Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая помощь остается необходимой в подростковом и юношеском возрасте практически для категорий людей с РАС, в том числе и для наиболее успешных в социальном развитии.




Известно, что наиболее интеллектуально высокие подростки уязвимы в области понимания и решения задач обыденной жизни. Практический интеллект может оставаться не развитым. Я умна, но не сообразительна - так характеризует себя одна из известных авторов книг воспоминаний взрослых людей с аутизмом. И в этих случаях необходима помощь в развитии навыков коммуникации, социального взаимодействия и, даже навыков самообслуживания.

Наиболее продвинутые в социальной адаптации аутичные люди в подростковом и юношеском возрасте часто начинают осознавать свою недостаточность в коммуникации и стремясь преодолеть ее, обращаются за помощью к профессионалам, записываться в «группы общения». Это может дать хороший результат, но еще лучше, на наш взгляд работает обучение коммуникации в ситуации естественных социальных контактов. Используются учебные ситуации и условия профессиональной подготовки, экскурсии, другие формы организации свободного времени и отдыха. В этом случае специалист как бы «ассистирует» ребенку, вовремя подавая реплику, которую он может использовать. В этой естественной ситуации, при заинтересованности подростка к коммуникации, новые речевые формы «схватываются» и воспринимаются им как собственные, усваиваются и начинают впоследствии использоваться самостоятельно. Это и есть для нас пример реальной эффективности совместно разделенного проживания ситуации с подростком, осваивающим социальное пространство.

Г. Месибов выделяет необходимость специальной коррекционной работы в области помощи подростку с РАС в выборе социальной дистанции, уменьшения косности, развития способности к эмпатии. Эти задачи по его мнению могут быть реализованы с помощью организации специальных клубов – групп общения для людей с последствиями аутизма. Мы пришли к сходному заключению и имеем собственный многолетний успешный опыт работы такого клуба.

Для нас было принципиально важным участие в его работе родителей детей с аутизмом. Во-первых, потому что нам нужны члены клуба, дающие образцы коммуникативного поведения. Во-вторых, потому что отношения членов таких семей имеют тенденцию стереотипизироваться, и контакт между родителями и детьми в новой обстановке, опосредованный взаимодействием с другими людьми позволяет дать импульс усложнению и активизации взаимодействий. Кроме того, достаточно часто к подростковому возрасту отношения родителей и детей обостряются, возможность увидеть друг друга вне привычных ролей позволяет преодолеть предвзятость родителей и негативизм детей.

Работа клуба строится на основе организации сопереживания его участниками общезначимых моментов жизни. Как правило, это не экстраординарные события, а обычные, повторяющиеся, но, тем не менее аффективно значимые моменты связанные с круговоротом времен года, детскими воспоминаниями, отношениями с домашними животными, поездками на дачу, ожидаемыми праздниками, семейными и даже общественными событиями.

Непосредственные впечатления всех членов клуба стимулируют переживания каждого из них. Дети начинают вспоминать, дифференцировать и связывать свои впечатления от происходящего вокруг. Они получают возможность многократного сопереживания друг другу и таким образом приобретают опыт непосредственной эмпатии.

В процессе работы клуба ставятся задачи и развития мотива эмоциональной коммуникации, и отработки привычки слышать собеседника и направленно отвечать ему. Воспитывается потребность и отрабатывается способность к диалогическим формам общения, чрезвычайно трудным для людей с аутизмом. Сначала, это происходит в форме выдерживания очередности высказываний.

Организация клубных занятий проходит несколько этапов: от полностью известных и предсказуемых для ребенка сценариев общего взаимодействия (для этого могут использоваться обычно любимые такими детьми сценарии телевизионных шоу) к более свободному неформальному общению, обсуждению интересных для всех тем. Такая организация позволяет детям постепенно стать менее костными в организации взаимодействия. Введение в центр внимания нового события, обмена новостями позволяет выработать большую устойчивость к изменению в окружающем.

Одним из важных моментов в работе клуба является возможность увидеть проблемы другого человека и отнестись к ним с пониманием, что в свою очередь, помогает детям отнестись с пониманием и к собственным проблемам. Появление направленности на понимание другого человека, его внутреннего состояния, позволяет работать над преодолением характерной для таких детей трудности – реального учета в своем поведении нужд другого человека. Общение в клубе людей с разными коммуникативными возможностями позволяет также подойти к развитию у аутичных детей способности понимать шутку, оттенки смысла, подтекст происходящего.

Организации взаимодействия помогает соотнесенность занятий клуба с привычной чередой праздников. Эмоциональный смысл каждого из них позволяет объединить его участников в сопереживании. Разработанные праздничные ритуалы дают основу взаимодействия, на которую опираются возможные вариации, вплетаются неожиданные повороты и новые смысловые оттенки.

Наряду со “стационарными” занятиями в привычном месте проводятся и регулярные совместные выходы в более сложную обстановку. Это могут быть посещение музея, выход в гости к одной из семей, выезд на прогулку в лес, и, даже туристский поход. Такие выходы необходимы, с одной стороны, для освоения более сложных форм социального поведения, с другой – для получения новых общих впечатлений, которые могут стать предметом общих воспоминаний, обсуждения, сопоставления в процессе дальнейшей работы клуба.

Необходимо отметить, однако, что даже значительные успехи в развитии навыков коммуникации, возможности эмпатии, понимания и сопереживания другому человеку, сами по себе не решают проблему социализации аутичного человека. Опыт показывает, что огромное значение для успеха коррекционной работы имеет реальная возможность выйти в более сложную социальную среду. Однако это связано уже не столько с проблемами самого человека с аутизмом, сколько с проблемами его окружения, с готовностью социума понять и принять его.

Никольская, О.С. Дифференцированные подходы в психолого-педагогической помощи подросткам и молодым людям с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] / О.С. Никольская // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2015. – Альманах №23. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-23/differenczirovannyie-podxodyi-v-psixologo-pedagogicheskoj-pomoshhi-podrostkam-i-molodyim-lyudyam-s-rasstrojstvami-autisticheskogo-spektra

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...