Как спроектировать информационное пространство учебного заведения?
Методические указания к выполнению самостоятельной работы № 17 Тема: Личное информационное пространств Цель: научиться создавать и работать с личным информационным пространством Количество часов: 4 Вид работы: самостоятельное изучение темы Вопросы (задания): 1. Единое информационное пространство образовательного учреждения, модели его построения, личное информационное пространство 2. Проектирование информационного пространство учебного заведения 3.Классификация информационных средств, составляющих единое информационное пространство учебного заведения Методические рекомендации к выполнению: 1.Единое информационное пространство образовательного учреждения, модели его построения, личное информационное пространство Сегодня уже трудно представить работу учебных заведений без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знаний. Многие преподаватели осваивают и разрабатывают новые методики обучения, в той или иной степени ориентированные на Интернет. Сегодня речь идет о необходимости создания сетевой инфраструктуры в самом учебном заведении, необходимой для организации внутреннего информационного пространства. Создание такого пространства преследует две основные цели: • организацию доставки информации, полученной из внешних источников, внутри учебного заведения; • интеграцию внутренних процессов (учебного, организационного) и информационных технологий. Создание информационного пространства образовательного учреждения в настоящее время является главной задачей, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях.
Информационное пространство рассматривается как конструкция, выступающая в различных формах: физическое пространство совместной учебной деятельности учащихся, виртуальное пространство гипертекстов, иерархические системы пространства. Организация работы по формированию информационного пространства предполагает решение следующих задач: описание структуры данного пространства и всех его информационных уровней и подуровней, определение информационных потоков, определение участников информационного пространства, степени их заинтересованности и форм взаимодействия внутри и за пределами информационного поля образовательного учреждения. В данном контексте информационное пространство образовательного учреждения может рассматриваться как совокупность базы данных и модулей конкретных пользователей, формирующихся на основе мотивационного подхода. ЕОИП (единое образовательно-информационное пространство) образовательного учреждения — это система, которая: • включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы; • обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен; •предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения. К основным пользователям единого информационного пространства образовательного учреждения относятся: • директор; • зам. директора по информатизации; • зам. директора по учебно-воспитательной работе; • педагог-организатор; • социальный педагог; • психолог; • секретарь; • библиотекарь; • классный руководитель; • учитель-предметник; • ученик; • родитель. Из всех составляющих информационно-образовательного пространства учреждения более всего интересует информационная инфраструктура, объединяющая различные информационные ресурсы структурных подразделений учреждения и обеспечивающая их единообразное использование.
Она включает: • программное обеспечение общего назначения (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др.); • программное обеспечение для автоматизации деятельности различных служб (для учета учащихся и родителей, кадрового учета, составления расписания, анализа успеваемости, автоматизации библиотеки и др.); •программно-методическое обеспечение для организации учебно-воспитательного процесса (обучающие и развивающие компьютерные программы, электронные справочники, мультимедийные энциклопедии и др.); • информационные ресурсы образовательного учреждения (единая база данных, учебно-методические банки данных, мультимедийные учебные разработки, хранилище документов, веб-сайт). Как спроектировать информационное пространство учебного заведения? Для того чтобы понятие единого информационного пространства стало доступным, а задачи и принципы его формирования актуальными для конкретного учебного заведения, необходимо: • описать его структуру и информационные уровни; • определить крут участников и степень их заинтересованности; • формы их взаимодействия как внутри, так и за пределами информационного поля образовательного учреждения. Мы уже перечислили основных пользователей единого информационного пространства ОУ. Остановимся на тех участниках учебного процесса, которые непосредственно вовлечены в функционирование единого информационного пространства. Это: • администрация (директор, его заместитель, бухгалтерия и т.д.); • преподаватели (классные руководители, учителя-предметники и т.д.); • учащиеся (независимо от параллели, класса и возраста); • родители. Практически все перечисленные выше участники объединены между собой соответствующими информационными потоками. Информационное пространство учебного заведения предусматривает обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса как внутри заведения, так и вне его. Решение задачи построения единого образовательного пространства на первом этапе сводится, по сути своей, к созданию общей базы данных (по пяти перечисленным выше методическим блокам) — компьютерного отображения информационного поля учебного заведения, а также организации доступа к ней участников учебного процесса.
