Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Народный учитель С.А. Рачинский. Организация работы Татевской народной школе.




 

С.А. Рачинский (1833-1902) – основатель и учитель школы для крестьянских детей в Татеве Бельского уезда Смоленской губернии. Коншин Николай Николаевич. Соискатель ученой степени кандидата педагогических наук.

Знакомясь с перепиской А.П. Чехова, наткнулся на одно письмо, которое в связи с темой моей диссертацией «Идея формирования духовно-нравственных ценностей личности как основа педагогической системы С.А. Рачинского», показалось мне любопытным. В письме И.Л. Леонтьеву-Щеглову (1892) звучит недоверие тогдашнему образованию. А.П. Чехов, описывая своё детство, отмечает две важные проблемы: неэффективные методы преподавания в существующих школах, а также отсутствие педагогов, способных поставить в центр учебно-воспитательного процесса личность ребёнка. В связи с этим упомянуто имя С.А. Рачинского (1833-1902) – основателя и учителя школы для крестьянских детей в Татеве Бельского уезда Смоленской губернии.

Татевская школа

«…Да, таких людей, как Рачинский, очень мало на белом свете. Я, голубчик, понимаю Ваш восторг… Рачинский, идейный, гуманный и чистый, представляется весенним зефиром. Я готов за Рачинского живот свой положить, но, милый друг... разрешите мне это «но» и не сердитесь – я не отдал бы в его школу своих детей. Почему? Я получил в детстве религиозное образование и такое же воспитание – с церковным пением, с чтением апостола и кафизм в церкви, с исправным посещением утрени, с обязанностью помогать в алтаре и звонить на колокольне. И что же? Когда я теперь вспоминаю о своем детстве, то оно представляется мне довольно мрачным; религии у меня теперь нет. Знаете, когда, бывало, я и два мои брата среди церкви пели трио «Да исправится» или же «Архангельский глас», на нас все смотрели с умилением и завидовали моим родителям, мы же в это время чувствовали себя маленькими каторжниками. Да, милый! Рачинского я понимаю, но детей, которые учатся у него, я не знаю. Их души для меня потемки. Если в их душах радость, то они счастливее меня и братьев, у которых детство было страданием…» [1]. Хотя к 1892 году, когда написано письмо, школа С.А. Рачинского существовала уже почти 20 лет, отсутствие интереса А.П. Чехова к успехам татевского учителя объясняется тем, что его домашнее и гимназическое обучение сделали детство писателя мрачным, превратив счастливую пору в страдания.

Усадьба Рачинских

Однако педагогическое наследие С.А. Рачинского явилось объектом внимания как его современников (А.Д. Воскресенского, В.Т. Георгиевского, Н.М. Горбова, К.В. Ельницкого, В.В. Розанова, А.А. Серякова, С.В. Смоленского, С.И. Танаевского, С.Д. Шереметева и др.), так и учёных нашего времени (И.Н. Антюфеевой, М.В Богуславского, С.Ф. Егорова, А.В. Лухты, О.Е. Майоровой, Н.А. Рачинской, М.Е. Стеклова, Л.Ю. Стрелковой, И.В. Топчиевой, Е. Шестуна и др.). К нему обращались в диссертациях (С.А. Ан, М.Б. Багге, Н.П. Баркова, П.А. Гагаев, Л.В. Милько, Л.В. Романюк и др.). В работах перечисленных авторов были освещены разные аспекты педагогического наследия татевского учителя. Однако отсутствуют специальные исследования, предметом изучения которых были бы духовно-нравственные ценности. А между тем стержнем этого наследия является педагогическая система по формированию «нравственного идеала», духовных и нравственных приоритетов, воспитания «добрых нравов», духовно-нравственного совершенствования человека, формирования духовно-нравственных ценностей личности учащихся.

Образование в школе С.А. Рачинского базировалось на прочном фундаменте, который составляли вера, гуманные отношения между учителями и учениками, стремление к освоению знаний, любовь к людям, Отечеству, природе, труду, литературе, искусству, воспитание общечеловеческих ценностей. Важным в общении педагогов и учащихся Сергей Александрович выделял ценностный компонент, который регулировал и направлял учебно-воспитательный процесс, формируя духовно-нравственные ценности: «добротолюбие», долг, честь, патриотизм, любовь к ближнему, честность, скромность.

