Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бхадрасана (благотворная поза)




СИДДХАСАНА (СОВЕРШЕННАЯ ПОЗА)

 

СИДДХАСАНА считается первой среди 8,400,000 асан. Хотя все асаны полезны для здоровья, приобретения красивого и хорошо сложенного тела, СИДДХАСАНА также используется для медитации, молитв и поклонений, пранаямы и самадхи. Возможно достижение всех высот йоги посредством практики этой асаны, совершенства и сиддх (или сверхъестественных способностей) и само-реализации йоги. Ввиду этого, в науке йоги она названа Сиддхасана или совершенная поза. В йогических текстах текстах, сказано:

Mukhyam sarvasanesvekam siddhah Siddhasanam viduh.

(H.Y.P. 1, 38)

Те, кто достиг совершенства в выполнении асан, признают Сиддхасану первой среди асан.

 

Далее сказано:

 

Nasanam siddha-sadrsam na kumbhah kevalopamah Na khecarl-sama mudra na nada-sadrso layah.

(H.Y.P. 1, 43)

Нет асаны подобной сиддхасане, нет Кумбхаки подобной Кевала-кумбхаке, нет Мудры подобной Кхечари, нет Лайи (растворения) подобной Нада (внутренний звук).

 

 

Сидя на полу, пятку левой ноги, поместите напротив заднего прохода а правую пятку напротив половых органов по Шивани-нади как показано на фото, 1 и 2. Область, которая располагается перед анусом (задним проходом), по мошонке и по нижней поверхности полового органа, соединена Шивани-нади, этот термин в йогических текстах, указывает линию вдоль мочеиспускательного канала и мошонки.


Шивани-нади также известен как Читракьхя-нади или как Вирья-ваха (элемент семени). В йоговских текстах, различные функции были приписаны различным нади. В Йогасикх-упанишадах, сказано:

 

Malarn tyajet Kuhurnadl mutram muflcati Varupl Citrakhya slvanl-nadl sukla-mocana-karinl.

(Y.S. U. 26-27)

 

Нади под названием Куху контролирует функцию выделения кала, Варупи-Нади, контролирует выделение мочи, Читракьхя-Нади или Шивани-Нади обладает функцией выделения семени.

 

Термин Нади имеет множество значений в различных контекстах и поэтому иногда является источником недоразумений при его использовании вне контекста. Таким образом, в зависимости от контекста, это может означать следующее: нервы, артерии, вены, каналы или трубки, различные полые структуры в теле. В данном конкретном случае имеется в виду последнее значение. Пальцы ног и стопы должны находиться между бедрами и икрами. Кисти должны быть помещены друг на друга правая поверх левой, ладонями вверх. Позвоночник должен быть абсолютно перпендикулярен в этом положении. Взгляд должен пристально фиксироваться в одной из пяти областей перечисленных ниже:

 

1. Бхрумадья (между бровями).

2. Сама-дришти (прямо вперед).

3. Насикагра (кончик носа).

4. Ардхонимеша (веки полуприкрыты).

5. Нетра-бандха (глаза закрыты).

 

Эти различные способы фиксации взгляда дают различные результаты.

 

Эффекты и преимущества

Практика этой асаны помогает контролировать сексуальную энергию и соблюдать Брахмачарья. (Слово «Брахмачарья» означает обет безбрачия, или так же состояние ума, сконцентрированного на Высшем Существе.) Эта асана обеспечивает умственную дисциплину и гарантирует проникновение Праны в Сушумна Нади. Таким образом помогает в пробуждении Кундалини-шакти («Змеиной силы»). Посредством этой асаны реализуется возможность достижения Дхарана (концентрации), Дхиана (медитация) и даже Самадхи (самореализация).

Этот метод характеризуется как лучший среди техник, используемых для пробуждения Кундалини.

Kimanyairbahubhih pithaih siddhe siddhasane sati Prananile savadhane baddhe kevala-kumbhake.

(H.Y.P. 1, 41)

Нет необходимости выполнять любые другие асаны для тех, кто утвердился в Совершенной позе (Сиддхасане). Осторожное выполнение Кевала Кумбхака Пранаямы в этой асане делает практику любой другой асаны бессмысленной.

 

Utpadyate nirayasat svayamevonmanl-kala. Tathaikasminneva drdhe siddhe siddhasane- sati Bandha-trayamanayasat svayamevopjayate.

