Тема 8. Средневековые государства Востока
Тема 8. Средневековые государства Востока Арабский Халифат Адат (от араб. ада — «обычай», «привычка») — обычай, правила поведения, принятые в той или иной группе мусульман, действующие в определённом регионе распространения ислама и соблюдаемые в силу привычки. Адатом в фикхе обозначают обычное право у неарабских мусульманских народов, не противоречащее шариату. Вакф (вакуф) — в мусульманских странах необлагаемое налогом движимое и недвижимое имущество, изъятое из гражданского оборота и переданное государством или частным лицом на какие-либо религиозные, просветительские или благотворительные цели. Вакуф закреплялся за учреждением, осуществляющим соответствующие цели. Визирь — главный советник и должностное лицо при халифе в Арабском халифате. Газават — в исламе предписанная Кораном «священная война», которую должны вести мусульмане против представителей других верований, препятствующих распространению ислама. Гяу́ р (кафи́ р) — в исламе обозначение человека, не исповедующего ислам, любого немусульманина. Джизья — подушная подать с иноверцев (зимми) в мусульманских государствах. Исламские правоведы рассматривают джизью как выкуп за сохранение жизни при завоевании. От выплаты подати освобождались женщины, старики, инвалиды, нищие, рабы, монахи (до начала VIII в. ) и христиане, воевавшие в мусульманской армии. Джихад (от араб. — «усилие», «усердие») — в исламе предписание верующим, заключающееся в борьбе со своими духовными или социальными пороками (ложью, обманом, развращённостью и т. д. ), устранении несправедливости, усердии в деле распространения ислама, войне с агрессорами, наказании преступников и правонарушителей.
Диван — название центральных органов отраслевого управления во многих средневековых государствах Востока. Дийа — вид наказания, уплачивался родственникам убитого мусульманина по их решению как выкуп за кровь. Закят — в исламском праве обязательная ежегодная выплата части средств (1/40 часть) в пользу нуждающихся, совершаемая с намерением заслужить довольство Аллаха. Зиммийяметы (зимми) — немусульмане, добровольно сдавшиеся и перешедшие под покровительство мусульман. Иджма — один из источников мусульманского права (фикха); согласное мнение знатоков Шариата по отдельным религиозно правовым и бытовым вопросам, решение которых не может быть основано на Коране и сунне. Иджтихад — в исламе деятельность богослова в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса, система принципов, аргументов, методов и приёмов, используемых при этом богословом (муджтахидом). Иджтихад состоит в выборе источников и их оценке при рассмотрении вопросов права и выработке типовых формул их решения. И́ кта — условное, обычно временное пожалование государственной земли отдельным представителям феодальной верхушки за военную и государственную службу в Арабском халифате. Има́ м — 1. Духовный глава мусульман в отдельной стране, иногда наделённый светской властью. 2. Священник в мечети. 3. Основоположник каждого из четырёх религиозно-юридических толков суннизма. 4. Глава шиитов. Имама́ т — 1. Доктрина в шиизме о политическом и духовном превосходстве Халифата, управляемого непогрешимым имамом, состоящим в кровном родстве с Али. 2. Одна из форм мусульманской теократии, при которой вся полнота власти (духовной и светской) сосредоточена в руках духовного лица, обладающего значительным авторитетом у верующих данной страны (имама). Ка́ ди — судья в мусульманских странах, назначаемый правителем или его наместниками и единолично осуществляющий правосудие на основе шариата. Помимо того, что кади был мусульманином, ему полагалось знать нормы шариата, быть честным и справедливым.
