Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изменения в государственном строе Российской империи

 

Первая русская революция вынудила царское правительство пойти на некоторые изменения государственного строя. В феврале 1905 г. Николай II объявил о разработке проекта закона о привлечении избранных от населения лиц к участию " в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений".

В августе 1905 г. были приняты Манифест об учреждении Государственной Думы[8]; учреждение Государственной Думы и Положение о выборах в Государственную Думу.

По этим законам Государственная Дума была представительным органом, избираемым на 5 лет на основе цензового и сословного избирательного права, неравного и непрямого, при устранении от выборов многих категорий населения: лиц моложе 25 лет, женщин, военнослужащих, учащихся, бродячих инородцев, неоседлых народов.

Выборы проходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городских избирателей и крестьян. Выборы были многостепенными. Цензовая система лишала избирательных прав рабочих, батраков, мелкую и среднюю буржуазию, интеллигенцию.

Государственная Дума имела право законодательной инициативы, исключая Основные законы государства, право обсуждения государственного бюджета. Она полностью зависела от императора и могла быть распущена досрочно.

Всеобщая забастовка в октябре 1905 г. заставила царя издать манифест от 17 октября 1905г. "Об усовершенствовании государственного порядка", который обещал дать населению неприкосновенность личности, свободу совести, слова, предоставить избирательные права тем классам населения, лишенным избирательных прав; расширить права Думы, предоставить Думе право контроля за исполнительными органами государства.

19 октября 1905 года опубликован другой манифест о преобразовании Совета министров[9].

На Совет министров возлагалось "направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам, как законодательства, так и высшего государственного управления". До этого Совет министров был совещательным органом при императоре и органом координации деятельности министров. По указу от 19 октября 1905 года в России создавался правительственный орган во главе с председателем Совета министров.

Председатель Советов министров получил право контролировать деятельность министерств и начальников ведомств. Министры обязаны были согласовывать с ними свою деятельность, сообщать ему "безотлагательно сведения обо всех выдающихся, происходящих в государственной жизни событиях, принятых мерах и распоряжениях".

Председатель Совета министров и министры назначались и увольнялись в отставку императорам. Император при формировании Совета министров не был связан парламентским большинством, завоеванным той или иной партией. Император сохранял огромные прерогативы в непосредственном руководстве делами государственной обороны, внешней политики. Эти вопросы вносились в Совет министров по указанию императора или по инициативе руководителей этих ведомств.

Манифест от 17 октября 1905 года содержал обещания конституционного характера. Его содержание дополнял Манифест от 19 октября 1905 года.

В случае реализации положений этих документов в России должна была быть образована законодательная Дума, с правом обсуждения бюджета и отчета о его исполнении, с правом контроля за деятельностью правительства, министерств и других исполнительных органов, и центральный правительственный орган - Совет министров.

В декабре 1905 года был подписан и опубликован указ об изменении положения о выборах в Думу.

Указ сохранял принцип выборов Думы по куриям, в основе которых лежали и сословный принцип и цензовая система.

Были сохранены общие ограничения в избирательном праве, установленные в августе 1905 года.

Новые положения были в статьях, предоставивших избирательные права рабочим (очень ограниченные) и значительно увеличивших круг избирателей по городской курии. В курию городских избирателей были допущены средняя и мелкая буржуазия, служащие и интеллигенция.

20 февраля 1906 г. было принято новое положение о Государственной Думе, призванное реализовать обещания, данные в манифесте от 17 октября 1905 г. Однако в полной мере это сделано не было. Дума рассматривала бюджет и отчет по нему, что ограничило право императорской власти бесконтрольно распоряжаться финансами.

Несмотря на незначительность бюджетных прав Думы, по словам В.И. Ленина, "фактически известная зависимость правительства от утверждения бюджета Думой существует". По февральскому 1906 г. закону Дума получила право запроса к министрам и главноуправляющим ведомствами, подчиненными правительствующему сенату. Министры обязывались не позднее одного месяца со дня передачи им заявления о запросе дать ответ на запрос.

