Критерии кредитоспособности клиента
Как банки оценивают кредитоспособность своих клиентов Ирина Дмитриевна Мамонова, член-корреспондент Российской академии естественных наук, доктор экономических наук, профессор. Кредитоспособность клиента коммерческого банка — способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам). В отличие от его платежеспособности она не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-то дату, а прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспективу. Уровень кредитоспособности клиента определяет степень риска банка, связанного с выдачей ссуды конкретному заемщику. Критерии кредитоспособности клиента Мировая и отечественная банковская практика позволила выделить критерии оценки кредитного риска и кредитоспособности клиента: характер клиента; способность заимствовать средства; способность зарабатывать средства для погашения долга (финансовые возможности); капитал; обеспечение кредита; условия, в которых совершается кредитная операция; контроль (законодательная основа деятельности заемщика, соответствие характера кредита стандартам банка и органов надзора). Под характером клиента понимается его репутация как юридического лица, степень ответственности за погашение долга, четкость его представления о цели кредита, соответствие этой цели кредитной политике банка. Способность заимствовать средства означает наличие у клиента права подать заявку на кредит, подписать кредитный договор или вести переговоры, дееспособность заемщика — физического лица. Способность зарабатывать средства для погашения долга в ходе текущей деятельности определяется ликвидностью баланса, прибыльностью деятельности заемщика, его денежными потоками.
Для такого критерия кредитоспособности клиента, как капитал, наиболее важны два аспекта оценки: достаточность капитала (анализируется на основе требований к минимальному уровню капитала и коэффициентов финансового левериджа); степень вложения собственного капитала в кредитуемую операцию (свидетельствует о распределении риска между банком и заемщиком). Под обеспечением кредита понимается стоимость активов заемщика и конкретный вторичный источник погашения долга (залог, гарантия, поручительство, страхование), предусмотренный в кредитном договоре. Если соотношение стоимости активов и долговых обязательств имеет значение для погашения ссуды в банке в случае объявления заемщика банкротом, то качество конкретного вторичного источника гарантирует выполнение заемщиком его обязательств в срок при финансовых затруднениях. Условия, в которых совершается кредитная операция (текущая или прогнозная экономическая ситуация в стране, регионе и отрасли, политические факторы), определяют степень внешнего риска банка. Последний критерий — контроль, т.е. законодательная основа деятельности заемщика, соответствие характера кредита стандартам банка и органов надзора. Способами оценки кредитоспособности клиента банка являются: оценка менеджмента; оценка финансовой устойчивости клиента; анализ денежного потока; сбор информации о клиенте; наблюдение за работой клиента путем выхода на место. Специфика оценки кредитоспособности юридических и физических лиц, крупных, средних и мелких клиентов определяет комбинацию применяемых способов оценки. Оценка кредитоспособности крупных и средних предприятий базируется на данных баланса, отчета о прибылях и убытках, кредитной заявке, информации об истории клиента и его менеджерах. В качестве методов оценки кредитоспособности используются система финансовых коэффициентов, анализ денежного потока, делового риска и менеджмента.
Финансовые коэффициенты оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка Выбор финансовых коэффициентов определяется особенностями клиентуры банка, возможными причинами финансовых затруднений, кредитной политикой банка. Можно выделить пять групп коэффициентов: I — ликвидности; II — эффективности, или оборачиваемости; III — финансового левериджа; IV — прибыльности; V — обслуживания долга. Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) показывает, способен ли заемщик рассчитаться по долговым обязательствам: КТЛ = Текущие активы / Текущие пассивы. Коэффициент текущей ликвидности предполагает сопоставление текущих активов, т.е. средств, которыми располагает клиент в различной форме (денежные средства, дебиторская задолженность нетто ближайших сроков погашения, стоимости запасов товарно-материальных ценностей и прочих активов), с текущими пассивами, т.е. обязательствами ближайших сроков погашения (ссуды, долг поставщикам, по векселям, бюджету, рабочим и служащим). Если долговые обязательства превышают средства клиента, последний является некредитоспособным. Коэффициент быстрой (оперативной) ликвидности (КБЛ) рассчитывается следующим образом: КБЛ = Ликвидные активы / Текущие пассивы. Ликвидные активы — та часть текущих пассивов, которая быстро превращается в наличность, готовую для погашения долга. К ликвидным активам в мировой банковской практике относят денежные средства и дебиторскую задолженность, в российской практике — и часть быстро реализуемых запасов. С помощью коэффициента быстрой ликвидности прогнозируют способность заемщика быстро высвобождать из оборота денежные средства для погашения долга банка в срок. Коэффициенты эффективности (оборачиваемости) дополняют коэффициенты ликвидности и позволяют сделать заключение более обоснованным. Если показатели ликвидности растут за счет увеличения дебиторской задолженности и стоимости запасов при одновременном замедлении их оборачиваемости, нельзя повышать класс кредитоспособности заемщика. Коэффициенты эффективности рассчитывают так.
