Дж.Рицтер о рациональностях в современном обществе
Р.Барт: социосематический анализ мифотворчества французский семиотик и социальный теоретик. Исследовал миф как вторич семиотическую систему. Исходный постулат – рассматривает миф как вторич семиотич систему, построенную на знаках первичной системы (языка). Миф востребован тогда, когда происходит «разыменование» реальности, когда в обществе возникает значит потенциал негативности, который «без конца требует мифа». Опред соц и полит силы заинтересованы в производстве мифов и использ опред механизмы мифотворчества. Ряд приемов мифотворчества: 1. выхватывание мифологизируемого обыекта или явления из конкретного социокультурного контекста. 2. признается частный вред от того или иного классового института, чтобы таким образом замаскировать главное зло. 3. квантификация качества, т.е. сведение качества явления к некоторым его количественным параметрам. Общее для всех – совр мир фиксирует не отношение кода культуры к реальному миру, а отношение одного кода к другому. Тем самым образуется метакод, интерпретирующий реальность в ее одностороннем и искаженном виде. Реклама- особая форма современного мира. Три уровня рекламы: наличие знаковой субстанции сообщения о товаре; переносный смысл сообщения о товаре; семантический уровень рекламного сообщения, где находится бренд.
З.Бауман: текучая современность постмодерн – определенное состояние обществ сознания, отличное от сознания модерна. Основные черты постмодерна: 1. плюрализм культур, кот распространяется буквально на все: традиции, идеологии, формы жизни. 2. постоянно происходящее изменение. 3. отсутствие каких-либо властных универсалий. 4. доминирование средств массовой информации и их продуктов. 5. отсутствие основной реальности, ибо все представляет собой символы. Особеннно нормативность размывается в сфере морали, кот становится амбивалентной и крайнне противоречивой, она выглядит так: 1. люди перестают быть плохими или хорошими. Они просто «морально амбивалентны» 2. моральные явления не отличаются регулярностью и устойчивостью 3. моральные конфликты не могут быть разрешены в силу отсутствия устойчивых моральных принципов 4. нет такого явления как универсальная, общая для всех мораль 5. соответственно нет рационального порядка, ибо нет механизма рационального контроля 6. но мораль не исчезает вообще. Она трансформ в этическую систему, касающуюся межличност взаимодействия. Особую значимость приобретает потребность быть для другого. 7. люди обречены на жизнь с неразрешимыми моральными дилеммами. Нельзя постмодерн рассматривать через призму ценностей совр общества. Постмодерн – это общество с самостоят самодостаточностью.
Увеличение открытости открытого общества социум становится все более открытым через призму неопределенных флуктуаций, непреднамеренных последствий, амбивалентности функциональности\ нефункциональности. Мораль и культура плюрализируются, становятся открытыми, все более подверженными нелинейной динамике, в них возникают конкурирующие смыслы.
Ж.Бодрийяр: создание антисоциальной теории французский социолог и культуролог. Конц социального – социальное растворяется, разжижается в массе. Социальное отмирает и с ним исчезает и классическая социология, предметом которой является социальное. Потребность в новом подходе к теоретизированию окружающего мира – антисоциальная теория. Научная социологическая фантастика. У структуралистов он взял идею видения системы потребит товаров через призму кода сигнификации (смысла), осуществляющего контроль над предметами и индивидами. Вывод: люди перестают различаться по социальному происхождения или положению, основой их дифференциации становятся потребляемые ими знаки. Симулякры – знаки или образы, отрывающиеся по смыслу от конкретных объектов, явлений, событий, к которым они изначально относились, и тем самым выступающие как подделки, не соответствующие оригиналу. Симуляции – обретение знаками, образами, символами самодостаточной реальности. Между странами – уходят в прошлое образы друзей и врагов, вместо этого стимуляция стратегического партнерства. Выход – повернуть систему против самой себя. Превращение символов в гипперреальность последством серии последоват превращений: 1. символ отражает сущностную характеристику реальности 2. символ маскирует и искажает сущность реальности 3. символ скрывает отсутствие сущности реальности 4. он перестает соотноситься с реальностью вообще, представляя лишь подобие и видимость чего-либо. Гипперреалльность имеет дело с фрагментами или вообще видимостью реальности. Обществ мнение оторажает не реальность, а гипперреальность. Респонденты не выражают собств мнение. Они воспроизводят то, что ранее уже было создано в виде системы символов СМИ.
Н.Луман: концепция аутопойезиса О_о рост показателя нелинейности развития, когда прошлое социума все меньше влияет на его настоящее и будущее, позволяет говорить о переходе нынешних обществ в состояние постмодерна. Это новое состояние, детерминированное особенностями совр социокультурной динамики, связано с организацией себя, с возникновением таких систем, которые посредством самонаблюдения и саморефлексии осуществляют самотворение. Это создает основу для обоснования открытого характера внутрисистемных операций. Система не только на структурном, но и на операционном уровне является автономной. Это понятие аутопойезиса – порождение внутрисистемной неопределенности, которая может быть редуцирована лишь собств структурными образованиями системы. Способность совр общества к рефлексии и самотворению. Возникновение автономного социума с внутрисистемной неопределенностю. Рассматривал риск через призму ситуации и порога катастрофы. Понятие риска включает: 1. ситуации контингенции 2. неопределенность наступления как желат так и нежлат будущего 3. зависимость неопределенного события будущего от решения, кот будет принято внастоящем 4. взаимосвязь временных и социал контингенций 5. признание существования известных и неизвестных рисков, коммуницируемых и некоомуницируемых.
Дж.Рицтер о рациональностях в современном обществе вебер выделял 4 типа рациональностей: практическую, теоретическую, субстантивную и формальную. Сейчас же в обществе радикального модерна, тем более постмодерна, плюрализм типов рациональности. Макдональдизация одна из них. Это процесс, в ходе которого принципы работы ресторана быстрого обслуживания начинают определять все большее и большее число сфер американского общества, как и остального мира. Будучт социально и культурно востребованным типом рациональности, практики стали все больше распространяться, приобретая новые формы. В сфере образования, прессы, здравохранения, туризма, питания, политики,Ю семейных отношений и т.д. дело в том, что в этих практиках одновременно присутствуют элементы эффективности, калькулируемости, предсказуемости и контроля. По этим параметрам можно измерит макдональдизацию. Эффективность – оптимальный метод продвижения от одного места к другому. Калькулируемость акцентирует количественные параметры предлагаемых товаров и услуг, что касается как размера порций, так и временных затрат. Предсказуемость предполагает, что товары и услуги будут одинаковыми, независимо от времени и места, где они предлагаются. Контоль осуществляется посредством технологий, в которых отсутствует собственно человеческий фактор. Недостаток эти параметры рассматриваются как основные компонент рациональной системы, а рациональные системы порождают иррациональные проявления в виде непреднамеренных последствий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|