Процедура разработки проекта федерального бюджета на предстоящий период.
Составление проектов бюджетов представляет собой сложный, многоплановый процесс и является исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Составление проектов бюджетов осуществляется с целью определения объема денежных средств, необходимого для выполнения функций органов государственной власти и органов местного самоуправления по предоставлению населению полного перечня государственных услуг. Поскольку именно государственным бюджетом, по сути, определяются приоритеты экономической политики страны, составлению проектов бюджетов предшествует разработка основных направлений бюджетной политики, прогнозов развития государства, отраслей и регионов, подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых соответствующие органы исполнительной власти реализуют государственную политику. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими установленными нормативами. Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период. Непосредственную подготовку проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований. Основой при составлении проектов бюджетов служат: • Бюджетное послание Президента РФ;
• прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; • основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год; • прогноз сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год; • план развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год. На сегодняшний день в России действует следующий порядок составления проекта бюджета. Первый этап формирования бюджета — разработка федеральными органами исполнительной власти и одобрение Правительством РФ сценарных условий функционирования экономики страны на очередной финансовый год, содержащих основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики, целевые параметры, основные меры по финансовой и экономической стабилизации, а также материалы для уточнения параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику государства на очередной финансовый год. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики разрабатывается на основе данных социально-экономического развития соответствующей территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и тенденции развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год. Изменение прогноза социально-экономического развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета.
Перспективный финансовый план составляется одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ субъекта РФ. Перспективный финансовый план содержит прогнозные данные о предполагаемых поступлениях бюджетных доходов, привлечении государственных или муниципальных заимствований и финансировании основных расходов бюджета. Перспективный финансовый план разрабатывается с целью: • информирования законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы; • комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов; • выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики; • выявления и предотвращения развития негативных тенденций. В отличие от бюджета перспективный финансовый план: 1) не утверждается законодательно; 2) составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации; 3) разрабатывается на три года, из которых первый год — это предстоящий финансовый год, на который составляется бюджет, а следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики. Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед. Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории и составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год и в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории. Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала финансового года. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяется в специальном постановлении Правительства РФ.
До 1 апреля Правительство РФ: • рассматривает основные параметры перспективного финансового плана, в том числе предварительный объем бюджета "действующих" и "принимаемых" обязательств; • утверждает принципы и основные подходы к уточнению распределения бюджета "действующих" обязательств по субъектам бюджетного планирования на предстоящие 3 года; • определяет приоритетные направления использования средств бюджета "принимаемых" обязательств в очередном финансовом году и среднесрочной перспективе, в том числе критерии их распределения между субъектами бюджетного планирования на очередной финансовый год; • формирует поручения по подготовке проектов нормативных актов, влияющих на расходные обязательства Российской Федерации, а также проектов новых федеральных целевых программ. В эти же сроки субъекты бюджетного планирования представляют в Правительство РФ, Министерство финансов и Министерство экономического развития и торговли РФ первую часть докладов о результатах и основных направлениях деятельности (отчет о результатах деятельности, цели и задачи деятельности на среднесрочную перспективу, прогноз основных параметров, характеризующих их достижение). До 1 мая Правительство РФ: - утверждает основные положения доклада Правительства РФ о результатах и целях бюджетной политики (на основе Послания Президента РФ, программы социально-экономического развития, первой части докладов субъектов бюджетного планирования); - рассматривает и вносит в Государственную Думу законопроекты, влияющие на расходные обязательства Российской Федерации; - при необходимости уточняет основные показатели макроэкономического прогноза (сценарных условий) и перспективного финансового плана. В эти же сроки субъекты бюджетного планирования представляют вторую часть докладов о результатах и основных направлениях деятельности, содержащую обоснования проектов новых и (или) обновляемых (при существенном изменении структуры или объема расходов) бюджетных программ в пределах ограничений, установленных бюджетом "принимаемых" обязательств и критериями распределения его средств.
