Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2.Психофизическое развитие в подростковом возрасте.




Границы подр. возраста - 10-11 – 15-16 лет. Кардинально перестраиваются сразу три с-мы: гормональная, кро­веносная и костно-мышечная.

Физич. рост харак-тся неравномерностью изменений различных частей тела. В связи с этим фигура подростка часто выглядит нескладной, вытянутой, непропорциональной. Это иногда тяжело переживается подростками и отражается на их псих. состоянии (напр, м. возник. чув-во «физич. неполноценности», высокие девушки сутулятся, опускают голову). Происх. изменения в ЦНС (усиленно разв-тся дендриты), процессы возбуждения преобл-т над торможением, что явл. причиной бурного подъема Е, а также повыш. чуткости к патоген. возд-виям.

Причины эндокр. нарушений и функцион-го расстр-ва НС: умств. и физич. переутомление, длител. нервное напряжение, аффекты, сильные отриц. эмоции, переживания (страх, гнев). В рез-те подростки отлич-ся раздражит-ю, утомляем-ю, рассеянностью, низкой работосп-стью, бессонницей.

Полов. созревание оказ-т огромное влияние на физ. и псих. развитие ребенка. Разв-тся половые органы, вторич. половые признаки. Влияние пол. созревания: 1)явл. одним из источников возникающего ч-ва взрослости; 2)стимулирует интерес к своей внешности, поведению. 3)пробуждается интерес к противопол. полу, появл. новые чув-ва, переживания, проявление 1-й любви. 4)появл. интерес к сексуальной, эротич. продукции. Важные физич. изменения имеют определенные психолог. последствия: дети становятся все больше похожими на взр-х, на них иначе начин. реагировать др. люди, они сами начин. иначе к себе относиться.

Централ. событие для девочки - начало менструаций, девочки начин. лучше чувств-ть собств. тело, у них повыш-ся уровень самосознания, соц. зрелости, репутация среди сверстников; возможно ухудшение отношений с родителями, повыш-ся конфликтность взаимоотношений с матерью. После конфликтности приходит большая межличностная отчужденность, что явл. условием возникновения автономности личности.

Централ. событие для мальчика - первая эякуляция и внезапное половое возбуждение. Эрекция для мальчиков явл. предметом гордости, но может вызвать тревогу и смущение то, что кто-то может заметить их неспособность контролировать эту реакцию. Повыш-ся конфликтность в отношениях с родителями, сначала затрагивает отношения сына и матери; позже с отцом. У шк-ков к 11-12 гг. формир-ся новые, более широкие интересы, возник. различ. увлечения и появл-ся стремление занять более самостоят-ю, более «взрослую» позицию.

Ведущая деят-сть - многоплановая развернутая деят-сть, имеющая такие компоненты, как интимно-личностное общение и уч-проф. деят-сть. Роль ведущей в под­р. возрасте играет соц-значимая деят-сть, средст­вом реализации которой служит: учение (Л.И. Божович), общение со сверстниками (Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова), общественно- полезный труд (Д.И. Фельдштейн).

Соц. ситуация развития.Особ-сть: с самого начала подр. возраста ребенок стремится быть похожим на взр-х.

Специфика соц. ситуации - подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком - при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности поведения. Подр-к стремится отстоять свою независ-сть, приобрести право голоса. Избавление от роди­т. опеки проходит путем возникн-я нового кач-ва отношений. Это движение ко все более дифференцированным отно­шениям с другими. Все то, к чему подр-к привык с детства - семья, школа, свер­стники, подверг-ся оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл. В соц. ситуации развития подр-ка появл-ся новый компонент - отчуждение, т. е. дис­гармония отношений в след. областях: в деят-сти, поведении, общении, внутр. переживаниях.

Новообразования. Охватывают в этом перио­де все стороны развития личности: изменения происх. в области морали, в пол. развитии, в высших психич. ф-циях, в эмо­ц. сфере.

Централ. новообр-я: абстрактное мышление; само­сознание; половая идентификация; чувство "взрослости", переоценка ценностей, автономная мораль.

