Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Почему воплотился именно Сын?

Христология определение, виды

Христология (от др.-греч. Χρίστος — Христос и λόγος — учение) — учение об Иисусе Христе, раздел христианского богословия, освещающий вопросы воплощения Бога Сына (второго Лица Святой Троицы), сочетания во Христе божественной и человеческой природы, а также вопросы связанные с жизнью Богочеловека. (из Википедии)

(http://azbyka.ru/bogovoploshhenie)

Христология – раскрываемое Церковью учение о Богочеловеке Иисусе Христе, раздел догматического богословия.

Христология дает ответ на вопросы: Какова Личность (Лицо, Ипостась) Иисуса Христа? Каким образом в Нем соединены две природы – Божественная и человеческая? В связи с этими вопросами христология логически разделяется на две части:

1. учение о Ипостаси Бога-Слова, которое неразрывно связано с учением о Святой Троице, и

2. учение о Боговоплощении.

На вопрос о Личности Иисуса Христа христология дает ответ: Личностью (Лицом, Ипостасью) Иисуса Христа является Вторая Ипостась (Лицо) Святой Троицы – Вечное Божественное Слово (Логос), именуемое Единородным Сыном Божьим. Божье Слово изволило воплотиться, то есть принять в Себя человеческую природу, став Богочеловеком Иисусом Христом.

На вопрос о соединении природ в Богочеловеке Иисусе Христе христология отвечает: в Богочеловеке Иисусе Христе нераздельно и неслиянно соединены две природы – природа совершенного Бога и природа совершенного человека, Иисус Христос обладает всей полнотой Божественного и человеческого естества, соединенных в Его единой Божественной Ипостаси.

Учение о Ипостаси Бога-Слова

Личные (ипостасные) свойства — несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащими тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем Их как особые Ипостаси.

Учение о Триединстве Божества сводится к следующим основным положениям:

1.Бог троичен, троичность состоит в том, что в Боге — Три Лица (Ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2.Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3.Три Божественных Лица отличаются личными (ипостасными) свойствами.

Отношение между Отцом и Сыном есть отношение предвечного рождения.

Отношение между Отцом и Сыном есть отношение предвечного рождения.

Следует отметить, что хотя, согласно Откровению, Святой Дух личностно отличен от Сына и есть «другой Утешитель» (Ин. 14, 16), между Сыном и Святым Духом нет особого отношения ипостасной соподчиненности. Различие между Ними устанавливается не непосредственно, а через отношение второй и третьей Ипостаси к Отцу.

Боговоплощение

1. Событие вочеловечения Бога для исцеления падшей человеческой природы, которое не имеет себе равных в истории мира и принципиально меняет отношения между Богом и человеком.

2. Основополагающий догмат христианства, утверждающий, что в Иисусе Христе осуществилось уникальное, однократное, чудесное сочетание Божественной и человеческой природ. Православное учение о сочетании во Христе двух природ было изложено в 451 г. на IV Вселенском соборе в Халкидоне. Учение о двух волях во Христе было закреплено в 680г. на VI Вселенском соборе.

Халкидонское определение гласит, что Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек, единосущный Богу Отцу по Божеству и единосущный людям по человечеству, во всем нам подобный, кроме греха. Оба естества в Нем соединены не сливаясь, но и не разъединяясь. Это следует понимать в том смысле, что Личность Христа не человеческая, а Божественная. Она облекается в человеческую природу, которая во Христе имеет свою волю, отдельную от воли Бога, однако свободно подчиняющуюся воле Божества.

Православие подчеркивает, что Боговоплощение – чудо и тайна, во всей конкретности недоступная человеческому разуму. Явление во плоти Сына Божия и Его искупительный подвиг есть духовный центр истории человечества. Все, что было до Христа и что имеет место после Его земного служения, обретает истинный смысл в зависимости от отношения ко Христу и Его делу.

Боговоплощение главнейшая часть замысла Бога о тварном мире. Решение о Боговоплощении принято на Предвечном совете Божьем о спасении человеческого рода. По слову св. Максима Исповедника: «…еще до веков было продумано (Богом) соединение предела и беспредельности, меры и безмерности, края и бескрайности, твари и Творца, движения и покоя – то соединение, которое было явлено во Христе в конце времен».

По учению Церкви, Сын Божий есть Слово, рождаемое в вечности от Бога Отца. Святой Дух – Выразитель и Сопроводитель Слова. Нечто похожее можно наблюдать и в человеке. Человеческая мысль, рождаемая от человеческого ума, отдаленно сравнима с Божественным Словом. Собственно, человеческая мысль – это как бы его сокровенное слово, не выраженное во вне, ведь каждый человек строит мысль при помощи слов: пойду туда-то, сделаю то-то… Для того, чтобы мысль была озвучена – выражена во вне – необходимо действие дыхания, голоса. И здесь наше дыхание напоминает Святой Дух, являющийся Выразителем Божьего Слова. Основание для такой аналогии находится в Библии: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс. 32:6).

Давайте представим, что человеческий ум рождает какую-либо мысль, а человеческая рука фиксирует данную мысль на бумажный листок. Мысль, записанная на бумаге есть как бы мысль, соединенная с бумажным листом. Здесь можно видеть аналогию соединения Божественного Слова с человеческим естеством (что, собственно, и называется вочеловечиванием Сына Божия). Но ведь соединяемая с бумагой человеческая мысль (человеческое слово) в момент соединения не разлучается с умом. Она и пребывает в уме, и переносится на лист. Соединение мысли с бумагой не означает отделение мысли от рождающего ее ума. Соединение Бога Слова с человеческим естеством (вочеловечивание, боговоплощение) также не означает отделение Сына Божия от рождающего Бога Отца. В нашей аналогии со словом и бумагой выразителем человеческой мысли (слова) явилась человеческая рука, записавшая мысль. Это означает, что мысль «соединилась» с бумагой при содействии выразителя-руки. Выразителем же Слова Отца является, как мы с вами выяснили, – Дух. Но и о воплощении Слова мы читаем, что оно совершилось при содействии Святого Духа: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35). Троица при этом осталась нераздельной.

Как понять единотроичность Божества? митр. Иларион Алфеев:

Бог равным образом любит и праведников и грешников, не делая различия между ними: «У Него одна любовь по отношению к нам и к святым Ангелам. И к грешникам она такая же, как к праведникам. Свидетельством этого является Боговоплощение». Прежде сотворения человека Бог уже знал о его будущей греховной жизни – и все-таки сотворил его. Бог знал всех людей прежде, чем они стали праведниками или грешниками, и в Своей любви не изменился из-за того, что они подверглись изменению.

Почему воплотился именно Сын?

Он Бог Слово, в нём открывается Отец. Познать Его Богом люди могут только действием Святого Духа. Апостол Павел утверждает, что: никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым (1 Кор.12:3). Это значит, что исповедовать Христа Господом может только тот, на чье ум и сердце воздействовала Божественная благодать, кто открыл сердце для Бога. Поэтому многие читают Библию, заходят в храм, но воспринимают это как абстрактную информацию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...