Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Операций по кассовым выплатам




 

После того, как ПБС муниципального бюджета получил из Отделения выписку из лицевого счета, в которой отражена операция по доведению бюджетных данных и расходное расписание, подтверждающее данную операцию, ПБС может проводить кассовые выплаты в пределах доведенных бюджетных данных.

Для осуществления кассовых выплат ПБС представляет в Отделение заявку на кассовый расход (код формы по КФД 0531801) (далее - ЗКР). Ответственные специалисты Отделения проверяют ЗКР на соответствие требованиям, установленным в главе II. "Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов" приказа ФК №8н.

Если ПБС производит оплату за выполненные работы, оказанные услуги, предоставленные товары, то данные ЗКР должны быть подтверждены документами основаниями, которые так же проверяются ответственными специалистами Отделения на актуальность и соответствие ЗКР.

Из прошедших проверку ЗКР ответственные специалисты Отделения формируют и направляет в банк платежные поручения.

Банк, на основании полученных из Отделения платежных поручений, проводит операции по перечислению денежных средств контрагенту.

Общее количество проведенных и отказанных Отделением ЗКР по местным бюджетам приведено в таблице 5.

 

Таблица 4. Общее количество проведенных и отказанных Отделением ЗКР по местным бюджетам.

2010г.

Наименование бюджета Количество проведенных ЗКР, шт. Общая сумма проведенных ЗКР, руб. Количество отказанных ЗКР, шт. Общая сумма отказанных ЗКР, руб.
Бюджет Тогульского района 11444 93 789 269.39 1195 12 888 184.78
Бюджет Антипинского сельсовета Тогульского района 683 1 007 901.89 95 328 373.63
Бюджет Новоиушинского сельсовета Тогульского района 619 716 028.46 91 105 895.50
Бюджет Старотогульского сельсовета Тогульского района 695 5 007 909.85 110 3 988 651.67
Бюджет Тогульского сельсовета Тогульского района 1568 11 038 855.13 173 1 229 615.38
Бюджет Топтушинского сельсовета Тогульского района 579 579 064.19 96 248 051.44
Всего за 2010г. 15588 112 139 028.91 1760 18 788 772.40

2011г.

Бюджет Тогульского района 13698 135 626 835.30 1167 23 461 335.53
Бюджет Антипинского сельсовета Тогульского района 627 1 047 417.75 39 43 327.03
Бюджет Новоиушинского сельсовета Тогульского района 487 415 303.57 74 47 076.49
Бюджет Старотогульского сельсовета Тогульского района 630 3 463 890.04 166 1 937 257.88
Бюджет Тогульского сельсовета Тогульского района 1301 5 369 671.43 118 515 449.05
Бюджет Топтушинского сельсовета Тогульского района 475 249 953.70 53 37 319.55
Всего за 2011г. 17218 146 173 071.79 1617 26 041 765.53

С 01 января до 28 февраля 2010г.

Бюджет Тогульского района 990 6 436 493.61 256 1 676 686.01
Бюджет Антипинского сельсовета Тогульского района 70 116 077.11 24 59 543.22
Бюджет Новоиушинского сельсовета Тогульского района 61 131 510.08 12 49 304.52
Бюджет Старотогульского сельсовета Тогульского района 37 64 710.09 33 48 698.06
Бюджет Тогульского сельсовета Тогульского района 119 154 795.71 18 73 190.19
Бюджет Топтушинского сельсовета Тогульского района 71 121 155.45 34 69 087.50
Всего с 01 января до 28 февраля 2010г. 1348 7 024 742.05 377 1 976 509.50

С 01 января до 28 февраля 2011г.

Бюджет Тогульского района 1161 9 738 639.45 99 967 425.87
Бюджет Антипинского сельсовета Тогульского района 55 106 274.96 10 14 984.69
Бюджет Новоиушинского сельсовета Тогульского района 37 32 303.98 2 1 584.32
Бюджет Старотогульского сельсовета Тогульского района 45 154 451.94 3 8 815.68
Бюджет Тогульского сельсовета Тогульского района 117 231 420.35 15 22 191.56
Бюджет Топтушинского сельсовета Тогульского района 38 21 846.73 19 10 487.71
Всего с 01 января до 28 февраля 2011г. 1453 10 284 937.41 148 1 025 489.83

С 01 января до 28 февраля 2012г.

