Роль и функции центральной и периферической нервных систем в производстве певческого голоса.
Тема № 5 Начнем с общеизвестного. Органы вокального аппарата (так или иначе) имеют отношение к пищеварительной и дыхательной системам организма человека. Можно сказать, что голос является своеобразным «паразитом» на этих системах. Дыхание и переваривание пищи — врожденные заданные программы организма, и эти процессы происходят автоматически, без какого-либо сознательного вмешательства в них со стороны хозяина этого организма, чего нельзя сказать о производстве голоса. Данный процесс является осознанной активной деятельностью человека. Нам уже известно, что гортань и все структуры, находящиеся внутри нее, вполне управляемы. Это значит, что человек по своему желанию может их сокращать, расслаблять, наклонять, поднимать, опускать и т.д. Все интересующие нас структуры состоят из поперечно-полосатой мышечной ткани, идентичной той, которая образует мышцы рук, ног и других управляемых частей тела человека. Управление структурами голосового аппарата лежит в области нейрофизиологии. Основой для научных изысканий в этой области послужило учение И.П. Павлова, которое позволило по-новому посмотреть на методологию обучения пению от практической вокальной педагогики, которая до последнего времени опиралась на эмпирическую методику. Учение И.П. Павлова не затрагивает напрямую вопросы голосообразования, но описание процессов высшей нервной деятельности (далее – ВНД), рефлекторной и сигнальных систем лежит в основе понимания фонационных процессов. Головной мозг:
Центральная нервная система – это головной и спинной мозг. Периферическая нервная система – остальные органы и части тела.
Высшая нервная деятельность – нейрофизиологические процессы, проходящие в коре головного мозга, связанные с психической деятельностью человека (мышление, сознание и т.п.) Суть вопроса заключается в понимании процессов ВНД, когда между центральной и периферической нервной системой возникают устойчивые нейронные связи, позволяющие человеку совершать автоматические действия. Примерами могут послужить такие действия, как, например, катание на коньках (лыжах и т.п.), вождение автомобиля, плавание, навыки письма, речи, чтения — другими словами, всё, что человек может делать автоматически, не задумываясь. Все перечисленные (и подобные им) навыки и умения формируются, как и условные рефлексы, в процессе многократных повторяющихся осознанных действий. Проводя аналогии с процессами ВНД, мы понимаем, что в результате таких действий между центральной (головной и спинной мозг) и периферической (органы и ткани различных частей тела) системами возникают и развиваются нейронные связи, которые «работают» тем лучше, чем больше человек повторяет определенное действие. В головном мозге происходит переработка полученной информации, то есть анализ и синтез принятого возбуждения. В соответствии с этим организм реагирует в той или иной форме, в зависимости от вида раздражителя или ситуации. Во время этой реакции процесс возбуждения передается к «рабочему органу», например, мышце, в виде так называемых импульсов, и здесь вновь трансформируется в другой процесс, характерный для клеток данного органа. В результате орган производит работу — например, сокращение или расслабление мышцы. При пении информация передаётся в головной мозг посредством слуховых ощущений и рецепторных раздражений органов голосового аппарата. Это даёт возможность постоянно корректировать работу этих органов. Таким образом, между головным мозгом и периферией (структурами голосового аппарата) устанавливается так называемая «обратная связь», с помощью которой и осуществляется передача информации.
Итак, здесь мы имеем дело с мышечной сенсорной системой, отвечающей за работу так называемого мышечного чувства при изменении напряжения мышц. Это имеет важное значение для физиологии и психологии в целом. В современной науке синонимом мышечного чувства является термин «проприорецепция», которая отвечает за ориентацию человека в пространстве и во времени. И.М. Сеченов считал, что мышечное чувство формирует все осознанные действия человека в период жизнедеятельности, а также его речь. Мышечное чувство обладает тремя качествами. Это, во-первых, ощущение положения конечностей, когда человек может определить положение своих конечностей относительно друг друга. Во-вторых, ощущение движения, когда, изменяя угол сгибания в суставе, человек осознает скорость и направление движения. Третьим качеством является ощущение усилия, когда человек может оценить мышечную силу, нужную для движения или удерживания…
Рассматривая процессы фонации с точки зрения феномена мышечного чувства (или проприорецепции), возможно объяснить, каким образом закладываются и развиваются те или иные навыки владения голосом, а именно способность контролировать движения отдельных частей вокального аппарата. 1. Ощущение положения — развитие способности определять местонахождение и положение фонационных структур; 2. Ощущение движения — развитие способности изменять это положение; 3. Ощущение усилия — развитие способности определять степень силы воздействия на фонационную структуру с целью изменить ее положение. Таким образом, проприорецептивные ощущения дают человеку возможность воспринимать изменения отдельных частей тела в покое и во время совершаемых движений. Информация, поступающая от проприорецепторов, позволяет ему постоянно контролировать положение и точность произвольных движений, а также дозировать силу мышечных сокращений. Рассмотрим подробнее.
