Всприятие как психический процесс. Восприятие и опыт человека.
Определение: восприятие – психич. процесс, одна из стадий познават. деятельности, приводящая к созданию образа объекта на основе анализа и синтеза отдельных его качеств, выделения при этом существенных признаков предмета или явления и отвлечения от несущественных и неактуальных. Свойства: Зависимость восприятия от личностных свойств носит название апперцепция. 1) Целостность: восприятие есть всегда целостный образ предмета; не является врожденным. 2) Константность: мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п.; источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Также не врожденное. 3) Структурность: восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны. 4) Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. 5) Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Виды восприятия. Выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека. 4 операции восприятия: 1) обнаружение, 2) различение, 3) идентификация, 4) опознание. На стадии обнаружения субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Конечный результат второй стадии– формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи. Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация. Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти. Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.
Теории восприятия: стимуляционная (Дж. Гибсон), нейрофизиологическая (А.А. Гостев), деятельностная (А.Н. Леонтьев), субъектная (Ш.А. Надирашвили), конструктивистская (И. Рок), динамическая (П. Колерс, Дж. Гибсон), генетическая (Н.Н. Ланге), прогностическая (Дж. Брунер), информационная (П. Линдсей), когнитивно-структурная (У. Найссер). Важную роль в процессе восприятия играет прошлый опыт человека. На основании своего опыта человек может узнать ряд предметов и явлений: животных, предметы домашнего обихода, орудия производства, явления природы и др. При этом целостный характер восприятия, опора на выделение существенных признаков позволяют человеку узнавать такие предметы и явления, которые несколько отличаются от образцов, воспринимавшихся им ранее. Если человеку показать, например, изображение собаки не известной для него породы, он тем не менее легко узнает, что это собака, хотя и необычной формы или окраса. Зависимость восприятия от жизненного опыта человека, его образования, восприятия, профессии, потребностей и мотивов приводит к тому, что полнота и точность восприятия одних и тех же предметов и явлений могут отличаться у разных людей. Восприятие, будучи, как и всякий процесс познания, отражением материального мира, зависит и от особенностей личности воспринимающего субъекта, его прошлого опыта, знаний, интересов. Особенности личности и организма, потребности и мотивы восприятия, побуждения оказывают влияние на процесс восприятия, выделяя наиболее важные для воспринимающего человека стороны, качества и особенности объекта восприятия. Так же, как и ощущение, возникающее восприятие есть вместе с тем отражение того, что существует объективно, независимо от субъекта. Ощущение и восприятие являются субъективным образом объективного мира.
Каждый человек рождается с определенным набором биологических особенностей его личности, проявляющихся в темпераменте. Значительные различия в поведении людей, обусловленные свойствами их темпераментов есть даже у кровных братьев и сестер, у близнецов, живущих бок о бок. Темпераменты различаются у сиамских близнецов Маши и Даши, у всех детей получивших одинаковое воспитание, имеющих одинаковое мировоззрение, близкие идеалы, убеждения и моральные устои. Темперамент — проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность. В нервных центрах коры человеческого мозга протекают в сложном взаимодействии два противоположных активных процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение одних участков мозга вызывает торможение других, этим можно объяснить, почему человек, увлеченный чем-то, перестает воспринимать окружающее. Так, например, переключение внимания связано с переходом возбуждения с одних участков мозга на другие и соответственно торможением покинутых участков мозга. Возбуждение и торможение могут уравновешиваться или преобладать друг над другом, могут протекать с различной силой, переходить из центра в центр и сменять друг друга в одних и тех же центрах, т.е. обладать определенной подвижностью. По типическим особенностям динамики психических процессов с давних пор различают четыре основные темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.
Сангвиник. Человек сангвинического темперамента отличается относительно слабой интенсивностью психических процессов и быстрой сменой одних психических процессов другими. Для сангвиника характерны легкость и быстрота возникновения новых эмоциональных состояний, которые, однако, быстро сменяя друг друга, не оставляют в его сознании глубокого следа. Обычно сангвиник отличается богатой мимикой, его эмоциональные переживания сопровождаются разнообразными выразительными движениями. Это жизнерадостный человек, отличающийся большой подвижностью. С внешней подвижностью у сангвиника связывается быстрота психических процессов: он впечатлителен, быстро отзывается на внешние раздражения и менее сосредоточен и углублен в свои личные переживания. Сангвиник легко справляется с задачами, требующими быстрой сообразительности, если только эти задачи не являются особо трудными и серьезными. Он легко берется за разные дела, но вместе с тем легко и забывает о них, заинтересовавшись новыми. В своих решениях он нередко поспешен, мало над ними задумывается, часто разбрасывается. Сангвиник легко входит в общение с другими людьми. Однако его отношение к другим людям часто поверхностно: он легко расстается со своими привязанностями, быстро забывает горести и радости, обиды и примирения. Холерик. Холерический темперамент характеризуется большой интенсивностью и яркой выраженностью эмоциональных переживаний и быстротой их протекания. Эта особенность выражается в характерных для холерика вспыльчивости и отходчивости, непосредственно следующей за бурными вспышками чувств. Холерик — человек горячий, страстный, отличающийся резкой сменой чувств, которые у него всегда глубоки, захватывают его целиком. Он глубоко и сильно переживает как радости, так и печали, что находит свое (иногда бурное) выражение в его мимике и действиях. Люди холерического темперамента отличаются большой подвижностью, однако их подвижность иная, чем у сангвиников. Если сангвиника отличают быстрые, плавные и ловкие движения, то у холерика они часто носят резкий характер, отличаются стремительностью. Для людей холерического темперамента характерна большая активность и энергия.