Бюджет Тогульского района 886 9 890 488.38 161 2 561 481.05
Бюджет Антипинского сельсовета Тогульского района 61 129 685.80 8 17 765.51
Бюджет Новоиушинского сельсовета Тогульского района 24 31 247.96 9 14 834.45
Бюджет Старотогульского сельсовета Тогульского района 33 144 690.03 2 1 655.00
Бюджет Тогульского сельсовета Тогульского района 114 249 642.00 22 59 881.85
Бюджет Топтушинского сельсовета Тогульского района 25 23 153.23 1 209.51
Всего с 01 января до 28 февраля 2012г. 1143 10 468 907.40 203 2 655 827.37

 

За период с 01 января 2010г. по 28 февраля 2012г. Отделением по местным бюджетам было проведено 33949 ЗКР на общую сумму 268 781 008.10 рублей и отказано 3580 ЗКР на общую сумму 47 486 365.30 рублей.

Для получения наличных денежных средств ПБС формирует и представляет в Отделение Заявку на получение наличных денег (код формы по КФД 0531802) (далее - ЗПН). Ответственные специалисты Отделения проверяют ЗПН на соответствие требованиям, установленным в главе II. "Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов" приказа ФК №8н и на соответствие реквизитов чека, указанных в ЗПН, самому чеку.

Ответственные специалисты Отделения проверяют правильность заполнения чека. Правильно заполнение чеки заверяются подписями руководителя и главного бухгалтера и гербовой печатью Отделения.

Из прошедших проверку ЗПН ответственные специалисты Отделения формируют и направляет в Алтайское отделении №8644 "Сбербанка России" платежные поручения по перечислению денежных средств с расчетного счета 40204 "Средства местных бюджетов" на расчетный счет 40116 "Для работы с наличными средствами".

Банк, на основании полученных из Отделения платежных поручений, проводит операции по перечислению денежных средств.

Общее количество проведенных и отказанных Отделением ЗПН по местным бюджетам приведено в таблице 5.

 

Таблица 5. Общее количество проведенных и отказанных Отделением ЗПН по местным бюджетам.

2010г.

Наименование бюджета Количество проведенных ЗПН, шт. Общая сумма проведенных ЗПН, руб. Количество отказанных ЗПН, шт. Общая сумма отказанных ЗПН, руб.
Бюджет Тогульского района 1309 30 878 088.55 168 4 935 739.68
Бюджет Антипинского сельсовета Тогульского района 70 1 608 958.62 27 825 327.32
Бюджет Новоиушинского сельсовета Тогульского района 27 778 295.14 7 178 857.41
Бюджет Старотогульского сельсовета Тогульского района 38 874 213.86 16 383 730.19
Бюджет Тогульского сельсовета Тогульского района 117 3 028 993.87 20 922 298.69
Бюджет Топтушинского сельсовета Тогульского района 40 577 942.52 8 143 980.71
Всего за 2010г. 1601 37 746 492.56 246 7 389 934.00

2011г.

Бюджет Тогульского района 790 15 124 778.03 166 4 220 678.12
Бюджет Антипинского сельсовета Тогульского района 57 1 566 555.65 7 227 093.50
Бюджет Новоиушинского сельсовета Тогульского района 27 809 298.89 12 407 518.42
Бюджет Старотогульского сельсовета Тогульского района 30 742 457.05 11 245 529.25
Бюджет Тогульского сельсовета Тогульского района 82 2 697 598.13 20 728 827.06
Бюджет Топтушинского сельсовета Тогульского района 38 422 500.21 17 227 278.96
Всего за 2011г. 1024 21 363 187.96 233 6 056 925.31

С 01 января до 28 февраля 2010г.

Бюджет Тогульского района 324 9 534 924.27 67 1 857 357.64
Бюджет Антипинского сельсовета Тогульского района 12 349 689.23 2 759.62
Бюджет Новоиушинского сельсовета Тогульского района 4 256 489.72 0 0
Бюджет Старотогульского сельсовета Тогульского района 5 248 258.88 1 832.40
Бюджет Тогульского сельсовета Тогульского района 19 684 249.24 5 256 905.00
Бюджет Топтушинского сельсовета Тогульского района 7 87 056.05 3 58 712.12
Всего с 01 января до 28 февраля 2010г. 371 11 160 667.39 78 2 174 566.78

С 01 января до 28 февраля 2011г.