Идея С.А. Рачинского о формировании духовно-нравственных ценностей личности положена им в основу педагогической системы, структура которой содержит основные компоненты: цель и задачи воспитания и обучения, принципы организации учебно-воспитательного процесса, содержание образования, представления о роли учителя. Отличительной чертой образования, по убеждению педагога, является осознание необходимости единой цели воспитания и обучения – «развитие внутреннего человека в духе православия» [2]. В соответствии с целью определены и задачи. Основу педагогических взглядов С.А. Рачинского составляло отношение к ребёнку как главной ценности, воспитание в нём бережного отношения как к себе, так и к другим людям, к семье, Отечеству, к Дому, природе, труду, здоровью, сохранению духовно-нравственных ценностей через материальную культуру (жилище, одежда, пища), поэтому педагог ставил перед собой задачи: воспитать «сердце» ребёнка в направлении всех его стремлений по пути «добротолюбия», привить ему общечеловеческие и православные ценности и идеалы.

На основе педагогической системы С.А. Рачинского формировались главные принципы обучения и воспитания: признание определяющего значения духовно-нравственных ценностей и необходимости воспитания духовных начал в ребёнке; присутствие духовно-нравственной направленности во всех сферах учебно-воспитательного процесса; приобретение учащимися духовно-нравственных качеств личности; достижение учащимися высокого культурного уровня; отеческое отношение учителя к ученикам. Содержание образования определялось приоритетом воспитания. Поскольку «христоцентризм» являлся смыслообразующей константой и основной ценностью в педагогической системе С.А. Рачинского, важное внимание он уделял развитию в детях религиозного чувства. Этому способствовала составленная им учебная программа, в которой предметы религиозного цикла были направлены на формирование духовно-нравственных ценностей личности: православного самосознания, патриотизма, долга, чести.

Особое внимание уделялось нравственному воспитанию, включающему в себя добрые отношения между людьми, заботу о школе, помощь младшим и старшим, честность, скромность, терпеливость и т.д.

Одним из принципов педагогики С.А. Рачинского было изучение родного края, включавшего в себя патриотическое воспитание. С.А. Рачинский считал необходимым знакомить детей с географическим положением того места, где они живут, чтобы происходило «единение человека с природой, слияние с ней» [3]. Прогнозируя обнищание сельского быта из-за небрежного отношения к природе, вырубки леса, заброшенности дорог, как результат этого – нравственную деградацию общества, С.А. Рачинский выступал со статьями-предостережениями («Церкви и школа», «Культура местных растений», «Absit omen» (по поводу преобразования средней школы) и др.), в которых призывал не разрушать естественную красоту, ведущую неминуемо к разрушению человеческой души.

В тесной связи с этим С.А. Рачинский рассматривал развитие умственных способностей детей. В системе духовно-нравственного воспитания и обучения педагога особого внимания заслуживают конкретные методики преподавания отдельных предметов. С.А. Рачинский воспринимал знания как нравственную ценность, и потому преподавание в его школе Закона Божия, церковно-славянского и русского языков, чтения, арифметики было направлено как на развитие мыслительных способностей ребенка, так и на формирование у них целостного и гармоничного мировосприятия, основанного на нравственных идеалах христианства. Путём собственного опыта он выявил, что детям необходимо прививать не только знания, но и умения, поэтому в Татевской школе совершенно оригинально было поставлено преподавание всех тех предметов, которые Сергей Александрович считал нужным включить в программу начальной школы. Так, на уроках русского языка С.А. Рачинский учил ребят «толково читать и писать, владеть языком как орудием мысли» [4]. Грамматика в народной школе, по его мнению, должна занимать второстепенное место, уступая место чтению и заучиванию наизусть лучших произведений русской классики. Письменные же работы, считал С.А. Рачинский, служат практическим целям: умению написать письмо, прошение, составить договор или условие и др. («Заметки о сельских школах»). Практически направленным должно быть, по мнению педагога, и преподавание арифметики в начальной сельской школе, чтобы крестьянин мог пользоваться необходимым ему в обыденной земледельческой и торговой жизни навыком умственного счёта («1001 задача для умственного счёта», «Арифметические забавы», «Геометрические забавы»).