Если схематично описать процесс овладения любым навыком, то с точки зрения нейрофизиологии он будет выглядеть следующим образом: - сначала, когда человеку объясняют суть процесса, которому ему предстоит научиться, информация попадает в кору головного мозга. Именно там находятся отделы, «отвечающие» за понимание.
- затем «информационный импульс» передается в ствол мозга, а оттуда – в спинной мозг, который «имеет связи» с нужным органом периферии. - оттуда импульс отправляется к нужному органу периферии, «прокладывая путь» будущему навыку (рефлексу). Такой путь на языке нейрофизиологии называется центростремительной информацией. Для того, чтобы процесс начал развиваться и закрепляться, от периферии в обратном порядке, через спинной мозг и ствол к головному также «отправляется» импульс. Такой феномен получил название центробежной информации.
Центробежная информация – импульс, поступающий В кору больших полушарий головного мозга от органов, отдельных мышц, конечностей и т.п. Центростремительная информация – импульс, исходящий ИЗ коры головного мозга к отдельным органам, мышцам, конечностям и т.п. У профессора В.П. Морозова в книге «Биофизические основы вокальной речи» мы читаем: «Центростремительную информацию, поступающую в кору больших полушарий головного мозга от проприорецепторов, расположенных в речевых органах, Павлов назвал «базальным компонентом речи», обусловливающим во взаимодействии со следами слуховых (а также и зрительных) раздражений деятельность второй сигнальной системы (Павлов, 1951)» Ещё И.М. Сеченов писал, что «… основным условием способности к речи служит центральная связь между зрительным и слуховым аппаратом, с одной стороны, и всем комплексом движений, участвующим в образовании голоса и речи, с другой» С точки зрения нейрофизиологии, проблемы обучения, так называемых, «трудных» учеников, всегда имеют отношение к несформированным или не достаточно сформированным связям между корой головного мозга и периферией, между пониманием и последующим осознанным действием. Принимая во внимание труды И.П. Павлова и его последователей, можно сделать вывод, что даже небольшое «вокальное умение» (произвольный наклон щитовидного хряща, раскрытие ложных связок и т.п.) должно формироваться достаточное время. Причем, воздействие (технический прием) должен быть алгоритмизировано, чтобы это «вокальное умение» обозначилось, развилось и закрепилось.
Обобщая вышесказанное, хочу еще раз обратить ваше внимание на очень важный факт: за понимание отвечает кора головного мозга, а за координацию действия отдельных периферических структур – его ствол. Человек может сто раз понимать, что ему надлежит сделать, но тут все ограничится вопросом «Как?», потому что от понимания до выполнения действия еще далеко. Должны быть предприняты соответствующие меры, которые лягут в основу образования нейронных и мышечных связей между корой и стволом головного мозга. И только после этого нужно приступать к выполнению обучающих приемов, которые помогут выработать нейромышечные связи между «посредником»-стволом мозга, спинным мозгом и конкретной структурой (голосового аппарата).
Интересно то, что в течение жизни определенные участки коры головного мозга человека становятся тем выраженнее, чем больше человек совершает управляемых ими, действий. Неумение человека производить какое-то действие говорит о том, что в головном мозге не развит соответствующий «центр управления». Попытки человека овладеть действием, многократные повторения этого действия приводят к установлению более выраженных связей и «центр управления» данным действием начинает функционировать. По сути, человек при желании и при правильном подходе может научиться чему угодно - возможности мозга, поистине, безграничны и до сих пор не исследованы в полной мере! Как уже известно, анатомия голосового аппарата насчитывает десять органов (структур), каждый из которых вносит в процесс фонации свою лепту. Принимая во внимание всё вышесказанное, можно сделать вывод, что каждый из этих органов связан (или должен быть связан) с центральной нервной системой отдельными нейромышечными связями. Если эти связи недостаточно определены, то и управление этим органом для певца крайне затруднительно. Как правило, такое положение дел само по себе является вокальной проблемой, т.к. каждый орган голосового аппарата «отвечает» за определенные вокально-технические характеристики звука: высоту, тембр, полётность, звонкость, глубину и т.д. Другими словами, если человек поёт плохо или совсем не умеет петь, структуры его голосового аппарата «мало оснащены» устойчивыми обратными связями с мозгом. Если конкретная структура «западает», в голосе певца отчетливо определяются конкретные вокальные проблемы, которые обычными распевками устранить невозможно. Решением будет комплекс упражнений, цель которых — помочь певцу почувствовать проблемную структуру и научиться ею управлять (сокращать, наклонять, поднимать, опускать и т.п.) При правильно организованном процессе обучения результат абсолютно прогнозируемый, поскольку мышечные связи будут установлены и развиты до степени рефлекса, а голос певца приобретет необходимые вокально-технические характеристики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|