Кануны — название категории законодательных актов, издававшихся мусульманскими правителями, один из источников мусульманского права. Каффара — в мусульманском праве религиозное искупление как особый вид наказания. Кийя́ с (кияс) — в мусульманском праве принцип решения дела в суде по аналогии права, то есть применение нормы Корана, Сунны или иджмы к случаю, прямо не предусмотренному данными источниками. Киса́ с — в мусульманском праве наказание по принципу талиона за убийство и нанесение телесных повреждений. Кора́ н (араб. аль-Куран — «чтение») — священная книга мусульман, запись проповедей пророка Муххамеда, произнесённых им в Мекке и Медине в 610–632 гг. Предписания Корана вместе с положениями Сунны составляют содержание шариата. Часть этих предписаний по вопросам брака, семьи и наследования относится к мусульманскому праву. Другим положениям, напрямую не связанным с правом, придают правовой смысл, и они включены в фикх. Ма́ зхаб — в исламе богословско-правовые школы, благодаря деятельности которых сложился фикх и шариат. Насчитывается 6 мазхабов. Все они признают Коран главным источником права, который раскрывается через Сунну, догматы и логику. Мамлю́ ки (мамелюки) — дворцовая гвардия халифа, созданная из рабов тюркского, кавказского и славянского происхождения. Муджтахид (с араб. — «ревностный») — представитель высшей категории мусульманских богословов-правоведов. Один из высших рангов муджтахида у шиитов — аятолла («знамение Аллаха»). Мульк — в Арабском халифате вид частной собственности на землю. Му́ фтий — высшее духовное лицо у мусульман, имеющее право решать религиозно-юридические вопросы, давать разъяснения по применению шариата. Наи́ б — помощник эмира в Арабском халифате. Султан — должность светского правителя при халифе, введённая в Арабском халифате в 945 г. Султану была подчинена армия, администрация и местные правители, за халифом закреплялась духовная и судебная власть. Позднее — титул светского правителя в ряде мусульманских государств.
Сунна — зафиксированные в виде преданий (хадисов) поступки и высказывания (а иногда и молчание) пророка Мухаммеда, считающиеся образцом, которому обязан следовать мусульманин. Является вторым по значимости после Корана источником мусульманского права. Тазир — в шариате наказание, точно не установленное и определяемое правителем или судьёй по своему усмотрению. Талак — в мусульманском праве упрощённая форма развода по инициативе мужа без объяснения причин. У́ мма (во мн. числе — «умам») — община верующих, которая приняла пророков, подчинилась им и уверовала в Аллаха. Урф — один из источников мусульманского права, обычное право арабов, представленное непротиворечащими шариату местными обычаями и традициями. Фард — в шариате поступки и нормы поведения, которые предписано выполнять и соблюдать как религиозные заповеди. Фетва — в мусульманских странах решение высшего религиозного авторитета (муфтия) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату. Фикх (от араб. «понимание») — доктрина о правилах поведения мусульман (юриспруденция), исламский комплекс социальных норм (мусульманское право в широком смысле). Фикх в обоих значениях сложился не сразу после появления ислама, а только после развития его норм благодаря иджтихаду в VII–X вв. Фирма́ н — указ мусульманских монархов. Хадд — точно установленное в шариате наказание за преступление, являющееся посягательством на интересы всей мусульманской общины («права Аллаха»). Хади́ с — рассказы сподвижника Мухаммеда о поступках и изречениях Пророка, из которых составлена Сунна. Хали́ ф (калиф) — в ряде мусульманских стран титул верховного правителя, объединявшего в своих руках духовную и светскую власть. Халифат — мусульманская теократия во главе с халифом. Под халифатом обычно подразумевается исламское государство Муххамеда и его преемников (праведных халифов 632–661 гг. ), а также арабское государство при династиях Омейядов и Аббасидов (661–1258 гг. ). Формально халифатом считалась Османская империя до её распада в 1924 г. В современности отдельные исламские деятели предлагают возродить халифат как единое государство всех мусульман.
Хара́ дж — государственный налог за пользование землёй в странах Ближнего и Среднего Востока, взимавшийся в Средние века и Новое время. В Арабском халифате сначала взимался с покорённого немусульманского населения, а затем и с мусульман. Хара́ м — в исламском праве все запрещённые Кораном и хадисами деяния и вещи. Шариат (от араб. шариа — «прямой правильный путь», «обязательные предписания», «право», «закон») — совокупность юридических и религиозных норм, основанных на Коране и Сунне; мусульманское право. Шейх — у арабов глава рода, староста; руководитель местной религиозной мусульманской общины, богослов и правовед у мусульман. Эмир (от араб. — «повелитель») — титул мусульманских правителей, равнозначный европейскому титулу «князь». До возникновения ислама так назывались полководцы, а затем — правители, осуществляющие светскую и духовную власть. Эмират — светская власть халифа. В странах мусульманского Востока — владение, государство, возглавляемое эмиром.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|