(H.Y.P. 1, 42)


Успех в Сиддхасане дает Унмани-Авастха (состояние «не-ума»), и три Бандхи (замка) выполняются сами собой, без усилий (различаются следующие замки: горловой или Джаландхара-Бандха, брюшной Уддияна-Бандха, и корневой или Муладхара-Бандха).

Там же отмечено, что йогины описавшие замечательные особенности этой асаны подчёркивали необходимость в длительной практике Сиддхасаны. Сватмарама, ученик Горакшанатха, комментирует её таким образом в Хатха-йога Прадипике:

Caturasiti plthesu siddhameva sadabhyaset. Dva-saptati-sahasranam nadinam mala-sodhanam.

(H.Y.P. 1, 39)

Из 84 Асан Сиддхасана должна практиковаться всегда. Она очищает 72000 Нади.

 

Далее он также подчеркнул определенные особенности этой асаны:

Atma-dhyayl mitaharl yavad dvadasa-vatsaram Sada siddhasanabhyasad yogi nispattimapnuyat.

(H.Y.P. 1, 40)

 

Самосозерцанием, умеренной пищей и практикой Сиддхасаны за 12 лет йогин достигает Йога-Сиддхи.

 

Как и было упомянуто выше, различные результаты могут быть получены в зависимости от области фиксации взгляда:

 

1. Бхру-мадья-дришти – (фиксирование взгляда в области межбровья) – фото 3, даёт способность видеть внутренний свет.

 


 

2. Сама-дришти взгляд направлен вперед как показано на фото 4, является особенно полезным для практикующих Тратаку или центральную фиксацию взгляда.

 

3. Насикагра-дришти или фиксация взгляда на кончике носа (фото 5), дает способность видеть 5 элементов. Термин «элемент», используемый здесь, не должен быть перепутан с элементами, известными в современной химии. Это термин Самкхья-йоги, подразумевающей пять основных материалов, формирующих Вселенную. Это пять элементов следующие: Акаша, Ваю, Теджас, Апас и Притхви. Хотя, их обычно и переводятся как эфир, воздух, огонь, вода и земля, эти термины не в состоянии передать философский и метафизический смысл первоначальных слов, скорее обозначают их специфическую сущность. Они просто выделяют основные типы и этапы организации материи. Эти термины являются абстрактным обобщением и не относятся к любому из обычных физических или химических эквивалентов. Для правильного понимания этих терминов, нужно обратиться к обычным текстам по индийской философии.

 


 

4. Ардхонмеса - или полуприкрытые веки – фото 6 помогает в освоении Самбхави и Унмани поз или Мудр. Самбхави или Унмани Мудры должны изучаться под руководством гуру. Они описаны в третьей книге «Мудра и Пранаяма».

 

 

5. Нетрабандха - или закрытые глаза, является особенно полезным для медитации и, потому, очень важно для тех, чей ум - неустойчив и недисциплинирован (фото 7).

 

 

Сиддхасана полезна как для обычного обывателя, так и для человека, ведущего йогический образ жизни. Достоинства этой асаны невозможно переоценить. Те, кто могут удерживать позу непрерывно три часа и сорок восемь минут, могут считать себя освоившими эту асану. Семейным человеком эта асана должна практиковаться умеренно; только йогин может практиковать её сверх указанного времени. Сиддхасана также известна среди йогов как Ваджрасана.

 

 


Йогасикхопанишада по этому поводу пишет:

 

Vajrasanasthito Yogi calayitva tu kundallm.

(Y.S.U. 1, 112)

Kuryadanantaram bhastrlm kundalimasu bodhayet.

(Y.S.U. 1, 113)

 

Йогин сидя в Ваджрасане, пробуждая Кундалини дожен выполнить Бхастра-кумбхаку (дыхание типа кузнечный мех), дыхание которое пробуждает Кундалини.

 

Здесь термин Ваджрасана подразумевает Сиддхасану, потому что Пранаяма не может выполняться в асане традиционно известный как Ваджрасана. Имеются много цитат и толкований и в других йогических текстах относительно Сиддхасаны – также называемой Ваджрасана. Например, в Бхактисагре, при описании Сурья-Бхедана-Пранаямы, в разделе о Аштанга-йоге (восьмиступенчатой йоге) Йога Карана Даша мы находим следующие замечания:

 

Kumbhaka Suraja bheda hi pahile dehu sunaya Sukha asana kai kljiye athava vajra lagaya. Athava vajra-lagaya, puraka dahine svara klje.Nakha-sikha sell roki vayu kum bandha karija.

