Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристики развития детей

Возрастные особенности детей,

Прогнозируемые трудности

Младший возраст (6 – 9 лет)

 

Прогнозируемые трудности Возрастные особенности Варианты решения
Могут быть слезы Болезненно переживает разлуку с семьей Отвлечь интересными делами, переключить внимание
Раздражительность, тоска по дому Чувство страха перед неизвестностью, боязнь новой обстановки, новые люди в окружении Дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в данной обстановке
Множество вопросов Любознательность Внимательно выслушать и спокойно отвечать, повторяя столько раз, сколько необходимо для понимания
Быстрая утомляемость Ребята очень активны Нужно быстрее "бежать" к финишу, результатам в игре, труде…
Малыши во власти домашних привычек: трудно засыпают, просыпаются по ночам "попить", не умеют застелить постель, разбрасывают и теряют вещи Отсутствие навыков самообслуживания Нужно терпеливо приучать к порядку. Проявить особое внимание вечером: кому-то сказку рассказать, кому-то - спеть.
Неуверенность в себе Есть робкие, физически слабые дети Давать нагрузку с учетом физического здоровья без акцентирования на этом внимания
Привычка есть медленно, всухомятку Семейные привычки Следить за тем, чтобы дети съедали первое. Посадить за отдельный стол. Необходимо увидеть таких детей и принять все меры для предупреждения конфликтных ситуаций
Готовы пробовать все на вкус Повышенный интерес ко всему новому, интересному Рассказать детям о ядовитых ягодах, растениях и т. д.
Опасность Мальчики нарочито демонстрируют свою смелость Следует избегать чрезмерных ограничений в детской деятельности, заполняя жизнь детей полезными и нужными движениями: играми, состязаниями
Потеря интереса, рассеянное внимание Большая утомляемость от однообразия Частая смена видов деятельности
Обидчивость, вспыльчивость Неумение сосредоточиться на одном объекте Частая смена деятельности
Слезы и страхи в темноте Боязнь темноты Не оставлять одного в темноте
Рассеянность, быстрое переключение внимания Легко отвлекается на любой внешний раздражитель Игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени
Желание играть с малышами Чувство взрослости по отношению к малышам Поддержка, поощрение и направление действий по опеке малышей
Копирование привычек, манеры поведения взрослых Слепое подражание взрослым Стремиться не подавать "дурной пример"
Постоянные опоздания Отсутствие чувства времени Не давать поручения, связанные с учетом времени
Впечатлительность Эмоциональная неуравновешенность Учитывая это не рассказывать сказки, истории с плохим концом

Средний возраст (10 – 12 лет)

 

Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости Половое созревание Уметь понять причины, соизмерять возможности и требования
Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона, украшения, неумелое использование косметики Внешнее проявление взрослости Вести разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом кинофильмов. Учить, как надо пользоваться косметикой, как и в какое время, носить украшения
Ночные бдения   приучать к выполнению режима дня, направлять ночную "деятельность"
Замкнутость, одиночество Увлеченное внимание к своим недостаткам Стремиться переключить внимание
Непослушание, действие "наперекор", постоянные споры Стремление к самостоятельности Становиться соучастником, сотрудничать
Замкнутость, неуверенность в себе, в своих силах после подавления инициативы Инертность В зависимости от причин безразличия, выбирать средства борьбы
Появление тайн: укромные уголки леса, полянки, места рыбалки Неуемная фантазия Знать такие секреты, совместно сохранять их и совместно разумно использовать
Озорство, шалости   Проводить интересные игры, с элементами романтики

Подростковый возраст (13 – 15 лет)

 

Кумиромания, конфликтность как вызов обществу; определяющее мнение сверстников, упрямство Самоутверждение Умение понять, сотрудничество
Замкнутость, агрессивность; отсутствие навыков общения, легкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения, уход в "себя", жизнерадостность и пассивность Развитие интереса к противоположному полу; появление новых ощущений, чувств, переживаний Объяснить, что это за чувства
неподчинение, действие "наперекор", критиканство. Действия опережают мысли Стремление к независимости, агрессивность Стараться понять, помочь пережить данную ситуацию
Замкнутость, одиночество; сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность, интерес к себе Специфические особенности (прыщики, полнота, жирные волосы и т. д.) В индивидуальной беседе разъяснить, как сделать, чтобы этого было меньше. В коллективной беседе находить лучшие качества у детей и выделять их
Чрезмерная самостоятельность "Освобождение" от родительской опеки Учитывать это и давать как можно больше подконтрольной самостоятельлности
Несбывающиеся мечты Мечтательность Мечтать вместе

Характеристики развития детей

Младшей группы (5 – 8 лет)

Физический рост и развитие:

• медленный рост;

• руки и ноги растут быстрее тела;

• общее управление телом хорошее, координация глаз и рук увеличивается к 7 годам.