Изменив избирательный закон и предоставив большие права Думе, царское правительство осуществило реформу Государственного совета. Из совещательного органа он был преобразован в верхнюю палату, стоявшую над Государственной Думой.

20 февраля 1906 г. был издан царский указ "О переустройстве учреждения Государственного совета", который стал состоять из членов "по высочайшему назначению" и равного числа членов по выборам. Члены совета избирались на 9лет с тем, чтобы одна треть их выбывала, и избирались новые. Председатель и вице-председатель назначались императором.

Определенным итогом изменений в государственном строе были утвержденные императором в новой редакции Основные законы Российской империи. Из Основных законов была устранена характеристика власти императора как власти "неограниченной". Но положение верховной самодержавной власти императора сохранилось.

4 Карательные органы Российского государства.

В связи с развитием революционного движения в России, назреванием революционной ситуации главным объектом политического сыска становится рабочий класс и его революционный авангард - партия большевиков. В связи с этим создаются специальные органы политического сыска - охранные отделения и образуются районные охранные отделения.

Общее руководство деятельностью охранных отделений осуществлял Особый отдел департамента полиции. Главной задачей охранных отделений являлась борьба с "революционными сообществами". Для с борьбы революционными центрами за рубежом Департамент полиций активизировал свою заграничную агентуру. Заграничная агентура активно сотрудничала с соответствующими органами Франции, Англии, Германии и других государств.

В 1905 г. положение об усиленной или чрезвычайной охране и военное положение действовали на территории, где проживало 117 млн. человек.

Чрезвычайное законодательство России давало возможность широко использовать военные судебные органы и военное - уголовное законодательство. Судебные органы могли применять смертную казнь за политические и общеуголовные преступления.

19 августа 1906г. царское правительство ввело Положение о военно-полевых судах, которым было подсудно любое дело, имевшее политический характер, но Указ не был утвержден Думой и прекратил действовать в 1907г.

По приговорам военно-полевых судов было казнено 1102 человека, а военно-окружными судами приговорено к смертной казне 6193 человека.

После издания Манифеста 17 октября 1905 г. были приняты временные правила о печати, собраний, союзов. Временные правила о печати провозглашали отмену общей и духовной цензуры.

Но уже в 1906 г. началось массовое преследование демократической печати - запрещение изданий, наложение штрафов, возбужение судебных дел. Были закрыты Газеты и журналы. Наиболее серьезные ограничения вводились в местностях, объявленных на чрезвычайное или военное положение.

4 марта 1906года был издан указ "О временных правилах, о собраниях", позволялось устраивать собрания свободно, т.е. без предварительного заявления и разрешения административных властей, но только "не почитаемые публичными". Для устройства публичных собрания устанавливалось много существенных ограничений. И только с разрешения административных или полицейских властей.

Нарушение установленными "правилами" порядков влекло за собой роспуск собрания и различную ответственность, вплоть до уголовной.

Временными правилами об обществах и союзах, подписанными 4 марта 1906 года были разрушены профсоюзы. В годы реакции рабочие профсоюзы были подвергнуты жестокому преследованию. Многие из низ были закрыты. Преследовались и другие легальные рабочие организации - культурно-просветительские и др. С 1906г. были закрыты около 500 профсоюзов. Число членов легальных союзов сократилось с 250тыс. до 13 тыс.

Таким образом, царизм в годы реакции в значительной мере сократил права и свобод, завоеванные в первой русской революции, но ликвидировать их в полной мере не посмел.

В годы первой русской революции и в последующие годы продолжало действовать Уложение о наказании уголовных и исправительных 1845г. Проект был пересмотрен Государственным советом и в 1903 году утвержден императором, но в действие не был введен. Оно существенно отличалось от принятого ранее. Оно объединяло Уложение о наказаниях уголовных и исправительных и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Было значительно сокращены статьи, содержала более четкие определение понятия преступление, основания наложения уголовной ответственности, форм вины, видов соучастия, стадии совершения преступления и др. положений уголовного законодательства.

Возраст наступления уголовной ответственности был увеличен до 10 лет.