(B.S. 73)

Сначала я буду описывать Сурья Бхеди Пранаяму. Эта Пранаяма должна выполняться сидя в Сукхасане или в Ваджрасане. После принятия в Ваджрасаны, выполняется Пурака (полный вдох) делается это через правую ноздрю, после чего выполняется задержка дыхания.

 

В данном случае термин Ваджрасана, используемое в Карана Даше, может означать только Сиддхасану, потому как в традиционной Ваджрасане, Пранаяма не практикуется.

Существует два положения рук при выполнении Сиддхасаны. Первый показан на фото 2, кисти укладываются друг на друга. Это приводит к увеличению Лагхима-Шакти, которая делает тело лёгким. Если руки лежат на коленях, большой и указательный пальцы соединены вместе, увеличивается Гарима-Шакти, тело становится более тяжелым. Этот последний метод показан на фото 8.

В начале, йогин должен стремиться к увеличению Лагхима-Шакти и руки должны находится друг на друге. Но со временем, когда йогин почувствует себя достаточно лёгким он может подавить эту лёгкость, для чего необходимо увеличить Гарима-Шакти перемещая руки на положение показанное на фото 8.

 

 


Сиддхасана – в высшей степени полезна для развития физических, умственных и духовных способностей, потому как находясь в ней с помощью медитации, молитвы, поклонения, пранаямы возможно достигнуть самореализации (Самадхи).

Это - неудивительно, ведь среди 8,400,000 асан Господь Шива (основоположник йоги), оценил Сиддхасану как главную.

 

ПАДМАСАНА (ПОЗА ЛОТОСА)

Эта асана известна как Падмасана или Камаласана. Различные йоговские тексты, используют оба эти термина.

Сядьте на пол, левую ногу положите на правое бедро, как можно ближе к пупку (фото 9).

 

 

Затем, правую ногу поместите на левое бедро таким образом, чтобы пятки касались друг друга у пупка насколько это возможно (фото 10).

 

 

Позвоночник и всё тело от талии и выше должны быть перпендикулярными полу. Необходимо позаботиться, чтобы колени касались земли. Руки должны быть установлены друг на друга, ладонями вверх. Затем всю процедуру повторить с противоположным положением ног (перекрест в другую сторону).


В Падмасане, положения рук также дают различные результаты. Таким образом, положение рук «внахлёст» увеличивает Лагхима-Шакти, и тело приобретает лёгкость. Положение рук на коленях усиливает влияние гравитации, и тело становится более тяжелым (фото 11).

 

 

В начале йогин должен увеличивать Лагхима-Шакти, и руки должны находиться друг на друге. Практикуя положение рук в другой позиции даёт эффект аналогичный описанному ранее и полезен в Падмасане как Сиддхасане.

В Падмасане можно использовать, любой из пяти вариантов фиксации взгляда (перечисленных ранее касательно Сиддхасаны).

В начале Падмасана кажется трудной в выполнении, но эту асану должны выполнять все: мужчины, женщины, дети и пожилые люди. Чтобы облегчить практику, великие мудрецы изобрели Ардха-Падмасану или Половинную позу лотоса как показано на фото 12.

 

 

Здесь, только одна нога помещена на противоположное бедро, другая остается на полу. Ардха-Падмасана должна практиковаться только теми, чьи суставы малоподвижны. Возможно, что в течение 40 дней такой практики Падмасана будет освоена. Тем, кто имеет малоподвижные суставы, рекомендуется пить молоко смешанное с порошкообразной сырой куркумой, что делает суставы более подвижными. Считается также, что потребление сырой куркумы, очищает кровь.


Эффекты и преимущества

Принимая во внимание, что Падмасана, также используется для медитации, молитв, ритуалов и Пранаямы, она также является намного более эффективной и полезной чем Сиддхасана, для улучшения физического состояния. Для Пранаямы Падмасана является основной позой. Но только, когда человек в состоянии сидеть в Падмасане в течение 15 минут она считается пригодной для того, чтобы выполнять Пранаяму, так как Падмасана – единственная асана в которой положение остается безмятежным и устойчивым даже когда тело начинает подбрасывать.

 

Padmasanastha evasau bhumimutsrjya vartate. Atimanusacestadi tatha samarthyamudbhavet.

