Бухгалтерскую отчетность за 2016 год аудиторы будут проверять по новым международным стандартам аудита. Неважно, готовите Вы ее исключительно по РСБУ или еще и по МСФО. Но не все так драматично: меняются текст аудиторских заключений и требования к предоставлению информации.
Вопрос
Комментарии
Кто аудирует отчетность.
§ Оказывать услуги по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности могут коммерческие организации (так называемые аудиторские организации) и индивидуальные предприниматели (так называемые индивидуальные аудиторы), которые входят в саморегулируемые организации аудиторов (СРОА). Это понятие введено Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307‑ФЗ «Об аудиторской деятельности», по которому с 1 января 2010 года лицензии на аудиторскую деятельность утрачивают силу, а аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, не вступившие в саморегулируемые организации аудиторов, не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги. Аудиторская организация, аудитор могут быть членами только одной саморегулируемой организации аудиторов.
§ В 2010 году в государственном реестре саморегулируемых организаций числилось шесть СРОА:
ü Аудиторская палата России;
ü Институт профессиональных аудиторов;
ü Московская аудиторская палата;
ü Гильдия аудиторов региональных институтов профессиональных бухгалтеров;
ü Российская коллегия аудиторов;
ü Аудиторская ассоциация «Содружество».
К концу 2016 года таких СРОА осталось 5, а в январе 2017 года список сократился до двух – Российского союза аудиторов (до марта 2016 года – Московская аудиторская палата) и Аудиторской ассоциации «Содружество».
§ Такое значительное сокращение количества действующих СРОА объясняется изменениями Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в декабре 2014 года, которые повысили требования к численности членов саморегулируемых организаций аудиторов до не менее 10 тыс. физических лиц или не менее 2000 коммерческих организаций (п. 3 ст. 17 Закона № 307‑ФЗ). Новым требованиям на тот момент не соответствовала ни одна из действующих СРОА. Мало того, сохранившие в январе 2017 года свой статус СРОА достигли необходимой численности только в декабре 2016 года.
§ В начале января 2017 года, исходя из совокупной численности членов оставшихся СРОА[1], получалось, что более 400 аудиторских организаций и 7000 аудиторов потеряли статус члена саморегулируемой организации. В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, не потерявшие статус членов действующих СРОА:
ü не имеют права заключать договоры на оказание аудиторских услуг до момента вступления в действующую СРОА;
ü должны вступить в одну из оставшихся СРОА до 5 апреля 2017 года, иначе лишатся права оказывать аудиторские услуги.
§ Следовательно, прежде чем выбирать аудиторскую организацию (индивидуального аудитора), обсуждать и заключать договор на оказание аудиторских услуг, нужно проверить их принадлежность к действующей СРОА. Это стоит сделать, даже если Вы уже много лет сотрудничаете с какой-то компанией.
Чего ждать составителям МСФО-отчетности.
Считается, что международные стандарты аудита не накладывают каких-либо дополнительных обязанностей на руководство и собственников аудируемых организаций. Тем не менее, необходимо быть готовым к появлению новшеств и ужесточению позиций аудиторов.
§ Новой ч. 6 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (в ред. от 03.07.2016) впервые введен механизм обеспечения публичности результатов обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Заказчик обязательного аудита (аудируемое лицо) обязан[2] внести сведения о результатах такого аудита в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности. При этом заказчик аудита обязан раскрыть обстоятельства, существенно влияющие на достоверность отчетности, перечисленные в аудиторском заключении. Следовательно, требования МСА к форме и содержанию аудиторских заключений важны и для аудируемых лиц.
§ В первую очередь необходимо знать, что меняется текст аудиторских заключений, вводится обязанность аудиторов:
ü информировать «о ключевых вопросах аудита» для публичных компаний, «важных обстоятельствах»;
ü сообщать «прочие сведения»;
ü уделять больше внимания вопросам «неопределенности в отношении непрерывности деятельности» и нюансам операций со связанными сторонами;
ü оценивать адекватность и прозрачность раскрытий в отчетности;
ü определять, кто отвечает за надзор за подготовкой годовой бухгалтерской отчетности аудируемого лица.
