Список использованных источников.
Доктор наук, профессор г. Москва
РЕНТГЕНОВСКИЙ СНИМОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТРЯДА НА ФОНЕ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ Я, не уставая, Стенографирую эту жизнь. В.Ланцберг Я открыл Российскую педагогическую энциклопедию, изданную в 1999 году, потом Советскую педагогическую энциклопедию 1966 года, но ни в том, ни в другом издании я не обнаружил понятие «педагогический отряд», мне показалось это не справедливым. Конечно, дело не в отсутствии упоминания, а в уникальности ситуации, когда мало что умеющим юношам и девушкам за 24 дня удается существенно повлиять на подростков, заронить в их души и сердца зерна добра, справедливости, дружбы и товарищества. В этом тексте осуществляется попытка исследовать внутренние структуры педагогического отряда, спроецировав их на бумагу при помощи известных исследований и описаний, а также собственного двадцатилетнего опыта практической деятельности в качестве вожатого и руководителя педагогических отрядов. Фактически осмысление нами этой темы началась более пятнадцати лет назад и отразилась в ряде публикаций[1]. Инициатором работы над данной статьей стали мои друзья и коллеги из Всероссийского Детского Центра «Орлёнок». Кроме того, слова искренней благодарности хотелось бы выразить тем, кто своими предложениями, критикой, советами помог работать над этим материалом на заключительной стадии: Е.В. Богдановой, А.Г.Кирпичнику, А.К. Подгорной, А.Е. Подобину, Т.А.Ромм, П.А. Смирнову. Словосочетание «педагогический отряд» в нашей отечественной педагогической и житейской традиции употребляется достаточно широко, однако, на самом деле под этим термином подразумеваются разные явления.
Явление первое – педагогический отряд как общественное объединение, возникающее для эпизодического осуществления педагогической деятельности (в периоды школьных каникул, выходные и праздничные дни, т.п.). Зачастую учащаяся молодежь (студенты вузов и сузов, не всегда будущие учителя) находит здесь возможность самореализации в сфере работы с детьми. Во главе сообщества могут находиться весьма состоявшиеся профессионалы, для которых общественно-педагогическая деятельность может иметь различные смыслы (исследовательские, коммерческие, репутационные). Педагогические отряды как общественные объединения могут быть: - формализованными (то есть, легализованными в соответствии с законом в качестве некоммерческой организации) или неформальными (нелегализованными), - волонтерскими (добровольческими, когда педагогическая деятельность имеет вид увлечения в свободное время) или организациями, создаваемыми в большей степени для заработка, - разовыми (возникающими для реализации одного образовательного проекта) или длительно существующими (в этом случае, о педагогическом отряде как более или менее едином явлении можно говорить, обозначив временные рамки тремя – максимум пятью годами существования - педагогический отряд «Товарищ» эпохи 1973-78 или 1990 -1995 и т.д. За десять - пятнадцать лет своего существования педагогический отряд может кардинально поменяться, сохраняя лишь отдельные символические элементы. Явление второе – это педагогический отряд круглогодичного детского центра, такого как «Артек», «Орленок», «Океан». В этом случае было бы правильно рассматривать в качестве педагогического отряда коллектив вожатых (педагогов-организаторов) отдельного детского лагеря, то есть стоит говорить о педагогическом отряде «Родник» детского лагеря «Комсомольский» (ВДЦ «Орленок») или педагогическом отряде детского лагеря «Морской» (МДЦ «Артек») и т.п. В этом случае педагогический отряд – это молодежный трудовой коллектив, где юноши и девушки принимаются на работу в качестве педагогов – организаторов временных детских объединений. Именно возраст педагогических работников выступает первым основанием для отнесения педагогического коллектива круглогодичного детского центра к педагогическим отрядам, вторая причина это – высокая значимость в сообществе неформальных отношений, кроме этого в жизни педагогических отрядов круглогодичных детских центров большую роль играет специфическая корпоративная культура «вожатского коллектива».
