Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мировое сообщество обеспокоено...




Процесс осознания того, что человечеству угрожает экологи­ческая катастрофа, начался в 70-е годы XX в.: на Международной конференции по окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.) впервые была выражена озабоченность по поводу проблем окружающей среды в результате интенсивных процессов, которые сопровожда­ют научно-технический прогресс на планете. Одновременно стало формироваться понимание необходимости экологического просвещения людей.

В 1977 г. в Тбилиси по инициативе ЮНЕСКО и ЮНЕП была проведена Межправительственная конференция по вопросам образования в области окружающей среды, которая занималась разработкой общей концепции и методологической основы этого об­разования. Конференция призвала государства и правительства неотложно заняться просвещением людей — создавать для всех категорий населения образовательные программы, в которых были бы представлены проблемы окружающей среды, подготовкой спе­циалистов и преподавателей по данному направлению; оказывать


 


6
7

 

содействие в проведении исследований и развитии теории обра­зования в этой области.

Конференция дала толчок к проведению семинаров в различ­ных регионах планеты. СССР включился в работу: в 1979 г. в Мин­ске состоялась Первая Всесоюзная конференция по образованию в области окружающей среды, на которой были разработаны ре­комендации для всех заинтересованных организаций — мини­стерств просвещения, культуры, юстиции, обществ охраны при­роды и т. п. Конференция определила общую цель образования в области окружающей среды (с этого момента оно стало назы­ваться природоохранным): дать людям знания и привить навыки разумного общения с природой, подвигнуть их к участию вза­щите и улучшении природной среды, к рациональному исполь­зованию природных ресурсов. Подчеркивалось: образование в об­ласти окружающей среды направлено на то, чтобы сформиро­вать у людей осознание их высокой ответственности за состоя­ние природных богатств, пробудить инициативы в решении за­дач охраны природы.

С этого момента и началось продолжавшееся все 80-е годы широкомасштабное движение в нашей стране. Активизировались (особенно после 1985 г.) наука и практика: велись интенсивные исследования в области экологического образования на кафед­рах педвузов, сотрудниками лаборатории экологического обра­зования школьников, специально созданной в Академии педаго­гических наук. Педагоги, творчески относящиеся к работе, иска­ли новые формы природоохранной деятельности со школьника­ми, а методисты и воспитатели разрабатывали основы природо­охранного воспитания в детском саду.

Яркий след в истории экологического образования оставила Третья Всесоюзная конференция, проведенная осенью 1990 г. в Ка­зани [20]. В докладе Г. А. Ягодина (который в то время был предсе­дателем Гособразования СССР) была представлена новая карти­на мира, созданная мощным техническим прогрессом и порож­даемыми им глобальными экологическими катаклизмами. Была показана необходимость нового — экологического — образова­ния, центром которого должна стать забота оДоме — нашей планете Земля.

«Экологическое образование предполагает обучение бережно­му отношению человека к окружающему миру и вместе с тем со­вершенствованию внутреннего мира самого человека. Только осо­знание себя как части макромира... позволяет строить гармонич­ные отношения с окружающей средой».

В докладе была поставлена задача четко определить цели и со­держание для всей системы непрерывного экологического обра­зования. Основополагающим был провозглашен лозунг «Мыслить глобально, действовать локально» [20].


На конференции впервые были обозначены основные пози­ции экологического воспитания детей дошкольного возраста — определены его предмет, специфика содержания и построения системы; была подчеркнута необходимость определения ведущих методов и создания на их основе вариантов методик; а также не­обходимость изменения характера подготовки и переподготовки специалистов дошкольного воспитания с целью овладения ими основами экологии и методами экологического воспитания де­тей; необходимость новых исследований, разработки учебно-на­глядных пособий, создания теоретических и практических мате­риалов, которые должны были помочь работникам дошкольных учреждений и семье на практике осуществлять экологическое вос­питание маленьких детей. И все это было занесено в решения и резолюции конференции [23].

Общим ее итогом было принятие «Программы в области окру­жающей среды на XIII пятилетку и на перспективу до 2005 года» (проведение экологического всеобуча, организация систематичес­кого образования различных категорий населения в области окру­жающей среды, создание информационных центров экологичес­кого образования при университетах и учебно-научных объедине­ниях).

Форум в Рио-де-Жанейро — глобальный взгляд на планету

В1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде [2] — грандиозное событие мирового масшта­ба, в рамках которого 179 государств-участников анализировали результаты «экологического двадцатилетия» (1972—1992 гг.) пла­неты. Отмечалось, что проводимые ранее мероприятия носили ло­кальный характер и не оказали существенного влияния на изме­нение экологической ситуации в мире. Было также констатирова­но, что экономика развитых стран расточительна по своей сущности, ее модель не может быть рекомендована развивающимся странам. Форум в Рио выделил важные аспекты целостного разви­тия человечества на планете.

