Телесно-ориентированная терапия
"В здоровом теле - здоровый дух" ("Spiritus sano in corpore sano") - это выражение известно многим. Тело является продолжением нашей психики. Обычно проблемы, связанные с психическим здоровьем, начинаются с физического или эмоционального стресса. Все наши мысли и действия запечатлеваются в теле. Постепенно накапливается усталость и стрессы, из-за чего происходит блокировка энергии, возникают телесные зажимы, что неизбежно приводит к болезни. Официальная медицина признает взаимосвязь душевного состояния человека и его психического и физического здоровья. Тело человека является материальным отражением всех пережитых им эмоциональных состоянии. Подавляя желания и эмоции, человек прячет их в тело, создавая тем самым блоки и зажимы на пути движения жизненной энергии. Таким образом, в теле "записаны" все пережитые человеком эмоциональные напряжения и психотравмы. Как можно разблокировать энергию и устранить блоки и психологические зажимы? Современная психология воспринимает тело, душу и дух как единое целое. Воздействуя на тело методами телесно-ориентированной терапии можно добиться восстановления душевного равновесия и удовлетворенности, вернуть человека к гармонии с окружающим миром. Телесно-ориентированная психотерапия, или как ее часто называют - телесно-фокусированная (соматическая) терапия, является сравнительно молодым и перспективным направлением современной психологии. Она ориентирована на осознание и "освобождение" тела, познание его биологических и социально обусловленных реакций, возврат к собственному телу и открытие в себе первичных импульсов, работу через изменения тела с состояниями сознания, достижение целостности в реагировании и проживании настоящего момента.
Телесные практики берут свое начало в глубокой древности - направленные на достижение и поддержание здоровья, они существовали в таких направлениях, как боевые искусства, целительство, шаманизм, танец, сексуальные отношения, религиозные и бытовые ритуалы. Основоположники систем телесной психотерапии были практически знакомы с древними, большей частью, восточными моделями работы с телом и адаптировали принципы восточных учений к современному миру. В рамках современной медицины акцент на использовании тела для излечения наиболее выражен в мануальной терапии и рефлексотерапии. В рамках личностного роста и управления восприятием сейчас разрабатываются новые и адаптируются древние телесные психотехники. В контексте психотерапии существуют множество разнообразных телесно-ориентированных лечебных систем, среди которых наиболее известны райханская терапия, биоэнергетический психоанализ (по Лоуэну), метод Фельденкрайза, техники Александера, рольфинг, розен-метод, биосинтез, бодинамика, биодинамический психоанализ, соматическая психология и процессуальная психотерапия. К методам (системам) телесно-ориентированной психотерапии относятся:
Общей основой методов телесно-ориентированной терапии является использование контакта терапевта с телом клиента, основанного на представлении о неразрывной связи тела и духовно-психического состояния. При этом предполагается, что травмирующие воспоминания и неотреагированные эмоции клиента запечатлеваются в его теле вследствие функционирования физиологических механизмов психологической защиты. Работа с их телесными проявлениями помогает, по принципу обратной связи, проводить коррекцию психологических проблем клиента и позволяет ему осознать и принять вытесненные аспекты личности, интегрировать их как части его глубинной сущности. Интеграция тела и разума основывается на функционировании интуитивных, правополушарных компонентов психики, иначе именуемых естественным организменным оценивающим процессом. В работе терапевта с клиентом поощряется доверие пациента к телесным ощущениям, или интуитивной внутренней мудрости собственного организма. При этом особое внимание уделяется ощущениям, связанным с распределением в теле вегетативной или биологической энергии (В. Райх), начиная от поверхности кожи до глубинных процессов метаболизма (М. Браун), устранению нарушений, блокирующих ее нормальное протекание. Раскрепощение тела, "включение его в жизнь" приближает человека к его первичной природе. В процессе контакта терапевт помогает клиенту перейти от простых телесных ощущений к эмоционально окрашенным телесным переживаниям, что зачастую дает возможность осознать их историю, вернуться к тому времени, когда они впервые возникли (регрессия), чтобы пережить их заново и тем самым освободиться от них (катарсис). Тем самым человек обретает более прочный контакт с реальностью (заземление), включающий как физическую опору и устойчивость применительно к жизненным условиям, так и тесную связь с собственными эмоциями и отношениями с близкими людьми.
