Государственная экологическая экспертиза проектов, оказывающих воздействие на леса
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Может встретиться ситуация, когда власти, стремясь привлечь инвестора, будут убеждать, что экологическая экспертиза его проекта не нужна или ее можно сделать уже после начала реализации, тем более, что в ряде случаев ведомственные нормативные акты (но отнюдь не законы) это допускают. Иногда такую позицию занимает и сама компания, полагая, что если проект начат, средства уже тратятся, то местные власти сделают все, чтобы экологическая экспертиза была оформлена без особо долгих рассуждений. Встречается и другая ситуация, когда власти откровенно используют процедуру экологической экспертизы для воздействия на инициатора проекта в нужном им направлении, далеком от задач охраны окружающей природной среды. При всем этом и власти, и компании иногда находятся в какой-то наивной уверенности, что только они являются решающими действующими сторонами этого процесса. Потом они очень удивляются, а в некоторых случаях обижаются, когда на развитие ситуации начинают активно влиять природоохранные организации, местное население, ученые, пресса, суды и т.д. В процессе выяснения отношений российской природоохранной бюрократии с инвесторами и разработчиками проектов, порой теряется смысл экологической экспертизы. Вместо выявления серьезных экологических и социальных проблем, которые могут затруднить реализацию проекта, она иногда превращается в выкручивание рук оппонентам из числа общественности и ученых, либо просто в предоставление возможности заработать вполне определенным лицам и структурам. Примеры: · В середине 90-х годов в узкой приграничной полосе на территории региона K решением Правительства РФ были разрешены лесозаготовки в объеме до 1 млн кубометров в год. Государственная экологическая экспертиза этого решения не проводилась, поскольку она сразу бы выявила допускаемое при этом превышение расчетной лесосеки в 5 раз. В результате последовавшей затем серии скандалов объемы лесозаготовок в приграничной полосе не выросли в 5 раз, как планировалось, а заметно снизились, поскольку никто из серьезных импортеров просто не захотел покупать этот лес.
· Перед самым упразднением Госкомэкологии в мае 2000 года, государственная экологическая экспертиза выдала отрицательное заключение по отводу участка пригородных лесов в Подмосковье для дачной застройки. Менее чем через 2 месяца сохранивший свою должность в новой структуре Минприроды ответственный руководящий работник системы государственной экологической экспертизы подписал положительное заключение по тому же самому проекту. В одной из ведущих общенациональных газет была опубликована статья, рассказавшая об этой истории. Содержащийся в ней вопрос о том, что послужило мотивацией для резкого изменения позиции государственной экологической экспертизы за столь короткое время, остался без ответа. Рекомендации: А. При проведении экологической экспертизы необходимо стремиться к выявлению реальных экологических и социальных проблем, которые в итоге могут существенно повлиять на успех реализации проекта. Б. Не должны поддерживаться желания чиновников свести экологическую экспертизу к чистой формальности и проигнорировать общественное мнение, просто заработать на этой процедуре и т.д. Помните, что из-за подобных действий проблемы могут возникнуть прежде всего у Вас, а не у них. В. Необходим тщательный контроль за соблюдением требований законодательных и нормативных актов, относящихся к организации и проведению государственной экологической экспертизы. Нарушения в этой сфере, в том числе и со стороны высоких должностных лиц, не являются исключениями.
5. Анализ существующей информации о деятельности региональных и местных властей, лесхозов и лесозаготовителей, действующих в районе, планируемом для реализации Вашего проекта При подготовке проектов в российском лесном секторе решения часто принимаются на основании информации, получаемой от узкого круга официальных лиц, либо представителей ведомственной науки. В современных российских условиях это создает очень высокую вероятность появления в дальнейшем серьезных проблем и провала проектов. Примеры: · Иностранная компания A имела неосторожность приобрести в регионе К целлюлозно-бумажный завод. Компания A не провела предварительного анализа имеющихся сведений о том, с чем и кем она связывается. Она не захотела учесть, что лица, отвечающие за принятие решений, касающихся лесного сектора региона K, отличаются повышенной склонностью к скандалам, игнорированию каких-либо мнений, кроме своего собственного, и ярко выраженной тенденцей к командно-административным методам управления. В итоге, компания A, после серии проблем, возникших, в том числе и при активном содействии региональных властей, потеряв десятки миллионов долларов, была вынуждена бросить завод и бежать из региона. По мнению ответственных лиц из ряда соседних регионов, эта история нанесла серьезный ущерб не только компании A, брошенному заводу, но и репутации лесного сектора России в целом. Интересно, что в соседнем регионе L, также сложном, но с властями, более конструктивно настроенными по отношению к сторонним инвесторам, проект все той же компании A был реализован вполне успешно. Рекомендации: А. Для более ясного осознания имеющихся проблем, а также возможной реакции общественности, будет полезен анализ существующей информации о деятельности региональных и местных властей, лесхозов, а также лесозаготовителей. В этом плане полезными источниками может быть общенациональная, региональная пресса, Интернет, другие лесопромышленники, работающие в регионе, интервью с журналистами и учеными, активистами природоохранных организаций. Общественные слушания В ряде случаев они являются компонентом проведения экологической экспертизы. В некоторых регионах требование проведения таких слушаний содержится в региональных законах. В любом случае это мероприятие позволит более ясно выявить основные заинтересованные стороны, оценить их реакцию, возможные проблемы, как упомянутые в настоящей книге, так другие, которые могут быть самыми неожиданными.
Одной из наиболее характерных ошибок является стремление властей, а иногда и компаний, организовывать видимость общественных слушаний, а не реальное обсуждение. Для этого строго контролируется процесс информирования об их проведении, состав участников, осуществляется давление на ход дискуссии. В итоге основные цели — выяснение реальной картины, возможных проблем, дееспособности заинтересованных сторон, не достигаются. В случае, если реализация проекта будет связана с серьезными проблемами, использование аргумента "ведь общественные слушания были проведены, все одобрено" не будет эффективным. Примеры: · Весьма типичным случаем являются ситуации, когда общественное обсуждение проектов лесозаготовок на землях природопользования коренных и малочисленных народов осуществляется при мощном давлении на руководителей общин. В итоге решение об одобрении получается при отсутствии явного и осознанного согласия всех ее членов. Типичный вариант дальнейшего развития событий — оспаривание правомочности собрания, проводившего обсуждение и принимавшего решение, внутренний раскол общины. При этом начинаются протесты против вроде бы формально одобренных проектов. Рекомендации: А. При реализации крупных проектов целесообразно проведение анализа общественного мнения, по крайней мере, среди основных потенциально заинтересованных сторон (местное население, коренные и малочисленные народы, природоохранные НПО и т.д.). Б. Общественные слушания, социологические опросы должны проводиться таким образом, чтобы выяснить наибольшее количество потенциальных проблем и дееспособных социальных групп и структур, способных повлиять на успех реализации проекта. В. При подготовке реализации экспортно-ориентированных проектов целесообразно такой анализ проводить не только в месте проведения лесозаготовок, но и в странах-импортерах производимой продукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|