответственности, поэтому общая задача стала ничьей Смогли вы предложить решение задачи в сжатые сроки? Если не смогли – в чем причина? На ваш взгляд, достойно ли вы представили свой ответ? Параметр показывает, как участники игры относятся к поставленным задачам. Где слабые места в игре – там слабые места в образовательной деятельности
Параметр 4. Как учащиеся соблюдают правила работы в команде
4.1. Все соблюдали правила работы: 4.2. В команде выделился провокатор: предлагал очевидно неподходящие идеи; игнорировал условия работы в группе У меня создалось впечатление, что ты (вы) хотел(и) вызвать возмущение остальных. Так ли это? Для чего это нужно тебе (вам)? По итогам обсуждения сформулируйте с учащимися правила неагрессивного общения
Параметр 5. Как учащиеся соблюдают временной регламент
5.1. Участники контролировали время. 5.2. Участники впустую потратили время: шутили и спорили; улучшали детали в ущерб целому Как распределяли время? Ограничивали ли друг друга во времени? Кто следил за временем? Составьте список «похитителей времени»: гаджеты, привычка откладывать дела на потом, отсутствие режима дня

 

Во время наблюдения за работой учащихся обратите внимание, кто из них выглядит:

· смущенным – сжатая поза, не смотрит в глаза остальным, говорит коротко и тихо, пытается не участвовать;

· раздраженным и агрессивным – слишком громко говорит, перебивает остальных, подгоняет, ругается, спорит, включается в обсуждение, когда команда уже приняла решение;

· тревожным – долго не решается высказать свое мнение, говорит тихо, как бы с извинениями; быстро отступает, сразу соглашается с оценкой другого.

Все подобные признаки скрытого негативного эмоционального состояния обсудите с учащимися, но не называйте конкретных имен, чтобы не увеличить агрессию или смущение этих участников. Например, скажите, что заметили такие чувства и предлагаете их обсудить. В итоге выведите на разговор о чувствах, которые участники испытывают в социуме и которые обычно скрывают (чувство неловкости, обида, гнев), – это поможет уменьшить силу их проявления.

Приложение

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.klass-ruk.ru).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...