• В мире немного богатых (157 миллиардеров, около 2 млн миллионеров) и огромное количество бедных людей, поэтому борьба с бедностью является общей обязанностью всех стран. Нужно из­менить структуру потребления и производства: чрезмерные пре­тензии и расточительный стиль жизни богатой части человечества тяжелым грузом ложатся на окружающую среду, а беднейшая часть населения не может удовлетворить элементарные потребности в питании, здравоохранении, образовании.

• Ухудшение здоровья людей непосредственно зависит от со­стояния окружающей среды — уборки отходов, наличия чистой воды и полноценной пищи. Человечеству угрожает голод: населе-

 

ние растет, а продуктивность земли падает, во всех странах уси­ливаются эрозия и засоление почвы.

•Атмосфера Земли испытывает сильное воздействие газов от различных форм производственной деятельности, особенно от про­изводства электроэнергии, которая добывается по устаревшим технологиям и нерационально расходуется. Следствием этого яв­ляются кислотные дожди, наносящие ущерб почве и воде, гло­бальные изменения климата.

• С большой скоростью исчезают леса, которые выполняют важ­ную экологическую функцию в биосфере: поставляют кислород, древесину, продукты питания, способствуют сохранению почвы, воды, растительного и животного разнообразия. Леса несут гро­мадный урон от хищнического лесоповала, пожаров, интенсив­ного расширения сельхозугодий. Выживание лесов зависит от осоз­нания человечеством их экологической функции, от признания их климатически-охранной, социальной и экономической ценности.

• Важной системой жизнеобеспечения человечества являются водные ресурсы планеты — соленая вода морей и океанов, прес­ная (питьевая) вода материков. В настоящее время океаны испы­тывают огромный экологический стресс из-за загрязнений, чрез­мерного улова рыбы, ухудшения состояния берегов и коралловых рифов. Наблюдается уменьшение питьевой воды — уничтожаются и загрязняются источники, уменьшаются водосборные площади (в развивающихся странах каждый третий страдает от недостатка питьевой воды и необходимых санитарных условий).

• Большую опасность для окружающей среды и для здоровья людей представляет все более широкое производство химических веществ, а также все возрастающее количество опасных отходов промышленного и энергетического производства.

Форум в Рио — это осмысление мировым сообществом гло­бальных экологических проблем, выражающему угрозу всему жи­вущему на Земле. Важным аспектом форума стал разговор о чело­веческом факторе — значении всех и каждого в реализации реше­ний, выработанных на нем.

«Все, кто участвовал в этом замечательном событии, — заявил Морис Стронг, — несут ответственность за то, чтобы дорога после Встречи на высшем уровне на деле стала путем к более стабильно­му, безопасному и справедливому будущему для всего человечества».

Человеческий фактор — это экологическое мышление, эколо­гическое сознание, экологическая культура всех тех, от кого за­висит выполнение программы конференции ООН в Рио:

• властные структуры должны ратифицировать документы фору­ма, выработать программы и реализовать их на своих территориях;

• неправительственные организации могут играть важную роль
в формулировании политики в области окружающей среды;


 

• представители делового мира, ученые, фермеры, трудящиеся и профсоюзы могут способствовать повышению эффективности использования природных ресурсов, земель и водных запасов;

• женщины, обладающие знаниями иопытом в деле рацио­нального использования и охраны природных ресурсов, могут ока­зать неоценимую помощь в решении вопросов окружающей среды;

• молодежь и дети, составляющие почти треть населения пла­неты, должны иметь возможность высказать свое мнение: в стра­тегии развития следует обеспечить права молодежи на природные ресурсы, программы и мероприятия развития должны гарантиро­вать ей безопасное будущее.

Совершенно очевидно, что человеческий фактор на данном этапе планетарного развития приобретает решающее значение, поэтому необходимы просвещение всех категорий населения, подготовка кад­ров по всевозможным проблемам окружающей среды.

Участники Форума в Рио обсуждали перспективу и программу развития цивилизации в новом тысячелетии. Была принята Кон­цепция устойчивого развития как новая стратегия природопользо­вания, новая стратегия выживания человечества во взаимодействии с природой. Десятилетие после форума позволило осмыслить ее, глубже соотнести с процессами, происходящими на планете.

Устойчивое развитие в этой Концепции определяется как раз­витие, позволяющее обеспечить стабильный экономический рост без деградации природной среды и способное удовлетворить потребно­сти как ныне живущих, так и будущих поколений людей. Для такого развития необходимо осознание всем человечеством сохранения исторически сложившейся естественной среды обитания, сохра­нения природно-ресурсного потенциала биосферы как фактора выживания цивилизации и каждого человека в отдельности. Ус­тойчивое развитие включает «антиростовую тенденцию». Непре­рывный рост вширь, т.е. количественное увеличение товаров, ус­луг имеет реальные физические пределы; вместо этого провозгла­шается качество развития, которое по существу ничем не ограничено. В широком смысле устойчивое развитиеэто новый тип жизнедеятельности, всего человечества.