Оборачиваемость запасов: а) длительность оборота в днях: Средние остатки запасов в периоде / Однодневная выручка от реализации; б) количество оборотов в периоде: Выручка от реализации за период / Средние остатки запасов в периоде. Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях: Средние остатки задолженности в периоде / Однодневная выручка от реализации. Оборачиваемость основного капитала (фиксированных активов): Выручка от реализации / Средняя остаточная стоимость основных фондов в периоде. Оборачиваемость активов: Выручка от реализации / Средний размер активов в периоде. Коэффициенты эффективности анализируются в динамике, а также сравниваются с коэффициентами конкурирующих предприятий и со среднеотраслевыми показателями. Коэффициент финансового левериджа характеризует степень обеспеченности заемщика собственным капиталом. Варианты расчета этого коэффициента различны, но экономический смысл один: оценка размера собственного капитала и степени зависимости клиента от привлеченных ресурсов. При расчете данного коэффициента учитываются все долговые обязательства клиента банка, независимо от их сроков. Чем выше доля привлеченных средств (краткосрочных и долгосрочных), тем ниже класс кредитоспособности клиента. Окончательный вывод делают с учетом динамики коэффициентов прибыльности. Коэффициенты прибыльности характеризуют эффективность использования всего капитала, включая его привлеченную часть. Их разновидностями являются следующие. Коэффициенты нормы прибыли: а) Валовая прибыль до уплаты процентов и налогов / Выручка от реализации или чистые продажи; б) Чистая операционная прибыль (прибыль после уплаты процентов, но до уплаты налогов) / Выручка от реализации или чистые продажи; в) Чистая прибыль после уплаты процентов и налогов / Выручка от реализации или чистые продажи. Коэффициенты рентабельности: а) Прибыль до уплаты процентов и налогов / Активы или собственный капитал;
б) Прибыль после уплаты процентов, но до уплаты налогов / Активы или собственный капитал; в) Чистая прибыль (прибыль после уплаты процентов и налогов) / Активы или собственный капитал. Сопоставление трех видов коэффициентов рентабельности показывает степень влияния процентов и налогов на рентабельность предприятия. Коэффициенты нормы прибыли на акцию: а) доход на акцию: Дивиденды по простым акциям / Среднее количество простых акций; б) дивидендный доход (%): Годовой дивиденд на одну акцию х 100 / Средняя рыночная цена одной акции. Если доля прибыли в выручке от реализации растет, увеличивается прибыльность активов или капитала, то можно не понижать рейтинг клиента даже при ухудшении коэффициента финансового левериджа. Коэффициенты обслуживания долга (рыночные коэффициенты) показывают, какая часть прибыли поглощается процентными и фиксированными платежами. Общая их сумма рассчитывается следующим образом. Коэффициент покрытия процента: Прибыль за период / Процентные платежи за период. Коэффициент покрытия фиксированных платежей: Прибыль за период / (Проценты + Лизинговые платежи + Дивиденды по привилегированным акциям + Прочие фиксированные платежи). Методика определения числителя коэффициентов покрытия процентов и покрытия фиксированных платежей зависит от того, относятся процентные или фиксированные платежи на себестоимость либо уплачиваются из прибыли. Коэффициенты обслуживания долга особое значение приобретают при высоких темпах инфляции, когда величина процентов уплаченных может приближаться к основному долгу клиента или превышать его. Чем больше прибыли направляется на покрытие процентов уплаченных и других фиксированных платежей, тем меньше ее остается для погашения долговых обязательств и покрытия рисков и тем хуже кредитоспособность клиента. Финансовые коэффициенты оценки кредитоспособности рассчитывают на основе прогнозных величин на планируемый период, средних остатков по балансам на отчетные даты. Показатели на 1-е число не всегда отражают реальное положение дел. Поэтому в мировой практике используется система коэффициентов, рассчитываемых на основе счета результатов (он содержит отчетные показатели оборотов за период). Исходный оборотный показатель — выручка от реализации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|