Явление третье – педагогический отряд обычного детского загородного лагеря (центра отдыха и оздоровления и т.п.) – сформированный на период одной смены или одного сезона коллектив педагогических работников, как правило, в значительной части состоящий из учащейся молодежи (студентов). Нередко правовые отношения студентов (будущих учителей) определяются еще и тем, что в рамках своей работы в лагере они проходят производственную (профессиональную) практику. В этом случае термин «студенческий педагогический отряд» можно истолковать так – «группа, собранная из студентов, проходящих летнюю практику на базе загородного детского лагеря». Явление четвертое (идея Е.В.Богдановой) – педагогический отряд помощников вожатых (лагеря с дневным пребыванием детей, пришкольной площадки, детского загородного лагеря и т.п.), сформированный на период одной смены или одного сезона коллектив, состоящий из школьников старших классов. Это, как правило, подростки, которые в этом лагере многократно участвовали в летних программах предыдущих лет, дети, что называется «выросли в этом лагере», а может и целенаправленно прошли обучение в школе вожатых и мечтают работать в лагере. В пришкольных лагерях такие педагогические отряды совместно с учителями занимаются реализацией программы смены. При всех различиях, все эти явления не случайно обозначаются одним словосочетанием, так как предназначены для организационно-педагогического обеспечения летнего отдыха, оздоровления и образования детей в условиях временного коллектива (в детском центре отдыха, летнем оздоровительном лагере). Нам представляется, что сама по себе специфика образовательного (воспитательного) процесса в загородных детских лагерях позволяет не предъявлять высоких требований к уровню профессиональных компетенций значительной части педагогических работников, результат достигается за счет иных факторов. Один из этих факторов - небольшая разница в возрасте между вожатыми и детьми, когда вожатый воспринимается своими подопечными в самом благоприятном образе – образе старшего брата (старшей сестры). Именно со старшими братьями/сестрами складываются у детей наиболее доверительные отношения, именно старшим братьям/сестрам дети подражают. Важными факторами достижения образовательных (воспитательных) результатов в загородном детском лагере выступают высокий уровень консолидации педагогического отряда в ценностях, целях и способах деятельности и благоприятные условия для самореализации всех участников педагогического отряда. Если консолидация вожатского коллектива и самореализация молодых педагогов имеют место, то большинству вожатых достаточно обеспечивать физическое и психологическое благополучие детей – участников смены, решать организационные задачи. А если в лагере работает хотя бы небольшая группа квалифицированных педагогов, то их усилиями можно осуществить достаточно сложную по содержанию образовательную программу.
Сама по себе метафора «педагогический отряд» в определенной мере и обусловлена высоким уровнем консолидации группы педагогов детского лагеря (пионерского лагеря). Корни этой метафоры, думается, нужно искать в пионерско-комсомольской традиции, проникнутой военизированной символикой, возможно определенную роль сыграли произведения А.С.Макаренко (в терминологическом ряду его «командирской педагогики» имеется понятие «отряд»). В любом случае идея «педагогического отряда» исходит из романтизации красногвардейских отрядов времен гражданской войны, что культивировалось в практике ВЛКСМ по руководству пионерской организацией (1960- 1980 гг.). Участник такой группы именовался «боец педагогического отряда» (по аналогии «боец стройотряда»), сама роль бойца (хотя бы на уровне своеобразной ролевой игры) требовала самоотверженности. Как показывает знакомство с опытом ряда регионов, во многих педагогических отрядах руководители назывались командирами и комиссарами. Этот факт подтверждает близость с макаренковской традицией использования игры в организации совместной (коллективной) деятельности, где игра выступает фактором, обеспечивающим самореализацию молодых педагогов. С другой стороны, сама по себе интенсивность жизни детско-взрослого сообщества ДОЛ (ЗДОЦ) требует от организаторов совместной деятельности, почти военной точности, дисциплины и аккуратности, поэтому игра в «отряд» в определенной мере снимает напряжение подчинения и ограничения свободы.