(Y.T.U. 1, 55)

 

Йогин, сидящий в Падмасане отрывается от земли и воспаряет. Он становится, обладателем сверхчеловеческих способностей.

 

Эта асана устраняет запоры, расстройства желудка и метеоризм, улучшает пищеварение и усиливает бедра и икры.

Она также считается более полезной для женщин чем для мужчин, так как имеет благоприятное воздействие на матку. Поэтому, все асаны, основанные на падмасане должны практиковаться особенно женщинами. Сватмарама, ученик Горакшанатха, сказал в Хатха Йога Прадипике:

 

Idarn padmasanam proktam, sarvavyadhi-vinasanam, Durlabham yena kenapi dhlmata labhyate bhuvi.

(H.Y.P. 1, 47)

 

Это Падмасана, разрушитель всех недугов. Простым смертным она недоступна, только мудрецам.

 

Она может выполняться и брахмачарием и семьянином, ванапрасти или Саньяси (отшельником) и считается освоенной, тогда когда может удерживаться непрерывно 3 часа и 48 минут описанным выше способом. Практикуя Сиддхасану сексуальные желания уменьшаются, поэтому мужчины, ведущие обычный образ жизни должны ограничивать себя в практике, это ограничения не касается Падмасаны. Независимо от того, как долго она выполняется, Падмасана имеет благоприятное воздействие.

 

Baddha-padmasano yogi namaskrtya gurum Sivam Nasagra-drstirekakl prapayamam samabhyaset.

(Y.T.U. 1, 106)

 

Йогин, принимая Падмасану, должен поклониться великому учителю йоги, Богу Шиве, и заняться пранаямой зафиксировав взгляд на кончике своего носа.

 


Здесь практика Пранаямы описывается в Падмасане потому, что совершенная пранаяма может быть выполнена только в Падмасане. Сватмарама, ученик Горакшанатха, пишет:

 

Padmasane sthito yogi nadl-dvarena puritam Marutam dharayed yas tu sa mukto natra samsayah.

(H.Y.P. 1, 49)

Если йогин, освоивший Падмасану, направляет дыхание после полного, глубокого вдоха в канал Сушумна Нади, тогда он считается освобожденным; в этом нет никаких сомнений.

 

Очевидно, что Сиддхасана и Падмасана, являются первыми среди 8,400,000 асан. И даже, если Падмасана практикуется без Пранаямы, молитвы, медитации или сосредоточения, она принесет практикующему несомненную пользу.

 

 

БХАДРАСАНА (БЛАГОТВОРНАЯ ПОЗА)

 

Встаньте на колени, затем сядьте на пятки, удерживая их вместе. Обе руки положите на бедра. Сидя, взгляд зафиксируйте на кончике носа и выполните Джаландхара Бандху (горловой замок); тело должно быть в устойчивом положении как показано на фото 13.

 

 

Великий мудрец Гхеранда говорил:

Gulphau ca vrsapasyadho vyutkramepa samahitah, Padangusthe karabhyam ca dhrtva ca prsthadesatali, Jalandharam samasadya nasagramavalokayet, Bhadrasanam bhavedetat sarvavyadhi-vinasakam.

(G.S. 2, 9-10)

Сядьте удобно положив обе ноги так, чтобы пятки касались друг друга под промежностью. Пальцы ног правой и левой стоп должны быть захвачены левыми и правыми руками соответственно (наперекрест), йогин должен сконцентрировать свой взгляд на кончике носа удерживая горловой замок. Так выполняется Бхадрасана - разрушительница недугов.

 


В йогических текстах есть и другое описание Бхадрасаны. В этом варианте, захватываются большой палец правой ноги правой рукой и левая рука большой палец левой ноги, в положении на коленях как и описанно выше. Это положение проиллюстрировано на фото 14.

 

Эффекты и преимущества

Бхадрасана излечивает многие недуги. Она укрепляет бедра, колени и стопы. Она также оказывает благоприятное воздействие на позвоночник, но только если практикуется достаточно долго. Также эта асанa полезна для легких.

Практикуя эту асану, вначале, держите руки на коленях. Только после некоторой практики захватывайте пальцы ног как показано на фото 14.

Эта асанa является очень полезной для развития способности к концентрации, поскольку простая практика концентрации взгляда на кончике носа успокаивает ум. Не смотря на легкость Бхадрасаны, нет случаев чтобы она не давала результатов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...