Бюджет Тогульского района 101 2 856 537.71 19 763 418.97
Бюджет Антипинского сельсовета Тогульского района 6 257 579.23 0 0
Бюджет Новоиушинского сельсовета Тогульского района 3 157 026.89 0 0
Бюджет Старотогульского сельсовета Тогульского района 4 142 832.06 1 726.24
Бюджет Тогульского сельсовета Тогульского района 18 426 457.93 4 102 001.53
Бюджет Топтушинского сельсовета Тогульского района 7 63 483.58 0 0
Всего с 01 января до 28 февраля 2011г. 139 3 903 917.40 24 866 146.74

С 01 января до 28 февраля 2012г.

Бюджет Тогульского района 93 3 000 213.14 6 193 341.01
Бюджет Антипинского сельсовета Тогульского района 7 271 201.30 1 30 000.00
Бюджет Новоиушинского сельсовета Тогульского района 2 167 861.00 0 0
Бюджет Старотогульского сельсовета Тогульского района 4 138 923.00 0 0
Бюджет Тогульского сельсовета Тогульского района 14 427 492.04 2 63 239.37
Бюджет Топтушинского сельсовета Тогульского района 5 32 628.62 1 937.50
Всего с 01 января до 28 февраля 2012г. 125 4 038 319.10 10 287 517.88

 

За период с 01 января 2010г. по 28 февраля 2012г. Отделением по местным бюджетам было проведено 2750 ЗПН на общую сумму 63 147 999.62 рублей и отказано 489 ЗКР на общую сумму 13 734 377.19 рублей.

На основании данных представленных в таблицах 4. и 5. можно выявить какую долю занимает каждый из местных бюджетов в общей системе кассовых выплат по ЗКР и ЗПН местных бюджетов. Для примера составим диаграммы кассовых выплат по ЗКР и ЗПН местных бюджетов за 2011г., опираясь на общие суммы проведенных ЗКР и ЗПН по каждому бюджету (Диаграмма 2., 3.).

 

Диаграмма 2. Соотношение общих сумм проведенных ЗКР по местным бюджетам за 2011г.

 

Диаграмма 3. Соотношение общих сумм проведенных ЗПН по местным бюджетам за 2011г.

 

Как видно из диаграмм 2 и 3 большая часть кассовых выплат по ЗКР и ЗПН за 2011г. принадлежит бюджету Тогульского района. Это объясняется тем, что все органы исполнительной власти Тогульского района, все школы и детские сады, учреждения отдыха, здравоохранения и культуры обслуживаются в этом бюджете, тогда как все остальные бюджеты обслуживают только администрации соответствующих поселений.

Теперь сравним доли бюджетов поселений в общей сумме произведенных Отделением кассовых выплат по ЗКР и ЗПН за 2011г. и охарактеризуем их.

Большая доля принадлежит бюджету Тогульского сельсовета Тогульского района. Бюджет Тогульского сельсовета Тогульского района обслуживает 4 населенных пункта, одним из которых является районный центр, в котором сосредоточена основная инфраструктура и весомая часть населения района.

Самая малая доля принадлежит бюджету Топтушинского сельсовета Тогульского района. Этот бюджет обслуживает один населенный пункт, в котором практически отсутствует какая-либо инфраструктура, отсутствует производство, население составляют только люди пожилого возраста, которые не хотят покидать родную землю.

Далее рассмотрим соотношение кассовых выплат, произведенных в Отделении, по ЗКР и ЗПН в разные периоды времени (Диаграмма 4., 5.).

 

Диаграмма 4. Соотношение общих сумм кассовых выплат по ЗКР и ЗПН в 2010, 2011 финансовых годах.

 

Диаграмма 5. Соотношение общих сумм кассовых выплат по ЗКР и ЗПН за январь, февраль 2010-ого, 2011-ого и 2012-ого финансовых годах.