Также определялась ответственность за преступления против веры, против императора и государства, против порядка управления, за нарушение постановлений, ограждающих общественную и личную безопасность и т.д.

Была ликвидирована чрезвычайно сложная система наказания. Предусматривались такие виды наказаний как: смертная казнь, каторга, ссылка на поселение, заключение в исправительном доме, заключение в крепость, тюрьму, арест, денежная пеня. Каторга могла быть назначена без срока или на срок от 4 до 15 лет; ссылка на поселение была бессрочной.

Введение в действие Уложения 1903 года соответствовало карательной политике царского правительства.


Заключение

 

Первая русская революция вынудила царское правительство пойти на некоторые изменения государственного строя. Определенным итогом изменений в государственном строе были утвержденные императором в новой редакции Основные законы Российской империи. Из Основных законов была устранена характеристика власти императора как власти "неограниченной". Но положение верховной самодержавной власти императора сохранилось.

Первая русская революция со всей своей очевидностью продемонстрировала, что прежняя форма самодержавия изживала себя и переход к представительным учреждениям во всероссийском масштабе стал необходимостью под влиянием развития капитализма в результате роста революционного движения, для борьбы с которым царизм вынужден был организовать союз поместного дворянства и верхов буржуазии.

Первая русская революция, несмотря на ее поражение, имела огромное значение для политического возмужания рабочего класса, укрепления партий большевиков, складывания союза рабочего класса и крестьян.

Революция 1905 - 1907 гг. показала несостоятельность ставки самодержавия на патриархальность, царские иллюзии крестьянства. Крестьянство приняло активное участие в революционной борьбе. Дворянство сохранило большинство привилегий. В руках дворянства были сосредоточенны огромные средства, гигантские земельные фонды, определявшие преобладание крепостников - помещиков в земледельческом строе России, а "следовательно, в русском государстве вообще и во всей русской жизни".

Подводя итоги можно сказать, что революция в целом потерпела поражение, но революционные массы добились значительных результатов. Революция носила буржуазно - демократический характер, она представляла собой движение широких народных масс, боровшихся, в том числе, за установление демократических порядков. Но главные вопросы революции не были решены так, как этого требовали народные массы.

Общественный строй и государственное устройство не были радикально изменены. Классы и группировки, правившие раньше, оставались у власти. Как показал опыт революции, уступок от самодержавия можно было добиться лишь путем широкого революционного движения, в том числе с массовым применением насильственных методов.


Литература

 

1. Ю.П. Титов. История государства и права. М., 1996. издательство "Былина"

2. Л.А. Стешенко, Т.М. Шамба. История государства и права России. Академический курс, Т.1. М., 2003. Гл.4 & 6.

3. История отечественного государства и права. Ч.1 / под редакцией О.И. Чистякова. М., 2002.

4. И.Ф. Фирсов Отечественная история Учебное пособие.

5. Ленин В.И. Полное собрание сочинений.

6. Юртаев Е.А. Государственный совет в России // Государство и право. 1996. №4

7. Манифест от 19 октября 1905 г." О мерах к укреплению единства и деятельности министерств и главных управлений"

8. Дякин В.С. Самодержавие, буржуазия и дворянство 1907-1911 гг. Ленинград, 1978


[1] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч., т.12, с.63.

[2] Юртаев Е.А. Государственный совет в России// Государство и право. 1996. №4

[3] Ленин В.И полн.собр. соч., т. 16 стр.403

[4] Дякин В.С. самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907-1911гг. Ленинград, 1978, с.13

[5] Дякин В.С. Самодержавие, буржуазия и дворянство 1907- 1911гг. Ленинград, 1978, с.15

[6] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч., т.5 с.26.

[7] Ленин В.И Полн. Собр. соч. т.12 стр. 333,334, т.12 стр.95,97

[8] Эта дума получила название Булыгинской, по имени руководителя комиссии, министра внутренних дел Булыгина.

[9] Он назывался «О мерах к укреплению единства и деятельности министерств и главных управлений»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...