§ Ключевые вопросы аудита, скорее всего, затронут сложные темы, связанные с суждениями и оценками менеджмента, анализ их обоснованности. Очень важно предоставлять аудитору задокументированные сведения о ключевых допущениях, оценке рисков, анализе чувствительности, неопределенностях и прочем.
§ Чтобы оценить возможные редакции аудиторского заключения по МСА, руководству отчитывающейся компании рекомендуем заранее, для себя, определить:
ü какие вопросы могут быть ключевыми вопросами аудита в аудиторском заключении (актуально для публичных компаний);
ü сформирована ли (актуализирована) карта рисков организации. Если нет, то почему;
ü есть ли план действий при наступлении тех или иных негативных сценариев;
ü целесообразен ли процесс оценки способности организации продолжать деятельность в обозримом будущем и имеются ли достаточные контроли;
ü достаточно и целесообразно ли раскрытие в финансовой отчетности, особенно в части информации о ключевых рисках и допущении о непрерывности деятельности в случае потенциальной опасности наступления негативных последствий;
ü что представляет собой процесс отслеживания и сбора «прочей информации», представляемой пользователям и аудитору? Соответствует ли план-график мероприятий особенностям внутренней и внешней среды компании?
§ Наконец, так как «допущение о непрерывности деятельности» аудиторы рассмотрят отдельно при формировании аудиторского заключения по МСА, важно, чтобы руководство аудируемого лица оценило уместность допущения непрерывности деятельности, даже если очевидные показатели существенной неопределенности отсутствуют.
§ МСА устанавливают обязанность аудитора обмениваться необходимой информацией с лицами, отвечающими за корпоративное управление. Речь не идет об общении с руководством организации или ее собственниками, кроме случаев, когда они также отвечают за корпоративное управление.
§ Очевидно, что из-за необходимости применять МСА возрастет трудоемкость аудита: увеличится число аудиторских процедур, новых форм и таблиц, понадобится повысить квалификацию персонала, изменить систему внутреннего контроля качества и т.п. Эксперты оценивают рост себестоимости аудиторских услуг в 30–40 %. Все это скажется на стоимости услуг аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
§ Считается, что изучение и применение МСА российскими аудиторами повысит степень доверия со стороны иностранных инвесторов к результатам аудита, проводимого в России, уровень профессионализма аудиторов и аудиторских фирм, качество проводимого аудита. Так ли это – покажет будущее.
§ Кроме того, соблюдение МСА и новых правила формирования аудиторских заключений, вероятно, имеют и более отдаленные последствия для бизнеса. На федеральном портале проектов нормативно-правовых актов (regulation.gov.ru) для публичного обсуждения размещен проект федерального закона о внесении изменений в НК РФ. По нему с 2018 года налоговые органы смогут требовать от аудиторов раскрывать аудиторскую тайну и предоставлять информацию, полученную в ходе проведения аудита.
Что общего у МСФО и МСА.
§ Международные стандарты аудита (МСА) введены в действие на территории Российской Федерации приказами Минфина России от 24 октября 2016 года № 192н и от 9 ноября 2016 года № 207н. Кроме того, 22 декабря 2016 года на сайте Минфина России был размещен Сборник примерных форм аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленных в соответствии с международными стандартами аудита.
§ Как же требования МСА повлияют на составителей аудируемой отчетности? Интересно, что МСА тесно взаимосвязаны с международными стандартами финансовой отчетности:
ü Единый глоссарий. Общая терминология, используемая в МСФО и МСА, позволяет избежать разногласий относительно представления о целях и объектах аудита между аудиторами и аудируемыми лицами.
ü МСФО как критерий соответствия проверяемой отчетности требованиям. Например, в МСА встречаются прямые ссылки на МСФО и другие документы Совета по МСФО.
[1] Данные из контрольного реестра Минфина России, размещенного на его официальном сайте.
[2] За исключением случаев, когда такие сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также иных случаев, установленных федеральными законами.