Положение инжиниринговых компаний ЕС в 1994 г.
Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. — 1998. — № 10.
Объектом рынка инжиниринговых услуг выступают: • услуги, связанные с подготовкой процессов производства, к которым относят, как правило, предпроектные, проектные, послепроектные и специализированные услуги (прединвестиционные); наиболее широко они применяются в жилищном и промышленном строительстве, а также в сооружении объектов инфраструктуры; на них приходится около 8% всего оборота услуг в европейском строительстве; • услуги, связанные с обеспечением нормального хода производственного процесса и реализации продукта, т.е. работы, направленные на оптимизацию процессов эксплуатации и управления предприятием и реализацию его продукции. В связи с этим возможно условное деление рынка инжиниринговых услуг на рынок инженерно-консультационных услуг и рынок инженерно-строительных услуг. Значительная часть инженерно-консультационных услуг приходится на Великобританию, несколько меньшее значение этот рынок имеет для ФРГ, Дании, Франции и Италии. Фирмы ведущих стран (ФРГ, Великобритания, Италия, Франция) уже с начала 80-х гг. в ббльшей степени начинают ориентироваться на экспорт услуг за пределы Европейского союза (см. табл. 6.8). Таблица 6.8
Общие продажи инженерно-консультационных услуг стран ЕС
Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. — 1998. — № 10.
В 1994 г. Европейская федеральная ассоциация инженерно-консультационных компаний объединила 23 национальные ассоциации из 17 стран. В нее входят 8,5 тыс. компаний. На ее долю приходится 40% объема инжиниринговых услуг в Европе. Ведущее место среди экспортеров инженерно-строительных услуг сохраняют американские и японские подрядные компании по объему полученных заказов. Третье место удерживает Франция. По предварительной оценке, объем новых контрактов 225 ведущих подрядных фирм на зарубежных рынках составил в 1997 г. около 157 млрд долл. (рост по сравнению с 1996 г. — на 5%). Важнейшим продолжает оставаться рынок Азиатско-тихоокеанского региона как регион импорта услуг, хотя конец 1997 г. осложнил положение на этом рынке. Так, уже в 1998 г. в Таиланде были «заморожены» проекты на сумму 12 млрд долл., в Индонезии — 160 проектов общей стоимостью 30 млрд долл. В то же время валютно-финансовый кризис почти не затронул объекты нефтепереработки и нефтехимии. Динамично развивается и рынок Китая, хотя масштабы его деятельности мало сопоставимы с потенциалами рынка. Рынок стран Среднего Востока в 1997 г. был более благополучен для международных контрактов. На рынках же стран Европы приток заказов уменьшился. На российском рынке было отмечено более активное привлечение международных контрактов. В то же время в 1997 г. на мировом рынке было заметно явное усиление чисто ценовых факторов конкуренции за счет технологических, о чем свидетельствует успех Южно-Корейского рынка. (Правда, нужно отметить, что в ближайшей перспективе положение на этом рынке будет характеризоваться снижением спроса.)
Дальнейшее обострение конкуренции на мировом рынке инженерно-строительных услуг и распространение частных капитальных вложений в отраслях, где инвестиционные проекты всегда считались прерогативой государства, побуждает наиболее крупных контракторов все активнее участвовать в прямой инвестиционной деятельности. В 1997 г. был отмечен рост числа и масштабов контрактов с участием зарубежных фирм, заключенных на условиях «build-operative-transfer». В традиционном секторе мирового рынка объектов капитального строительства, включающем чисто подрядные отношения экспортера с заказчиком, наличие достаточно большого числа крупных и долгосрочных проектов требует значительных ресурсов. А это ведет к росту удельного веса контрактов «под ключ» с фиксированной ценой при полной ответственности фирм или консорциума за все стадии проектирования, строительства и обеспечения поставок оборудования. Говоря о развитии рынка инженерно-строительных услуг, необходимо отметить некоторую стабильность в отраслевом и географическом его размещении. Отраслевая структура в 1997 г., по сравнению с предыдущими годами, изменилась не сильно. Стоит лишь отметить, что объем новых контрактов на строительство предприятий с непрерывным циклом и предприятий по добыче и переработке углеводородного сырья существенно возросли, однако доля рынка, несмотря на это, все же была ниже, чем в начале 90-х гг. Некоторые изменения произошли и в географическом распределении контрактов, хотя общие тенденции продолжают сохраняться. Наибольшая доля приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион (53%), второе место по-прежнему занимает Европа (38,2%) (см. табл. 6.9). Таблица 6.9 Географическое распределение контрактов 225-ти ведущих подрядных фирм, млрд долл.
Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. — 1998. — № 23.
Рынок инжиниринговых услуг, являясь составной частью рынка международных услуг, имеет явно выраженную тенденцию к динамизму и расширению. И об этом свидетельствуют не только приведенные цифры, но и возрастающий спрос на данные услуги.
Консалтинговые услуги Консалтинг — это обособленный в самостоятельную сферу комплекс услуг коммерческого характера, имеющий целью подготовку и обеспечение процесса производства и реализации продукции. Иначе говоря, это совокупность услуг, связанных с обработкой информации по заказам клиентов и информационным обслуживанием на ЭВМ в режиме разделения машинного времени в виде информации, консультации и экспертизы различных видов хозяйственной деятельности. Специфика торговли консалтинговыми услугами состоит том, что экспорт может осуществляться лишь путем временного перемещения в страну-импортер самого производства данной услуги (консультации, эксплуатация). Это обусловлено не новизной данной формы внешнеэкономической деятельности, а лишь множественными свойствами указанного вида услуг, момент потребления которых совпадает с моментом их производства и реализации. В состав консалтинговых услуг входит: • непосредственное управление профессиональными менеджерами или их бригадами и фирмой в целом; • оказание помощи в организационной деятельности хозяйственного объекта; • формирование имиджа компании. В данном случае консалтинговые фирмы осуществляют полный контроль за реализацией предлагаемой заказчику программы. Это наиболее распространенный вид консалтинга в мировой торговле. Объем его продаж составляет более 25% от общего экспорта консалтинговых услуг. Кроме того, можно выделить и такие специализированные консалтинговые услуги, как создание компьютеризованных систем логистики, развитие снабженческого менеджмента, разработка программы подготовки руководящих кадров, осуществление юридических и налоговых услуг. Налоговый консалтинг составляет заметную часть дохода аудиторско-консалтинговых сетей.
В некоторых случаях маркетинговые консультанты берут на себя функции посредников, что характерно в основном для мелких фирм. Так, японская фирма «Конусай Буже» заключила с рядом консультационных фирм Западной Европы, Австралии, Новой Зеландии и США соглашение о сотрудничестве в продвижении на японский рынок их товаров. Стоимость обслуживания составила примерно 2,5 тыс. долл. в месяц. Рынок консалтинговых услуг — один из самых динамичных. В настоящий момент с консультантами сотрудничают 80% всех крупных американских компаний. Подавляющее большинство из ведущих консалтинговых фирм — американские. Главным продавцом на рынке консалтинговых услуг выступает частный сектор, в том числе малый бизнес, хотя его роль в последние годы снижается. В США этот рынок полностью монополизирован и поставлен на индустриальную основу. Возглавляет список ведущих консалтинговых фирм США «Маккинси», которая имеет свои филиалы практически во всех странах. Японский рынок услуг несколько отличается от американского. Он децентрализован и представлен тремя видами фирм: фирмами, занимающимися прежде всего персоналом и производством; фирмами, оказывающими помощь в разработке стратегии для предприятий (около 75% всех услуг); и так называемыми «мозговыми центрами». В Западной Европе американская «индустриальная» модель сочетается с консультациями отдельных специалистов, способных высказывать основательные суждения по своим проблемам. Однако, как уже отмечалось, индивидуальное консультирование утрачивает постепенно свои позиции. Классический вариант консалтинговых услуг зародился в США в 20-е гг. Дальнейшее развитие он получил в 50—60-е гг. Во второй половине 50-х гг. начинает появляться в Японии, однако вплоть до 70-х гг. исследования проводились лишь в отношении зарубежных рынков в целях развития экспорта Японии и обеспечения ее сырьем. В 70-е гг. 50 консалтинговых фирм Японии объединились в ассоциацию маркетинговых исследований, и с этого периода рост.объема ее услуг составляет 8-8,5% в год. В 60-е гг. стал развиваться рынок консалтинговых услуг и в Западной Европе, чему способствовала благоприятная обстановка — наличие большого количества общепризнанных университетов, фирм. Профессиональное консультирование определилось лишь в начале 60-х гг., когда с учреждением американских консалтинговых фирм возрос интерес к методам управления США. В 1987 г. западноевропейские фирмы впервые затратили на изучение рынка средств больше, чем США — 1,9 млрд долл. против 1,8 млрд долл. Но в настоящее время их позиции несколько ослабли. В последние годы значительная часть консультационных услуг в мире по проблемам управления и разработке управленческой стратегам (около 80%) приходится на 40 фирм. К 2000 г. их количество сократится до 20.
