Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Организационный.
Постановка целей и задач урока. Обращение к теме урока: «Шоколадный торт». - Тема необычная. Чем будем заниматься на уроке? - Урок развития речи. Будем готовиться к написанию сжатого изложения с изменением формы лица. - Какова задача сжатого изложения? (передача текста сжато, обобщённо) - Что значит сжать текст? (нужно суметь отобрать в тексте главное, найти обобщающие слова и выражения, которые помогут в передаче информации). - Сжатие текста, отобрать в тексте… Главным всё-таки является текст. - Слово текст ( лат.) означает плетение, связь, соединение. Родственным ему является слово текстиль. О людях, плохо владеющих речью, говорят: «Двух слов связать не может». - Какова задача уроков развития речи? (Задача уроков развития речи состоит в том, чтобы ученики овладели языковыми нормами (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими), а также умением связно выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения). - Зачем нужно уметь сжимать текст? Где пригодится это умение? (экзамен в 9 классе, пригодится в жизни, когда нужно быстро сообщить что-то важное)
Чтение текста упр.699 «Шоколадный торт» учителем.
- А вы любите праздники? Какой праздник самый любимый? (День рождения) - Почему? (веселье, все поздравляют, дарят подарки) - Я хочу пригласить вас на День рождения к одному мальчику.
(Чтение текста упр. 699 учителем, текст распечатан)
Первичная проверка понимания. - Каковы ваши первые впечатления от прочитанного? - О чём говорится в тексте? Назовите тему.
- Только ли желает рассказать о Дне рождения? (Осуждает поступок мальчика) - Что вас поразило в рассказе? - Как должен вести себя вежливый, гостеприимный хозяин? - Что мешает понять герою недовольство гостей и их быстрый уход? (Его невоспитанность) - Согласитесь ли вы с пословицей «Дорог не подарок, дорого внимание»? - В чём основное намерение автора (основная мысль текста)? (Рассказать о правилах гостеприимства, о чувстве вины, о чувстве обиды, показать, как не следует себя вести в подобной ситуации)
Стиль текста, тип речи (ПОР) - Определите стиль текста. (Художественный) - Тип речи? (Повествование)
Языковой разбор текста. Ключевые слова и выражения. - Итак, А.Ф. Савчук интересно рассказал о торжественном событии в жизни героя рассказа – Дне рождения! Давайте посмотрим, какие слова и выражения помогают в раскрытии основной мысли текста – рассказать о правилах гостеприимства, о чувстве вины, обиды, показать, как не следует вести себя в подобной ситуации.
А) Самостоятельная работа в парах: находят и подчёркивают слова и выражения, текст распечатан.
Б) Проверка самостоятельной работы. - Эпизод начинается с сообщения о наступлении Дня рождения, приглашении гостей и покупке угощения для них. Второй абзац открывается предложением: «Ну, пришли они, гости». И в первом же предложении звучит нотка пренебрежительного отношения к приглашённым. Читатель не чувствует радости хозяина от встречи с дорогими для него людьми, его товарищами, пришедшими разделить радость праздника. Далее автор использует глагол «притащил». Создаётся впечатление, что в подарок предназначено что-то ненужное, разве можно подарок «притащить». Но герой рассказа – «вежливый» мальчик, он благодарит Кольку за подарок и тут же омрачает всё фразой: «… я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол».
Не замечает мальчик, как обижает и других гостей, подчёркивая, что сказки Андерсена – чудесная книга, «это ничего, что она не новая». И фломастеры ему нужны: «Жаль, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел – восемнадцать цветов!»
- Сколько раз автор показывает неблагодарность героя? (Трижды) - Зачем обращается к такому приёму? (Чтобы показать, что герой на самом деле такой невоспитанный человек)
- А в следующем абзаце вновь: «Сложил я подарки в угол…». Можно ли подарки складывать в угол?
- А гости? Какие слова и выражения нашёл автор для передачи настроения гостей? («гости скучные», «не веселятся», «ковыряют торт ложечками», «смотрят в тарелки». «Потом давай один за другим прощаться и ушли»)
- И всё же гости оказались вежливыми людьми. Ни один из них не высказал обиду, они постарались пробыть на празднике, сколько смогли, а затем попрощались.
Вывод: - Можно ли эти ключевые слова убрать из текста при сжатии? (Нет, потеряется смысл всего текста, общее настроение эпизода) - Мы ещё раз доказали, что текст – это сплетение, связь, соединение, ведь все предложения в тексте связаны между собой по смыслу, поэтому необходимо сохранить слова, которые послужат этой цели.
Физминутка.
8. Работа над планом изложения. (самостоятельная работа в парах: обсуждение плана изложения, можно добавить свои пункты, своё решение обосновать, доказать) Примечание: обратить внимание, что изложение с изменением формы лица.
Примерный план. 1. Наступил День рождения. 2. Пришли гости: Колька, Витька, Лиля. 3. «И чем я им не угодил?»
1. Приход гостей. 2. Подарки. 3. Невесёлое чаепитие.
Сжатие частей текста. - Сжатие текста можно провести за счёт обобщения понятий или исключения части информации. А) – Перечитаем первое предложение. Используя приёмы сокращения, уменьшим его объём. Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения. Примерный ответ: На День рождения сына мама купила шоколадный торт для угощения.
Б) Приход гостей, подарки. Примерный ответ: Пришли гости, принесли подарки. Колька настольную игру «Хоккей» притащил, Витька – сказки Андерсена, Лиля – набор фломастеров.
В) – Сократите диалоги, обобщите информацию до одного предложения. Примерный ответ: Коле именинник сказал, что больше любит настольную игру «Футбол», Вите – что книга чудесная, хоть и не новая, зачитанная, Лиле – что набор фломастеров маловат.
Г) Невесёлое чаепитие. Примерный ответ: Сложил он подарки в угол, пригласил гостей к столу. А гости почему-то скучные сидят, не веселятся, ложечками торт ковыряют и в тарелки смотрят. Вскоре гости стали прощаться и ушли. А хозяин так и не понял, чем он гостям не угодил.
Итог урока. Рефлексия. - Что я узнал сегодня на уроке? - Чему я научился сегодня? - Как я изменился сегодня? - А у меня были такие случаи в жизни? - Как бы я повёл себя в подобной ситуации?
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. - В память о нашем уроке дарю каждому из вас «шоколадный торт» (картинка). 1) Письменно поблагодарите друга за подарок (на картинке «шоколадный торт»). 2) Сжатый пересказ с опорой на план.
Выставление оценок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|