Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как спроектировать информационное пространство учебного заведения?

Методические указания к выполнению самостоятельной работы № 17

Тема: Личное информационное пространств

Цель: научиться создавать и работать с личным информационным пространством

Количество часов: 4

Вид работы: самостоятельное изучение темы

Вопросы (задания):

1. Единое информационное пространство образовательного учреждения, модели его построения, личное информационное пространство

2. Проектирование информационного пространство учебного заведения

3.Классификация информационных средств, составляющих единое информационное пространство учебного заведения

Методические рекомендации к выполнению:

1.Единое информационное пространство образовательного учреждения, модели его построения, личное информационное пространство

Сегодня уже трудно представить работу учебных заведений без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска ин­формации и передачи знаний. Многие преподаватели осваивают и разрабатывают новые методи­ки обучения, в той или иной степени ориентированные на Интернет.

Сегодня речь идет о необходимости создания сетевой инфраструктуры в самом учебном заведении, необходи­мой для организации внутреннего информационного пространства. Создание такого про­странства преследует две основные цели:

организацию доставки информации, полученной из внешних источников, внутри учебного заведения;

• интеграцию внутренних процессов (учебного, организационного) и информацион­ных технологий.

Создание информационного пространства образовательного учреждения в настоящее время является главной задачей, решение которой определяет успех внедрения информа­ционных технологий в образование на всех его уровнях.

Информационное пространство рассматривается как конструкция, выступающая в различ­ных формах: физическое пространство совместной учебной деятельности учащихся, вирту­альное пространство гипертекстов, иерархические системы пространства.

Организация работы по формированию информационного пространства предполагает решение следующих задач: описание структуры данного пространства и всех его информа­ционных уровней и подуровней, определение информационных потоков, определение участников информационного пространства, степени их заинтересованности и форм взаи­модействия внутри и за пределами информационного поля образовательного учреждения. В данном контексте информационное пространство образовательного учреждения может рассматриваться как совокупность базы данных и модулей конкретных пользователей, формирующихся на основе мотивационного подхода.

ЕОИП (единое образовательно-ин­формационное пространство) образовательного учреждения — это система, которая:

включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы;

обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согла­сованную обработку и использование информации, полноценный информацион­ный обмен;

•предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методи­ческого сопровождения.

К основным пользователям единого информационного пространства образовательно­го учреждения относятся:

• директор;

• зам. директора по информатизации;

• зам. директора по учебно-воспитательной работе;

• педагог-организатор;

• социальный педагог;

• психолог;

• секретарь;

• библиотекарь;

• классный руководитель;

• учитель-предметник;

• ученик;

• родитель.

Из всех составляющих информационно-образовательного пространства учреждения более всего интересует информационная инфраструктура, объединяющая различные информационные ресурсы структурных подразделений учреждения и обеспечи­вающая их единообразное использование.

Она включает:

программное обеспечение общего назначения (текстовые и графические редакто­ры, электронные таблицы и др.);

• программное обеспечение для автоматизации деятельности различных служб (для учета учащихся и родителей, кадрового учета, составления расписания, анализа успеваемости, автоматизации библиотеки и др.);

•программно-методическое обеспечение для организации учебно-воспитательного процесса (обучающие и развивающие компьютерные программы, электронные справочники, мультимедийные энциклопедии и др.);

• информационные ресурсы образовательного учреждения (единая база данных, учебно-методические банки данных, мультимедийные учебные разработки, храни­лище документов, веб-сайт).

Как спроектировать информационное пространство учебного заведения?

Для того чтобы понятие единого информационного пространства стало доступным, а задачи и принципы его формирования актуальными для конкретного учебного заведения, необходимо:

• описать его структуру и информационные уровни;

• определить крут участников и степень их заинтересованности;

• формы их взаимодействия как внутри, так и за пределами информационного поля образовательного учреждения.

Мы уже перечислили основных пользователей единого информационного пространства ОУ. Остановимся на тех участниках учебного процесса, которые непосредственно вовлече­ны в функционирование единого информационного пространства.

Это:

• администрация (директор, его заместитель, бухгалтерия и т.д.);

• преподаватели (классные руководители, учителя-предметники и т.д.);

• учащиеся (независимо от параллели, класса и возраста);

• родители.

