Виды самостоятельной работы студентов
УТВЕРЖДЕНО
решением кафедры
от ______ протокол № __
заведующий кафедрой
______________
Т.В. Гребенщикова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.Б.2.5 Психология подросткового возраста
Профиль: «Психология и педагогика дошкольного образования»
Направление подготовки: 050400 «Психолого-педагогическое образование»
Согласовано:
декан факультета ДиКПиП КузГПА,
председатель ученого совета факультета
_______________Н.Е. Разенкова
«___» ______________ 2011 г.
Разработчик:
___________ Ю.А. Лаптева, старший преподаватель
Новокузнецк 2012
Лист внесения изменений
Дополнения и изменения в рабочей программе на 201/ учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
1.
2.
3.
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры "" 201 г.
Внесенные изменения утверждаю
Заведующий кафедрой
Декан
"" 201 г.
Рабочая программа
Выписка из ВОС
Индекс по ВОС
| Наименование дисциплины и её содержание
| Трудоемкость по ВОС
|
Б.3Б.2.5
| Психология подросткового возраста
Акселерация и возрастные кризисы. Проблема кризиса подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии Специфика социальной ситуации развития подростков. Особенности когнитивного и личностного развития в подростковом возрасте. Интимно-личностное общение как ведущая деятельность подросткового периода. Психологическая природа кризиса 17-ти лет. Социальная ситуация развития в период ранней юности.
|
|
Цели и задачи дисциплины
Дисциплина ориентирует на подготовку к следующим видам профессиональной деятельности: психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования; педагогическая деятельность в дошкольном образовании. Изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:
- Повышение собственного общекультурного уровня;
- Создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия обучающегося со сверстниками и взрослыми, социализация обучающегося;
- Повышение уровня профессиональной компетентности участников образовательного процесса;
Цель: формирование у студентов представлений об общих закономерностях и механизмах развития психики в рамках подросткового этапа онтогенеза.
Задачи курса:
- сформировать понятийный аппарат дисциплины;
- сформировать базовые знания об основных закономерностях подросткового этапа онтогенетического развития и систему представлений об общих закономерностях и механизмах развития психики.
Требования к усвоению дисциплины
Студент, изучивший дисциплину «Психология подросткового возраста» должен обладать следующими компетенциями:
- общекультурными (ОК):
ОК-9 - способен принять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания;
- общепрофессиональными (ОПК)
ОПК-9 - способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития;
ОПК-3 - готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов;
ОПК-4 - готов использовать знания различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов;
ОПК-9 - способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы
| Объем
(кол-во час.)
|
Аудиторная работа (всего)
|
|
Лекции
|
|
Семинарские (практические) занятия
|
|
Лабораторные занятия
|
|
Самостоятельная работа
|
|
Общая трудоемкость
|
|
Семестры и вид отчетности по дисциплине
Семестр
| Форма итогового контроля
(зачет, экзамен, контрольная работа)
|
III
| зачёт
|
Содержание дисциплины
5.1 Разделы, темы дисциплины и формы учебной работы
№
| Разделы, темы
| Лекции
| Практические занятия
| Лабораторные занятия
| Самостоятельная работа
|
| Общая психологическая характеристика подросткового периода развития.
|
|
|
|
|
| Подростковый период в периодизациях возрастного развития в отечественных и зарубежных теориях периодизации.
|
|
|
|
|
| Направления и задачи развития на подростковом этапе онтогенеза.
|
|
|
|
|
| Развитие самосознания в подростковом возрасте.
|
|
|
|
|
| Когнитивное развитие подростка.
|
|
|
|
|
| Кризис отрочества. Социальная ситуация развития в юности.
|
|
|
|
|
| Кризис юности в рамках зарубежных и отечественных концепций.
|
|
|
|
|
| Проблемы развития человека в юношеском возрасте
|
|
|
|
|
| 18
| 8
| 18
| 26
|
| | | | | | |
5.2 Тематическое планирование.
№
|
Раздел ВОС
|
Лекции
(тем №…)
| (кол-во час.)
| Практические занятия
(тема №…)
| (кол-во час.)
| Лабораторные занятия
| (кол-во час.)
|
| Акселерация и возрастные кризисы. Проблема кризиса подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии Специфика социальной ситуации развития подростков. Особенности когнитивного и личностного развития в подростковом возрасте. Интимно-личностное общение как ведущая деятельность подросткового периода. Психологическая природа кризиса 17-ти лет.
| 1. Общая психологическая характеристика подросткового периода развития.
