Опека, попечительство и патронаж
Институт опеки и попечительства направлен на восполнение недостающей или отсутствующей дееспособности граждан, необходимой для их участия в гражданских правоотношениях, на обеспечение и защиту их прав и интересов со стороны дееспособных лиц - опекунов и попечителей. Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними, оставшимися по каким-либо причинам без попечения родителей (отсутствие родителей, лишение их судом родительских прав, уклонение родителей от воспитания либо защиты прав и интересов детей), преследует также цель обеспечения их воспитания и обучения. Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных, они выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия. Они действуют под контролем органов опеки и попечительства, которыми согласно п. 1 ст. 34 ГК РФ являются органы исполнительной власти субъектов РФ. Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (п. 1 ст. 32 ГК). Сущность опеки состоит в том, что вместо ребенка, не достигшего 14 лет, либо вместо лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, все права и обязанности осуществляет специально назначенное лицо - опекун. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и полностью заменяют подопечных в имущественных отношениях. Опекуны совершают от имени подопечных и в их интересах все необходимые сделки, они выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия, на основании удостоверения, выданного органом опеки и попечительства, либо решения этого органа о назначении данного лица опекуном.
Попечительство устанавливается, во-первых, над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, во-вторых, над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (п. 1 ст. 33 ГК). Объем полномочий попечителей уже, чем у опекунов. Они дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Опекунами и попечителями могут быть: во-первых, совершеннолетние граждане, с их согласия назначаемые органом опеки и попечительства, как правило, по месту жительства подопечного в течение месяца с момента, когда этому органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином; во-вторых, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, в которых находятся граждане, нуждающиеся в опеке или попечительстве. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав. Орган опеки и попечительства может временно исполнять обязанности опекуна или попечителя, если в течение месяца не был назначен опекун или попечитель. Распоряжение доходами и имуществом подопечного должно осуществляться опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного. Если в составе имущества подопечного имеется недвижимое и ценное движимое имущество, требующее постоянного управления, то орган опеки и попечительства определяет лицо, которому это имущество передается в доверительное управление и заключает с ним договор о доверительном управлении (гл. 53 ГК).
Согласно п. 2 ст. 38 ГК РФ только с предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун и доверительный управляющий могут совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества подопечного, передаче его в пользование другому лицу или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного. В случае ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей он может быть отстранен от исполнения своих обязанностей. Самостоятельной формой попечительства является патронаж (ст. 41 ГК), который характеризуется следующими отличительными признаками: 1. Патронаж устанавливается над совершеннолетними дееспособными гражданами, физически не способными по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. 2. Патронаж устанавливается только по просьбе гражданина, то или иное лицо может быть назначено органом опеки и попечительства в качестве помощника только с согласия такого гражданина. 3. Гражданин, над которым установлен патронаж, может самостоятельно совершать любые сделки, поскольку он полностью дееспособен. Помощник совершает бытовые и иные сделки, направленные на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного, с согласия подопечного. 4. Полномочия на распоряжение имуществом предоставляются помощнику самим подопечным в договоре поручения или доверительного управления, заключаемом между ними. 5. Патронаж может быть прекращен по волеизъявлению подопечного.
12. Акты гражданского состояния Акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан ФЗ "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 г. N 143-ФЗ. Акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов записи актов гражданского состояния, приравниваются к актам гражданского состояния, совершенным в органах записи актов гражданского состояния в соответствии с действовавшим на момент их совершения законодательством, и не требуют последующей государственной регистрации.
Актом гражданского состояния называется также сама запись об этих событиях. Государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния.: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, смерть. Ввиду неоднородности фактов, охватываемых понятием "акты гражданского состояния", государственная регистрация выполняет различные функции. Так, регистрация рождения, усыновления (удочерения), установления отцовства, смерти носит удостоверительный характер, поскольку права и обязанности из этих фактов возникают независимо от самого акта государственной регистрации. Заключение брака, его расторжение, перемена имени порождают юридические последствия только после самого факта государственной регистрации. Следовательно, для заключения брака, его расторжения, перемены имени государственная регистрация имеет не только удостоверительный, но и правообразующий характер. Регистрация производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов РФ (ЗАГС), путем внесения соответствующих записей в книги государственной регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей (ст. 47 ГК РФ). Государственная регистрация актов гражданского состояния осуществляется посредством составления двух идентичных экземпляров на бланке соответствующей формы, куда включаются необходимые сведения о гражданине и о самом акте гражданского состояния. Первый и второй экземпляры записей актов гражданского состояния, формируются в хронологическом порядке в государственные актовые книги. Первые экземпляры актовых книг хранятся в органах загса по месту их составления, вторые - в органе исполнительной власти субъекта РФ. При совершении записей актов гражданского состояния должны быть представлены документы, подтверждающие факты, подлежащие регистрации в органах записи актов гражданского состояния, и предъявлены документы, удостоверяющие личность заявителей: паспорт; офицерами и военнослужащими, проходящими службу по контракту, - удостоверение личности; военнослужащими срочной службы - военный билет; иностранцами - национальный паспорт; лицами без гражданства - вид на жительство для лица без гражданства. Размер и порядок уплаты (освобождения от уплаты) государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния определяются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В случае отказа в государственной регистрации акта гражданского состояния руководитель органа ЗАГС обязан по требованию заявителя выдать извещение формы № 37 с указанием в тексте мотивов отказа. Регистрации актов гражданского состояния, как правило, придается необратимый характер. Внесение исправлений в записи актов гражданского состояния производится при отсутствии спора между заинтересованными лицами и наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 69 ФЗ «Об актах». При наличии такого спора либо отказе органа загса в исправлении или изменении записи спор разрешается судом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|