«___»_________2016 г. «___»_________2016г. «___»_________2016 г.
Рабочая программа начального общего образования
по физической культуре
учителя физической культуры
Класс: 3
п. Орьё
2016 год
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 6октября 2009 г. № 373,с изменениями от 26.11.2010 № 1241), примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. — 2-е изд., переработанная. — М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения). с учетом авторской программы «Физическая культура» Т.В.Петровой, Ю.А.Копылова, Н.В.Полянской (Физическая культура: программа: 1-4 классы / - М.: Вентана-Граф, 2012. – 46 с.: ил.- (Начальная школа XXI века). В базисном учебном плане начального общего образования и в Рекомендациях по разработке учебного плана для 3 класса общеобразовательных учреждений РТ, реализующих в 2016-2017 учебном году основные образовательные программы в соответствии с ФГОС НОО, на изучение физической культуры в 3 классе отводится 2 часа в неделю (68 часов в год). В соответствии с учебным планом школы и годовым школьным графиком на 2016-2017 учебный год на изучение физической культуры отводится 102 часа - 3 часа в неделю. Исходя из этого произошло увеличение учебного материала. Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием «Физическая культура» (учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 3-4 класс./ Т.В.Петрова, Ю.А.Копылов, Н.В.Полянская – М.: Вентана-Граф, 2013)
С учётом этих особенностей целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках, скаканье, метании;
обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физ.минутками и подвижными играми;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Физическая культура».
Учебный предмет «Физическая культура» призван сформировать у школьников устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения материала ученого предмета «Физическая культура» обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы.
Цель:
· Формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физической деятельности с общеразвивающей направленностью.
· Формировать познавательную и социокультурную цель.
Задачи:
Формирование знаний о физической деятельности, отражающих её культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы;
Формирование базовых двигательных навыков и умений, их вариативное использование в игровой деятельности и в самостоятельных занятиях;
Расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных двигательных действий и овладения новыми двигательными действиями с повышенной координационной сложностью;
Формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с укреплением здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;
Расширение функциональных возможностей разных систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств и способностей;
Для достижения планируемых результатов и реализации поставленных целей решаются следующие практические задачи.
Формирование:
· Интереса учащихся к занятиям физической культурой, осознание красоты и эстетической ценности физической культуры, гордости и уважения с системам национальной физической культуры;
· Умение выбирать средства физической культуры в соответствии с различными целями, задачами и условиями; правильно выполнять основные двигательные действия; самостоятельно заниматься физической культурой.
Воспитание:
· Позитивного эмоционально-ценностного отношения к занятиям физической культурой;
· Потребности пользоваться всеми возможностями физической культуры.
Обучение:
· Первоначальным знаниям о терминологии, средствах и методах физической культуры.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение физической культуры в начальной школе выделяется 405 ч, из них в 3 классе 102 ч(3 ч в неделю, 34 учебные недели).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результат образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по физической культуре являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спортивных ситуаций;
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержание конкретного учебного предмета;
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как фактор успешной учебы и социализации;
Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физический нагрузок, показателями физического развития (длиной, массой тела и др.), показателями развития основных двигательных качеств.
Нормативы для уч-ся 3 класса
Уровень физической подготовленности
Контрольные упражнения
Уровень
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
мальчики
девочки
Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа,
кол-во раз
11-12
9-10
7-8
9-10
7-8
5-6
Прыжок в длину с места, см
118-120
115-117
105-114
116-118
113-115
95-112
Наклон вперёд, не сгибая ног в коленях
Коснуться лбом колена
Коснуться
ладонями пола
Коснуться
пальцами пола
Коснуться
лбом колена
Коснуться
ладонями пола
Коснуться
пальцами пола
Бег на 30м с высокого старта, сек.
6,2-6,0
6,7-6,3
7,2-7,0
6,3-6,1
6,9-6,5
7,2-7,0
Бег на 1000м., сек.
Без учёта времени
СОДЕРЖАНИЕ учебного курса для 3 класса: Всего 102 ч.
Тема
Основное содержание по теме
Характеристика деятельности учащихся
Раздел 1. Знания о физической культуре (4 ч)
История физической культуры в древних обществах. Связь физической культуры с профессионально- трудовой и военной деятельностью
Физическая культура в Междуречье, Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме
Пересказывать тексты о развитии физической культуры в древнем мире; понимать роль физической культуры в древних обществах; понимать связь между военной деятельностью и спортом
История физической культуры в Европе в Средние века.