Таким образом, методы телесной терапии акцентированы на знакомстве клиента с собственным телом, подразумевающем расширение осознания им телесных ощущений, исследование того, как потребности, желания и чувства клиента кодируются в различных телесных состояниях и обучение реалистичному разрешению внутренних конфликтов в этой области. На развитие телесно-ориентированной терапии большое влияние оказала аналитическая психология К. Юнга. Он говорил: "Тело без души нам ни о чем не говорит, так же как - позволим себе встать на точку зрения души - душа ничего не может значить без тела...". Юнг считал, что артистические переживания, которые он называл "активным воображением", выраженные, например, в танце, могут извлечь неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделать их доступными для катарсического освобождения и анализа. "Душа и тело - не отдельные сущности, а одна и та же жизнь" (Р. Фрегер, Д. Фейдимен). Юнг первым начал искать в восточных учениях вдохновение для практики психотерапии и одновременно знакомить с ним людей Запада. Широкую известность и систематизированное оформление телесная терапия получила благодаря работам австрийского психоаналитика Вильгельма Райха, считавшим, что защитные формы поведения, называемые "характерным панцирем", проявляются в мышечном напряжении, образующем защитный "мышечный панцирь", и стесненном дыхании. Райх полагал, что каждое проявление характера имеет соответствующую ему физическую позу, и, что характер индивидума выражается в его теле в виде мышечной ригидности и зажимов. Характер человека рассматривался как защитный панцирь, сдерживающий инстинктивные сексуальные или агрессивные проявления. Длительная психоаналитическая практика Райха, во время которой он тщательно отслеживал связь речи, эмоциональной экспрессии и движений пациентов, дали ему возможность описать устойчивые сочетания между хроническим тонусом той или иной группы мышц и подавленными эмоциями. Вильгельм Райх назвал этот феномен "мускульным панцирем" и описал в своих работах, как травмирующие переживания прошлого остаются в теле человека в виде мышечных блоков. В дальнейшем он стал напрямую работать с напряженными мышцами пациентов, разминая их руками, чтобы высвободить связанные в них эмоции и тем самым избавить человека от последствий травмирующих переживаний.
Человек, освободившись с помощью специальных физических упражнений от мышечного панциря, познает свое тело, осознает свои внутренние побуждения и принимает их. Это позволяет развить способность к саморегуляции и гармоничной жизни в соответствии с его глубинными стремлениями чувствами, иначе говоря, к физическому и психологическому росту. Вильгельм Райх обнаружил, что люди с похожими переживаниями детства и с похожими отношениями ребенок/взрослый обладают схожими телами и имеют сходную базисную психодинамику. Он описал, как в ответ на стрессовые ситуации (к ним относится и процесс рождения) возникает защитное поведение, которое выражается в хроническом напряжении отдельных групп мышц - «мышечных зажимах». «Мышечные зажимы», объединяясь, формируют «мышечный панцирь» или «броню характера». Негативное воздействие этой «брони» проявляется как в телесной, так и в психической сферах. В телесной сфере это приводит к ограничениям подвижности, нарушениям позы, ухудшению кровообращения, болям (все это причины остеохондроза, артрозов, многих соматических заболеваний). «Броня» не дает естественно проявляться любым эмоциям, мешает личностному росту. Задавленные с детства эмоции (гнев, страхи, печаль и др.) требуют выхода и вызывают тики, заикания, все виды неврозов, приводят к появлению вредных привычек (таких, как переедание, курение, пьянство и др.), дистониям, пептическим язвам, другим соматическим и нервно-психическим заболеваниям. В. Райх использовал разнообразные виды контакта с телом - такие, как мягкое прикосновение, массирование, контролируемое надавливание и регулируемое дыхание. Целью работы являлся анализ структуры характера клиента, выявление и проработка мышечных зажимов, что приводило к высвобождению подавляемых чувств. В телесной терапии используются различные упражнения - дыхательные, способствующие энергизации и коррекции дисфункциональных дыхательных паттернов; двигательные, помогающие устраненить патологические двигательные стереотипы, развить мышечное чувство и двигательную координацию; медитативные и другие.
Помимо работы с внутренними переживаниями клиента, подвергаются анализу также и отношения клиента с терапевтом, представляющие взаимное проецирование ими друг на друга отношений с другими личностно значимыми персонами (перенос и контрперенос). При этом процессы переноса рассматриваются как в традиционном для психоанализа психологическом плане, так и в физическом и энергетическом. Методы телесной психотерапии особенно эффективны для лечения психосоматических заболеваний, неврозов, последствий психических травм (травмы развития, шоковые травмы) и посттравматических стрессовых расстройств, депрессивных состояний. Телесно-ориентированную терапия можно так же назвать инструментом личностного роста, позволяющим добиться более полного раскрытия личностного потенциала, увеличения числа доступных человеку способов самовыражения, расширения самоосознания, коммуникации между людьми и улучшения физического самочувствия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|