До 1 июня Правительство РФ рассматривает и утверждает: - основные направления денежно-кредитной политики; - перспективный финансовый план на предстоящие 3 года и основные характеристики проекта федерального бюджета на очередной финансовый год; - новые федеральные целевые программы; - уточненный объем бюджета "действующих" обязательств и его распределение по субъектам бюджетного планирования на очередной финансовый год и последующие 2 года; - основные показатели распределения бюджета "принимаемых" обязательств между субъектами бюджетного планирования на предстоящие 3 года (на основе доклада Правительства РФ о результатах и целях бюджетной политики и с учетом влияющих на расходные обязательства законопроектов, внесенных в Государственную Думу, принятых новых федеральных целевых программ и оценки эффективности бюджетных программ, представленных во второй части докладов субъектов бюджетного планирования). До 10 июня Министерство финансов РФ доводит до субъектов бюджетного планирования предельные объемы бюджета "действующих" и "принимаемых" обязательств на очередной финансовый год и последующие 2 года. До 1 июля субъекты бюджетного планирования представляют в Министерство финансов РФ: - распределение средств бюджета "действующих" и "принимаемых" обязательств на очередной финансовый год по целевым бюджетным программам и статьям бюджетной классификации; - уточненные доклады о результатах и основных направлениях деятельности (в том числе дополнительные обоснования и расчеты по финансированию новых или увеличению финансирования действующих целевых бюджетных программ). В эти же сроки Государственной Думой должны быть приняты федеральные законы, влияющие на формирование доходов и расходов федерального бюджета в планируемом периоде. Указанные федеральные законы, принятые после 1 июля, должны вступать в силу за пределами планируемого финансового года. До 1 августа Министерство финансов РФ уточняет бюджетные проектировки с учетом принятых Государственной Думой федеральных законов, а также результатов оценки докладов субъектов бюджетного планирования, эффективности действующих и предлагаемых к финансированию бюджетных программ.
До 26 августа Правительство РФ вносит в Государственную Думу проект федерального бюджета на очередной финансовый год с соответствующими материалами и обоснованиями.[6] На стадии составления проектов бюджетов большое значение приобретает оценка экономической эффективности государственных расходов. Задача повышения экономической эффективности государственных расходов на современном этапе становления бюджетного процесса — это одна из наиболее сложных и важных проблем. Ее решение требует полного реформирования системы бюджетного процесса. Таким образом, составление проектов бюджетов — это стадия бюджетного процесса, на которой не только определяются первичные параметры бюджета на предстоящий финансовый год, но и закладываются реальные основы для создания рациональной системы принятия экономических решений на высшем уровне и механизмов эффективного управления бюджетным процессом [3, c. 318] Согласно статьи 194 Бюджетного Кодекса «Принятие к рассмотрению проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственной Думой»: «1. Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года. Одновременно указанный законопроект представляется Президенту Российской Федерации. 2. В течение суток со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Совет Государственной Думы или в период парламентских каникул Председатель Государственной Думы направляет его в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета (далее - Комитет по бюджету), для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям статьи 192 Бюджетного кодекса. 3. Совет Государственной Думы или в период парламентских каникул Председатель Государственной Думы на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о том, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период принимается к рассмотрению Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство Российской Федерации на доработку. Указанный законопроект подлежит возвращению на доработку в Правительство Российской Федерации. Доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и материалами должен быть представлен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в десятидневный срок и рассмотрен Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы в установленном Бюджетным кодексом порядке». Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривается в трех чтениях. Рассмотрение проекта Федерального бюджета в первом чтении. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики. Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся: - прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета; - приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в случае, если они не утверждены Бюджетным Кодексом; - общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде; - условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5 процентов общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода; - объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде; - верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на конец очередного финансового года и каждого года планового периода; - нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде; - дефицит (профицит) федерального бюджета. [1, cт. 201] При утверждении основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период указываются прогнозируемый в соответствующем финансовом году объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции (потребительских цен) (декабрь к декабрю предыдущего года). При рассмотрении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственная Дума заслушивает доклад Правительства Российской Федерации, содоклады Комитета по бюджету и комитета-соисполнителя, ответственного за рассмотрение прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, а также доклад Председателя Счетной