Связь физической культуры с военной деятельностью Физическая культура народов разных стран
Физическая подготовка воинов. Рыцарские турниры
Особенности физической культуры Древнего Китая, Японии, Индии
Пересказывать тексты о физической культуре Европы в Средние века; понимать связь между военной деятельностью и спортом
Описывать особенности физической культуры некоторых стран Востока
Обувь и инвентарь для занятий физическими упражнениями
Одежда и спортивный инвентарь для занятий в помещении и в разные сезоны на открытом воздухе
Определять состав спортивной одежды в зависимости от времени года и погодных условий; подбирать необходимый инвентарь для занятий разными видами физических упражнений
Основные двигательные качества человека
Способы развития выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости
Объяснять значение основных понятий учебной темы («двигательные качества», «выносливость», «сила», «быстрота», «гибкость», «ловкость»);
описывать способы развития основных двигательных качеств человека
Раздел 2. Организация здорового образа жизни (3 ч)
Правильное питание
Правила здорового питания. Влияние режима питания на состояние пищеварительных органов
Формулировать правила здорового питания; обосновывать важность правильного режима питания для здоровья человека; знать продолжительность перерыва между приёмом пищи и активными занятиями физическими упражнениями
Правила личной гигиены
Функции кожи. Необходимость поддержания чистоты кожных покровов
Объяснять главные функции кожи; обосновывать необходимость поддержания чистоты кожных покровов;
называть правила гигиены кожи; выполнять регулярные гигиенические процедуры
Раздел 3. Наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью (2 ч)
Измерение длины и массы тела
Способы измерения длины тела с помощью линейки.
Измерение массы тела.
Понятие о среднем росте и весе школьника
Объяснять значение измерения длины и массы тела; измерять длину и массу тела; наблюдать свои показатели длины и массы тела
Оценка основных двигательных качеств
Правила ведения дневника самоконтроля. Простейшие двигательные тесты для проверки мышечной силы (отжимания, подтягивание на перекладине, приседания), быстроты движений (бег на короткие дистанции до 10 м), выносливости (бег на дистанции 1 км) и гибкости (наклон вперёд из положения стоя)
Регулярно вести дневник самоконтроля; понимать необходимость развития основных двигательных качеств; самостоятельно тестировать свои двигательные качества; наблюдать уровень развития своих двигательных качеств
Раздел 4. Физкультурно-оздоровительная деятельность (4 ч)
Физические упражнения для утренней гигиенической гимнастики
Подготовка помещения к занятиям утренней гигиенической гимнастикой. Упражнения для утренней зарядки (потягивания, приседания, наклоны вперёд стоя на коленях, махи руками и ногами в левую и правую стороны и т. д.)
Выполнять подготовку помещения к занятиям утренней гигиенической гимнастикой; выполнять усвоенные упражнения для утренней гигиенической гимнастики
Физические упражнения для физкультминуток
Упражнения для активизации кровообращения в конечностях
Выполнять физкультминутки в домашних условиях
Физические упражнения для профилактики нарушений осанки
Упражнения у стены при сохранении правильной осанки (многократные приседания с опорой спиной о стену, отведение прямой ноги в сторону). Упражнения с гимнастической палкой (наклоны в стороны палка на вытянутых руках, повороты туловища влево и вправо с палкой за спиной)
Выполнять упражнения для профилактики нарушений осанки
Упражнения для профилактики нарушений зрения
Согревание глаз ладонями. Горизонтальные, вертикальные движения глазами, моргание в быстром темпе
Выполнять упражнения для профилактики нарушений зрения
Комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств
Упражнения для развития силы мышц (прыжки вверх на двух ногах из глубокого приседа, отжимания от иола, метания мяча на дальность и из разных исходных положений), быстроты (броски мяча о стену и его ловля, броски мяча в стену и его ловля после поворота на 360°, бег на месте с высоким подниманием бедра в максимально быстром темпе, круговые движения ногами в по ложении лёжа — «велосипед»), выносливости (пробежка в среднем темпе; бег в среднем темпе с чередованием передвижений лицом вперёд, правым и левым боком; бег в среднем темпе с изменениями направления и темпа движений), гибкости (наклоны вперёд в положении стоя до касания руками коленей или иола; наклоны в стороны с максимальной амплитудой; приседание с вытянутыми вперёд руками)
Выполнять комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств
Раздел 5. Спортивно-оздоровительная деятельность (89 ч)
Лёгкая атлетика (23 ч)
Основные фазы бега. Беговые упражнения (на короткие дистанции 10-30 м, на выносливость до 1 км, с высоким подниманием бедра, с ускорением). Высокий старт. Прыжковые упражнения (в длину с места, в высоту способом «перешагивание»).