Единое информационное пространство учебного заведения строится таким образом, чтобы администрация и преподаватели могли достаточно оперативно получить любые необходимые им данные, например об учащихся (где живут, кем работают их родители, их телефоны и т.д.). Эти данные могут содержаться в информационной базе «Отдел кадров», в которую еще должна заноситься информация о преподавателях (паспортные данные, стаж работы, разряд, квалификация и т.д.). В базе данных «Медицинский кабинет» хранится информация о возрастных, психологических и медицинских показателях учащихся, информация о прививках и т.д. При необходимости создается отдельная база «Успеваемость», в которую заносятся оценки учащихся (по возможности с детализацией, за что и как та или иная оценка получена). 3.Классификация информационных средств, составляющих единое информационное пространство учебного заведения Средства, составляющие единое информационное пространство учебного заведения можно условно разделить на три группы: • организации и управления; • коммуникации; • обучения. К средствам организации и управления можно отнести информационно-аналитические системы, построенные на основе электронных баз данных. Их назначение — повышение оперативности и качества работы учреждения в целом и индивидуального пользователя (администратора, преподавателя, учащегося). Средства коммуникации обеспечивают доступ к информационным ресурсам, доставку, хранение, обмен информацией. Наряду с традиционными средствами информационного взаимодействия (почтой, телефоном, факсом) уже стали привычными электронная почта (Е-mail), веб-серверы сети Интернет, телеконференции, видеоконференции. Учебные заведения, ведущие дистанционное обучение, активно используют возможности этих средств.
Электронная почта обеспечивает доставку учебных материалов, создавая тем самым условия для регулярного оперативного общения преподавателя и ученика, администрации и преподавателя и т.д. Сеть Интернет открывает доступ к неисчерпаемым информационным ресурсам. База данных учебного заведения предоставляет необходимые для организации учебного процесса сведения (расписание занятий, график проведения консультаций и т.д.), структурированную учебную информацию по учебным дисциплинам, а также ссылки на полезные ресурсы (электронные библиотеки, тематические образовательные порталы и т.п.). Телеконференции (теле- от греч. «далеко» — часть сложных слов, обозначающая дальность, действие на большом расстоянии) являются активной формой групповой работы, они позволяют организовать обсуждение вопросов и обмен мнениями учеников между собой и с учителем. Видеоконференция представляет собой современную технологию общения, которая позволяет в режиме реального времени передавать всем участникам звук и изображение, а также различные электронные документы, включающие текст, таблицы, графики, компьютерную анимацию, видеоматериалы. Потребности человека в более совершенных и эффективных формах, методах и средствах обучения непрерывно возрастают. Но в то же время следует помнить, что новые средства обучения целесообразно создавать только в том случае, если они расширяют возможности уже существующих средств. Следовательно, необходимо уметь прогнозировать, какой результат может быть достигнут с помощью того или иного средства обучения.
Вопросы для самоконтроля: 1.Для чего необходимо информационное пространство? 2.Кого относят к основным пользователям единого информационного пространства образовательного учреждения? 3. Как спроектировать информационное пространство учебного заведения? Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы: 1. http://www.myshared.ru/slide/1061844/ сайт Myshared 2. http://www.yaklass.ru/p/informatika/7-klass/kompiuter-kak-universalnoe-ustroistvo-dlia-raboty-s-informatciei-13602/polzovatelskii-interfeis-13898/re-9fab4086-6989-4ef8-8cb6-410ab988bffe сайт ЯКласс учебный портал
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|