В рентгеновском просвечивании педагогического отряда весьма существенными представляются системы, обеспечивающие специфическое состояние этого социального организма, когда высокий уровень консолидации группы сочетается с высокой степенью самореализации всех участников сообщества. Всего нам удалось зафиксировать пять систем: - «кровеносная» система отношений участников педагогического отряда, - «обмен веществ» в организме педагогического отряда, - система кадрового воспроизводства педагогического отряда, - «дыхательная система» организма - корпоративная культура педагогического отряда, - центральная нервная система - образовательная программа, реализуемая педагогическим отрядом. Первая система педагогического отряда как социального организма – кровеносная, переплетение многочисленных связей и отношений участников группы, просветим их в трех основных плоскостях: - плоскость официальных деловых отношений (структура должностей, распределение обязанностей, прав и полномочий, педагогический отряд выступает здесь как трудовой коллектив), - плоскость корпоративных отношений (положение того или иного лица определяется его вовлеченностью в корпоративную культуру общности, что выражается в корпоративном статусе – «новичок», «старичок»; в советский период эта плоскость носила в себе специфику принадлежности молодежи к единой общественно-политической организации ВЛКСМ, сегодня в какой-то степени значима принадлежность юношей и девушек к педотрядовскому движению), - плоскость межличностных отношений (отношения, основанные на симпатиях – антипатиях). Реальная структура отношений в педагогическом отряде представляет собой сложный синтез официальных, корпоративных и межличностных отношений, в отдельных сообществах доминирует та или иная плоскость. Скажем, в одном педагогическом отряде вожатого можно уволить, в другом нельзя, потому что характер неформальных отношений сильнее, чем формальных. Или, скажем, пример: заместителем руководителя педагогического отряда назначается новый для данного коллектива человек, по своему межличностному статусу занимает в группе достаточно привилегированное положение, но он не погружен в корпоративную культуру, более того относится к ней скептически. Далее возникает противоречие, которое разрешится принятием новым замом ценностей и символов, либо утратой своего делового и межличностного положения, либо реконструкцией корпоративной культуры. В корпоративной плоскости отношений можно выделить лидеров (ведущих группу за собой), еретиков (высоко статусных членов коллектива, активно дискутирующих с лидерами по ценностным вопросам), интерпретаторов (объясняющих участникам группы, особенно новичкам значение ценностей), исполнителей и т.д.[2]
Вторая система – « обмен веществ» в организме педагогического отряда – многообразие и чередование режимов совместной активности [3]. Обобщение собственного опыта позволило нам выявить следующие режимы совместной активности в педагогическом отряде: - учебный центр – в педагогическом отряде идут учебные занятия, одни педагоги обучают других, взаимообучение, обмен опытом, - бригада – педагогический отряд совместно трудится, например, накануне заезда детей в лагерь осуществляется уборка помещений, монтируется оформление и т.д., - цех – участники педагогического отряда совместно занимаются изготовлением какого-либо изделия (изготовление реквизита, декораций, пошив костюмов для игры или спектакля, выпуск стенгазеты по итогам смены), - проектно-конструкторское бюро (креативный режим), в этом качестве педагогический отряд существует при разработке образовательной программы, отдельных мероприятий или других методических продуктов, - репетиция – совместное разучивание или совершенствование исполнения театрализованных элементов мероприятий или целостного вожатского концерта (спектакля), - витрина – совместное публичное предъявление своего педагогического отряда на «своей территории» гостям, например «День открытых дверей», - гастроль – выезд педагогического отряда на какую-либо «чужую» площадку для предъявления для демонстрации своего искусства, мастерства, компетентности, своих достижений, выступление на территории других организаций, - тусовка – режим совместной активности педагогического отряда, где общение (в большей степени стихийное, поверхностное и политематическое) имеет свободный характер и выступает основным содержанием занятий[4], - философский клуб – совместная рефлексия событий жизни педагогического отряда, все поступки участников определенным образом сверяются с идеологическими конструктами, ценностями, часто проводится после проведения лагерной смены, сборов и т. п. (например, орлятский огонек), - научная лаборатория – осуществление в педагогическом отряде психолого-педагогических исследований, проведение научных конференций силами участников сообщества, экспериментирование. Нормальный «обмен веществ» в организме педагогического отряда связан с разнообразием и чередованием режимов совместной активности, интенсивность жизни такой группы приводит к тому, что вожатые прекрасно знают друг друга именно в контексте различных видов занятий и способов организации деятельности, готовы к согласованным действиям в условиях минимального времени и при минимальной возможности общения. Такая сработанность вожатых и есть консолидация человеческих ресурсов педагогического отряда. Чрезвычайно важным со-бытием вожатых и детей в лагере является концерт вожатых (вожатский спектакль).Со-бытийность концерта вожатых важна и для самих членов педагогического отряда, и для их воспитанников. Концерт вожатых (вожатский спектакль) как совместное действо обеспечивает в сознании детей положительный образ каждого вожатого и всего педагогического отряда, транслирует основную идею лагерной смены, идеологию образовательной программы, стимулирует в лагере положительные эмоции, инициирует у воспитанников размышления на ту или иную тему. Концерт вожатых может оказать более сильное влияние, если задачи, которые он призван решить реализуются своевременно (в организационный период – задачи презентации, в основной – реализация идейной задачи, в заключительный – «жирная эмоциональная точка» смены и т.д.). Концерт вожатых (вожатский спектакль) может быть ярким шоу, а может камерным поэтическим вечером, однако в любом случае обеспечивает самореализацию членов педагогического отряда, объединяет коллектив молодых педагогов. Третья система - система кадрового воспроизводства (набор, подбор и отбор вожатых). Рассматривая проблему подбора и отбора участников педагогического отряда, важно заметить, что в реальной практике сложилось несколько схем, которые можно условно обозначить как: деловая, социально-демократическая, либеральная, корпоративно-олигархическая. Деловая схема – подбором вожатых занимается отдельное лицо, наделенное этими полномочиями, руководитель педагогического отряда (автор или руководитель образовательной программы), представитель агентства-посредника, руководитель ДОЛ (ЗДОЦ), который и принимает окончательное решение о приеме на работу или об увольнении. В процессе трудовых отношений могут использоваться формальные деловые санкции («премия», «выговор», «объявление благодарности», «замечание»), в случае грубых нарушений дисциплины участник педагогического отряда может быть уволен. Социально-демократическая схема – вопросы приглашения того или иного лица решаются в основном отдельными участниками сообщества, кому педагогический отряд делегировал эти полномочия, ситуация в сообществе обсуждаются публично, здесь высказываются критические замечания, возникают споры; не соответствующее поведение вожатого вызывает общественное осуждение, общественное мнение педагогического отряда фактически осуществляет отбор. Либеральная схема – право пригласить в педагогический отряд имеет практически каждый его участник, но наиболее часто этим правом пользуются лидеры; сообщество имеет явно открытый характер, вовлеченность в межличностные отношения обеспечивает индивидуальный комфорт и индивидуальное будущее в этой группе (наличие или отсутствие). Корпоративно-олигархическая схема – право пригласить в педагогический отряд осуществляет лидер (лидеры) педагогического отряда, подбирая участников согласно тем критериям, которые, зачастую, жёстко не определены. Когда подбор и отбор в педагогический отряд осуществляет лидер сообщества, кроме таких критериев как профессиональные компетенции, готовность новичка принять идеологию педагогического отряда, работает еще и другая логика – формирование педагогического отряда как оркестра. В хорошем оркестре есть и скрипки, и барабаны, и трубы и т.