Ученые (О. К. Дрейер, В. А. Лось и др.) выделяют ряд значимых аспектов, которые можно рассматривать в качестве показателей динамики устойчивого развития.

Демографический аспект — это достижение оптимальной численности населения и стабилизация его прироста, чего можно достичь только посредством управления демографическим процессом.

Самым приемлемым механизмом управления данным процессом является регулирование рождаемости. В последние десятилетия некоторые развивающиеся страны осознали эту проблему — в итоге на государственном уровне появились программы «планирования семьи». Для мировой общественности важно, что они реализуют-


 



 

ся в странах с самой высокой численностью населения — Китае и Индии. В основу программ заложено разъяснение экономического преимущества малодетной (1 — 2 ребенка) семьи перед многодет­ной (5 — 10 детей). Именно в этом случае срабатывает «антиросто­вая тенденция»: меньше детей, но качественнее их воспитание и образование, которые ведут к всестороннему развитию личности каждого ребенка.

Экономический аспект устойчивого развития предполагает преж­де всего уменьшение потребления природных ресурсов биосфе­ры, изменение производственно-хозяйственной деятельности, т. е. ее рационализация, усовершенствование посредством использо­вания новых технологий.

Самой существенной областью в экономическом аспекте ус­тойчивого развития является энергетика. Человечество ныне нахо­дится на распутье. Или оно найдет выход из глобального энерге­тического кризиса, или будущее цивилизации будет трудным: энергетические затраты общества уже превышают возможности природно-ресурсного потенциала биосферы.

Всю свою историю — от того момента, когда впервые был добыт огонь, и вплоть до XX в. — человечество пользовалось «жи­вой» энергией, получаемой главным образом от сжигания дре­весины. В XX в. в качестве энергетического сырья стали использо­вать каменный уголь, а затем — нефть и газ. Благодаря легко добываемому сырью стало интенсивно развиваться промышлен­ное и сельскохозяйственное производство, расцвел коммуналь­ный сектор хозяйства. Особенно бурный экономический рост во всем мире наблюдался во второй (послевоенной) половине XX в. При этом развитые промышленные страны употребляли и упот­ребляют сейчас почти вдвое больше энергии, чем ее производят. Это прежде всего касается США, где проживает лишь 6% насе­ления планеты, а потребляется более 30% производимой во всем мире энергии.

Запасы энергоресурсов Земли, по оценкам разных ученых, раз­личны: оптимисты считают, что их хватит на пару столетий, а пес­симисты — лишь на несколько десятилетий.

Энергетический кризис вынуждает человечество думать о спо­собах ее расходования, равно как и об использовании сырья, из которого она добывается. В настоящее время наблюдается дефицит ресурсосберегающих технологий. К примеру, могучие нефтяные ТНК (транснациональные компании), по мнению экологов, лишь «снимают сливки», извлекая из скважин 12 — 20% нефти и не ис­пользуя при этом попутный газ, который сжигают или просто выбрасывают в атмосферу, отравляя ее (например, Саудовская Аравия и Кувейт сжигают около 60% газа).

Энерго- и ресурсосбережение — это наиважнейшее направление мировой энергетической стратегии. Потери энергии при существу-


ющем в настоящее время производстве весьма значительны: на транспорте — до 90%, в коммунальной сфере — до 70%, в быто­вом потреблении — до 60%. В целом в мире расходуется не более одной трети того, что вырабатывается, а остальное пропадает. По­этому экологи утверждают, что применение энерго- и ресурсо­сберегающих технологий способствовало бы экономии топлива при сохранении и даже повышении жизненного уровня населения. Специалисты считают, что для устойчивого развития необходима «энергетическая перестройка» сознания, которая позволит суще­ственно сократить потребление энергии в быту.

Существует еще продовольственная проблема устойчивого раз­вития — человечество должно озаботиться проблемой продоволь­ственной безопасности цивилизации.

Крупнейшие международные форумы уже в 1970-е годы поста­вили целью, «чтобы ни один ребенок не ложился спать голод­ным». Тем не менее на рубеже веков в отдельных регионах плане­ты ситуация остается драматичной — особенно это касается цело­го ряда государств Африканского континента, где природно-кли­матические условия особенно тяжелые. Перспектива выхода из трудной продовольственной ситуации имеется.