С 1980 г. ежегодные темпы роста услуг составляют 15—20%, но они дифференцированы по типам, например, объем рынка консультаций по вопросам стратегии возрастает примерно на 10—15% в год, а рынок информационных технологий — на 50%. Это связано с тем, что практически во всех отраслях резко повысились комплексность и интернационализация бизнеса, происходит усиление международного переплетения фирм (в частности, совместные предприятия), что требует согласования. Прогнозируемые темпы роста рынка консультационных услуг к началу 2000 г. весьма высоки — около 14% в год. Сократятся серьезные различия между отдельными категориями клиентов и видами услуг. В области управления персоналом услуги возрастут на 10%. Возглавит список сфера информационных технологий, где рост составит 20% в год. Масштабы консультаций в таких отраслях, как стратегия и развитие фирм, возрастут в два раза. Примерно такой же рост предполагается и услуг по вопросам создания на предприятии желаемой социальной атмосферы. Международный рынок аудиторских услуг как составной части консалтинга поделен между странами «большой шестерки». Аудит обеспечивает около половины дохода аудиторско-консалтингового рынка. В последние годы консалтинговые услуги начинают развиваться и в России. Основная их часть приходится на управленческий и бизнес-консалтинг, несколько меньшее значение имеет налоговый консалтинг. Управленческий и бизнес-консалтинг проводили 58 крупнейших аудиторов, причем первые пять контролируют более половины рынка консалтинговых услуг. Отличительной чертой данного вида консалтинга в Российской Федерации является то, что им занимается большое число региональных фирм. В условиях кризиса этот вид консалтинга будет быстро развиваться из-за необходимости переориентации и повышения эффективности бизнеса. Более быстрыми темпами развивался рынок аудиторских услуг, доля которых превышает 75% всего рынка. Основная часть его (примерно 2/3) поделена между странами «большой шестерки». Общий же объем рынка аудиторско-консалтинговых услуг в первом полугодии 1998 г. оценивался в 1,2—1,5 млрд руб. Главный вид услуг на этом рынке — общий аудит (243,8 млн руб.), небольшая доля приходится на банковский аудит — 22 млн руб. и страховой — 9,7 млн руб., что связано с неразвитостью данных видов услуг и использованием, как правило, иностранных фирм.
Информационные услуги
Не последнее место среди услуг занимает сфера информационных услуг, т.е. продажа разнообразных видов информации. В частности, в информационный рынок входит: деловая, правовая, экологическая, медицинская и другая информация, информация для специалистов и массовая потребительская информация. Наиболее динамичной частью мирового информационного рынка является сектор деловой информации, включающий информацию об отдельных товарных рынках и рынках конкретных стран. Особенно быстро последнее время развиваются информационные услуги, создающие интенсивные информационные сети между макро- и микроуровнями национальной и мировой экономик. Именно на базе информационного комплекса происходит дальнейшее развитие области научных исследований, обучения, использования свободного времени, кредитно-финансовой сферы, поскольку их продукция полностью ориентирована на информационное обслуживание клиентов. Мировой рынок информационных услуг имеет следующие особенности: • Значительное увеличение в последние годы спроса на информацию. Многие фирмы начали ощущать нехватку информации для управления деятельностью своих предприятий, и прежде всего для выработки рыночной стратегии, разработки долгосрочных программ и выбора перспективных направлений производства и сбыта. Повышение спроса на информацию вызвано общим усложнением структуры управления компаниями, необходимостью принятия ими аргументированных решений на основе прогнозной информации. • Внедрение принципиально новой технологии на базе быстрого развития электронно-вычислительной техники. При современных каналах связи операторы могут подключиться к отдаленным источникам информации или