Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурное самоопределение




Сравнительные характеристики типов культур

 

 

Классификационные критерии Характеристики типов культуры
Архаичная Индустриаль- ная Постиндуст- риальная
Доминирующий субъект культуры Человек с коллективно-родовым типом сознания Человек с коллективно-групповым типом сознания Человек с автономно-гуманистичес- ким типом сознания
Основной ресурс Земля Машинное производство Человек
Фактор социальной активности Природа Способ производства Самоорганиза- ция
Форма социальной организации Этнос Государство Гражданское общество
Характер коммуникаций Локальный, замкнутый Динамичный Супердинамич- ный
Доминирующий социокод Память Письменно-печатный Электронный
Ощущение времени Сакрализация прошлого Сакрализация будущего Ответствен- ность за настоящее и будущее
Типы образовательных моделей Традиционная Инструктивная Креативная

Сравнительные характеристики типов сознания

 

 

  Тип сознания
Коллективно-родовой Коллективно-групповой Автономно-гуманистический
Уровень сознания Бытийный Внешне рефлексивный вный Внутренне рефлексивный
Характер миро- восприятия Синкретичный Эклектичный, профессионально специализирован-ный Целостный, интегрированный, (комплексное восприятие мира)
Ведущий организующий фактор Традиции, ритуал; способность к самоорганиза- ции отсутствует Социальная норма; способность к самоорганизации присутствует в пределах нормы Совесть, закон; способность к активной самоорганизации
Характер мышления Примитивный, без умения оперировать законами формальной логики Конвергентный тип мышления в логике дуальной оппозиции: или черное, или белое Дивергентный тип мышления. Способность к диалогу,вынесению третьего суждения
Характер внутри групповых отношений Объект-объектный Субъект-объектный Субъект-субъектный
Ценности Покой, стабильность, «ощущение сильной руки» Общественное мнение, коллективизм, стабильность Свобода, права человека, личная ответственность, социальная активность
Антиценности Развитие, новаторство, свобода Индивидуализм, выбор Зависимость, ограничение творчества

 

Исследуя эволюцию культурных эпох и образовательных моделей в историко-культурном процессе, И. Е. Видт установила следующие характеристики, представленные в таблице 4.

Таблица 4.

Тип культуры Архаичная культура Индустриаль-ная культура Постиндустриаль- ная культура
Тип образования традиционный инструктивный инновационный (креативный)
Социокод опыт бытовой жизнедеятельности научные знания универсальные, эпистемические знания
Основной способ фиксации и хранения опыта память старшего поколения письменно-печатный печатно-электронный
Способ передачи опыта традиция инструкция совместная непрерывная продуктивная познавательная деятельность всех поколений
Доминирующий регулятор и организатор процесса обучения передача опыта осуществлялась старшим поколением и социальной стратой (этнос, цех и пр.) государство гражданское общество посредством создания общественно-педагогической инфраструктуры

 

 

Взаимодействие культуры и образования

Компоненты культуры
  Реликтовый   Актуальный Потенциальный

 

  Традиционный Актуальный   Инновационный
Компоненты образовательной модели

 

Культурное самоопределение

В этом контексте Н. Б. Крылова описала отдельные функции саморазвития и представила их проявления в следующем:

самоопределение включает самоориентировку и самоидентификацию понимания собственных задач в каждой конкретной ситуации, определение адекватной линии поведения, акт нравственного и волевого выбора, независимость в решении проблемы, уверенность в своей правоте, самообразование выбора и саморефлексию – это культурные нормы;

самоорганизация включает анализ ситуации, постановку задачи, планирование действий, представление о возможных результатах собственных действий, самоконтроль, самооценку действий и их эффективности, умение обеспечить условия собственных действий, самообслуживание, умение не перекладывать на плечи других решение собственных проблем, наличие воли как средства или условия самоорганизации, работоспособность и самостоятельность в деятельности, т.е. владение культурными методами работы;

самопознание включает самоанализ, саморефлексию, потребность размышлять по поводу своего поведения, самонаблюдение, самоизучение, постоянную коррекцию представлений о себе на основе совести, самовосприятие, самоуважение, самопринятие, самокритика, понимание самоценности и самодостаточности, что в совокупности определяет культуру самообщения;

саморегуляция и самореабилитация – это способы владения собой, внутренний самоконтроль, способность воздействовать на свой организм, самообладание, быстрая самореакция, умение восстанавливать свои душевные и физические силы, способность фиксировать изменения в себе, чувство самосохранения, умение снимать стрессы и корректировать свое эмоциональное состояние, а значит и способность использовать механизмы культурной коррекции;

самореализация включает самовыражение (т.е. активное выражение собственной индивидуальности как значимой и нужной для себя и других), самоосуществление, самоутверждение, самостоятельность, уверенность в себе, последовательность в достижении цели, умение отстаивать свои права в соответствующих ситуациях, что является основой культурной деятельности;

самообразование и самовоспитание - это самоопределение уровня своей воспитанности и образованности, социальной и культурной развитости, владение навыками самообучения, понимание собственного кругозора и зоны ближайшего развития, что предполагает определенное видение себя в культуре.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...