Прежде всего необходим переход от экстенсивного (предпола­гающего расширение обрабатываемых земельных угодий) способа ведения сельского хозяйства к интенсивному, позволяющему без увеличения посевных площадей существенно увеличить объемы урожаев.

Развитые государства многие годы получали хорошие резуль­таты в сельском хозяйстве за счет интенсивной химизации. В на­стоящее время урожайность пошла на спад (растения достигли возможного предела фотосинтеза); специалисты начали поиск новых технологий, приближающихся к закономерным процессам природы (например, разработка биологических средств защиты растений — выведение устойчивых сортов, стерилизация вреди­телей, разведение антагонистов — видов животных, которые мо­гут регулировать численность вредителей, и пр.).

Наряду с обозначенными направлениями в решении экономи­ческого аспекта устойчивого развития специалисты все громче говорят о необходимости эффективного управления национальны­ми природными ресурсами в каждом государстве (лесами, источ­никами питьевой воды и др.), об изменении стиля жизни богатой части населения планеты (расточительность и т.п.).

Экологический аспект устойчивого развития особенно значим. В настоящее время всем очевидна опасность сложившейся в мире экологической ситуации: если не остановить деградацию природы, которая происходит под влиянием человеческой деятельности, то сам факт традиционного существования биосферы и выживания современной цивилизации окажется под вопросом.


 



В настоящее время планету одолевают природные и антропоген­ные катаклизмы. Природные — извержения вулканов, цунами, сильнейшие ливни и наводнения рек, ураганы. Антропогенные (технологические) — это очевидный результат совокупной дея­тельности населения планеты. Человечество стало планетарной си­лой, которая может изменить привычный бег времен.

Вторую половину XX в. называют периодом «великих засух», итогом которых является опустынивание земель — одна из самых тяжелых глобальных катастроф. Причин у данного явления не­сколько: малое количество осадков, которые связывают с нару­шением взаимодействия в системе «океан — атмосфера»; эрозия почвы и превращение ее в подвижные дюны, сдуваемые ветра­ми; чрезмерное использование под пастбища полузасушливых земель с непрочным травяным покровом. Но самой главной при­чиной является повсеместная интенсивная вырубка лесов. Све­дение на нет древесной и всякой другой растительности вызыва­ет изменения гидрологического режима, в результате чего появ­ляются нетипичные засухи — даже при достаточном количестве осадков.

Экологические ситуации в развитых и развивающихся странах резко различаются. В развитых государствах экономический рост достигается чрезмерной эксплуатацией природных и человеческих ресурсов — экология западных стран страдает от богатства. Тем не менее в последние десятилетия наблюдаются позитивные сдвиги благодаря общественному и индивидуальному экологическому сознанию людей, находящемуся на достаточно высоком уровне. Об этом свидетельствуют высокая активность «зеленых» и неко­торые показатели, например: в США в 80-е годы выбросы в ат­мосферу автомобильным транспортом сократились на 59%, вы­бросы свинца — на 97%, окиси углерода — на 41%.

Экологическая ситуация стран «третьего мира» — результат бед­ности, невозможности использовать передовые технику и техно­логии, т. е. — недоразвитости. В число важнейших проблем нового столетия, например, включается «спасение» Африки, положение которой становится все более катастрофическим. Этому способ­ствуют трудности в системе здравоохранения, наступление пус­тыни, исчезновение флоры и фауны.

Общим выходом из сложившейся в мире экологической ситуа­ции в направлении к устойчивому развитию могут быть лишь со­вместные и скоординированные действия всех государств, направ­ленные на:

поиск оптимальных форм управления природоохранной дея­тельностью;

организацию научных исследований в различных отраслях про­мышленного и аграрного производства, обеспечивающих умень­шение нагрузки на природу;


развитие международных финансовых структур (экологических фондов), которые могут оказывать экстренную помощь государ­ствам в локальных катаклизмах и поддерживать прогрессивные экологические программы;

разработку международных экологических стандартов и зако­нов природопользования;

осуществление непрерывного экологического образования ипросвещения населения.

Что же нужно для того, чтобы достигнуть высокого качества жизни и начать подниматься по ступенькам новой цивилизации? Философы иэкологи однозначно отвечают — необходима массо­вая экологическая культура. Путь к ее формированию — это даль­нейшее развитие экологического образования:

воспитание членов общества, осознающих свою связь с приро­дой, понимающих единство региональных и глобальных процес­сов биосферы, необходимость сохранения ее равновесия;

привитие всем членам общества сознания личной причастности к решению проблем окружающей среды;

развитие понимания каждым необходимости равновесия меж­ду удовлетворением собственных потребностей и теми последстви­ями, которые окажут эти действия на состояние окружающей среды в будущем.

Иными словами, экологическую культуру можно рассматривать
в качестве интеллектуально-духовной основы цивилизации устойчи­вого типа.
.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...