Меланхолик. Для людей с меланхолическим темпераментом характерно медленное течение психических процессов, в том числе эмоциональных переживаний; вместе с тем эти переживания у меланхолика отличаются большой глубиной, накладывая свой отпечаток на весь склад его личности. Чувства и настроения меланхолика однообразны и вместе с тем очень устойчивы. Нередко они носят астенический характер. В связи с этим самый термин «меланхолик» часто обозначает человека, отличающегося грустным и даже мрачным настроением. Люди с меланхолическим темпераментом нередко очень болезненно относятся к внешним обстоятельствам, легко уязвимы, тяжело переживают трудности жизни. Нередко они отличаются замкнутостью в самих себе и необщительностью. Эти особенности меланхолического темперамента находят свое выражение и во внешнем облике человека: движения его медлительны, однообразны, сдержанны; глубокие чувства внешне выражаются слабо; по внешним проявлениям можно судить только об общем астеническом характере его эмоций, но не об отношении к окружающим явлениям и событиям в данном конкретном случае: меланхолик редко обнаруживает свои чувства. Меланхолический темперамент часто характеризуется упадничеством, отсутствием бодрости и решительности в своих действиях, частыми колебаниями, а в наиболее резких своих проявлениях — пассивностью, вялостью, незаинтересованностью порученным человеку делом. Флегматик. Внешне человек флегматического темперамента отличается прежде всего малой подвижностью, движения его очень медлительны и даже вялы, не энергичны, от него нельзя ожидать быстрых действий. Флегматика характеризует также слабая эмоциональная возбудимость. Его чувства и настроения отличаются ровным характером и изменяются медленно. Это невозмутимый, размеренный в своих действиях человек. Он редко выходит из ровного, спокойного эмоционального состояния, его можно редко видеть сильно взволнованным, ему чужды аффективные проявления личности. Характерный для флегматика строй эмоциональных состояний находит и соответствующее внешнее выражение. Мимика и жесты флегматика однообразны, невыразительны, речь медленная, лишенная живости, не сопровождается выразительными движениями. Прежде чем что-либо сделать, флегматик долго и обстоятельно обдумывает предстоящие действия; однако принятые решения выполняет спокойно и неотступно, сильно привязывается к привычной для него работе и с трудом переключается на новые виды труда.
Было бы ошибкой думать, что каждый человек может быть отнесен к одному из рассмотренных выше четырех видов темперамента. Описанные темпераменты в жизни встречаются редко. В характере каждого человека обычно своеобразно соединяются черты, присущие разным темпераментам; про таких людей говорят, что они обладают смешанным темпераментом. Лишь тогда, когда в характере человека значительно преобладают черты того или иного темперамента, он может быть очень приближенно отнесен к представителям одного из указанных четырех видов темперамента.
Память. Виды памяти. Память – это один из самых востребованных психических процессов человека. Такая популярность восходит еще к древним грекам, которые почитали богиню памяти Мнемозину как мать девяти муз, покровительниц известных в то время искусств и наук. От имени богини происходят и современные научные выражения, имеющие отношение к памяти: «мнемическая задача», «мнемические процессы», «мнемическая направленность» и т. п. Трудно представить мир без памяти. Значение памяти очень велико, однако не следует все успехи или, наоборот, неудачи списывать на счет этого познавательного процесса. Человеку трудно сказать: «Я не умею рассуждать» или тем более «Я глуповат», но он легко произносит: «Опять этот склероз» и т. п. Память – это сложный познавательный процесс, благодаря которому человек может запоминать, сохранять и воспроизводить свой прошлый опыт. Благодаря памяти мы можем сохранять и воспроизводить не только отдельные предметы или ситуации, но и целые цепи событий. Существующие между событиями, предметами или явлениями связи, сохранившиеся в нашей памяти, называются ассоциациями. Исследователи выделяют ассоциации разного вида, но классически это: 1) ассоциации по сходству; 2) ассоциации по контрасту; 3) ассоциации по смежности. В основе многих поэтических сравнений лежат ассоциации по сходству («река текла, как дождь», «плачет метель, как цыганская скрипка»). В жаркий летний день мы вспоминаем, как хорошо было зимой кататься на лыжах, а зимой – как весело проводили время на пляже. Подобного рода ассоциации – это ассоциации по контрасту. Студент на экзамене представляет тетрадь с конспектом и ту страницу, где расположен материал билета, видит таблицу или схему и т. п. Если предметы связаны во времени и пространстве, то это ассоциации по смежности (пол – тряпка, ручка – тетрадь). Большинство ассоциаций связано с опытом конкретного человека, однако есть и такие, которые являются одинаковыми для многих людей. Например, большинство людей при слове «плод» называют «яблоко», а если просят назвать часть лица, отвечают «нос». Значение ассоциаций для человека заключается в том, что они позволяют автоматически и быстро воспринимать необходимую в данный момент информацию. Итак, память – это сложный познавательный процесс, благодаря которому обеспечивается непрерывность психической жизни человека. 