Значение дизайна в организации структуры газеты.
Топ-лист По дисциплине «Выразительные средства печати» Понятие выразительных средств печати.
Выразительные средства печати – это совокупность логико-смысловых, языково-стилистических, композиционно-графических и профессионально-публицистических приемов усиления информационной емкости, образности, убедительности журналистских текстов для наиболее эффективного влияния на массовую аудиторию. Факторы, влияющие на повышение роли ВСП в современной российской журналистике.
- конкурентная среда на рынке современной российской прессы; - повышение культуры и требовательности читательской аудитории; - возрастание профессионализма журналистских кадров; - взаимовлияние СМИ. Системный характер выразительных средств журналистики. Функции выразительных средств в периодическом издании. - экспрессивная; - коммуникативная; - композиционно-синтаксическая; - логико-смыслового подчеркивания. Принципы использования выразительных средств на страницах периодической печати. - системный характер; - соответствие проблемно-тематическому содержанию издания (текста); - соответствие жанровой форме произведения; - соблюдение меры (уровень необходимого и достаточного); - креативности (развития); - индивидуализации. Общее и особенное в использовании приемов усиления выразительнос-ти в прессе, на радио и телевидении. Типология выразительных средств печати. Принципы диалектической логики в системе логико-смысловых оснований выразительности текста. - восхождение от абстрактного к конкретному; - единство исторического и логического; - движение от явлений к сущности;
- объективность и всесторонность анализа фактов; - развитие мысли от простого к сложному.
Соблюдение законов формальной логики – обязательное условие дос-тижения выразительности публицистического произведения. - закон тождества (определенность); - закон противоречия; - закон исключенного третьего; - закон достаточного основания.
Аудиторные и редакционные факторы, влияющие на выбор выразительных средств в печатном издании. Публицистический факт в системе приемов усиления выразительности текста.
В философской литературе – принято говорить о фактах объективных и научных. В публицистическом творчестве широко анализируются, описываются социальные факты – события, явления общественной практики, связанные с деятельностью и отношениями социальных субъектов (индивиды, социальные группы, слои, классы).
Публицистический факт – это единичное явление, событие социальной реальности, отображаемое в публицистическом произведении в целях определенного идейно-политического, социально-педагогического воздействия на массовую аудиторию. Виды фактического материала в публицистических произведениях.
I - факт-информация
II - факт-противоречие - факт-анализ - факт-аргумент
III - факт-персонифицированный образ - факт-социальное отношение Общие, атрибутивные характеристики фактического материала, опреде-ляющие его выразительные возможности. а) конкретность, точность, достоверность (наличие «адреса», персонифицированность, неприблизительность); б) понятность, доступность; в) убедительность, полнота изложения.
Внутренние, содержательно-выразительные признаки публицистических фактов. а) уникальность, редкость, новизна; б) соотнесенность с судьбами людей; в) ожидаемость факта, имеющего большое общественное – полити- ческое, научное, экономическое и т.д. – значение;
г) существенность факта – т.е. его ценностная значимость (с точки зрения морали, нормы права); д) типичность факта, отражающая внутреннюю, сущностную сторо- ну явлений. Публицистические приемы усиления выразительности фактического мате-риала. - дать факты в сравнении или противопоставлении; - выразить собственное отношение к данному факту, дать ему оценку, придать сообщению о нем эмоциональную окраску; - дать подробное описание события, детализировать его; - дать «измерение» факта в ином пространственно-временном соотношении.
Лицо периодического издания, факторы его формирования в современных условиях.
Лицо печатного издания – обобщающее понятие, отражающее единство его содержательного, композиционно-графического и языково-стилистического аспектов.
Факторы: - уровень культуры, характер эстетических запросов массовой аудитории; - доминирующий художественный стиль исторического периода, его отражение в графическом дизайне; - профессиональная грамотность и культура журналистских кадров; - технические возможности производственной базы; - взаимовлияние СМИ.
Общее в лице современных периодических изданий.
- тематическое и жанровое разнообразие публикаций; - превалирование информационно-событийной составляющей в содержании изданий; - отчетливо выраженная идеологическая направленность и политическая ангажированность изданий; - динамика внутренней формы, «монтажность» структурно-композиционных построений; - креативность композиционно-графических решений (продуктивность, неожиданность); - открытая заявленность авторской позиции; - богатство языково-стилистических приемов выразительности.
Тенденции дизайна в современной российской прессе. Дизайн (англ. Design) – замысел, проект, чертеж, рисунок.
- актуализация оформления как типообразующей характеристики издания; - поиск индивидуального «фирменного» дизайна издания; - широкое распространение наиболее функциональных элементов оформления; - «психологизация» оформления: учет психологических особенностей восприятия аудиторией внешнего облика издания;
- динамичность и инвариантность дизайнерских решений.
Дизайн - кроме обычных операций со шрифтами и макетами - предполагает также художественно-техническое проектирование издания, создание его стабильной конструк-ции, которая служит моделью для серийного оформления номеров.
Роль художественно-технического оформления в создании выразительного дизайна печатного издания.
Художественно-техническое оформление газеты – это система размещения публикаций и их заголовков в газетном номере и на каждой из его страниц, способы выделения важнейших материалов, выбор и применение шрифтов для набора текстов и заголовков, использование различных видов иллюстраций, а также использование основного – черного и дополнительных цветов. Значение дизайна в организации структуры газеты. Структура газеты представляет собой размещение основных разделов и рубрик в газете и связи между ними, а именно – соподчиненность, последовательность расположения, порядок следования основных разделов и постоянных рубрик газеты по номерам или дням недели (временной аспект) в зависимости от их значения, актуальности и оперативности; установление соответствующих жанровых, размерных и других пропорций в зависимости от типа издания и его традиций. (С.И. Галкин)
Требования: хорошо продуманная структура периодического издания должна быть ясной, четкой, ритмичной. Три уровня организованности структуры: низкий, средний, высокий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|