Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение дизайна в организации структуры газеты.

Топ-лист

По дисциплине «Выразительные средства печати»

Понятие выразительных средств печати.

 

Выразительные средства печати – это совокупность логико-смысловых, языково-стилистических, композиционно-графических и профессионально-публицистических приемов усиления информационной емкости, образности, убедительности журналистских текстов для наиболее эффективного влияния на массовую аудиторию.

Факторы, влияющие на повышение роли ВСП в современной российской журналистике.

 

- конкурентная среда на рынке современной российской прессы;

- повышение культуры и требовательности читательской аудитории;

- возрастание профессионализма журналистских кадров;

- взаимовлияние СМИ.

Системный характер выразительных средств журналистики.

Функции выразительных средств в периодическом издании.

- экспрессивная;

- коммуникативная;

- композиционно-синтаксическая;

- логико-смыслового подчеркивания.

Принципы использования выразительных средств на страницах периодической печати.

- системный характер;

- соответствие проблемно-тематическому содержанию издания (текста);

- соответствие жанровой форме произведения;

- соблюдение меры (уровень необходимого и достаточного);

- креативности (развития);

- индивидуализации.

Общее и особенное в использовании приемов усиления выразительнос-ти в прессе, на радио и телевидении.

Типология выразительных средств печати.

Принципы диалектической логики в системе логико-смысловых оснований выразительности текста.

- восхождение от абстрактного к конкретному;

- единство исторического и логического;

- движение от явлений к сущности;

- объективность и всесторонность анализа фактов;

- развитие мысли от простого к сложному.

 

Соблюдение законов формальной логики – обязательное условие дос-тижения выразительности публицистического произведения.

- закон тождества (определенность);

- закон противоречия;

- закон исключенного третьего;

- закон достаточного основания.

 

Аудиторные и редакционные факторы, влияющие на выбор выразительных средств в печатном издании.

Публицистический факт в системе приемов усиления выразительности текста.

 

В философской литературе – принято говорить о фактах объективных и научных.

В публицистическом творчестве широко анализируются, описываются социальные факты – события, явления общественной практики, связанные с деятельностью и отношениями социальных субъектов (индивиды, социальные группы, слои, классы).

 

Публицистический факт – это единичное явление, событие социальной реальности, отображаемое в публицистическом произведении в целях определенного идейно-политического, социально-педагогического воздействия на массовую аудиторию.

Виды фактического материала в публицистических произведениях.

 

I - факт-информация

 

II - факт-противоречие

- факт-анализ

- факт-аргумент

 

III - факт-персонифицированный образ

- факт-социальное отношение

Общие, атрибутивные характеристики фактического материала, опреде-ляющие его выразительные возможности.

а) конкретность, точность, достоверность (наличие «адреса», персонифицированность, неприблизительность);

б) понятность, доступность;

в) убедительность, полнота изложения.

 

Внутренние, содержательно-выразительные признаки публицистических фактов.

а) уникальность, редкость, новизна;

б) соотнесенность с судьбами людей;

в) ожидаемость факта, имеющего большое общественное – полити- ческое, научное, экономическое и т.д. – значение;

г) существенность факта – т.е. его ценностная значимость (с точки зрения морали, нормы права);

д) типичность факта, отражающая внутреннюю, сущностную сторо- ну явлений.

Публицистические приемы усиления выразительности фактического мате-риала.

- дать факты в сравнении или противопоставлении;

- выразить собственное отношение к данному факту, дать ему оценку, придать сообщению о нем эмоциональную окраску;

- дать подробное описание события, детализировать его;

- дать «измерение» факта в ином пространственно-временном соотношении.

 

 

Лицо периодического издания, факторы его формирования в современных условиях.

 

Лицо печатного издания – обобщающее понятие, отражающее единство его содержательного, композиционно-графического и языково-стилистического аспектов.

 

Факторы:

- уровень культуры, характер эстетических запросов массовой аудитории;

- доминирующий художественный стиль исторического периода, его отражение в графическом дизайне;

- профессиональная грамотность и культура журналистских кадров;

- технические возможности производственной базы;

- взаимовлияние СМИ.

 

Общее в лице современных периодических изданий.

 

- тематическое и жанровое разнообразие публикаций;

- превалирование информационно-событийной составляющей в содержании изданий;

- отчетливо выраженная идеологическая направленность и политическая ангажированность изданий;

- динамика внутренней формы, «монтажность» структурно-композиционных построений;

- креативность композиционно-графических решений (продуктивность, неожиданность);

- открытая заявленность авторской позиции;

- богатство языково-стилистических приемов выразительности.

 

Тенденции дизайна в современной российской прессе.

Дизайн (англ. Design) – замысел, проект, чертеж, рисунок.

 

- актуализация оформления как типообразующей характеристики издания;

- поиск индивидуального «фирменного» дизайна издания;

- широкое распространение наиболее функциональных элементов оформления;

- «психологизация» оформления: учет психологических особенностей восприятия аудиторией внешнего облика издания;

- динамичность и инвариантность дизайнерских решений.

 

Дизайн - кроме обычных операций со шрифтами и макетами - предполагает также художественно-техническое проектирование издания, создание его стабильной конструк-ции, которая служит моделью для серийного оформления номеров.

 

Роль художественно-технического оформления в создании выразительного дизайна печатного издания.

 

Художественно-техническое оформление газеты – это система размещения публикаций и их заголовков в газетном номере и на каждой из его страниц, способы выделения важнейших материалов, выбор и применение шрифтов для набора текстов и заголовков, использование различных видов иллюстраций, а также использование основного – черного и дополнительных цветов.

Значение дизайна в организации структуры газеты.

Структура газеты представляет собой размещение основных разделов и рубрик в газете и связи между ними, а именно – соподчиненность, последовательность расположения, порядок следования основных разделов и постоянных рубрик газеты по номерам или дням недели (временной аспект) в зависимости от их значения, актуальности и оперативности; установление соответствующих жанровых, размерных и других пропорций в зависимости от типа издания и его традиций. (С.И. Галкин)

 

Требования: хорошо продуманная структура периодического издания должна быть ясной, четкой, ритмичной.

Три уровня организованности структуры: низкий, средний, высокий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...