2. Человеческая память может быть классифицирована по нескольким основаниям. 1. Время хранения материала: 1) мгновенная (иконическая) – благодаря этой памяти в течение 0,1–0,5 с удерживается полная и точная картина того, что только восприняли органы чувств, при этом не производится никакой обработки полученной информации; 2) кратковременная (КП) – способна сохранять информацию короткий промежуток времени и в ограниченном объеме. Как правило, у большинства людей объем КП равен 7 ± 2 единицам. В КП фиксируется лишь наиболее значимая информация, обобщенный образ; 3) оперативная (ОП) – функционирует в течение заранее определенного времени (от нескольких секунд до нескольких дней) в зависимости от той задачи, которую необходимо решить, после чего информация может быть стерта; 4) долговременная (ДП) – информация сохраняется на неопределенно долгий срок. в ДП содержится тот материал, который практически здоровый человек должен вспомнить в любой момент времени: свое имя, отчество, фамилию, место рождения, столицу Родины и т. п. У человека ДП и КП неразрывно связаны. Прежде чем материал поступает на хранение в ДП, он должен быть обработан в КП, что позволяет защитить мозг от перегрузки и длительно сохранять именно жизненно важную информацию; 5) генетическая память стала выделяться исследователями сравнительно недавно. Это информация, сохраняющаяся в генотипе и передающаяся по наследству, не поддающаяся влиянию обучения и воспитания. 2. Ведущая роль того или иного анализатора: 1) двигательная – запоминаются и воспроизводятся двигательные реакции, поэтому на ее основе формируются основные двигательные навыки (ходьба, письмо, спорт, танцы, труд). Это один из самых онтогенетически ранних видов памяти; 2) эмоциональная – запоминание определенного эмоционального состояния и его воспроизведение при повторении ситуации, когда оно возникло в первый раз. Этот вид памяти также возникает у ребенка очень рано, согласно современным исследованиям уже на первом году жизни, хорошо развит у детей дошкольного возраста. Характеризуется следующими особенностями: а) особая прочность; б) быстрое формирование; в) непроизвольность воспроизведения; 3) зрительная – преобладает сохранение и воспроизведение зрительных образов. У многих людей именно этот вид памяти является ведущим. Иногда зрительные образы воспроизводятся настолько точно, что напоминают фотографический снимок. О таких людях говорят, что у них эйдетическая память (эйдос – образ), т. е. память, обладающая фотографической точностью. У многих людей эйдетическая память хорошо развита в дошкольном возрасте, но у отдельных лиц (чаще это люди искусства) она сохраняется на протяжении всей жизни. Например, В. А. Моцарт, С. В. Рахманинов, М. А. Балакирев могли запомнить и воспроизвести на инструменте сложное музыкальное произведение после всего лишь одного восприятия; 4) слуховая – способствует хорошему запоминанию и воспроизведению самых разнообразных звуков. Особенно хорошо развита у музыкантов, акустиков и т. п. Как особую разновидность этого вида выделяют словесно-логическую память – это чисто человеческий вид памяти, благодаря которой мы можем быстро и точно запоминать логику рассуждений, последовательность событий и т. п.; 5) обонятельная – хорошо запоминаются и воспроизводятся запахи; 6) вкусовая – преобладание в процессах памяти вкусового анализатора; 7) осязательная – хорошо запоминается и воспроизводится то, что человек смог ощупать, к чему прикоснулся руками и т. п. Последние три вида памяти не являются для человека столь значимыми, как ранее перечисленные, однако их важность резко возрастает, если функционирование какого-либо из основных анализаторов нарушается, например, когда человек теряет зрение или слух (известно много случаев, когда слепые люди становились отличными музыкантами). Существует целый ряд профессий, где именно эти виды памяти являются востребованными. Например, дегустаторы должны обладать хорошей вкусовой памятью, парфюмеры – обонятельной. Очень редко бывает, когда у человека преобладает какой-либо один вид памяти. Гораздо чаще в качестве ведущей выступает зрительно-слуховая память, зрительно-двигательная, двигательно-слуховая. Помимо приведенных классификаций память может различаться по таким параметрам, как скорость, длительность, прочность, точность и объем запоминания. Многообразие видов памяти позволяет достигать успеха в различных видах деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|