В педагогической системе С.А. Рачинского существенную функцию выполняет эстетическое воспитание. Он ввёл в учебную программу уроки пения и музыки, обучал детей игре на фисгармонии, фортепиано, скрипке. Исследование метода обучения в Татевской школе церковной музыке, которая, по мнению С.А. Рачинского, является универсальной ценностью, способной приобщить детей к истокам русской культуры, позволяет констатировать, что педагог уделял внимание не только практическим занятиям – организации хора, разучиванию песнопений, участию в церковной службе, но и изучению творчества близких ему по духу композиторов – М.И. Глинки и П.И. Чайковского («Народное искусство и сельская школа»).

Заслуживают внимания методические разработки С.А. Рачинского по обучению детей рисованию – предмету, который способствовал формированию духовно-нравственных ценностей личности, а также развитию кругозора, памяти, внимания, мышления, воспитания воли и дисциплины («Институт Стоя в Йене»). Важным приёмом обучения С.А. Рачинский считал знакомство учащихся с шедеврами мировой культуры, с творчеством выдающихся представителей духовного и светского общества, с корифеями искусства: художниками, музыкантами, поэтами. Сюда относится и индивидуальная работа с учениками, советы и помощь при первых шагах в области самостоятельного творчества («Из записок сельского учителя»).

Особое место в педагогической системе С.А. Рачинского занимает воспитание трудолюбия. Читая его дневник, можно заметить, что он, изучая, переписывая, анализируя Евангелие от Матфея, обращал внимание на главы, в которые входят притчи о сеятеле, о пяти хлебах, о птицах небесных и др. [5]. Педагог отмечал, что одним из главных положений Евангелия является труд на благо общества. Наряду с Евангелием он использовал в воспитании учеников принципы «Домостроя», так как именно через его основы (домашний быт, его порядок, общественный уклад жизни, нравственное начало, народные традиции) татевский учитель строил свою педагогическую систему, обращённую к духовным ценностям и морально-нравственным традициям прошлого. Не идеализируя «Домострой», С.А. Рачинский использовал в своей педагогической системе некоторые его положения – религиозные, семейные, хозяйственные, способствовавшие воплощению в жизнь идеи семьи, подготовке учащихся к будущей самостоятельной семейной жизни и профессиональной деятельности, умению применять полученные в школе знания и навыки на практике. Вместе с тем, принцип «Домостроя» (человек – труд – нравственность) помогал в постижении духовных и нравственных приоритетов. Это касалось и одежды детей, и пищи, их здорового образа жизни, ведения хозяйства. Таким образом, ученики С.А. Рачинского входили в самостоятельную жизнь со сложившимся мировоззрением, со знанием своих обязанностей и прав по отношению к семье, обществу, государству; у них были сформированы такие нравственные ценности, как долг, достоинство, честь, патриотизм, скромность, ответственность, трудолюбие, уважение к другим людям и др. Об этом свидетельствуют статьи самого Сергея Александровича («Заметки о сельских школах», «Из записок сельского учителя», «Церковная школа», «Начальная школа и сельское хозяйство», «Церкви и школы», «Школы летом», «Учителя и учительницы»), а также архивные документы, в частности, неопубликованные ранее фрагменты «Отчёта священника Татевского храма П.Л. Крылова», который пытался выявить истоки нравственности в учениках С.А. Рачинского. Он писал, что школа формировала «твердое нравственное воспитание». Характеризуя своих прихожан как людей нравственных, о. Пётр отмечал простоту их нравов, «жизнь дедовскими обычаями и преданиями». По признанию священника, население Татева жило «авторитетом отцовской власти»: «семейные узы крепки», «весьма редки случаи измены супругов и расходы их», «случаев незаконнорождений почти не бывает», «пьянства, в полном смысле этого слова, нет», «все живут мирно, спокойно, не обижая друг друга» [6].