палаты Российской Федерации и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта. В случае принятия Государственной Думой законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета, определенные статьей 199 Бюджетного кодекса. В случае отклонения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении Государственная Дума может: • передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета (далее — согласительная комиссия), состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год, исходя из рекомендаций, изложенных в заключении Комитета по бюджету, Комитета по экономической политике и заключении Комитета Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности; • вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку; • поставить вопрос о доверии Правительству РФ. [1, cт. 202] В случае отклонения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении и передачи его в согласительную комиссию она в течение 10 дней разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета, согласовывая указанные характеристики с внесенными на рассмотрение Государственной Думы законопроектами о внесении изменений и дополнений в законодательные акты о налогах, программой государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставления государственных кредитов Российской Федерацией иностранным государствам на очередной финансовый год в части источников внешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета. По окончании работы согласительной комиссии Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы согласованные основные характеристики федерального бюджета, а также законопроекты о внесении изменений и дополнений в законодательные акты о налогах, о размерах тарифов взносов в государственные федеральные внебюджетные фонды, о повышении минимального размера пенсии, о порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда. По итогам рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении принимается постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О принятии проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год" в первом чтении и об основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год. Если Государственная Дума не принимает решение по основным характеристикам федерального бюджета по итогам работы согласительной комиссии, проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается повторно отклоненным в первом чтении. В случае отклонения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении и возвращения его на доработку в Правительство РФ, оно в течение 20 дней дорабатывает указанный законопроект с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в заключении Комитета по бюджету, Комитета по экономической политике и вносит проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение Государственной Думы повторно в первом чтении. При повторном внесении указанного законопроекта Государственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня его повторного внесения в Государственную Думу. В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вновь сформированное Правительство РФ представляет новый вариант проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 30 дней после сформирования. Рассмотрение проекта Федерального бюджета во втором чтении. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении, предметом которого являются утверждение распределения средств бюджета "принимаемых" обязательств, в том числе с выделением федеральных целевых программ и наиболее крупных инвестиционных проектов, между главными распорядителями средств федерального бюджета, а также распределение межбюджетных трансфертов между субъектами Федерации и текстовые статьи закона о бюджете. В эти же сроки может проводиться обсуждение профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования. [1, cт. 205] Рассмотрение проекта Федерального бюджета в третьем чтении. Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении, предметом которого являются федеральный закон о федеральном бюджете в целом и приложения к бюджету по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета (в том числе с выделением администрируемых ими бюджетных целевых программ). После принятия Федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год Государственной Думой рассматриваются и утверждаются проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответствующий год, не консолидированных в федеральном бюджете. Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в соответствии со ст. 105 Конституции РФ в течение пяти дней со дня его принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. [1, cт. 207] До 1 декабря проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривается Советом Федерации. Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в порядке, предусмотренном Конституцией РФ. При рассмотрении федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период голосуется на предмет его одобрения в целом. В случае отклонения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Советом Федерации указанный федеральный закон передается в согласительную комиссию. Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. [1, cт. 208] Государственная Дума повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в одном чтении. Принятый Государственной Думой в результате повторного рассмотрения федеральный закон о федеральном бюджете передается в Совет Федерации. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 общего числа депутатов Государственной Думы. Рассмотрение Федерального закона о федеральном бюджете Президентом РФ осуществляется в соответствии со ст. 107 Конституции РФ — и до 15 декабря он подписывается Президентом РФ. Президент Российской Федерации имеет право вето. И в случае отклонения им Федерального закона о федеральном бюджете закон передается в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента Российской Федерации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|