Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение государства. Теории




Возникновение государства – это сложный длительный процесс, эволюция, начавшаяся много тысяч лет назад в различных регионах мира.

Первыми государствами являются Древний Египет, государства Месопотамии Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон, Древний Рим и другие.

Основные теории возникновения государства:

1. Патриархальная теория (Аристотель). Государство возникло из разросшегося семейства. Государственная власть является наследницею власти патриархальной, получившей свои права от естественного порядка, установленного природою или Богом. Правитель действует во благо подданных, его власть ничем не ограничена.

2. Естественно—правовая теория или теория общественного договора (Монтескье, Радищев А.Н.) Она основывает государство на «общественном договоре». То есть государство стало результатом действий представителей человеческого общества по их объединению, разделению обязанностей, предоставлению определенного кругу лиц соответствующих прав.

3. Теократическая (или теологическая) теория (Ф. Аквинский, Аврелий Августин). Она производит государство из непосредственного божественного откровения. Государство представляется установлением божественным. В результате божественного провидения кроме всего существующего на Земле созданы также право, государство, власть. Здесь нужно различать две школы:

1) первая выводит божественное установление из естественного закона. Согласно ей Бог первоначально вручает власть народу, который затем уже переносит ее на те или другие лица по своему изволению; народовластие признается единственным правомерным устройством по естественному закону;

2) другие видят волю Божию в покорении слабых индивидуумов сильными.

4. Теория насилия (К. Каутский). Государство было создано в результате насилия внутреннего (экономического и политического) и внешнего (завоевания одним народом другого). Оно существует для закрепления власти «сильных» над «слабыми».

5. Психологическая (Л. Петражицкий). Возникновение государства связано и основано на свойствах человеческой психики. Причины содержатся в человеческой природе.

6. Материалистическая (классовая) теория (К.Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин). Государство возникло в результате экономического развития. Общественное разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло, торговля) повлекло появление прибавочного продукта. Следствием этого стало возникновение частной собственности и деление общества на классы. Для регулирования новых отношений в обществе было создано государство, отражающее интересы привилегированных лиц.

Правоведение – наука, которая посвящена изучению вопросов, связанных с основами правовой грамотности человека. Ее систему составляют правовые дисциплины.

Оно рассматривает все отрасли права в комплексе, составляет системный анализ их изучения.

Данная наука рассматривает систему права в целом, во взаимосвязи различных ее отраслей, она также позволяет понять сущность права и государства, их возникновение, развитие, а также происходящие в современном обществе государственно—правовые явления. При изучении правоведения значительное внимание уделяется пониманию основных юридических понятий и терминов (норма права, юридический факт, правоотношения и др.), их сущности.

Предметом правоведения (в который включен перечень вопросов, которые изучаются и рассматриваются данной наукой) являются:

1) система основных правовых понятий;

2) государство как общественно—политическое явление;

3) право как социально—политического явления общественной жизни;

4) взаимосвязь между государством и правом;

5) основные понятия и положения различных отраслей права.

Правоведение традиционно использует следующие методы (совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки), которые основаны на следующих положениях:

1. всеобщие:

а) государство и право являются теми институтами, которые существуют независимо от воли и сознания человека;

б) государство и право являются институтами, которые находятся в постоянном развитии;

2. общенаучные а) анализ (расчленение имеющегося материала на составные части и исследование его по частям);

б) синтез (объединение составных частей в единое целое и рассмотрение существующей проблемы в комплексе);

в) системный подход (рассмотрение материала в целом на основе результатов синтеза в комплексе и взаимосвязи);

г) функциональный подход (изучение функций государственно—правовых явлений, их взаимодействия и взаимного влияния).

3. частнонаучные:

а) формально—юридический подход к изучению предмета, при этом дается необходимое определение, производится их классификация на основе выделенных признаков и т. д.;

б) сравнительно—правовой (путем сравнения, сопоставления положений законодательства, сопоставления их требований);

в) статистический (основан на статистической информации, количественных показателях);

г) социологический (исследует мнение общества по вопросам государственного устройства, конкретной правовой проблемы).

Таким образом, правоведение как наука взаимосвязана с системой юридических наук, исследует общие правовые понятия, рассматривает конкретные правовые проблемы и формирует понимание права в целом.

Принципы права

Принципы права – это руководящие начала, в которых содержится сущность права.

Виды принципов права:

1) общие – в них определяются существенные черты права в целом;

2) межотраслевые – они содержат общие составляющие нескольких родственных отраслей права (например, для уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права одним из таких принципов является принцип гласности судебного разбирательства);

3) отраслевые – принципы отдельно взятой отрасли права. Они характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Например, принципом уголовного права является принцип неотвратимости уголовного наказания.

Основные принципы:

1) равенство всех перед законом и судом, независимо от социального положения, материального состояния, пола, отношения к религии и т. д. То есть не должно быть тех или иных привилегий или, напротив, дискриминации по указанным признакам;

2) законность – правовые норма должны выполняться всеми субъектами права, без исключения;

3) социальная свобода – разрешено делать все, что не запрещено законом;

4) сочетание прав и обязанностей – право одного гражданина может быть реализовано через обязанность другого гражданина;

5) социальная справедливость – она позволяет достичь соразмерности и соответствия между возможным и должным поведением человека и оценкой результатов его деятельности;

6) гуманизм – уважение к правам личности и его свободам,

7) демократизм – власть принадлежит народу, народ является источником власти, но при этом она реализуется через правовые институты,

8) сочетание естественного (принадлежащего человеку по природе право на жизнь, свободу) и позитивного (созданного или закрепленного государством) права,

9) ответственность за вину – последствием нарушения субъектом права правовой нормы является наступление юридической ответственности, установленной законом;

10) сочетание убеждения и принуждения.

Последний принцип требует некоторой конкретизации. Сочетание убеждения и принуждения в правоприменительной практике носит наименование правового регулирования. Метод убеждения является главным, основывается на доброй воле субъекта правоотношения. К этим методам относится правовоспитательная работа. Он позволяет достичь результата без применения насилия. В случае, когда положительного результата мерами убеждения достичь нельзя, необходимо применять иной способ воздействия, именуемый принуждением. Применение принуждения допускается в процессуальной форме, установленной законом (например, арест, наказание и т. д.). Правовое регулирование является формой правового воздействия, осуществляемого при помощи правовых средств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...