Метания малого мяча (способы держания мяча, фазы метания, метание на дальность)
Называть основные фазы бега; выполнять высокий и низкий старты;
бегать с максимальной скоростью на дистанции 30 и 60 м; преодолевать дистанцию 1 км на время; прыгать в длину с места и с разбега, в высоту способом «перешагивание»; выполнять метания малого мяча на дальность с места и с разбега, в цель
Гимнастика с основами акробатики (23 ч)
Строевые упражнения и строевые приёмы (построение в одну шеренгу и в колонну, в две (три) шеренги и в колонны; перестроение из одной шеренги в две; выполнение команд «Кругом!», «Направо!», «Налево!», «Направо (налево) разомкнись!», «На месте шагом марш!», «Шагом марш!», «Бегом марш!», «Обычным шагом марш!», «Налево (направо) в обход шагом марш!», «Класс, стой!», «Вольно!»; передвижения в колонне с изменением скорости). Лазание по гимнастической стенке разными способами (вправо и влево приставными шагами, по диагонали, вверх и вниз через 1-2 перекладины). Лазание по канату. Ползание по-пластунски. Кувырок вперёд, стойка на лопатках. Упражнения с гимнастической палкой
Называть основные положения тела;
выполнять строевые команды и упражнения; выполнять гимнастические и акробатические упражнения
•
Лыжная подготовка
(19 ч)
Экипировка лыжника. Попеременный двушажный ход. Подъём способом «лесенка» и «елочка». Поворот на спуске переступанием на внешнюю лыжу. Спуски в основной стойке
Знать и выполнять правила техники безопасности на уроках по лыжной подготовке; проходить на лыжах дистанцию до 1 км на время
Подвижные и спортивные игры (24 ч)
Подвижные игры с включением бега, прыжков и метаний. Элементы футбола (удары по неподвижному мячу внутренней стороной стоны, внутренней частью подъёма стопы; остановка мяча внутренней стороной стопы и передней частью подъёма стопы; остановка мяча подошвой; ведение мяча носком ноги)
Знать и выполнять правила техники безопасности во время занятий футболом;
освоить элементы игры в футбол; организовывать и проводить подвижные игры;
договариваться о правилах игры и развивать другие навыки общения со сверстниками
Примечание. В бесснежную зиму лыжная подготовка заменяется кроссовым бегом, передвижениями по пересечённой местности, либо часы, отводимые на лыжную подготовку, распределяются по усмотрению учителя на другие темы программы.
ПЛАНИРУЕМЫЕТ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Формирование:
интереса учащихся к занятиям физической культурой, осознания красоты и эстетической ценности физической культуры, гордости и уважения к системам национальной физической культуры;
умений выбирать средства физической культуры в соответствии с различными целями, задачами и условиями; правильно выполнять основные двигательные действия; самостоятельно заниматься физической культурой; составлять элементарные комплексы для занятий физическими упражнениями небольшого объёма.
Воспитание:
позитивного эмоционально-ценностного отношения к занятиям физической культурой;
потребности пользоваться всеми возможностями физической культуры.
Обучение:
первоначальным знаниям о терминологии, средствах и методах физической культуры.
В соответствии с программой образовательный процесс в области физической культуры в начальной школе ориентирован:
на развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
на обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями базовых видов спорта;
на освоение знаний о физической культуре;
на обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями.
Программа ориентирована на создание у школьников основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Принципиальное значение придаётся обучению младших школьников навыкам и умениям организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В процессе самостоятельного использования учащимися приобретённых знаний, двигательных умений и навыков усиливается оздоровительный эффект физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания учебного предмета «Физическая культура»
Программа и учебники для 3-4 классов подготовлены в соответствии с Концепцией физического воспитания, что позволяет реализовать все заложенные в них требования к обучению учащихся предмету в начальной школе.
