Социология и изучение общества
Стр 1 из 28Следующая ⇒ ПРОГРАММА *ОБНОВЛЕНИЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ* С. С. ФРОЛОВ социология Учебник Для высших учебных заведений МОСКВА "НАУКА" 1994 ПРОГРАММА.. 1 С. С. ФРОЛОВ.. 1 Учебник. 1 ПРЕДИСЛОВИЕ.. 4 СОЦИОЛОГИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА.. 6 ОТКРЫТИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 6 § 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ.. 6 § 2. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ.. 13 Глава 2 СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.. 18 § 1. ПОЛУЧЕНИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ.. 18 § 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ... 23 § 3. УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.. 27 § 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "КУЛЬТУРА". 32 § 2. КУЛЬТУРА И СИСТЕМА НОРМ... 35 § 3. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ... 41 § 4. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.. 43 § 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ.. 46 КУЛЬТУРЫ... 46 Глава 2 ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО.. 57 § 1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.. 57 8 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.. 60 Глава 3 СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ И ЛИЧНОСТЬ.. 67 § 1. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ РОЛЯМ... 68 § 2. ПРЕДПИСАННЫЕ И ДОСТИГАЕМЫЕ СТАТУСЫ... 70 § 3. РОЛЕВОЕ НАПРЯЖЕНИЕ И РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ.. 75 Глава 4 СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ.. 80 § 1. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.. 81 § 2. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (ДЕВИАНТНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ.. 84 Раздел III СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ.. 97 Глава 1 ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ.. 97 § 1. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ... 97 § 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.. 100 Глава 2 СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.. 106 § 1. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.. 107 § 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЗАВИСИМОСТИ И ВЛАСТИ.. 111 Глава 3 СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ... 122 § 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "ИНСТИТУТ". 123 § 2. ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ.. 125 § 3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ.. 128 § 4. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ 131
§ 5. ИНСТИТУТ СЕМЬИ.. 138 Раздел IV СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ... 146 Глава I ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП.. 146 § 1. ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА?. 146 § 2. КВАЗИГРУППЫ... 149 Глава 2 ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП.. 155 § 1. ГРУППЫ, РАЗДЕЛЯЕМЫЕ ПО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К НИМ ИНДИВИДОВ.. 155 § 2. ГРУППЫ, РАЗДЕЛЯЕМЫЕ ПО ХАРАКТЕРУ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ИХ ЧЛЕНАМИ 160 § 3. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА.. 163 Глава 3 СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.. 167 § 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА.. 167 § 2. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ.. 176 Раздел V СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ... 182 Глава 1 СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ... 182 § 1. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ.. 183 § 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ... 187 Глава 2 СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ.. 196 § 1. ПРИРОДА СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ.. 196 § 2. СОЦИАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ, БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ И РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ.. 204 § 3. ЛИЧНОСТНАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К СОЦИАЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЯМ... 208 Глава 3 СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.. 213 § 1. ПРИРОДА СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ.. 213 § 2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ.. 218 § 3. ИНДИВИД И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.. 221 § 4. МИГРАЦИЯ.. 224 Глава 4 СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ... 226 § I. ЭТАПЫ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТА.. 227 § 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНФЛИКТА.. 238 СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ.. 244 ЛИТЕРАТУРА.. 250 ОГЛАВЛЕНИЕ.. 256
ББК60.5 Ф91
Данное издание представляет собой авторскую работу, вошедшую в число победителей в открытом конкурсе "Гуманитарное образование в высшей школе", который проводится Государственным комитетом РФ по высшему образованию и Международным фондом "Культурная инициатива". Конкурс является составной частью программы "Обновление гуманитарного образования в России". Спонсором программы является известный американский предприниматель и общественный деятель Джордж Сорос.
