Конкурентная борьба в избирательном процессе
⇐ ПредыдущаяСтр 88 из 88
В современном обществе кандидату и его команде приходится вести избирательную кампанию в острой конкурентной борьбе за голоса избирателей. Эта борьба идет по трем направлениям: - продвижение позитивного имиджа кандидата и его программы; - критика, разоблачение недостатков соперников; - защита уязвимых сторон кандидата и его программы от критики со стороны соперников. В ходе любой избирательной кампании приходится решать вопрос о соотношении этих трех направлений. Можно построить предвыборную борьбу на пропаганде своей программы. Обычно этот путь выбирают партии и кандидаты, находящиеся у власти и добившиеся значительных позитивных результатов. Можно выбрать в качестве главного направления критику, разоблачение конкурентов. Как правило, этот путь выбирают оппозиционные силы либо кандидаты, которые, находясь у власти, не смогли добиться позитивных результатов. Если в предвыборной борьбе приоритетным становится третье направление – защита имиджа, программы, то это говорит о слабости кандидата и его команды. Участник предвыборной гонки, перешедший в оборону, обречен на поражение, так как против него начинает работать стереотип массового сознания: «если оправдывается, значит, виноват». Борьба с конкурентами нередко обретает необычайно жесткие формы, выходит за рамки конструктивной критики предвыборных программ и выливается в соревнование «компроматов». Такое жесткое ведение борьбы преследует цель не только дискредитировать в глазах избирателей своего соперника, но и вывести последнего из психологического равновесия, чтобы он начал совершать ошибки, занял оборонительную позицию и в конечном итоге проиграл свою избирательную кампанию. Вот почему, готовясь к избирательной кампании, кандидат и его команда обязательно должны знать свои уязвимые позиции, заранее готовиться к защите, а также собирать информацию о конкурентах, отслеживать их действия, предупреждать возможные провокации.
Борьба с конкурентами продумывается и планируется не менее тщательно, чем позитивная реклама собственной программы. Например, один из избирательных штабов в ходе президентских выборов в России намечал провести следующие мероприятия: после обнародования кандидатом своей предвыборной программы дать специальный блок статей о том, что программа вызвала недовольство в партийном руководстве и региональных отделениях партии; продолжить серию статей, в которых предполагалось рассказать о том, что в этой партии нет единства и идет постоянная борьба; продолжить в СМИ тему о том, что данная партия играет деструктивную роль в нынешней Государственной Думе; провести тщательный анализ списка доверенных лиц кандидата и подготовить материалы по выявленным нарушениям ими закона или норм морали; обеспечить ближе к выборам публичный отказ одного-двух доверенных лиц от представления интересов кандидата в связи с тем, что он «неконструктивен и обманывает общество». Обычным делом в практике предвыборной борьбы является выброс в средства массовой информации материалов, компрометирующих соперника. Такие материалы готовятся заранее: изучается биография конкурента, выявляются его сомнительные связи и неблаговидные поступки, его слабости и недостатки. В избирательной кампании бывает важно точно рассчитать время выброса компромата: если это сделать рано, то люди под влиянием новой информации просто забудут о нем, а если ближе ко дню выборов, то можно не успеть «раскрутить» его в средствах массовой информации. Если не удается собрать компрометирующие материалы, в антирекламе могут обыгрываться любые особенности поведения кандидата. Его могут показывать по телевидению то запинающимся, то заикающимся, комментаторы могут акцентировать внимание зрителей на его возрасте, состоянии здоровья, манере поведения и т.д.
К сожалению, в борьбе с соперниками нередко применяются так называемые «грязные технологии». В этом случае речь уже идет не о сборе компрометирующих материалов, имевших место на самом деле, а о сознательной подтасовке или искажении фактов. К «грязным технологиям» также относятся: подкуп избирателей; выставление в избирательном округе однофамильцев кандидатов-соперников с целью дезориентации избирателей; распространение листовок от имени конкурирующего избирательного объединения в день, когда агитация запрещена законом; распространение анонимной антирекламы, порочащей честь и достоинство конкурентов, и т.д. Конкуренция в избирательном процессе делает неизбежной агитацию «за» и «против» любого кандидата. Законодательство в демократических странах не запрещает контррекламу, но определяет ту грань, через которую не может переходить ни один кандидат и его команда в их борьбе с соперниками. Эта борьба не может основываться на ложных фактах, на сознательных провокациях, на нарушении закона. Только при таких условиях конкурентная борьба может выполнить свою главную задачу – помочь выдвинуться тем, кто не запятнал себя грязными делами, кто не замешен в различных авантюрах, кто завоевал симпатии большинства избирателей. Итак, избирательные технологии – это способы организации и проведения избирательной кампании, включающие разнообразные направления действий кандидата и его команды, ориентированных на достижение определенных политических целей. Эффективность этих действий зависит, во-первых, от того, насколько глубоко инициаторы избирательной кампании смогли проанализировать ситуацию в избирательном округе и выстроить адекватную этой ситуации стратегию избирательной кампании, и, во-вторых, от того, насколько творчески они подошли к ее проведению, смогли ли предложить массам нечто оригинальное и одновременно отвечающее их интересам и чаяниям.
СЛОВАРЬ
абсентеизм – уклонение от участия в выборах автаркия – политика замкнутости, самоизоляции автохтонные нации – сформированные в рамках территории данного государства агрегирование – технология согласования различных микрогрупповых позиций в рамках выработки единых политических требований той или иной группы аккультурация – освоение субъектом новых ценностей и идей актор – практически действующий субъект аномия – распад ведущих ценностей и установок антиэнтропийность – способность системы к сохранению своей целостности апологетика – предвзятая защита и оправдание идей, норм, институтов артефакт – явление, формирующееся в результате воплощения определенных идей и представлений артикуляция – технология преобразования чувств протеста в четкую субъективированную форму выражения интересов архетип – некритически воспринимаемые человеком стандарты и стереотипы группового мышления ассимиляция – поглощение венчурность – рисковый характер (того или иного процесса) верификация – процедура соотнесения теоретических гипотез и практических данных вестернизация – механическое копирование западного опыта гегемонизм – абсолютное превосходство гиперреальность – мир образов, создаваемых в политическом пространстве телевидением и другими СМИ гомеостаз – единая целостность девиация – отклонение от норм дефиниция – определение явления в понятийной форме диверсификация – процесс внутреннего разделения, усиления разнообразия явления дискретность – прерывистость, раздельность дискурс – процесс взаимодействия и обсуждения идей (идеологий) идентификация – понимание субъектом своей принадлежности к той или иной групповой общности имидж – сознательно сконструированный образ (индивида, партии, государства) инверсия – обращение в противоположность индоктринация – технология насильственного внедрения в общественное сознание тех или иных идей и ценностей
инклюзивность – свойство проникновения политики в иные сферы общественной жизни интеракция – динамическое взаимодействие двух и более субъектов (акторов) интериорное – внутренне присущее ирредентизм – политика объединения людей одной национальности, на одной территории, в рамках одного государства каузальность – причинность квантификация – количественное измерение явлений коммуникация – осмысленное восприятие информации, сообщений коммунитаризм – система общинных воззрений компаративистика – сравнительные исследования конвенционализм – приверженность единым подходам (оценкам, идеям), свидетельствующая об их однозначном использовании договаривающимися сторонами концептуализация – выработка целостной и непротиворечивой интерпретации явления криптоправление – форма теневой власти ксенофобия – страх, враждебность по отношению к чужим (иностранцам) кумулятивность – свойство внутреннего стремления субъекта к расширению своего влияния или полномочий латентное – скрытое, явно не выраженное легитимность – оправдание правомерности и поддержка власти со стороны субъекта логроллинг – обобщенная трактовка технологий торга и заключения сделок между партнерами маркетинг политический – совокупность знаний и технологий решения политических проблем менталитет – совокупность наиболее устойчивых представлений, верований, стандартов и стереотипов сознания человека, его духовный склад меритократия – форма властвования лучших людей мониторинг – процедура отслеживания ситуации омбудсмен – государственный правозащитник парадигма – наиболее общая логическая модель постановки и решения познавательной задачи партиология – наука о партиях партогенез – (исторический и функциональный) процесс возникновения и развития партий парциальность – принцип действия «здесь и сейчас» плюрализм – множественность постсовременность (постмодерн) – историческая стадия развития социума, характеризующая доминирование в общественных отношениях укладов и структур, базирующихся на использовании передовых информационных технологий потестарность – предполитичность презентация – публичное представление субъектом своих интересов и мнений провиденциализм – учение, объясняющее развитие общества (политики, власти) в качестве предопределенного Божественным провидением протекторат – политика государственного покровительства рефлексия – размышление реципиент – получатель информации сегментация электорального рынка – разбивка электората на группы, обладающие различными предпочтениями
семантика – смысловая характеристика знаков, языка страта – единица социальных измерений, отражающая ту или иную группу или постоянно складывающуюся общность субкультуры – совокупность однородных ценностей и образцов поведения, присущих отдельным группам и отличающихся от культурных явлений всего общества субстанция – устойчивая основа явления телеологичность – целенаправленность темпоральность – временная характеристика явления толерантность – терпимость к чужим мнениям и чувствам топологичность – пространственная характеристика явления транзит – синоним процесса «перехода» развивающихся государств к современному уровню развития транзитология – отрасль знания, изучающая переходные отношения на основе исключения ценностных и целевых критериев этих трансформаций транспорентность – открытость, прозрачность явлений и процессов для стороннего наблюдателя трансфер – механизм переноса значений одного объекта на другой фобия – страх фрустрация – досада, разочарование шовинизм – признание превосходства нации над другими нациями и правами человека, дискриминация меньшинств эгалитаризм – теория, оправдывающая равенство граждан эксплицитность – внешнее выражение чего-либо электорат – граждане, исполняющие роль избирателей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|