Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Удержание и достижение цели зависит от ряда условий.




· Во-первых, от трудности задачи и длительности ее выполнения. Если задание сложное, то необходимы дополнительные подкрепления в виде указаний, вопросов, советов взрослого или наглядной опоры.

· Во-вторых, от успехов и неудач в деятельности.

· В-третьих, от отношения взрослого, предполагающего оценку действий ребенка.

· В-четвертых, от умения заранее представить себе будущее отношение к результату своей деятельности

· В-пятых, от мотивации цели, от соотношения мотивов и цели. Успешнее дошкольник достигает цели при игровой мотивации, а также когда ставится наиболее близкая цель.

Общие возможности волевой регуляции детей к концу дошкольного возраста.

К концу дошкольного возраста происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принятьрешение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилиепри преодолении препятствий, оценить результат своего действия.

Произвольная регуляция поведения состоит в подчинении поведения ребенказадаче, то есть в его способности сосредоточиться на том, что предложилвзрослый, на попытках активного решения задачи, на преодолении всего, что неотносится к основной деятельности.

К старшему дошкольному возрасту у детей формируется умения достигать цели, однако на это влияет: предыдущий опыт (удача или неудача), продолжительность во времени, присутствие взрослого. (Например:В исследовании, где старшим дошкольникам давали две задачи-головоломки и после первых попыток оставляли детей одних, обеспечив скрытое наблюдение, большенство детей возвращались к успешно решённой задаче, и только некоторые брались за ту, которая оказалась для них трудной.)

Т.О Подчинение действий сравнительно отдалённым мотивам, установление связи между этими мотивами и целью – непосредственным результатом действия, хотя и возникает в дошкольном возрасте, но формируется ещё не полностью, требует подкрепления внешними обстоятельствами.

Так же возрастают возможности разумного к старшему дошкольному возрасту.Они основываются на соподчинении мотивов: решение начинает определяться не более сильным в данный момент, а более важным, значимым мотивом. Это приводит к развитию самообладания, умению сдерживать ситуативные желания, чувства и их проявления, укрепляет волю ребнёка. Но и у ребёнка ст.дошк. возраста действия, связанные с выбором, борьбой мотивов, далеко не всегда заканчиваются решением в пользу наиболее значимого мотива. Это зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и особенностей ситуации, в которой происходит выбор. Условия влияющие на выбор ребёнка: присутствие других людей, взрослого или сверстников, их оценка.Когда ребёнок находится один, он гораздо реже сдерживает свои непосредственные побуждения, чем находясь в коллективе сверстников.

Ст.дошк. приобретает умение выполнять сравнительно сложные речеывые инструкции взрослых. При словесном планировании собственных действий он уже не проговаривает во внешней речи (как в среднем возрасте), а состовляет план и руководит действиями про себя.

Значение игровой, учебной, трудовой деятельности в реализации этих возможностей.

Большую помощь дошкольникам в умении управлять собой оказывают дидактические и подвижные игры. Правильно организованная игра становится главным мотивом к целенаправлеенному волевому действию. Правила становятся точкой опоры, которая помогает ребенку осознавать, контролировать и оценивать свои действия. Дидактические игры чаще протекают как совместные. Поэтому в них малыш имеет возможность сравнивать себя со сверстниками, смотреть на себя их глазами, что значительно облегчает управление собой, делает его осмысленным. В играх дети преодолевают сиюминутные желания и даже некоторые внутренние трудности. Например, несмотря на страх быть пойманным, малыш не убегает до того, как прозвучит сигнал, позволяющий бежать. Особенно важны такие игры в развитии воли и произвольности у младших и средних дошкольников, но они не теряют своего значения и в более старшем возрасте.

Речевое общение выступает средством развития воли, произвольности в том случае, если оно включено в деятельность детей, отвечает их интересам и не совпадает с сиюминутными действиями.