Личностные результаты освоения содержания образования в области физической культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения содержания образования в области физической культуры:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспе- ха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Ш определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения содержания образования в области физической культуры:
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями физического развития (длиной, массой тела и др.), показателями развития основных двигательных качеств.
Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения предлагаемой программы учебного предмета «Физическая культура» учащиеся, закончившие этап начального обучения, должны:
называть, описывать и раскрывать:
роль и значение занятий физическими упражнениями в жизни младшего школьника;
значение правильного режима дня, правильного питания, процедур закаливания, утренней гигиенической гимнастики, физкультурных пауз в течение учебного дня;
связь физической подготовки с развитием двигательных качеств, опорно-двигательной, дыхательной и кровеносной систем;
значение физической нагрузки и способы её регулирования;
причины возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактику травматизма;
уметь:
выполнять упражнения для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, зрения;
выполнять упражнения дыхательной гимнастики, психорегуляции;
составлять при помощи взрослых индивидуальные комплексы упражнений для самостоятельных занятий физической культурой;
варьировать предложенные комплексы упражнений для утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток;
выполнять упражнения и простейшие акробатические и гимнастические комбинации, упражнения лёгкой атлетики;
выполнять двигательные действия при передвижении на лыжах
участвовать в подвижных играх и организовывать подвижные игры со сверстниками, оценивать результаты подвижных игр;
выполнять игровые действия в футболе, баскетболе и волейболе, играть по упрощённым правилам;
организовывать и соблюдать правильный режим дня;
подсчитывать частоту сердечных сокращений и дыхательных движений для контроля состояния организма во время занятий физическими упражнениями;
измерять собственные массу и длину тела;
оказывать доврачебную помощь при лёгких травмах опорно-двигательного аппарата и кожных покровов. Представленная учебная программа реализуется во всех типах и видах учебных учреждений, имеющих лицензию и аккредитацию на образовательную деятельность, для обучения школьников разного уровня физического, психического и интеллектуального развития согласно медицинским показаниям.
При организации учебного процесса необходимо включать мероприятия, которые помогли бы уменьшить неблагоприятноеоздействие значительной учебной нагрузки на организм ребёнка. К таким мерам относится в первую очередь рациональная организация режима учебных занятий и всего режима дня школьника. В основу рационального режима дня школьника должно быть положено чередование различных видов деятельности, чередование умственной и физической нагрузки.
Календарно- тематическое планирование.
№ пп
Дата план
Дата факт
Тема урока
Виды деятельности учащихся
Знания о физической культуре (4 ч)
История физической культуры в древних обществах.
Пересказывать тексты о развитии физической культуры в древнем мире; понимать роль физической культуры в древних обществах; понимать связь между военной деятельностью и спортом
История физической культуры в Европе в Средние века.
Пересказывать тексты о физической культуре Европы в Средние века; понимать связь между военной деятельностью и спортом
Физическая культура народов разных стран.
Описывать особенности физической культуры некоторых стран Востока
Обувь и инвентарь для занятий физическими упражнениями. Основные двигательные качества человека.
Определять состав спортивной одежды в зависимости от времени года и погодных условий;подбирать необходимый инвентарь для занятий разными видами физических упражнений. Объяснять значение основных понятий учебной темы («двигательные качества», «выносливость», «сила», «быстрота», «гибкость», «ловкость»);описывать способы развития основных двигательных качеств человека
Организация здорового образа жизни (3 ч)
Правильное питание
Формулировать правила здорового питания; обосновывать важность правильного режима питания для здоровья человека; знать продолжительность перерыва между приёмом пищи и активными занятиями физическими упражнениями
Влияние режима питания на состояние пищеварительных органов.
Формулировать правила здорового питания; обосновывать важность правильного режима питания для здоровья человека; знать продолжительность перерыва между приёмом пищи и активными занятиями физическими упражнениями
Правила личной гигиены.
Объяснять главные функции кожи; обосновывать необходимость поддержания чистоты кожных покровов; называть правила гигиены кожи; выполнять регулярные гигиенические процедуры