другим компьютерам. Системы связи используют микроэлектронику и компьютеры для регулирования сложного потока данных по своим каналам. Объединение компьютера с телекоммуникацией вызвало сдвиг во всей системе связи и привело к появлению электронной почты, системы «Видеотекст», «Телетекст», дающих возможность проведения любых консультаций, ведения различных видов деловых операций не выходя из дома. • Быстрое расширение программного обеспечения, составляющего базу новой технологии в информационных системах. Темпы увеличения программного обеспечения даже на фоне общих сравнительно высоких темпов прироста основных составляющих информатики опережали в конце 80-х — начале 90-х гг. основные показатели экономического развития. • С появлением новых, более сложных ЭВМ стоимость технических средств и программирования в абсолютном значении в целом возрастает, причем затраты фирм на разработку и внедрение информационных систем значительно превышают расходы на приобретение и развитие электронно-вычислительной техники. Основными субъектами рынка информационных услуг являются компании — владельцы банков данных и посредники. Владельцами информации являются издательские и исследовательские организации, обладающие мощной финансовой и технической базой, обширной сетью клиентов, а также их филиалы, и владельцы информации получают от своих филиалов, клиентов данные, которые обрабатывают, хранят и на коммерческой основе передают посредникам. Посредники в свою очередь передают информацию потребителям. В связи с возрастанием объема перерабатываемой информации наиболее сложными вопросами для владельцев является выбор техники и методов обработки, хранение массивов данных и их поиск. Для решения этих вопросов создается специальное программное обеспечение, которое вместе с массивами информации составляет банк данных. Мировой рынок информационных услуг подчиняется общим законам конкурентной борьбы между его суъектами. Примерно 3/4 современного мирового рынка информационных услуг приходится на операции пяти стран. Причем доля США — более 50%, что значительно больше доли этой страны, например, в мировой торговле (12%). На втором месте Япония, объем операций которой в 1995 г. оценивался в 3,5 млрд долл., т.е. приближался к 10% мирового рынка. Третье место занимает Великобритания. В списке мощных ЭВМ мира (ТОП 500) к суперЭВМ относят вычислительные системы общего назначения, быстродействие которых составляет десятки миллионов операций с «плавающей» запятой в секунду. Этот список возглавляет компания «Intel». Несмотря на широкую конкуренцию и развитие информационных технологий, в 90-е гг. все в большей степени встают вопросы создания государственных и межгосударственных информационных и телекоммуникационных инфраструктур, а также мощных суперкомпьютерных компаний. В США, Западной Европе и Японии ведутся работы в рамках государственных и межгосударственных программ. Европейская комиссия объединила свои ресурсы с целью развития информационных технологий, коммунальных инфраструктур и вычислительных систем. В настоящее время выполняется четырехрамочная программа (1994—1998 гг.), объем финансирования которой — 3,6 млрд ЭКЮ. Основными направлениями этой программы является создание высокопроизводительной вычислительной сети (стоимость данного проекта оценивается в 244 млн ЭКЮ) и передовых коммуникационных технологий и обслуживания (630 млн ЭКЮ). Общий объем финансирования — 215 млн долл. в год. СтраныЕС пытаются создать собственные мощные вычислительные системы и нарушить монополию США и Японии. Уже сегодня существуют системы суперкомпьютерных центров ЕС (ФРГ, Великобритания, Франция, Италия и др.). Их финансирование осуществляется в основном за счет государственных средств, а также других источников, в том числе из местных бюджетов. Развитие экономики все в большей степени будет нуждаться в развитых информационных услугах, а процесс интернационализации национальных экономик будет способствовать дальнейшему расширению международных информационных услуг.