Этот архивный документ важен для общей оценки педагогического наследия С.А. Рачинского, так как священник говорит о своих прихожанах, бывших учениках Татевской школы, их родителях и детях, характеризуя их как высоконравственных людей. Учитывая, что Сергей Александрович начал учительствовать с 1875 года, то его бывшим ученикам в 1904 году могло быть в среднем от 18 до 40 лет. Среди выпускников было много талантливых людей: учителей, художников, врачей, священнослужителей.

С.А. Рачинский, осознавая образовательное значение народного искусства, его духовно-нравственное, эстетическое воздействие на личность ребёнка, поощрял занятия народными промыслами, считал их жизненно важными, дающими возможность приобщиться к истинным ценностям русского народа, постичь его культуру, мудрость, душевную красоту. При школах С.А. Рачинского функционировали ремесленные классы – столярные, слесарные, гончарные, кузнечные и др., призванные помочь детям получить навыки для дальнейшей жизни. Учащихся обучали мастерству плетения (из соломы, лозы, камыша); девочки учились ткать, шить, вышивать, мальчики – сапожному делу. Опыт учителя и творчество его учеников были высоко оценены на Нижегородской ярмарке и выставке церковно-приходских школ в Петербурге (1896), а также на Всемирной выставке в Париже (1900), где Татевская школа была награждена золотой медалью.

Ориентируясь на программу учебных предметов для церковно-приходских школ, С.А. Рачинский применял в своей школе следующие методы: словесный, наглядный, практический, катехический. Словесный метод обучения предусматривал такие формы, как беседа, диалог, рассказ, лекция. Катехический метод включал в себя беседу, поучение, проповедь, наставление. Наглядный метод – показ икон, книжных репродукций, рисунков и др. Практический метод – упражнения, решение задач, сочинения, работу с книгой. На уроках С.А. Рачинского предусматривалось вовлечение всех учащихся в работу. Использование наглядных методов, помогало детям самим составлять планы, схемы, рисовать. Практические методы позволяли включить в работу учащихся творческие задания. Педагог настраивал детей на постоянную работу, воспитание силы воли, подчинение общим правилам дисциплины. Сюда же входило соблюдение постов, забота о младших, соблюдение правил гигиены.

С.А. Рачинский отводил большую роль организации самостоятельной работы учащихся, составной частью которой были: работа с книгой, решение задач и выполнение упражнений, изготовление рукописных журналов и учебных пособий.

Метод наказания в Татевской школе отсутствовал. В праздничные дни все дети получали подарки: Евангелие и другие книги, похвальные листы, а также сладости.

Важную роль в воспитании и обучении детей в школе играли такие средства, как молитвы, художественная литература, музыка, изобразительное искусство и др. В тесной связи с учебным процессом проходила внеурочная деятельность. Учащиеся участвовали в богослужении, литературных праздниках, выставках, оформлении стенгазет и школьных журналов, занимались в кружках, работали в саду и огороде, на пасеке. Важным звеном в организации занятий и общей системе учебно-воспитательной работы были экскурсии и паломнические поездки.

Основной формой духовно-нравственного воспитания являлись уроки, которые велись «просто, естественно и наглядно». Ведущим приёмом служила «задушевная, семейная беседа» [7]. В арсенале приёмов, используемых С.А. Рачинским, был также и личный пример учителя. Обучение, по его мнению, предполагает высокий духовный уровень педагога, а не только качество и сумму знаний, поэтому его необходимыми критериями должны быть нравственный авторитет, принципиальность в вопросах нравственности, требовательность к себе и учащимся, воспитание собственной духовности на основе религиозности, любознательность, преданность педагогической профессии. Личность учителя в педагогической системе С.А. Рачинского ориентирована на гуманистические традиции и идеалы, а также на нравственные ценности православия, являет собой пример стремления к духовному самосовершенствованию. Идеальной моделью педагога для С.А. Рачинского являлась его мать – Варвара Абрамовна, а семейное воспитание ею детей служило действенным ориентиром в педагогической деятельности сына. Личные качества матери: доброжелательность, милосердие, любовь к детям, глубокая вера в Бога – служили образцом для подражания, их С.А. Рачинский взял на вооружение в своей педагогической системе [8]. Приём личного примера учителя в Татевской школе органично переходил в традицию преемственности учительской профессии. С.А. Рачинский сам готовил учителей в своей школе. В летние или зимние каникулы он проводил с ними общие беседы – своеобразные педагогические лаборатории, где происходило обсуждение результатов педагогического опыта начинающих учителей, что поддерживало их, способствуя самоусовершенствованию. В «Автобиографии» учителя говорится, что по прошествии двадцати лет в числе воспитанников Татевской школы оказалось около шестидесяти полноправных учителей и учительниц[9].