2. Подростковый период в периодизациях возрастного развития в отечественных и зарубежных теориях периодизации.
3. Направления и задачи развития на подростковом этапе онтогенеза.
4. Развитие самосознания в подростковом возрасте.
Когнитивное развитие подростка.
5. Кризис отрочества. Социальная ситуация развития в юности.
7. кризис юности в рамках зарубежных и отечественных концепций.
6. Проблемы развития человека в юношеском возрасте
|
| 1. Особенности психологии подростков как фактора риска.
2. Становление я-идентичности в подростковый период.
3. Проблемы развития человека в юношеском возрасте.
4. Кризис юности.
|
| 1. диагностика личностного развития в период подросткового и юношеского возраста.
2. Особенности психологии подростков как фактора риска.
3. общественно-полезная деятельность в подростковом возрасте.
4. Общение со сверстниками в подростковый период.
5. Проблемы развития человека в юношеском возрасте.
|
|
5.3 Содержание дисциплины и результаты ее изучения
№ п/п
|
Тема и её содержание
| Интерактивные формы проведения
| Результаты обучения, формируемые компетенции
| |
| 1. Общая психологическая характеристика подросткового периода развития
Акселерация и возрастные кризисы. Специфика социальной ситуации развития подростков. Формирование чувства взрослости
2. Подростковый период в периодизациях возрастного развития в отечественных и зарубежных теориях периодизации.
Проблема кризиса подросткового возраста в отечественной психологии (концепции Выготского Л.С., Эльконин Д.Б., Мухина В.С. и др.) и зарубежной психологии (Э. Эриксон, З. Фрейд, С. Холл, Ш. Бюлер, Э. Штерн и др.).
3. Направления и задачи развития на подростковом этапе онтогенеза.
Пубертатное развитие, когнитивное развитие, становление идентичности. Осознание временной перспективы, выбор профессии.
4. Развитие самосознания в подростковом возрасте
Особенности самосознания подростков. Новые отношения с окружающими.
5. Когнитивное развитие подростка
Сравнительный анализ когнитивного развития подростков со смежными периодами возрастного развития
6. Кризис отрочества.
Социальная ситуация развития в юности
7. кризис юности в рамках зарубежных и отечественных концепций
Психологическая природа кризиса. Проблема кризиса юности в отечественной психологии (концепции Выготского Л.С., Эльконин Д.Б., Мухина В.С. и др.) и зарубежной психологии (Э. Эриксон, З. Фрейд, С. Холл, Ш. Бюлер, Э. Штерн и др.).
8. Проблемы развития человека в юношеском возрасте
Проблемы развития Психофизиологического, индивидуально-личностного, микрогруппового уровня.
Семинар 1: Особенности психологии подростков как фактора риска. Психологическое сопровождение подросткового этапа онтогенеза.
Семинар 2 Становление я-идентичности в подростковый период.
Семинар 3. Проблемы развития человека в юношеском возрасте. Кризис юности.
Лабораторные работы
1. диагностика личностного развития в период подросткового и юношеского возраста. Особенности методологического подхода
2. Особенности психологии подростков как фактора риска. Исследование акцентуаций характера. Содержание метода.
3. общественно-полезная деятельность в подростковом возрасте.
4. Общение со сверстниками в подростковый период. Методы исследование структуры общения как деятельности и в структуре подростковой группы.
5. Проблемы развития человека в юношеском возрасте. Составление логической схемы темы.
| Разбор конкретных ситуаций, использование мультимедийных презентаций, опережающая самостоятельная работа, деловые игры.
| ОПК-9, ОК-9, ОПК-3 ОПК-43
|
| | | | | |
Виды самостоятельной работы студентов
№
п/п
| Название раздела, темы
| Самостоятельная работа студентов
| Формы контроля
|
Количество
часов в
соотв. с тематическим планом
| Виды самостоятельной работы
| Сроки выполнения
|
| Общая психологическая характеристика подросткового периода развития.
|
| Контрольная работа
|
| тестирование
|
| Подростковый период в периодизациях возрастного развития в отечественных и зарубежных теориях периодизации.
|
| Контрольная работа
|
| собеседование
|
| Проблемы развития человека в юношеском возрасте
|
| Составление логических схем темы
|
| Письменное представление и защита
|
Содержание текущего и итогового контроля
Программа итоговой аттестации:
Воспользуйтесь поиском по сайту: