Роль наглядных пособий в экологическом воспитании детей
Традиционное использование наглядных пособий в практике дошкольного воспитания обусловлено наличием у них преимуществ в сравнении с натуральными объектами. Они помогают выйти за круг явлений, доступных для непосредственного наблюдения, и показать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо для невооруженного глаза ребенка. Важная особенность наглядных пособий (картинки, диафильмы, слайды и т.д.) — статичность изображения предметов, событий или природных явлений, дающая возможность подробно рассмотреть, описать, установить между ними содержательные связи. Разработан ряд наглядных пособий, с помощью которых детей разного дошкольного возраста можно познакомить с различными
животными, показать их связи с природными условиями. Комплекты таблиц и картин о диких и домашних животных помогают решать задачи экологического воспитания дошкольников. На этих картинах показана принципиально различная внешняя среда: естественная, в которой живут дикие животные, и искусственная, созданная человеком специально для домашних животных. В первом случае дети знакомятся с различными формами приспособленности обитателей леса к среде во всех важнейших сферах их жизни (питание, передвижение, размножение и др.): удовлетворение потребностей осуществляется животными самостоятельно благодаря морфофункциональным адаптациям. Во втором случае демонстрируется в известном смысле противоположное состояние — в удовлетворении жизненных потребностей домашних животных значительную роль играет человек, он создает условия для их выживания. Пособия можно использовать, чтобы дать детям представление о росте и развитии животных. «Рельефные таблицы» отчетливо демонстрируют два разных состояния животных: детское и взрослое. По картинкам можно проследить рост и развитие детенышей некоторых животных в течение года. Л.С. Игнаткина, описывая проведенные ею исследования, показала возможность ознакомления детей средней группы с тем, как растут и развиваются медвежата и бельчата (рождение в зимне-весенний период, постепенное взросление к следующей зиме). Проведенная работа убеждает: картинки являются действенным средством формирования динамических представлений о природе, особенно на начальных стадиях обучения.
Статичность образов на картинках позволяет рассмотреть, как растут детеныши животных, какие условия обеспечивают нормальное протекание этого процесса, в чем роль материнской особи. Дети как бы наблюдают за ростом и развитием диких животных, что практически невозможно организовать в естественных условиях. Для ознакомления дошкольников с многообразием животных тателем животным и оценивать его размер в сравнении с ростом человека. Используя человека в качестве мерки, дошкольники могут убедиться: бурый медведь, а тем более слон — громадные животные. Самое большое удивление у них вызывает сравнение человека с китом. Перенося модельные размеры животных с пособия в реальные условия (т.е. соотнося с ростом воспитателя — взрослого человека), дети могли представить абсолютные размеры животных и таким образом понять, например, что кит не уместится в групповой комнате — настолько он огромный. Чтобы убедиться, что эта мерка доступна пониманию детей и может применяться в самостоятельной деятельности, им предлагается домашнее задание: рассмотреть какое-нибудь животное и описать его величину путем сравнения с человеком. Все дети успешно справляются с заданием: рассказывают о собаках, голубях, кошках, коровах и т. д., при этом словами и жестами демонстрируют размеры животных, сравнивая их с человеком. Результаты исследования позволили включить данный прием в методические рекомендации к картинкам пособий.
Практика обучения дошкольников показала, что наглядные пособия можно использовать по-разному. Каждая картинка может быть рассмотрена отдельно. В этом случае дети подробно знакомятся с той или другой стороной жизни животного. Одновременное рассматривание нескольких картинок, объединенных каким-либо содержанием, позволяет формировать у старших дошкольников обобщенные представления о многообразии животного мира. Таким образом, наглядные пособия являются важным средством формирования у дошкольников разнообразных представлений о природе, в частности о взаимосвязи животных и среды обитания, о роли человека в их жизни. Они успешно дополняют наблюдения за природой, существенно расширяют круг явлений, которые доступны познанию дошкольников. Целенаправленное и систематизированное применение наглядных пособий в практике дошкольного воспитания можно рассматривать как метод ознакомления детей с животными — их многообразием, ростом и развитием детенышей, условиями жизни. Контрольные вопросы 1) Что такое моделирование? Какова роль моделирующей деятельности для умственного воспитания дошкольников? 2) Почему календари природы являются моделями, что они воспроизводят? Почему моделирование относится к важным методам экологического воспитания? 3) Какова роль наглядных пособий в экологическом воспитании детей?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|