Особ-сти в морал. сфере: 1.переоценка ценностей; 2.устойчивые "автономные" морал. взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний. Однако мораль подр-ка не имеет опоры в морал. убежде­ниях, еще не складывается в мировоззрение, потому м. легко из­меняться под влиян. сверстников.

Психолог. новообр-я: 1)стремление к взрослости (ч-во взрослости); 2)соц. сознание, кот. становится самосознанием личности.

Потребности подростка: 1) самопознание, 2) самовыражение, 3) самоутверждение. Причем, потребности самовыражения и самоутверждения м. б. настолько сильны, что подр-к м. совершить д-вия, кот. расходятся с морал. установками общ-ва или со своими собств-ми. Следствие этого - понятие «трудный подр-к».

Характеристика подр. возраста – становление подражания как управляемого процесса. Сначала подражание внешним атрибутам взрослости, затем формир-ся личност. кач-ва взр. ч-ка (черты женств-сти, мужеств-сти). Подр. возраст раздел-ся на мл. подр-й и ст. подр-й кризисом 13 лет, симптомы кот. такие: непослушание, грубость, немотивир. про­тивостояние взрослым, негативизм к учителям, траги­ч. переживание ситуации невключенности в группу сверстников, надежда на неопред. светлое будущее, бравада своей незави­симостью, приверженностью материальным интересам. Подр. воз­раст в целом явл. кризисным.

Негатив. фаза подр. возраста хар-тся: беспокойство, тревога, диспропорции в физич. и псих. развитии, агрессивность, противоречивость чувств, сни­жение работосп-сти, меланхолия и т. д.

Позитив. фаза насту­пает постепенно, выраж-ся в том, что подр-к начин. ощу­щать близость с природой, по-новому восприн-ть искусство, у него появл. мир ценностей, потребность в интимной коммуникации, он испытывает ч-во любви, мечтает и т.д. Оценки сверстников приобретают большее значение, чем оценки учителей, взрослых. В общении как деят-сти происх. усвоение соц. норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потреб-сть в признании и самоутверждении. Рез-т самопознания - заниженная само­оценка. Процесс самопознания идет по пути обнаружения все новых недостатков и негатив. кач-в, подр-к во всем винит себя - и в плохой учебе, и в конфликте с родителями.

Положит. самооценка подростка, принятие сверстниками и популярность в их среде во многом зависят от его физич. привлекательности и внеш. облика. Познавательное развитие и развитие речи в подростковом возрасте В подр. возрасте расширяется содержание понятия «учение». В него вносятся элементы самостоят. интеллект. труда, направленного на удовлетворение индивид. интеллект. потребностей, выходящих за рамки шк. программы. Восприятие подр-в стан-тся все более управляемым.

Умение видеть приносит ч-во эстетич. удовольствия, учит особой деят-сти – любованию. Мышление стан-тся все более теоретическим. Его специфика – спос-сть рассуждать гипотетико-дедуктивно (от общего к частному). Идет в словесном плане, содержанием теоретич. мышления явл. высказывание (в словах или др. знаковых с-мах). С 11-12 лет вырабат-тся формальное мышление, поэтому подр-к м. рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; он м. действовать в логике рассуждения. Внимание управл-ся подр-ком по своей воле, это контролир. процесс. Послепроизвольное Вн. появл-ся в случаях увлекательной деят-сти, оно получ. сильное развитие и выраж-ся в интересе к самому процессу работы, что служит показателем возросшей готовности подр-ка к выполнению серьез. уч. деят-сти. Значит-но расшир-ся объем внимания, разв-тся его спос-сть быстро переключ-ся с одной деят-сти на другую. Спос-сть к запоминанию постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13 до16 лет наблюд. более быстрый рост памяти. Память переходит от доминирования механич. запоминания к смысловому. Воображение превращ. в самостоят. внутр. деят-сть. Подр-к м. проигрывать мыслител. задачи с математич. знаками, м. оперировать значениями и смыслами языка, соединяя 2 высшие псих. ф-ции: воображение и мышление. Воображение обогащает внутр. жизнь, стан-тся творч. силой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...