Практически все перечисленные выше участники объединены между собой соответ­ствующими информационными потоками.

Информационное пространство учебного заве­дения предусматривает обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса как внутри заведения, так и вне его.

Решение задачи построения единого образовательного пространства на первом этапе сводится, по сути своей, к созданию общей базы данных (по пяти перечисленным выше ме­тодическим блокам) — компьютерного отображения информационного поля учебного заве­дения, а также организации доступа к ней участников учебного процесса.

Единое информационное пространство учебного заведения строится таким образом, чтобы администрация и преподаватели могли достаточно оперативно получить любые необ­ходимые им данные, например об учащихся (где живут, кем работают их родители, их теле­фоны и т.д.). Эти данные могут содержаться в информационной базе «Отдел кадров», в которую еще должна заноситься информация о преподавателях (паспортные данные, стаж работы, разряд, квалификация и т.д.). В базе данных «Медицинский кабинет» хранится ин­формация о возрастных, психологических и медицинских показателях учащихся, информация о прививках и т.д.

При необходимости создается отдельная база «Успеваемость», в которую заносятся оценки учащихся (по возможности с детализацией, за что и как та или иная оценка получена).

3.Классификация информационных средств, составляющих единое информационное пространство учебного заведения

Средства, составляющие единое информационное пространство учебного заведения можно условно разделить на три группы:

• организации и управления;

коммуникации;

• обучения.

К средствам организации и управления можно отнести информационно-аналитичес­кие системы, построенные на основе электронных баз данных. Их назначение — повыше­ние оперативности и качества работы учреждения в целом и индивидуального пользователя (администратора, преподавателя, учащегося).

Средства коммуникации обеспечивают доступ к информационным ресурсам, доставку, хранение, обмен информацией. Наряду с традиционными средствами информационного вза­имодействия (почтой, телефоном, факсом) уже стали привычными электронная почта

(Е-mail), веб-серверы сети Интернет, телеконференции, видеоконференции. Учебные заведе­ния, ведущие дистанционное обучение, активно используют возможности этих средств.

Электронная почта обеспечивает доставку учебных материалов, создавая тем самым усло­вия для регулярного оперативного общения преподавателя и ученика, администрации и препода­вателя и т.д.

Сеть Интернет открывает доступ к неисчерпаемым информационным ресурсам. База данных учебного заведения предоставляет необходимые для организации учебного процес­са сведения (расписание занятий, график проведения консультаций и т.д.), структурирован­ную учебную информацию по учебным дисциплинам, а также ссылки на полезные ресурсы (электронные библиотеки, тематические образовательные порталы и т.п.).

Телеконференции (теле- от греч. «далеко» — часть сложных слов, обозначающая даль­ность, действие на большом расстоянии) являются активной формой групповой работы, они позволяют организовать обсуждение вопросов и обмен мнениями учеников между со­бой и с учителем.

Видеоконференция представляет собой современную технологию общения, которая позволяет в режиме реального времени передавать всем участникам звук и изображение, а также различные электронные документы, включающие текст, таблицы, графики, компью­терную анимацию, видеоматериалы.

Потребности человека в более совершенных и эффективных формах, методах и сред­ствах обучения непрерывно возрастают. Но в то же время следует помнить, что новые сред­ства обучения целесообразно создавать только в том случае, если они расширяют возможности уже существующих средств. Следовательно, необходимо уметь прогнозиро­вать, какой результат может быть достигнут с помощью того или иного средства обучения.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.Для чего необходимо информационное пространство?

2.Кого относят к основным пользователям единого информационного пространства образовательно­го учреждения?

3. Как спроектировать информационное пространство учебного заведения?

Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы:

1. http://www.myshared.ru/slide/1061844/ сайт Myshared

2. http://www.yaklass.ru/p/informatika/7-klass/kompiuter-kak-universalnoe-ustroistvo-dlia-raboty-s-informatciei-13602/polzovatelskii-interfeis-13898/re-9fab4086-6989-4ef8-8cb6-410ab988bffe сайт ЯКласс учебный портал

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...