Особенности поведения:

• высокий уровень активности;

• стремление к общению вне семьи;

• стремление научиться отличать, что такое хорошо и что такое плохо;

• понимание различий пола;

• требование предоставить время на самостоятельные занятия.

Советы для взаимодействия:

• организация шумных игр при ограничении прыжков и бега;

• развитие умения лазать и пользоваться качелями;

• использование ритмических видов деятельности, пение, драматические постановки;

• обучение правильным навыкам труда;

• поручения должны быть конкретными и предполагать активное участие;

• предоставление свободы действия, развития и использования собственных способностей.

 

Средней группы (9 – 11 лет)

Физический рост и развитие:

• постоянный медленный рост;

• девочки опережают рост мальчиков;

• до бурного роста и девочки, и мальчики имеют равные силы, затем мальчики становятся сильнее.

 

Особенности поведения:

• агрессивность у мальчиков, подчиненность у девочек;

• энергичны, быстры в действии, настойчивы, обладают энтузиазмом;

• часты беспокойные состояния, нуждаются в постоянной деятельности;

• стремятся к большой мускульной активности;

• коллективные игры

• шумны, спорят;

• влюбчивы;

• бояться поражения, чувствительны к критике;

• интересы постоянно изменяются;

• осознают себя в группе;

• мальчики играют с мальчиками, девочки с девочками; стремление к соперничеству;

• начало осознания моральных устоев;

• интерес и любопытство ко всему вокруг;

• стремление к независимости вне семьи.

Советы для взаимодействия:

• поощрять и хвалить;

• использовать всю активность тела;

• играть в коллективные спортивные игры, заниматься по интересам;

• разумно объяснять и руководить, направлять интересы, отвечать на вопросы.

 

Старшей группы (12 – 14 лет)

Физический рост и развитие:

• период замедленного роста;

• девочки обычно выше мальчиков;

• созревание половых органов;

• быстрый рост мускулатуры;

• опасность переутомления;

• девочки менее активны.

Особенности поведения:

• мальчики склонны к групповому поведению;

• дети чувствуют себя постоянно неспокойно и неудобно;

• развитие антагонизма между мальчиками и девочками, дразнят друг друга;

• мнение группы более важно, чем мнение взрослых;

• сопротивление критике;

• появляется интерес к заработку;

• кумиромания;

• усиление любви к некоторым взрослым.

Советы для взаимодействия:

• организовать коллективные игры (различные для мальчиков и девочек);

• отдавать предпочтение спортивным играм;

• стремиться к соревновательности;

• использовать общий энтузиазм.

 

Детей-подростков (15 – 16 лет)

Физический рост и развитие:

• половая зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями;

• завершение роста скелета;

• половая зрелость достигается у мальчиков к 15 годам, у девушек – к 13 годам (в среднем);

• различия усиливаются, т. к. некоторые дети уже повзрослели, а некоторые начинают взрослеть;

• мальчики отстают в развитии на 2 года;

• очевидно стремление следить за кожей лица.

Особенности поведения:

• девочки интересуются раньше, чем мальчики девочками;

• беспокойство о внешности;

• рост социальной активности;

• привыкание к своему телу;

• проблема достижения независимости от своей семьи;

• поиск себя;

• определение в выборе профессии;

• возникновение первой любви;

• появляются крайности в поведении, например «я знаю все».

Советы для взаимодействия:

• важно принять ребенка детьми того же возраста;

• руководство поведением должно быть без излишнего вмешательства и угроз со стороны взрослых;

• необходимы условия для отдыха;

• необходимо понимание взаимоотношений полов;

• мальчиков возможно концентрировать на спортивных соревнованиях, девочек – на активных делах в помещении, в организации встреч с друзьями.

Примечания

• Никогда нельзя запрещать то, что не в силах запретить.

• Перед прекращением любого вида деятельности следует учитывать, что ребенок не может сразу перейти к другому занятию, особенно, когда оно не очень желательно (например, отход ко сну). Поэтому не следует перед сном играть в шумные подвижные игры независимо от возраста. Рекомендуется планировать время проведения любых видов деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...