Вопрос 5. Культура и философия Ренессанса: переходный характер. Наука и философия: Коперник, Бруно, Галилей.
Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук. Идеалом знания становится не религиозное а светское знание. Главная особенность, антропоцентризм – человек постоянно в центре вселенной. Человек – это природное существо. Секуляризация – освобождение от церковного влияния. На первый план выходят науки, дающие истинные знания о природе. Опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение. Характерной чертой ее выступает кризис феодальных отношений и зарождение капитализма, когда от спячки стала пробуждаться экономика, а натуральное хозяйство – уступать место рыночным отношениям. Эпоха Возрождения сделала гуманизм знаменем времени. Вторая отличительная особенность новой духовности – ее антитеологический характер, постепенное освобождение от всепоглощающего влияния религии и диктата церкви. Наряду с богословскими университетами появляются академии (типа платоновской) кружки неформального типа, где выковывалась новая светская интеллигенция, зарождалась систематическая наука. Происходит переосмысление античной и средневековой философии и решение главной проблемы ортодоксального богословия – проблемы соотношения Бога и мира, Бога и человека. Второй чертой новой философии становится антропоцентризм. Возрождение обратило свой взор к человеку как центральному звену космического бытия, признав его самоценным и провозгласив свободу личности основной предпосылкой его творчества и всестороннего развития сущностных сил. Ренессанса акцентировал внимание на земном существовании человека и его делах. В иерархической лестнице бытия он оказался высшим существом, по силе своего творчества равным Богу. Гуманистические устремления определили еще одну особенность философии Возрождения – повышенный интерес к социально-политическим проблемам, поискам идеала совершенного, справедливого общества, где только и может достойно и гармонично развиваться человек.
Эпоха Ренессанса и ее философия в своем развитии прошли два этапа: ранний – он охватил XIV - XV вв. и характеризовался гуманистической направленностью. Место его – Италия. Второй – более поздний этап высокого Ренессанса – XV - XVI вв. выделялся распространением гуманистического движения на страны западной и восточной Европы и активным интересом к изучению природы, постановке и решению натурфилософских задач. Гуманизм Ренессанса, и в этом его непреходящее значение, серьезно ослабил мотив средневековой идеи греховности человека и "испорченности" его натуры. Главной отличительной чертой его была названа активная свободная деятельность как важнейший способ человеческого бытия (в отличие от созерцания Космоса в античности и постижения Бога в средние века). Она понималась как преобразование природы в соответствии с ее законами и замыслом человека, как творчество – созидание нового в мире. Пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного бога или бога-творца. «Бог во всем». Пантеизм помог по-иному взглянуть на человека и его предназначение в мире. Вслед за итальянскими мыслителями, Кузанский уподоблял человека Богу прежде всего из-за его необыкновенных умственных способностей и творческих возможностей, называя его "очеловечившимся Богом".
Николай Коперник. Все произведения Коперника базируются на едином принципе относительности механических движений, согласно которому всякое движение относительно: понятие движения не имеет смысла, если не выбрана система отсчета (система координат), в которой оно рассматривается. Происхождение мира и его развитие объясняется деятельностью божественных сил. Разгромил систему, основанную на геоцентрических представлениях и создал гелиоцентрическую теорию. Одним из первых высказал мысль о всемирном тяготении. Джордано Бруно. Бесконечная вселенная в целом – это Бог – он находится во всем и повсюду, не "вне" и не "над", но в качестве "наиприсутствующего". Универсум движим внутренними силами, это вечная и неизменная субстанция, единственно сущее и живое. Единичные вещи изменчивы и вовлечены в движение вечного духа и жизни в соответствии со своей организацией. Отождествление Бога с природой. "Мир одушевлен вместе со всеми его членами", а душа может рассматриваться как "ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, свойственная всякой вещи".Праосновой всего выступает единое, материя, которая является неразвернутой причиной всего сущего. Пришел к идее о всеобщей одушевленности материи. Говорил, что если жизнь находится во всем, то душа является формой всех вещей, всем владеет, во всем управляет. Галилео Галилей. Научная революция в физике начинается с Галилея. В отношении философии природы Галилей был убеждённым рационалистом. Он считал, что законы природы постижимы для человеческого разума. «Диалоге о двух системах мира» Разум у Галилея — сам себе судья; в случае конфликта с любым другим авторитетом, даже религиозным, он не должен уступать. Античные и средневековые философы предлагали для объяснения явлений природы разнообразные «метафизические сущности» (субстанции), которым приписывались надуманные свойства. Галилея такой подход не устраивал: Поиск сущности я считаю занятием суетным и невозможным, а затраченные усилия — в равной мере Галилей считается одним из основателей механицизма. Этот научный подход рассматривает Вселенную как гигантский механизм, а сложные природные процессы — как комбинации простейших причин, главная из которых — механическое движение. Анализ механического движения лежит в основе работ Галилея.
Изобрел первый телескоп. Обнаружил, что у луны сложный рельеф, обнаружил у юпитера собственные луны – 4 спутника. Открыл солнечные пятна. Млечный путь.
Николай Кузанский. Считал, что познание даётся человеку Богом, поскольку познание от Бога, а он непознаваем, то есть предел познания. За Богом нет знания, но есть вера, а вера – э то осознание Бога. Бог есть истина, а истина познается. Человек, как творение божие, является малым миром, человек стремится выйти за пределы своего «Я». Божественное бытие мыслится как абсолютная возможность, "форма форм", будучи одновременно и абсолютной действительностью. Динамика мироздания, предполагая свое единое основание, есть динамика единого живого организма, одушевленного мировой душой. Идеал "свободного и благородного" человека, воплощающего в своей сущности сущность мировой природной гармонии, что закладывает основание последующей традиции гуманистической классики. Математизированная модель бытия, трактующая Бога как актуальную бесконечность, статичный "абсолютный максимум", чье "ограничение" ("самоограничение") означает фактическое "развертывание" Бога в чувственный мир, мыслимый как потенциальная бесконечность, статичный "ограниченный максимум".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|