(Речь выполняет в формировании воли и произвольности следующие функции: Помогает ребенку осознать собственные действия. С помощью вопросов педагог выделяет связь между настоящими, прошлыми и будущими действиями, а также цель и средства ее достижения: «Что ты хочешь построить? Что тебе для этого нужно? С чего начнешь?» Педагог ставит ребенка в ситуацию выбора, побуждает самостоятельно принимать решения, представлять разные варианты своего действия, осознавать свое желание: «Во что ты хочешь играть: в мозаику или строить? С кем хочешь играть? Кем хочешь быть в игре?» Нельзя оценивать ответы ребенка. Задача взрослого состоит в том, чтобы подкрепить и выделить самостоятельные действия, придать им произвольный осознанный характер.

С помощью речи создается ситуация борьбы мотивов, когда взрослый спрашивает: «Почему ты так хочешь? А как можно по-другому? А как будет правильно? А как бы я поступила, угадай? А как бы поступил другой мальчик?» или: «Ты закончил свою работу. Можешь идти играть... Или можешь помочь Лене, у нее работа сложнее. Или иди играть. Как ты хочешь? Как хочешь, так и поступай». Также ребенку предоставляется возможность прогнозировать и обсуждать возможные последствия своих действий: «А что будет, если...»

Речь помогает достигать поставленную цель, развивая целеустремленность ребенка.

Речь выступает средством организации жизни и деятельности детей во времени, помогая преодолеть ситуативность и непроизвольность.)

Игровые мотивы сохраняют значительную побудительную силу на протяжении всего дошкольного возраста. Они предполагают стремление ребенка «входить» в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам. Поэтому в дидактической игре знания усваиваются наиболее успешно, а создание воображаемой ситуации облегчает выполнение требований взрослого.

В дошкольном детстве у ребят развивается интерес к новым, более важным, более «взрослым» видам деятельности (чтению и счету) и стремление их выполнять, что вызвано формированием предпосылок учебной деятельности.

В возрасте 3-7 лет интенсивно развиваются познавательные мотивы. У старших дошкольников познавательные мотивы все больше отделяются от игровых.

В старшем дошкольном возрасте в дидактической игре познавательные мотивы выходят на первый план. Дети получают удовлетворение от решения не только игровой, но и умственной задачи, от интеллектуальных усилий, с помощью которых эти задачи решались.

Билет №17.

Становление игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание педагогов и психологов, философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Представителей научных отраслей в игре интересуют свои аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра – неотъемлемая часть человеческой культуры. Во многих научных трактатах на разнообразные тему, в художественных произведениях встречаются наблюдения над играми детей и взрослых или суждения о них.

Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества. Социальное назначение игры: она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», подготавливает детей к труду. Игра социальна и по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых. А так как в человеческом обществе рано сложилось деление труда на мужские и женские виды и обязанности, то мальчики и девочки в играх подражали тем представителям пола, к которым относились сами.

К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых.

С помощью игры дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.

Современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе. Но окружающая ребенка действительность чрезвычайно многообразна, а в игре находят отражения лишь отдельные ее стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми.

Как показывают исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми. В первые годы жизни ребенка преобладает интерес к предметам, вещам, которые используют окружающие. Поэтому в играх детей этого возраста воссоздаются действия взрослого с чем-то, с каким-то предметом (ребенок готовит еду на игрушечной плите, купает куклу в тазике). А.А. Люблинская очень метко назвала игры малышей «полуигрой-полутрудом».

В развернутой форме ролевой игры, которая, наблюдается у детей начиная с 4 – 5 лет, на первый план выступают отношения между людьми, которые осуществляются через действия с предметами, а иногда и без них. Таким образом, игра становиться способом выделения и моделирования (воссоздания в специально созданных условиях) отношений между людьми, а, следовательно, начинает служить усвоению социального опыта. Игровая деятельность, как доказано А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться и т.п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, а это обуславливает ее развивающий эффект.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...