 

Диаграммы 4 и 5 показывают, что процентное соотношение общих сумм кассовых выплат по ЗКР и ЗПН в 2011г. по сравнению с 2012г. существенно изменилось в пользу ЗКР. Если обратить внимание на таблицы 4 и 5, то мы заметим, что основную роль в изменении процентного соотношения сыграл бюджет Тогульского района. Дело в том, что в конце 2010г. в Тогульском районе в отделениях "Сбербанка" и "Агробанка" были установлены банкоматы для обслуживания физических лиц. Муниципальные организации бюджета Тогульского района начали активную работу по уменьшению операций с наличностью. Безналичная система значительно упрощает жизнь работодателям, сокращает их издержки на содержание штата бухгалтеров и на денежные операции. Таким образом, в конце 2010, в 2011гг. все муниципальные учреждения бюджета Тогульского района активно работали в двух направлениях:

·   переход на безналичную форму оплаты труда;

·   предпочтение безналичным расчетам при приобретении товаров, выполнении работ и оказании услуг.

Рассматривая диаграмму 5, мы замечаем, что в 2012г. процентное соотношение ЗКР и ЗПН не только не сохранилось на уровне 2011г., а, наоборот, изменилось в сторону уменьшения ЗКР, несмотря, на то, что политика бюджета Тогульского района по обозначенным ранее направлениям продолжала проводиться. Это изменение объясняется следующими обстоятельствами:

·   к началу 2012г. практически все муниципальные учреждения бюджета Тогульского района перешли на безналичную форму оплаты труда;

·   количество приобретаемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг, предоставляемых муниципальным учреждениям практически не изменилось;

·   в 2012г. были закрыты расчетных счетов 40703 "Счет бюджета по внебюджетным средствам".

Последнее обстоятельство оказалось наиболее существенным.

ПБС имеет право отозвать ЗКР и ЗПН, направленные в Отделение, до того момента, пока платежные поручения, сформированные из этих ЗКР и ЗПН, не отправлены в Банк. Для этого УБП формирует и направляет в Отделение Запрос на аннулирование заявки. В результате обработки Запроса на аннулирование заявки, ЗКР или ЗПН будет автоматически отказана.

Общее количество проведенных и отказанных Отделением Запросов на аннулирование заявок по местным бюджетам приведено в таблице 7.

 

Таблица 6. Общее количество проведенных и отказанных Отделением запросов на аннулирование заявок по местным бюджетам.

2010г.

Наименование бюджета Количество проведенных запросов на аннулирование заявок, шт. Количество отказанных запросов на аннулирование заявок, шт.
Бюджет Тогульского района 57 21
Бюджет Антипинского сельсовета Тогульского района 12 0
Бюджет Новоиушинского сельсовета Тогульского района 0 0
Бюджет Старотогульского сельсовета Тогульского района 0 0
Бюджет Тогульского сельсовета Тогульского района 23 0
Бюджет Топтушинского сельсовета Тогульского района 0 0
Всего за 2010г. 92 21

2011г.

Бюджет Тогульского района 26 34
Бюджет Антипинского сельсовета Тогульского района 0 0
Бюджет Новоиушинского сельсовета Тогульского района 0 0
Бюджет Старотогульского сельсовета Тогульского района 0 0
Бюджет Тогульского сельсовета Тогульского района 2 13
Бюджет Топтушинского сельсовета Тогульского района 0 0
Всего за 2011г. 28 47

С 01 января до 28 февраля 2010г.

Бюджет Тогульского района 2 14
Бюджет Антипинского сельсовета Тогульского района 0 0
Бюджет Новоиушинского сельсовета Тогульского района 0 0
Бюджет Старотогульского сельсовета Тогульского района 0 0
Бюджет Тогульского сельсовета Тогульского района 0 0
Бюджет Топтушинского сельсовета Тогульского района 0 0
Всего с 01 января до 28 февраля 2010г. 2 14

С 01 января до 28 февраля 2011г.

Бюджет Тогульского района 16 18
Бюджет Антипинского сельсовета Тогульского района 0 0
Бюджет Новоиушинского сельсовета Тогульского района 0 0
Бюджет Старотогульского сельсовета Тогульского района 0 0
Бюджет Тогульского сельсовета Тогульского района 1 13
Бюджет Топтушинского сельсовета Тогульского района 0 0
Всего с 01 января до 28 февраля 2011г. 17 31

С 01 января до 28 февраля 2012г.