Важным положением в педагогической системе С.А. Рачинского являлось участие в учебно-воспитательном процессе священника – законоучителя. По его мнению, школа неразделима с церковью и, прежде всего, внушает детям любовь к богослужению, участию в церковной службе, церковном чтении и пении. Как свидетельствуют архивные документы[10], в пору педагогической деятельности С.А. Рачинского в местной церкви с 1851 г. по 1899 г., то есть 47 лет, служил протоиерей Петр Григорьевич Марков, который плодотворно сотрудничал со школой. После него священником был Петр Лукич Крылов, служивший в Татевской церкви с 1899 по 1911г. и также много сделавший для духовно-нравственного воспитания детей.

Татевский храм

Религия рассматривалась С.А. Рачинским как главный компонент в формировании духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей личности учащегося. Советы о воспитании человека – высоконравственного, гуманного, почитающего родителей, благодетелей, семью, любящего Отечество – связаны с положительным влиянием религии на духовно-нравственное совершенствование личности. Необходимо обратить особое внимание на то, что Сергей Александрович сам составлял объяснение и толкование Евангелия и Псалтири с тем, чтобы азы православия легче воспринимались детским сознанием. Для С.А. Рачинского очевидным было и то, что разработка программ по всем предметам в школе должна быть основана на педагогических началах, в этом случае религиозный аспект воспитания выполнял свою задачу.

Содержание и структура педагогической системы С.А. Рачинского в исторических условиях развития образования середины XIX – начала ХХ века отличаются инновационным потенциалом, который заключается в следующем: рассмотрение образования как основы духовно-нравственного воспитания личности; формирование духовно-нравственных ценностей личности учащихся на основе общечеловеческих, православных и национальных традиций; тесное единство учебного и воспитательного процессов; отеческое отношение к учащимся, создание семейной обстановки, благоприятного психолого-педагогического, эмоционально-творческого климата в школьном коллективе, сочетание форм, методов и приёмов учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование духовно-нравственных ценностей личности; стремление педагогического коллектива к духовному самосовершенствованию; открытие школ грамоты для крестьянских девочек; создание библиотек при школах; функционирование Татевской школы как новаторского методико-образовательного и духовного центра для детей и для взрослых, центра подготовки учащихся к профессиональной деятельности; внедрение науки в реальную жизнь; обучение и воспитание социально незащищённых детей (сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); совместное обучение физически здоровых детей с детьми-инвалидами, а также детей разных национальностей; осуществление учебно-воспитательного процесса в школе с общежитием.

Общие взгляды на задачи просвещения, положенные С.А. Рачинским в основу педагогической системы, высказаны им в работах: «Институт Стоя в Йене», «Какой должна быть национальная школа в России? От начальной школы зависят судьбы мира», «Заметки о сельских школах», «Церковная школа», «Церкви и школы», «Возродившиеся школы грамотности», «Учителя и учительницы», «Из записок сельского учителя», «Народное искусство и сельская школа», «Absit omen» (по поводу преобразования средней школы) и др.

Таким образом, осмысление педагогического наследия С.А. Рачинского не только необходимо для целостного понимания духовно-нравственного воспитания в школах дореволюционной России, но, безусловно, полезно для развития практического аспекта современной педагогической науки, а также как положительный опыт формирования духовно-нравственных ценностей личности учащегося в процессе обучения.

Смеем предположить, что педагогическая деятельность С.А. Рачинского, при подробном знакомстве с ней, получила бы высокую оценку А.П. Чехова

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...