Стратегический комитет программы: Владимир Кинелев, Владимир Шадриков, Валерий Меськов, Теодор Шанин, Дэн Дэвидсон, Елена Карпухина
Рецензенты: докторы социологических наук А.И. Кравченко, И.А. Бутенко Редактор издательства Н.K. Воеводенко Фролов С.С. Ф 91 Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с. ISBN 5-02-013586-0 Экспериментальный учебник обращен прежде всего к тем, кто начинает изучать курс социологии в вузах. В нем в максимально простой и доступной форме представлены основы общей социологии, раскрывается содержание и смысл наиболее употребляемых понятий. Данное издание составлено с использованием зарубежных и отечественных учебников, монографий и статей, снабжено схемами, графиками и таблицами. Рассчитано в основном па студентов технических вузов, а также на студентов первого года обучения по специальности "социология". Ф 0302000000-119 Без объявл. 042(02)-94 ББК 60.5 ISBN 5-02-013586-0 © С.С. Фролов, 1994 © В.В. Медведев, художественное оформление, 1994 ПРЕДИСЛОВИЕ Представляя вниманию читателей этот экспериментальный учебник, автор прежде всего хотел бы, чтобы студенты, впервые изучающие комплекс общественных наук, открыли для себя одну из самых молодых и содержательных наук об обществе - социологию. При этом они должны освободиться от тех представлений об этой науке, которые, хотя и общеприняты, но не соответствуют действительности. Обычно слово "социология" ассоциируется с проведением опросов, изучением общественного мнения. Этому убеждению во многом способствуют телевизионные передачи, статьи в газетах, в которых приводятся результаты опросов и сведения о процентах высказавших свое мнение относительно того или иного события, признания или непризнания политического деятеля или об удовлетворенности либо неудовлетворенности условиями существования. При сведении социологии к проведению опросов сознательно упрощается ее глубокое содержание и не оставляется ей права быть наукой. Судить о социологии только как об опросах общественного мнения - значит уподобляться тем, кто сводит всю радиоэлектронику к работе осциллографа. Конечно, опросы - важный инструмент исследования в социологии, однако основной задачей ученых-социологов следует считать анализ и осмысление проблем, связанных с функционированием и развитием как общества в целом, так и отдельных социальных групп и институтов.
Какие же основные цели преследует данный учебник? Первая и наиболее важная цель - сделать так, чтобы читатели смогли под новым углом зрения, в новом свете увидеть знакомые всем и обыденные отношения между людьми и их объединениями. При этом должно сложиться социологическое видение окружающей действительности, возникнуть интерес к изучению социальных проблем. Вторая цель - культивирование у студентов навыков научного анализа, беспристрастного научного подхода к проблемам без налета этноцентризма и без груза прошлых заблуждений, неизбежно возникающих при обыденном взгляде на общественные явления. Объективность изложения, отсутствие политической подоплеки, искажающей реальные события, - вот к чему стремился автор. Третьей целью можно считать попытку в простой и доступной форме изложить основные понятия и концепции об окружающем нас мире людей и их взаимоотношениях. В этой книге можно найти ответы на такие, например, вопросы: что такое власть, почему люди объединяются в группы, что представляют собой социальные институты, как происходят изменения в обществе. Ответы на подобные вопросы позволят легче ориентироваться в сложном, полном проблем социаль ном мире, принимать ответственные решения, планировать свои действия. Насколько успешно достигнуты все эти цели, судить читателю. В учебнике нет обильного цитирования различных литературных источников, которое, по нашему мнению, создает неразбериху и не способствует четкой логике изложения материала. Однако все изложенное явилось результатом проработки многочисленных монографий, статей и учебников по социологии как отечественных, так и зарубежных авторов. Кроме того, в учебник включены многочисленные разработки, сделанные лично его автором в процессе преподавания курса социологии в Государственной академии управления. Особенно это касается тех глав, в которых говорится о социальных институтах, социальных отношениях, социальных процессах, конфликтах и т.д.
Можно надеяться, что читатели получат представление о социологии как о сложившейся науке, в которой существует логически обоснованная система четких определений, концепций и постулатов. Автор далек от убеждения, что представленный материал полностью охватывает все области социологии и все существующие в ней проблемы. Однако несомненно, что основные понятия и категории социологии нашли здесь свое отражение. Это дает возможность надеяться, что данное издание окажется удобным для усвоения студентами учебного курса и полезным преподавателям для разработки учебных программ и лекций по социологии. Раздел I СОЦИОЛОГИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА Глава 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|