Рынок транспортных услуг
Рынок транспортных услуг представляет собой куплю-продажу услуг по перевозке, транспортировке грузов из одной страны в другую. Транспорт является ведущим связующим звеном во внешней торговле товарами. Товары сами по себе перемещаться от продавца к покупателю не могут, поэтому возникают определенные посреднические операции по их перемещению, выделяющиеся в самостоятельную сферу услуг, — транспортные операции, осуществляемые транспортными организациями. Такие операции наряду с национальными (транспортировка внутри страны) могут быть и международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на внешних, относительно страны-продавца и страны-покупателя, участках маршрута перевозки. Обычно процесс доставки в международной торговле включает перевозку, международную транзитную перевозку и транспортировку от пограничного пункта страны-импортера до внутреннего пункта потребления товара. В более широком смысле международные транспортные услуги помимо непосредственно перевозочной деятельности включают различные сопутствующие операции: доставка грузов от склада отправителя до ближайшего грузового терминала, его погрузка на магистральные транспортные средства, перегрузка на другие виды транспорта в промежуточных пунктах и переоформление перевозочных документов. Рынок транспортных услуг появился достаточно давно, раньше, чем другие рынки услуг, что связано с его ролью в развитии мировой торговли. При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение предмета транспортной операции между двумя и более странами. Впоследствии рынок развивался и расширялся довольно быстрыми темпами, особенно в период так называемой транспортной революции 60—80-х гг. XX в. В 90-е гг. он продолжает сохранять устойчивые темпы роста. В процессе развития рынка создавались новые транспортные средства, произошли изменения в сфере транспорта, что привело к появлению интермодальных перевозок, в которых участвуют два и более видов транспорта. Такие перевозки отличаются большой слаженностью, высокими качественными стандартами, синхронностью работы участников транспортного процесса. Изменились и технологии перевозки и погрузочно-разгрузочных операций. Удельный грузооборот на всех видах транспорта существенно возрос. Так, в 1997 г. всеми вицами транспорта, участвующими во внешних связях России, было перевезено 560 млн т экспортно-импортных грузов. Постоянно увеличивается спрос на международные перевозки грузов и пассажиров. В авиации за прошедшие 15 лет грузооборот более чем удвоился, на морском флоте увеличился в 1,5 раза*. * Мировая экономика и международные отношения. — 1997. — № 8. — С. 50.
В международном транспортном процессе основными агентами выступают грузовладельцы и перевозчики. Кроме того, в нем участвуют различные хозяйствующие субъекты, включая операторов грузовых терминалов. Международные транспортные услуги, являясь специфическим товаром, продаются и покупаются на международных транспортных рынках, которые различаются в зависимости от следующих факторов. 1. От географических районов перевозки — межстрановые, межконтинентальные. В географическом отношении в последнее время перевозка грузов и пассажиров между разными странами и континентами все больше превращается в единый технологический процесс. В 90-е гг. шире стали использоваться так называемые транспортные коридоры, объединяющие на определенных направлениях сразу несколько видов транспорта для перевозок через территорию ряда стран с соответствующим финансовым и правовым обеспечением. 2. От видов перевозимых грузов — грузовой, пассажирский. Наиболее развит грузовой транспорт. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг ведущими являются США, Великобритания и Франция. 3. От видов транспорта — морские перевозки, внутренний водный транспорт, автомобильный, воздушный, трубопроводный, железнодорожный транспорт. Морские перевозки. Мировой фрахтовый рынок представляет собой сферу контрактов между производителем продукции транспорта, предлагающим транспортную услугу, и потребителем, предъявляющим спрос на данный специфический вид товара. Этому рынку принадлежит главное место в формирующейся единой транспортной системе, на него приходится 80% всего грузооборота мировой торговли. Рынок морских перевозок можно классифицировать: • По типам фрахтуемых судов — на рынки сухогрузного и танкерного тоннажа. Большая роль принадлежит танкерным судам, на которые приходится 70% всего тоннажа, хотя наблюдается ярко выраженная тенденция к его сокращению. Суда универсального типа для перевозки генеральных грузов составляют 13,8%, а контейнеровозы — 6,4%. • По видам сообщения — рынки трампового и линейного тоннажа. • По видам судов — рейсового и арендованного тоннажа. • По географии — на секции: североевропейский, средиземноморский, дальневосточный, североамериканский, южно-американский. • По предложению транспортных услуг. Основным международным соглашением, определяющим взаимоотношения участников договора морской перевозки и правовой статус коносамента, является Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (1924 г.). С этого времени объем международных морских перевозок растет из года в год, за исключением определенных кризисных моментов, последний из которых был в 1988 г. Затем вновь наблюдался устойчивый рост объема мировых перевозок. В 1995 г. он вырос на 3,7% (4,65 млрд т), в 1996 г. — на 3,5% (4,8 млрд т), в 1997 г. достиг 5 млрд т. Согласно прогнозам, до 2006 г. ожидается ежегодный его прирост на 3,9%. Еще одним показателем развития рынка морских перевозок выступает суммарная грузоподъемность (см. табл. 6.10). Таблица 6.10
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|