Бюджет Тогульского района 0 0
Бюджет Антипинского сельсовета Тогульского района 0 0
Бюджет Новоиушинского сельсовета Тогульского района 0 0
Бюджет Старотогульского сельсовета Тогульского района 0 0
Бюджет Тогульского сельсовета Тогульского района 0 0
Бюджет Топтушинского сельсовета Тогульского района    
Всего с 01 января до 28 февраля 2012г. 0 0

 

За период с 01 января 2010г. по 28 февраля 2012г. Отделением по местным бюджетам было проведено 120 и отказано 68 запросов на аннулирование заявок.

ПБС вправе в пределах текущего финансового года уточнить операции по произведенным кассовым выплатам и (или) коды бюджетной классификации, по которым данные операции были отражены на лицевом счете ПБС. Для уточнения указанных операций и кодов бюджетной классификации по операциям клиент представляет в Отделение Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (ф.0531809) (далее - УвПП).

Общее количество проведенных и отказанных Отделением УвПП по местным бюджетам приведено в таблице 8.

 

Таблица 7. Общее количество проведенных и отказанных Отделением УвПП по местным бюджетам.

2010г.

Наименование бюджета Количество проведенных УвПП, шт. Количество отказанных УвПП, шт.
Бюджет Тогульского района 747 863
Бюджет Антипинского сельсовета Тогульского района  32  53
Бюджет Новоиушинского сельсовета Тогульского района  12  26
Бюджет Старотогульского сельсовета Тогульского района  17  31
Бюджет Тогульского сельсовета Тогульского района  53  42
Бюджет Топтушинского сельсовета Тогульского района  8  23
Всего за 2010г. 869 1038

2011г.

Бюджет Тогульского района 341 472
Бюджет Антипинского сельсовета Тогульского района  24  17
Бюджет Новоиушинского сельсовета Тогульского района  18  34
Бюджет Старотогульского сельсовета Тогульского района  11  14
Бюджет Тогульского сельсовета Тогульского района  42  19
Бюджет Топтушинского сельсовета Тогульского района  17  23
Всего за 2011г. 453 579

С 01 января до 28 февраля 2010г.

Бюджет Тогульского района 50 116
Бюджет Антипинского сельсовета Тогульского района  2  13
Бюджет Новоиушинского сельсовета Тогульского района  0  5
Бюджет Старотогульского сельсовета Тогульского района  0  3
Бюджет Тогульского сельсовета Тогульского района  6  11
Бюджет Топтушинского сельсовета Тогульского района  0  0
Всего с 01 января до 28 февраля 2010г. 58 148

С 01 января до 28 февраля 2011г.

Бюджет Тогульского района 31 23
Бюджет Антипинского сельсовета Тогульского района  3  5
Бюджет Новоиушинского сельсовета Тогульского района  0  0
Бюджет Старотогульского сельсовета Тогульского района  0  0
Бюджет Тогульского сельсовета Тогульского района  3  0
Бюджет Топтушинского сельсовета Тогульского района  3  8
Всего с 01 января до 28 февраля 2011г.  40  36

С 01 января до 28 февраля 2012г.

Бюджет Тогульского района 3 0
Бюджет Антипинского сельсовета Тогульского района  0  0
Бюджет Новоиушинского сельсовета Тогульского района  0  0
Бюджет Старотогульского сельсовета Тогульского района  0  0
Бюджет Тогульского сельсовета Тогульского района  1  0
Бюджет Топтушинского сельсовета Тогульского района  0  0
Всего с 01 января до 28 февраля 2012г.  4  0

 

За период с 01 января 2010г. по 28 февраля 2012г. Отделением по местным бюджетам было проведено 1326 и отказано 1617 УвПП.