д. и т.п., сложно представить оркестр, состоящий только из смычковых или ударных. То есть, сформировать педагогический отряд как оркестр значит не только представлять себе совокупность ролей (социальных ниш), но и необходимое и достаточное число этих ролей (ниш), под которые подбирать работников. Четвертая система - корпоративная культура, это своего рода дыхательная система организма педагогического отряда. Существуют различные подходы к определению этого понятия, но ключевые характеристики включают набор ценностей и набор символов, через которые эти ценности транслируются: - словесные (девиз, название, имя), - предметные (знамя, форма, нагрудный знак), - действенные (ритуалы), - музыкальные (мелодии, сигналы), - изобразительные (рисунки, логотипы). Стройность и действенность корпоративной символики определяются валентностью символов (непротиворечивость значения символа ранее усвоенным значениям, адекватностью ожиданиям, заразительностью или эмоциональной воздейственностью, возможностью формировать представления и образы) и амбивалетностью их использования (событийность и повседневность, непрерывность и дискретность, коллективная и индивидуальная принадлежность, организованность и стихийность и т.д.[5]). Можно утверждать, что корпоративная культура педагогического отряда может конструироваться, хотя в ней происходят и стихийные изменения (мутации). Важно понимать, что корпоративная культура каждого отдельного педагогического отряда формируется под влиянием корпоративной культуры педотрядовского движения, многие элементы заимствуются, переходят из поколения в поколение вожатых. Возникают и передаются из поколения в поколение мифы и сказания о вожатых – героях прошлых лет, анекдоты и притчи. Корпоративная культура педагогического отряда, как правило, имеет внутри мощный игровой элемент, является карнавальной. Игровое карнавальное начало обеспечивает две тенденции: с одной стороны – сохранение корпоративной культуры, воспроизводство в новых поколениях, а с другой – обновление. Без экспериментов, без импровизации корпоративная культура педагогического отряда костенеет, консервируется и перестает быть действенным инструментом консолидации сообщества и самореализации его участников. Пятое. Своего рода роль центральной нервной системы педагогического отряда, обеспечивающей консолидацию сообщества и самореализацию участников группы, играет образовательная программа. Первостепенное значение имеет непротиворечивость, степень интериоризации ценностей и целей программы всеми участниками сообщества. Несколько лет назад нами сформулировано и обосновано десять вариантов образовательных программ для детей и подростков в загородном детском центре[6]: - программа летней школы, - программа оздоровления (санаторный лагерь), - программа летней дачи (классический отдых), - программа погружения в культуру (этнокультурный, лингвистический, военно-патриотический лагерь, игра-эпопея), - программа летней экспедиции (археологический или эколого-биологический исследовательский лагерь), - программа летнего детско-взрослого производства (трудовой лагерь), - программа социальных акций (лагерь добровольцев, волонтерский лагерь), - программа летнего форума (комплекс дискуссий, направленных на обсуждение актуальной проблемы/проблем), - программа фестиваля, конкурса, олимпиады (лагерь детских коллективов, приехавших продемонстрировать мастерство во владении той или иной деятельностью), - программа летней клубной встречи (лагерная смена любителей)[7]. Каждая из программ предполагает специфические роли для детей и для педагогов. То есть, если на фестиваль ребенок приехал что-то показать предъявить, продемонстрировать, то педагог, по сути дела, – тот, кто обеспечивает, обслуживает, создает условия для этой демонстрации. Или в такой программе как «погружение в культуру», например - смена юных гардемаринов в «Штормовом» (ВДЦ «Орленок»), объединяющая подростков, которые занимаются морским делом, и педагоги и дети становятся участниками специфической ролевой игры. Вообще, детский лагерь «Штормовой» изначально сформирован как пространство ролевой игры в корабль, такая социокультурная профильность является традицией для круглогодичных лагерей. Это пример интеграции образовательной программы и корпоративной культуры педагогического отряда. Еще один важный сюжет это возрастные изменения в организме педагогического отряда, которые вслед за М.