Столь малое количество запросов на аннулирование заявок объясняется качественно организованным контролем за операциями по кассовым выплатам у клиентов Отделения и надежным автоматизированным первичным контролем в Отделении:

·   клиенты Отделения ответственно подходят к операциям по кассовым выплатам и прежде чем направить документ в Отделение, визуально проверяют его на несколько раз, причём документ проверяется как минимум 3 лицами: ответственным специалистом за выполнения кассовых выплат, главным бухгалтером и руководителем организации;

·   клиенты ведут собственную базу данных по доведенным бюджетным данным и совершенным кассовым операциям в специализированном программном обеспечении (1С, "Парус", "AksiokNet" и пр.);

·   программное обеспечение, используемое клиентами для создания документов, направляемых в Отделение (1С, "Парус", "AksiokNet" и пр.) содержит процедуры контроля;

·   документы, созданные в программном обеспечении клиента, выгружаются в структурированном виде в заданную клиентом папку, из которой, затем, импортируются в ППО "СЭД". При импорте проверяется структура файла;

·   ППО "СЭД", установленный у клиентов, постоянно синхронизирует справочную информацию с общей базой справочной информации Федерального казначейства и проверяет на актуальность информацию, содержащуюся в импортируемых документах;

·   в ППО "СЭД", установленный у клиентов, встроены процедуры проверки документов на соответствие правилам заполнения;

·   документ, созданный для отправки в Отделение, считается готовым к отправке только после подписания его ЭЦП главного бухгалтера и руководителя, актуальность которых так же проверяет ППО "СЭД" (операцию по подписанию документа ЭЦП главный бухгалтер и руководитель выполняю лично, так как ЭПЦ приравнивается к их ручной подписи);

·   документ передается в Отделение по специально выделенному клиенту каналу связи, безопасность которого обеспечивается средствами криктозащиты;

·   документ, поступивший в Отделение, проверяется с помощью ППО "СЭД" Отделения на соответствие правилам заполнения и на актуальность ЭЦП, которыми подписан документ. Если документ не прошёл проверку на данном этапе, то ППО "СЭД" не пускает документ в дальнейшую обработку и направляет сообщение о некорректности документа клиенту в виду смены статуса. Документ считается отказанным. Протоколы на такие документы не формируется.

Небольшое количество УвПП объясняется как наличием выше перечисленных контролей, так и грамотно организованной работой в Отделении по операциям по кассовым выплатам:

·   документ, поступивший в Отделение, загружается в программное обеспечение Федерального казначейства, содержащие как единую справочную базу Федерального казначейства, так и доведенные бюджетные данные и проведенные кассовые выплаты по каждому клиенту Отделения. Документ проверяется автоматически программным обеспечением: на соответствие информации, содержащейся в документе, справочной информации; на соответствие правилам заполнения документа; на не превышение суммы доведенных бюджетных данных.

·   документ, поступивший в Отделение, проверяется визуально как минимум 3 лицами: ответственным специалистом за выполнения кассовых выплат, главным бухгалтером и руководителем Отделения, каждый из которых накладывает своё ЭЦП на проверенный им документ.

Если мы обратим внимание на соотношение количества проведенных и отказанных запросов на аннулирование заявок и УвПП (Диаграммы 6., 7,), то данное соотношение может показаться те столько странным, сколько вызывающим вопрос: "В чём заключается особенность заполнения данных документов, влекущая к такому количеству отказов в исполнении?"

 

казначейство кассовый операция бюджет

Диаграмма 6. Соотношение количества проведенных и отказанных запросов на аннулирование заявок в Отделении за период 01.01.2010г. по 28.02.2012г.

 

Диаграмма 7. Соотношение количества проведенных и отказанных УвПП в Отделении за период 01.01.2010г. по 28.02.2012г.

 

Особенностью этих документов, влекущей к столь большому отказу в исполнение, является их ссылка на ранее направленный в Отделение или проведенный Отделением документ. Реквизиты документы, на который ссылается Запрос на аннулирование заявки или УвПП, должны точно соответствовать направленному ранее в Отделение документу.

Если в Запросах на аннулирование заявки проверяются на соответствие только основные реквизиты документа:

·   тип документа

·   номер документа

·   дата документа

·   сумма документа

то в УвПП проверяются на соответствие и прочие реквизиты, содержащиеся в документе:

·   наименование отправителя (получателя)

·   ИНН отправителя (получателя)

·   КПП отправителя (получателя)

·   вид средств

·   КБК

·   лицевой счет отправителя (получателя)

·   назначение платежа.

Соответствие проверяется автоматически программным обеспечением Отделения очень придирчиво, вплоть до пробелов и регистров в назначении платежа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...