Б. Кордонским и В.И.Ланцбергом можно описать таким образом: - зарождение педагогического отряда, - развитие педагогического отряда (обогащение деятельности, расширение аудитории), - старение педагогического отряда (упрощение деятельности, снижение интенсивности и проч.), - прекращение деятельности или возрождение педагогического отряда. Если верить М.Б. Кордонскому и В.И.Ланцбергу, длительность цикла жизни педагогического отряда составляет от 3,5 до 7 лет[8]. Педагогический отряд подвержен существенным ежегодным изменениям в составе детей – участников смен, в составе педагогов, в площадке реализации программы, в образовательной программе. Итак, перед нами рентгеновский снимок жизненных систем социального организма педагогического отряда, думается, что представленное отражение способно помочь лидерам и руководителям этих общественно-педагогических объединений. Список использованных источников. Авторские лагеря Костромской области: история и современность: учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ Под ред. Б.В. Куприянова. – Кострома: КОИПКРО, 2006.- 184 с. Кордонский М.Б., Ланцберг В.И. Технология группы. Заметки из области социальной психологии неформальных групп. http://www.syntone-kazan.ru/library/index.php?section=books&item_id=187¤t_book_page=all&print_version=true Куприянов Б.В. Как придумать лето? Программно-методический конструктор // Народное образование. - 2012 - № 3.- С. 49-57. Куприянов Б.В. Очерки общественной педагогики: авторские лагеря Костромской области. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001.- 68с. Куприянов Б.В. Позитивные мифы социальной педагогики «Орленка» // Народное образование. – 2009.- № 3.- С.187-194. Панченко, С. И. Педагогические основы профессиональной подготовки отрядных вожатых пионерских лагерей круглогодичного типа: автореф. дис.... канд. пед. наук. – М.: Высш. комс. шк. при ЦК ВЛКСМ, 1989. - 22 с. Панченко, С. И. День за днём из жизни вожатого. В помощь всем, кто работает или будет работать с подростками в детском лагере. / Панченко С.И. -М: НИИ школьных технологий, 2008. - 352 с. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская; Под ред. А.В. Мудрика.– М.: Издательский центр «Академия», 2004.– 240с. [1] Авторские лагеря Костромской области: история и современность: учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ Под ред. Б.В. Куприянова. – Кострома: КОИПКРО, 2006.- 184 с. Куприянов Б.В. Очерки общественной педагогики: авторские лагеря Костромской области. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001.- 68с. Куприянов Б.В. Позитивные мифы социальной педагогики «Орленка» // Народное образование. – 2009.- № 3.- С.187-194.
[2]Куприянов Б.В. Очерки общественной педагогики: авторские лагеря Костромской области. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001.- 68с. Авторские лагеря Костромской области: история и современность: учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ Под ред. Б.В. Куприянова. – Кострома: КОИПКРО, 2006.- 184 с. [3]Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская; Под ред. А.В. Мудрика.– М.: Издательский центр «Академия», 2004.– 240с. [4]Согласно «святому преданию» костромских лагерей, начало такому режиму положил А. Н. Лутошкин, создавший КЛУБИК – Клуб истинных комсоргов – вечер общения для педагогов лагеря, проводившийся после отбоя. [5]Куприянов Б.В. Позитивные мифы социальной педагогики «Орленка» // Народное образование. – 2009.- № 3.- С.187-194. [6] Куприянов Б.В. Как придумать лето? Программно-методический конструктор // Народное образование. - 2012 - № 3.- С. 49-57. [7]Куприянов Б.В. Варианты летних программ занятости, отдыха, оздоровления детей и подростков // Ориентир. - 2012 - № 6.- С. 15-21 [8]КордонскийМ.Б., ЛанцбергВ.И. Технология группы. Заметки из области социальной психологии неформальных групп.http://www.syntone-kazan.ru/library/index.php?section=books&item_id=187¤t_book_page=all&print_version=true
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|